СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С ПЕРВОНАЧАЛЬНЫМИ НАВЫКАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С ПЕРВОНАЧАЛЬНЫМИ НАВЫКАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Босова В.Н.,

МОУ «Яснозоренская СОШ»

Белгородского р-на

Белгородской обл В педагогической литературе последних лет великий носитель подлинной педагогики Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку : « Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ» [Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. / М.: Центр «педагогический поиск». - 2012 г. 245 с.] Щуркова Н.Е. Доктор педагогических наук, профессор, даёт такое определение: « Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.»[ Щуркова Н.Е. Щ98 Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.] Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии - урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным. Выделяет три постулата современного урока:

  1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
  2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
  3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы. С переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрел системно-деятельностный подход. Для реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира используются исследовательская, творческая деятельность:дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Это способствует созданию у обучающихся эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность. Урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий. Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности. На уроке окружающего мира в первом классе , изучая тему : «Органы чувств. Твои помощники - органы чувств », обучающимся был задан вопрос: - Как вы думаете, может ли человек полноценно существовать без наших помощников? Чтобы точно и полно ответить на этот вопрос, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? Исследователь - человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам. Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). - Отгадайте, какого помощника мы будем исследовать в первую очередь? Загадка: Оля смотрит на кота, На картинки-сказки. А для этого нужны Нашей Оле ...(глазки) Исследование 1 - органа зрения Обучающимся предлагается разделиться на 3 группы (по рядам) и приступить к исследованию. Каждая группа получает задание. На каждую группу выдаются предметы для исследования: 1-я гр. получает конверт с листами цветного картона одинакового размера, 2-я гр. - конверт с геометрическим фигурами одного цвета, но разной формы и размера; 3-я гр. - книги, журналы, открытки с репродукциями картин. 1-я группа: Что общего и в чем различие предметов? 2-я группа: Рассмотрите геометрические фигуры и разбейте их на группы. 3-я группа: Рассмотрите книги, журналы, может быть, успеете что-то прочитать. Выступление представителей от групп: 1-я гр. приходит к мнению, что глаза помогают нам видеть различные цвета. 2-я гр. Глазами мы видим цвет, различаем форму и размер предметов. 3-я гр. С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть красивые картины. Вывод: Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, размер, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира. После проведённого исследования нам необходимо дать научное определение: Глаза - это неотъемлемая часть организма, т.е. орган. Может вы догадались, орган чего? (Глаза - это орган зрения.) С помощью этого органа мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. - Исследование 2 - органа слуха Об исследовании про орган слуха, обучающимся предлагается обратить внимание на ряд картинок. Выберите ту картинку, которая соответствует тому, что вы сейчас услышите. (Звучит запись «Звуки леса») Какой орган позволяет нам почувствовать речь людей и шум ветра, шелест травы и журчание ручья, пение птиц? Все это звуки окружающей нас природы. - Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши - это орган чего? (Орган слуха) Орган слуха у человека - это парный орган, предназначенный для восприятия звуковых сигналов. Обучающимся также было предложено провести исследование других органов чувств человека : языке - органе вкуса, носе - органе обоняния, коже - органе осязания. Они сделали вывод, что органы чувств помогают нам узнавать, что происходит в мире вокруг нас и помогают нам ориентироваться в нём. Они связывают наш организм с окружающей средой. Это наши окошки в большой мир, который нас окружает. Урок был очень интересным. Обучающиеся активно принимали участие в исследовательской деятельности. Они с интересом открывали новые знания, выстраивали их в систему, применяли на практике (слушали, нюхали), исследовали, проводили опыты… Было очень приятно работать с умными, наблюдательными исследователями. Реализуя системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что исследования делают процесс познания более продуктивным.
© 2010-2022