- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок русского языка в 3 «Б» классе. Тема: «Имя существительное»
Открытый урок русского языка в 3 «Б» классе. Тема: «Имя существительное»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Полтавская И.Ю. |
Дата | 19.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»
Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна.
Тема. « Обобщение знаний об имени существительном»
-
Цель урока: 1. Проверять знания учащихся об имени существительном: изменение по родам, по числам, по падежам; правописание корней; написание мягкого знака как показателя рода имён существительных.
- 2. Способствовать развитию орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развивать память, внимание, смекалку, речевую культуру, воображение, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать коллективизм и навыки работы в группе
- Оборудование к уроку: карта путешествий в страну Существительное, корабль с фотографиями учеников, цветные шарики красного и зелёного цветов, ваза.
ХОД УРОКА.
1. Положительная мотивация к уроку.
Учитель:
- Добрый день коллеги!
- Ребята, поприветствуйте наших гостей. Садитесь, пожалуйста, за свои парты.
- Ответьте, пожалуйста, как вы настроены сегодня работать на уроке?
Ученики:
- Мы не волшебники, а только учимся, но у нас обязательно всё получится!
- Каждый день - всегда, везде:
На занятиях в игре-
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Учитель:
- Итак, урок русского языка.
- Он сегодня необычен. Я вас приглашаю вас в путешествие. А вот куда - вы узнаете, разгадав кроссворд.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1(кроссворд и ответы)
1.
-
Что значит один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха?
-
Выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи?
-
Какой член предложения показывает о ком или о чём говорится в предложении?
-
Назовите единицу речи, которая выражает законченную мысль?
-
Из чего состоит предложение? Поставьте в н.ф.
-
Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов?
-
Как звук обозначается на письме?
-
Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов?
-
Что обозначает имя существительное?
-
В повседневной жизни мы используем устную и письменную…..?
-
Назовите часть речи, которая обозначает действие предмета?
-
Общая часть родственных и однокоренных слов?
-
Часть слова, которая служит для образования новых форм слова?
-
Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении?
-
Главный член предложения, который показывает, что говорится о подлежащем?
Учитель:
- Молодцы. Посмотрите на кроссворд и скажите по какой стране мы будем путешествовать?
Ученики:
- Имя существительное.
Учитель:
- Правильно! Разгадав кроссворд, мы очутились на острове «Умников и умниц». Путешествие наше будет интересное, так как имя существительное нам приготовило много разных заданий, с которыми я надеюсь вы справитесь очень быстро.
- В путь!
2. Начнём мы наш путь по реке «Чистописания»
Учитель:
Открыли тетрадочки ,сели все ровненько, спинки прямые, ножки на полу, уголочек тетрадки смотрит в пупочек!
- Каллиграфическим подчерком записываем слово:
Ве Ву Вл Во Вб Вг Всякая дорога вдвоем веселей.
- 3.Не спеша мы с вами доплыли до сказочного моря «Знаний».
- Давайте погрузимся на корабль. Как же нам его переплыть ведь ветра то нет ? Если ответим на все вопросы, то наш корабль доплывёт до Земли «Игр»
С сегодняшнего урока мы начинаем изучать одну из самостоятельных частей речи - имя существительное. Имя существительное - важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По исследованиям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и называть все то, что его окружает. Но мы с вами уже знакомы с этой частью речи. 1.Что обозначает имя существительное? 2.На какие вопросы оно отвечает?
3.Приведите примеры.
4.Какие бывают существительные?
5.Имеет ли имя существительное число ?
- 4. Молодцы! Теперь высаживаемся на берег Земли «Игр». (Актуализация знаний)
-Вы, ребята, понравились нашему «хозяину» и поэтому, имя сущ. с удовольствием
приглашает вас к себе, поиграть с ним в игры и поучиться уму - разуму .
☺.Игра называется: «Обозначь орфограмму. Вставь букву.»
