Обучение грамоте Буква Я

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по обучению грамоте в 1 в классе

учителя Хуснутдиновой Э.А.


Тема урока: «Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии». Цель урока: создать условия для формирования знаний о новой роли буквы «я». Задачи: познакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях, когда она стоит после согласного; учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогослияния в словах, систематизировать свои знания о букве «я»; развивать речь учащихся и пополнять лексический запас; воспитывать желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других. Тип урока: изучение нового материала. Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый. Формы работы: индивидуальные, фронтальные, групповые, групповые. Оборудование: презентация к уроку.

Ход урока. Слайд 1

  1. Организационный момент.

Приветствие. Организация внимания учащихся. -Ребята, на какой же урок попали наши гости? -А каким бы вы хотели, чтобы был наш урок? -А какими должны быть ученики? - А что же мы будем с вами на уроке делать?Обучение грамоте Буква Я

II. Актуализация опорных знаний.

- С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

(с буквой «я»)

- Посмотрите на доску (на слайд):

- Сегодня у нас в гостях буква Я. Она приплыла к нам на кораблике. Буква Я - настоящая морячка, Она подготовила для вас интересные задания.

На слайде:

оликбя Слайд 2

лянобиОбучение грамоте Буква Я

яоз

аря

- Составьте слова из каждой группы букв.

яблоки

яблони

Зоя

Рая

- Что можно сказать о словах яблоки и яблони?

(слово яблони - название фруктового дерева, слово яблоки обозначает название плодов этого дерева)

- Что общего у этих двух слов? (они начинаются с буквы «я»)

- Сколько букв в этих словах? (по 6 букв)

- Сколько звуков в этих словах?

(яблоки - 7 звуков, яблони - 7 звуков)

- Почему количество букв и звуков не совпадает?

(т.к. буква «я» стоит в начале слова и имеет два звука [й'a])

- Что общего у слов Зоя и Рая?

  1. это женские имена;

  2. буква стоит после гласной и обозначает два звука [й'a];

  3. в этих словах по три буквы и 4 звука.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

-А вы знаете, кто я?

Я не только буква Я -

Буква, слог и слово! (А. Шибаев)

- В каких из этих слов буква «я» образует слог? (Зо-я, Ра-я)

- Отгадайте имя девочки по первым звукам каждого слова: Обучение грамоте Буква Я

ябеда, напёрсток, аквариум - Яна

- Что можно сказать о букве «я» в этом слове?

(Буква «я» стоит в начале слова, имеет два звука, образует

слог).

Работа в парах:

-Придумайте ещё имена с буквой «я», чтобы они начинались со слога я.

(Я-ша, Я-ков, Я-ро-слав, Я - ро - сла - ва)

Проверка: заслушиваются ответы двух- трёх пар.

III. Слово в слове. Работа в группах (3 группы). Слайд 4

- Найдите слова в слове. Кто больше найдёт таких слов?Обучение грамоте Буква Я

ярмарка (яр, марка, мак, як, рама, арка, ар)

ябеда (я, беда, еда, да, яд)

ягода (я, год, да, Яга, яд, ода)

Проверка: один из учеников группы называет получившиеся

слова. Выигрывает группа, назвавшая большее количество слов.

( * Яр - крутой, обрывистый берег реки, обрыв.

- Что общего у этих трёх слов? (Буква «я» стоит в начале слова,

имеет два звука [й'a]).

- Какое слово обозначает ежегодный регулярный большой торг, распродажу товаров обычно с увеселениями и развлечениями, проводимый в одном месте

и в одно время? (ярмарка)

У нас на Руси первые ярмарки появились примерно 500 лет назад! (16 век)

IV. Работа по учебнику.

- Прочитайте стихотворение про ярмарку.

-В чем необычность этой ярмарки? (Ее устроили животные.)

-Почему животные продают именно эти предметы? (Названия животных и названия предметов, которые они продают, созвучны, т.е. очень близки по звучанию, но не являются родственными.)

- Назовите пары таких слов. (Сорочки-сорока, совочки- сова, гусли-гуси, ласты-ласточки, тюль-тюлени.)

- Какое слово в стихотворении используется в двух различных значениях? (Пятачки - монеты в пять копеек; пятачки - носики у свиней и кабанов.)

V. Формулировка темы и целей урока. Слайд 5Обучение грамоте Буква Я

- Прочитайте слова:

аллея

поляна

деревья

земляника

1.Наблюдение.

- Посмотрите на местонахождение буквы «я» в данных словах.

- В каких словах «я» имеет два звука? Почему?

(аллея - «я» стоит после гласной буквы «е» и имеет два звука [й'a];

деревья -«я » стоит после буквы «ь» и имеет два звука [й'a]).

