Урок по окружающему миру на тему: Разнообразие животных

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока окружающего мира в 3 классе. УМК «Школа России»

Тема: Разнообразие животных

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление о разнообразии животных на Земле;

познакомить с животными пяти типов: хордовые, иглокожие, членистоногие, моллюски, черви; познакомить с классами внутри этих типов: звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, паукообразные, насекомые, ракообразные; показать на основании каких признаков зоологи различают по типам и классам, (детям не требуется четко разграничивать понятия "класс" и "тип", просто называют "группа" животных, т.к. автор учебника не ставил целью разграничить эти понятия), научить определять к какому классу или типу относится определенное животное.

Развивающая: Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать внешний вид животных, рассуждать, делать выводы.

Воспитательная: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, интерес к животному миру Земли, формировать ответственное, бережное отношение к животным.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о мире животных и что ещё нужно узнать.

Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между представителями живой природы, учиться классифицировать животных.

Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение.

Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; умение работать в группах. (Дети садятся на урок по группам)

Метапредметные: ввести в урок понятия "эволюция " и "революция" изучаемые на уроках истории, "целое" и "части", изучаемые на уроках математики.

Планируемые достижения учащихся.

-усвоить, что на Земле есть разнообразные животные и приводить примеры животных разных групп,

-понимать, что разнообразие животных на Земле возникло в процессе эволюции, и каждый вид животных является частью целого мира фауны.

Оборудование: макеты животных представителей разных видов и типов,

презентация для интерактивной доски

ключевые слова: "ЧАСТЬ","ЦЕЛОЕ", "ЭВОЛЮЦИЯ", "РЕВОЛЮЦИЯ",

листы А4 с темой "Разнообразие животного мира" и вопросами: "Как разделить животных по группам?","По каким признакам распределить животных?", "Действительно ли животный мир разнообразен?";

портрет Карла Линнея,

звездочка, с пятью типами животных, и классами в каждом типе, (Прикреплен файл)

два рисунка с изображением двух "рек": ровной, спокойной, расширяющей своё русло , и другая с резкими поворотами.

Ход урока:

1. Организационный момент. Психологический настрой.

- Скажите ребята, что вы ждёте от урока? Каким вы хотите, чтоб он был?

Ученики: - Мы хотим, чтоб урок был интересным и веселым, увлекательным, нескучным.

Учитель: - Мы с вами постараемся, чтобы ожидания наши оправдались и урок получился интересным и увлекательным.

2. Сообщение темы с мотивирующим приемом. Звуковой файл с записью звуков, издаваемые разными животными.

Учитель: - Ребята, послушайте сейчас звуки и подумайте, кто их издает, одинаковые ли они?

Учитель:- Можете ли вы сформулировать тему урока, о чем пойдет речь?

Ученики: - О разных животных.

Тема урока: Разнообразие животных. (Тема фиксируется на доске.)

3. Актуализация знаний.

Учитель:- На предыдущем уроке вы познакомились с разнообразием мира растений. Как называется мир растений?

Ученики: - Флора.

Учитель:- Давайте заполним таблицу, выясним, знаете ли вы, чем отличаются животные от растений?

(Интерактивная доска) (Дети заполняют таблицу, расставляют признаки в два столбика.

Работа в группах. Обсуждение мнений.

Ученики 1 группы: Наша группа считает, что животных можно разделитьна диких и домашних.

Ученики 2 группы: - Мы думаем, что животных можно разделитьпо месту обитания: на воде, на суше, в воздухе.

Ученики 3 группы: - Можно разделить по виду питания: травоядные, насекомоядные, хищники.

Ученики 4 группы: - Мы предлагаем разбить на группы птиц, зверей, насекомых, рыб.

4. Постановка учебных задач.

Учитель: - Ребята, я задала один вопрос, а мнений было много и разные? Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем? На какие вопросы нам надо найти ответ?

Ученики: - Кажется, что все правы, и говорят правильно, но по - разному, потому что не знаем на что обращать внимание, когда делим животных на группы.

Учитель: - Значит нам необходимо ответить на некоторые вопросы. И первый из них:

Как разделить животных по группам?

(Вывешиваю на доске на листочке первый вопрос.)

Учитель: - Есть ли ещё вопросы, на которые нам необходимо ответить?