Стих:
Не надо говорить на ушко,
Что здесь расставлены ловушки.
Вы карточки возьмите,
Букву «беглянку» - покажите.
-
К…вер, ши…ка, блю…це, ст…лбы, лягу…ка, пос…дка, творо…, тра…ка, кас…а, яго…ка, утю…, к…за, лист… я, под…езд, ч…шка, рощ…, сер…це, ключ.. к, кни..ка, (на) столе.
Учитель:
- 5. На Земле «Игр» мы на минуточки заглянем в «Родовое село» и поможем живущим там мальчикам и девочкам.
Хлопни, если в слове нужно писать - ь - (объясните, почему)
Малыш, ночь, дочь, помощь, чиж, плащ, меч, мелочь, врач, смерч, полночь, ключ, вещь, мышь, речь, клещ.
6. Гора «Ошибок»
☺. Игра: «Найди ошибку»
Учитель: Мы оказались на горе ошибок.
- В тетрадках запись Упр. 1.
- Найдите в данных словах ошибки запишите эти слова. Выделите ту часть слова, в которой допущена орфограмма.
Слова записаны на доске:
Улыпка, пасадка, пришёл, молодёж_, перевяска, николай, наездник, зомазка, опастность, краска, шалашь, корандаш, планета земля, грачь, снешок, сапог, непоехал,
(Взаимопроверка, ученики проверяют по ММП)
- 7. Тропинка «Перепрыгни кочку» (самостоятельная работа)
☺Игра: «Поймай слово».
Учитель:
- Девочки записывают существительные в форме единственного числа.
- Мальчики в форме множественного числа.
(С большой буквы, через запятую).
Крыло, руки, ноги, лапа, фонарь, одежда, корзины, ножницы, стол, ворона, ландыши, вагон, гаражи, самолёт, пароходы, муравей, рассказы, кастрюля, кроссовки, помидор.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-. Работа в группах. (Продолжение путешествия по тропинке «Перепрыгни кочку»
Учитель:
- Продолжаем наше путешествие. Сейчас вы будите работать по группам.
-У вас на партах лежат листочки с заданием: Выполните их пожалуйста.
ЗАДАНИЕ 1.
Из слова конституция составить как можно больше слов имен существительных
ЗАДАНИЕ 2
Игра: «Подбери пару»
- 8. Город «Антонимов» (Продолжение работы по группам)
- 1 группа:Героизм(1) - трусость(З). Ложь(З) - правда(1). Трудолюбие (2) - лень(З). Радость(З) - горе(2).
- 2 группа: Война(1) - мир(2). Темнота (1) - свет(2); Нищета(1) - богатство. Скука(1) - веселье(2).
- 3 группа: Ночь(З) - день(З). Сила(1) - слабость(3).Тишина(1)-шум(2). Злость(3)-доброта(1).
- 9. Дворец «Грамотеев»
Учитель:
- Ребята, наше путешествие по стране Имени существительного подходит к концу. Мы подошли с вами с самому главному дворцу, к дворцу «Грамотеев» и выполнить два последних задания, которые нам приготовило Имя Существительное.
Игра: «Исправь ошибки»
Запись на экране:
-Висенние каникулы вася провёл у Бабушки вали.
- Навирхушке дерева сидел пивчий саловей.
- Рибята расчистили трапинку, а потом катались налыжах.
Игра: «Фразеологизмы»
Учитель:
-Замените одним словом.
Орать во всё горло(громко).
Спать мёртвым сном(крепко).
делать на скорую руку(наспех)
-
Итог урока. Рефлексия.
Учитель:
-Поработали славно!
Что вам запомнилось на нашем уроке?
С каким настроением вы уходите на перемену?
(Самооценка работы в группах).
Выставление оценок.
Закончен урок,
И путешествие закончилось,
Спасибо, ребята, огромное вам!
УРОК ОКОНЧЕН