- В каких словах буква «я» находится после согласной? (поляна, земляника)

- Назовите слоги с буквой «я»: поляна - ля

земляника - ля.

- Что такое «поляна»? (Это небольшой ровный участок в лесу, без деревьев).

- Как называется поляна, на которой растёт много земляники? (земляничная поляна)

- Верно. И мы сейчас окажемся вместе с буквой Я на такой поляне.

- Эта поляна непростая - волшебная - поможет запомнить новый материал.

2. Физминутка.

На полянку мы заходим,

Много ягод там находим.

Мы по ягоды идём, дружно ягоды берём.

Посмотри-ка, погляди-ка: ах, какая земляника!

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

Ниже, ниже приседай.

А теперь скорей вставай.

Выше, выше, высоко прыгайте легко-легко.

Ягодки покушайте, Слайд 6

Тишину послушайте.

3.- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой работой буквы «я», будем читать слоги, в которых буква «я» стоит после согласной буквы.Обучение грамоте Буква Я

VI. Изучение нового материала.

1. Фонетический анализ слога. Интонирование звуков в слоге -ля- .

- Назовите в слоге -ля- первый звук - [л']

- Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)

- Назовите второй звук в этом слоге - потяните его. Какой звук вы слышите? [а]

- Так какую работу выполняет буква «я», если стоит после согласного?

Вывод (делают учащиеся):

(Буква «я» обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного.)

2. Осмысление новых умений и навыков. Слайд 7,8,9 - Прочитайте названия (читают сильные учащиеся):Обучение грамоте Буква Я

мята, мятлик, ромашка, овсяница, одуванчик,

гвоздика травянка, трясунка, колокольчик.


- Выберите только те названия растений, где буква «я» обозначает мягкость предшествующего согласного.

- Какие же растения будут расти на нашей поляне? (мя-та, мят- лик, ов-ся-ни-ца, гвоздика тра-вян-ка, тря-сун-ка).

3. Систематизация полученных знаний.

- Если буква «я» стоит после согласного, то она обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного звука.

VII. Физминутка. Слайд 10

- Нашу полянку облюбовали разные птицы.

Недавно у них вывелись детёныши. Я буду называть птичек, Обучение грамоте Буква Я

которые любят бывать на поляне. Если в их названиях есть

слогослияние с буквой «я», вы изображаете полёт птиц, а если

нет - вы приседаете:

(Соколята, аистята, соловушки, утята, орлята, пеночки,

тетеревята, ласточки, жаворонки).

- Давайте закроем глаза и послушаем пение соловья (релаксация).

VIII. Закрепление изученного материала. Слайд 11

1. Тренинг в чтении: мя, ня, ря, ля, вя, зя, бя, ся, пя, дя, тя.Обучение грамоте Буква Я

- Прочитаем слоги:

а) в прямом порядке;

б) в обратном порядке.

2.

- Посмотрите, как образовался этот ряд слогов и

продолжите его: мям, нян, ...

Обучение грамоте Буква Я

2. Работа со словосочетаниями. Слайд 12,13

- Как можно сказать о поляне?.

- Какая она?(лесная, небольшая, круглая, зелёная,

благоухающая)

- А что можно сказать о землянике?

земляника: ....

(садовая, крупная, красная, вкусная, душистая)

- Подберите близкое по значению слово к слову душистая - ароматная)

- Обратите внимание на слова, отвечающие на вопрос какая?

- Что можно сказать о букве «я» в этих словах? (имеет два звука [й'a],

т.к. стоит после гласной буквы)

3. Работа с текстом «Земляника». Слайд 14

Земляника.

Летнее солнце пригрело лес. На низких кустиках Обучение грамоте Буква Я

появились беленькие глазки цветков земляники.

По вкусу земляника занимает первое место среди ягод.

( для хорошо читающих учащихся даны карточки с

дополнительным текстом о землянике).

- Почему земляника занимает первое место среди ягод?

(Она самая сладкая и душистая ягода русского леса)

- Где созревает земляника? (на порубках)

( Рассказ учеников о землянике из дополнительного материала на карточках -

о порубках).

- Что такое порубки? (места вырубки сосен и елей)

IX. Итог урока. Слайд 15Обучение грамоте Буква Я

- Давайте подведём итоги урока.

- С какой буквой мы работали на уроке?

- Что нового вы узнали сегодня о букве «я»?

- Приведите примеры таких слов.

-Вам может помочь волшебная полянка и буква Я.( берёза ключ вишня туфля ягода Яша)

Рефлексия. - Давайте оценим свою работу. На столах у вас сигнальные карточки. Если вы считаете, что со всеми заданиями справились хорошо, то поднимите карточку зелёного цвета. А если вы не очень довольны своей работой на уроке, то поднимите карточку красного цвета.


6


© 2010-2022