Ученики: - Нам надо бы узнать, а действительно ли животный мир разнообразен?(Вопрос вывешивается на доске.)

Ученики: - В же сказали по какому признаку нам надо садиться за столы.

Учитель: - Каких знаний не хватало, когда нужно было распределить животных по группам?

Ученики: - Мы не знали по каким признакам распределить животных?

(На доске вывешивается третий вопрос.)

Учитель:-Итак, у нас возникло три вопроса:

Как разделить животных по группам?

По каким признакам распределить животных?

Действительно ли животный мир разнообразен?

5. «Открытие » учащимися новых знаний. Побуждение к гипотезам.

Учитель:-Вопрос «Как разделить животных по группам?» с давних пор интересовал ученых разных стран. Существовали разные мнения и ученых. Основателем классификации, т. е. разделения животных на группы, был шведский ученый Карл Линней. По его мнению, нужно было делить на группы по признакам сходства. (Портрет Карла Линнея.)

Ребята, а есть ли у вас предположения, гипотезы по поводу того, по каким признакам животные могут быть схожими?

Ученики: - Перьями, шерстью и чешуёй.

Учитель: - Перечисленные признаки - это покров. Какие это могут быть группы?

Ученики: - Птицы, звери, рыбы. (Поднимаем вверх зайца, щуку, орла, воробья)

Учитель: - Что объединяет эти три группы животных?

Ученики: - Наличие покрова и скелета. Значит лягушку и жабу можно тоже сюда поместить.

Учитель: - Какую группу вы ещё можете назвать?

Ученики: - Насекомые.

Учитель: - Есть ли у насекомых скелет и шерсть? Нет, значит, их в сторону поставим. На ваш взгляд, нет ли похожих на насекомых? Давайте их поставим вместе.(Перемещаем картинки жука, пчелы, а затем паука и рака влево.) Заметили ли вы сходство?

Ученики: - У них конечности как будто из нескольких деталей.

Учитель: - Правильно, их и называют членистоногие, конечности состоят из отдельных члеников

Учитель: - Можете ли вы назвать животных, подходящих к созданным нами группам, из оставшихся? (На середине поля осталась змея, черепаха, улитка, черви, морской еж, осьминог.)

Ставлю на доске звездочку, на которой видны только пять признаков, по которым делим на типы.

Учитель: - Ребята, ученые выявили 5 признаков сходства, 5 типов животных. Прочитайте признаки, нет ли подходящих к ним животных у нас на доске?

Ученики: - Есть. Если на теле иглы, то это иглокожие и морской ёж подходит.

Ученики: - У черепахи панцирь, как наружный скелет, и поэтому можно отнести к пресмыкающимся

Ученики: - Улитка имеет раковину, осьминог имеет 8 конечностей - их отнесем к моллюскам.

Ученики: - Черви не имеют скелета, они и есть черви.

Учитель: - У змеи тело покрыто ороговевшими чешуйками, она относится к пресмыкающимся.

Учитель: - Всех распределили?

Ученики: - Да!

Учитель: - На какие вопросы нам удалось ответить?

Ученики: - Как рапределить животных по группам? На какие признаки обращать внимание?

Учитель: - Какой вопрос остался?

Ученики: - Многообразен ли животный мир?

На звездочке у каждого типа проявляются классы, использовала анимацию на интерактивной доске, чтобы классы скрыть вначале.

Учитель: - Ученые в каждом типе животных выделили ещё и классы по схожести и родству.

Ученики: - Сколько много!

Учитель: - Как вы считаете, в чем кроется причина наших затруднений, почему так трудно определить к какой группе относится то или иное животное?

Ученики: - Потому что животных очень много! И они все разные.

Учитель: - Ребята, вы видите на доске изображены две "реки". Этими рисунками я постаралась изобразить некоторые процессы. Реки разного характера, одна течет ровно, долго, набирает силу, становится шире и больше, расширяется её русло. Назовем её "Эволюция". Другая река течет быстро, совершает резкие повороты и виражи. Название ей "Революция". Кто из вас слышал такие слова?

Ученики: - Мой дедушка говорил, что в 1917 году была революция и жизнь людей резко изменилась. Резкие изменения в развитии техники тоже называют технической революцией, например интернет, компьютеры быстро вошли в жизнь людей.

Учитель: - Правильно, какую из этих "рек" выбрали для того, чтобы отобразить процесс появления животных на Земле?

Ученики: - Я бы выбрал эволюцию, так как быстро не могут появляться на Земле новые животные, на это потребовалось много миллионов лет, и постепенное расширение русла говорит о том, что появляются новые группы животных.

6. Физминутка.

7. Побуждение к плану проверки.

Учитель: - Посмотрите. О каких группах животных мы не знали сначала?

Ученики: - Моллюски, иглокожие, паукообразные и ракообразные, пресмыкающиеся,земноводные.

Учитель: - Где мы можем прочитать, чтобы проверить, верны ли данные утверждения?

Ученики: - В учебниках.

Учитель: - Работаем в группах. Прочитайте в учебнике и найдите факты, подтверждающие или опровергающие наши гипотезы, правильно ли мы распределили животных?

8. Работа в группах по учебникам.

(Учитель кладет на столы макеты животных, про какую группу животных должна группа прочитать в учебнике)

9. Общая проверка всех решающих гипотез.

Показ слайдов обобщенного плана для каждой группы.

Учитель: - Правильно ли мы распределили этих животных? Выберите, кто в группах будет отвечать, расскажите, правильно ли мы распределили животных? Что нового узнали из учебника?

Ученики первой группы рассказывают о том, что какие ещё животные относятся к группе моллюсков и иглокожих.

Вторая группа сообщает о паукообразных и ракообразных, что они по количеству конечностей отличаются друг от друга, и от насекомых.

Ученики третьей группы рассказывают о том, что какие ещё животные относятся к группе пресмыкающихся, за что они получили такое название,

четвертая группа выяснила, что земноводные отличаются от пресмыкающихся тем, что потомство появляется в воде, а пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.

Учитель: - Обратимся к вопросам. Научились ли мы распределять животных по группам? (Снимаю вопрос) Узнали ли мы признаки, по которым распределяют животных? Убедились ли мы в том, что мир животных разнообразен? Каким разнообразным не был животный мир, но мы должны беречь каждого животного, и, по - возможности, предотвращать их гибель и исчезновение с лица Земли.

10. Первичное закрепление.

Группы ребят задают друг другу вопросы.

Учитель: - Ребята, посовещайтесь в группах и задайте вопросы другим группам по новой теме урока.

Ученики: - К какой группе принадлежат …

Ученики: - Как называется группа, если у животных 6 ног, 8 ног, чешуя, шерсть, и т.д.

11. Закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

В тетрадях А.А.Плешакова «Окружающий мир» Проверь себя. С.26

Учитель: - Прочитайте задание. Соедините линией планшетку - название животного с рисунком животного. (11 планшеток и 11 рисунков.) Оценивать свою работу будете сами по эталону. Только договоримся о критериях. Предложите, как будем оценивать. Учтите, что тема новая.

Самостоятельно выполняют задание.

Учитель: - Посмотрите на доске открылся эталон. Исправлять нельзя. Поставьте себе оценку.Отложите тетради на край стола.

А теперь хором отвечаем, к какой группе животных относятся животные на слайде.

12. Домашнее задание

читать с. 89 - 94, выполнить задание 2 в тетради. Нарисовать фантастическое животное - загадку, в котором были бы представлены разные группы животных, например, голова от одного животного, хвост от другого, крылья и т.д. Одним словом, такое животное, какого на свете не существует. На следующем уроке проведем парад загадочных животных. Будем отгадывать, какие животные спрятались в одном. Целое будет тоже состоять из частей.

13. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: - Что у нас получилось хорошо? Что не получилось? Над чем ещё надо поработать?

Над какой темой мы сегодня работали? Какой вывод сделаем?

Какой процесс развития животного мира мы с вами узнали?

Что на уроке вы бы назвали целым? Какие части этого целого вы узнали? На все ли вопросы мы ответили? Оправдались ли ваши ожидания?

Учитель: - Если вам всё было понятно, поднимите карточку зеленого цвета,

если есть один или два вопроса непонятных, поднимите синий цвет, если вообще всё трудно и непонятно, поднимите красный цвет. Хорошо, что больше зеленых, но молодцы и те ребята, которые не боятся признаться, что есть ещё непонятное.

Оценивание.



© 2010-2022