Открытый урок русского языка в 3 «Б» классе. Тема: «Имя существительное»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»

Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна.


Тема. « Обобщение знаний об имени существительном»


  • Цель урока: 1. Проверять знания учащихся об имени существительном: изменение по родам, по числам, по падежам; правописание корней; написание мягкого знака как показателя рода имён существительных.

  • 2. Способствовать развитию орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развивать память, внимание, смекалку, речевую культуру, воображение, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать коллективизм и навыки работы в группе
  • Оборудование к уроку: карта путешествий в страну Существительное, корабль с фотографиями учеников, цветные шарики красного и зелёного цветов, ваза.


ХОД УРОКА.

1. Положительная мотивация к уроку.

Учитель:

- Добрый день коллеги!

- Ребята, поприветствуйте наших гостей. Садитесь, пожалуйста, за свои парты.

- Ответьте, пожалуйста, как вы настроены сегодня работать на уроке?

Ученики:

- Мы не волшебники, а только учимся, но у нас обязательно всё получится!

- Каждый день - всегда, везде:

На занятиях в игре-

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Учитель:

- Итак, урок русского языка.

- Он сегодня необычен. Я вас приглашаю вас в путешествие. А вот куда - вы узнаете, разгадав кроссворд.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1(кроссворд и ответы)

1.

  1. Что значит один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха?

  2. Выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи?

  3. Какой член предложения показывает о ком или о чём говорится в предложении?

  4. Назовите единицу речи, которая выражает законченную мысль?

  5. Из чего состоит предложение? Поставьте в н.ф.

  6. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов?

  7. Как звук обозначается на письме?

  8. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов?

  9. Что обозначает имя существительное?

  10. В повседневной жизни мы используем устную и письменную…..?

  11. Назовите часть речи, которая обозначает действие предмета?

  12. Общая часть родственных и однокоренных слов?

  13. Часть слова, которая служит для образования новых форм слова?

  14. Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении?

  15. Главный член предложения, который показывает, что говорится о подлежащем?

Учитель:

- Молодцы. Посмотрите на кроссворд и скажите по какой стране мы будем путешествовать?

Ученики:

- Имя существительное.

Учитель:

- Правильно! Разгадав кроссворд, мы очутились на острове «Умников и умниц». Путешествие наше будет интересное, так как имя существительное нам приготовило много разных заданий, с которыми я надеюсь вы справитесь очень быстро.

- В путь!

2. Начнём мы наш путь по реке «Чистописания»

Учитель:

Открыли тетрадочки ,сели все ровненько, спинки прямые, ножки на полу, уголочек тетрадки смотрит в пупочек!

- Каллиграфическим подчерком записываем слово:


Ве Ву Вл Во Вб Вг Всякая дорога вдвоем веселей.

- 3.Не спеша мы с вами доплыли до сказочного моря «Знаний».

- Давайте погрузимся на корабль. Как же нам его переплыть ведь ветра то нет ? Если ответим на все вопросы, то наш корабль доплывёт до Земли «Игр»

С сегодняшнего урока мы начинаем изучать одну из самостоятельных частей речи - имя существительное. Имя существительное - важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По исследованиям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и называть все то, что его окружает. Но мы с вами уже знакомы с этой частью речи. 1.Что обозначает имя существительное? 2.На какие вопросы оно отвечает?

3.Приведите примеры.

4.Какие бывают существительные?

5.Имеет ли имя существительное число ?

- 4. Молодцы! Теперь высаживаемся на берег Земли «Игр». (Актуализация знаний)

-Вы, ребята, понравились нашему «хозяину» и поэтому, имя сущ. с удовольствием

приглашает вас к себе, поиграть с ним в игры и поучиться уму - разуму .


☺.Игра называется: «Обозначь орфограмму. Вставь букву.»

Стих:

Не надо говорить на ушко,

Что здесь расставлены ловушки.

Вы карточки возьмите,

Букву «беглянку» - покажите.


  • К…вер, ши…ка, блю…це, ст…лбы, лягу…ка, пос…дка, творо…, тра…ка, кас…а, яго…ка, утю…, к…за, лист… я, под…езд, ч…шка, рощ…, сер…це, ключ.. к, кни..ка, (на) столе.

Учитель:

- 5. На Земле «Игр» мы на минуточки заглянем в «Родовое село» и поможем живущим там мальчикам и девочкам.

Хлопни, если в слове нужно писать - ь - (объясните, почему)

Малыш, ночь, дочь, помощь, чиж, плащ, меч, мелочь, врач, смерч, полночь, ключ, вещь, мышь, речь, клещ.

6. Гора «Ошибок»

☺. Игра: «Найди ошибку»

Учитель: Мы оказались на горе ошибок.

- В тетрадках запись Упр. 1.

- Найдите в данных словах ошибки запишите эти слова. Выделите ту часть слова, в которой допущена орфограмма.

Слова записаны на доске:

Улыпка, пасадка, пришёл, молодёж_, перевяска, николай, наездник, зомазка, опастность, краска, шалашь, корандаш, планета земля, грачь, снешок, сапог, непоехал,

(Взаимопроверка, ученики проверяют по ММП)

- 7. Тропинка «Перепрыгни кочку» (самостоятельная работа)

☺Игра: «Поймай слово».

Учитель:

- Девочки записывают существительные в форме единственного числа.

- Мальчики в форме множественного числа.

(С большой буквы, через запятую).

Крыло, руки, ноги, лапа, фонарь, одежда, корзины, ножницы, стол, ворона, ландыши, вагон, гаражи, самолёт, пароходы, муравей, рассказы, кастрюля, кроссовки, помидор.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


-. Работа в группах. (Продолжение путешествия по тропинке «Перепрыгни кочку»

Учитель:

- Продолжаем наше путешествие. Сейчас вы будите работать по группам.

-У вас на партах лежат листочки с заданием: Выполните их пожалуйста.




ЗАДАНИЕ 1.

Из слова конституция составить как можно больше слов имен существительных



ЗАДАНИЕ 2

Игра: «Подбери пару»

- 8. Город «Антонимов» (Продолжение работы по группам)

- 1 группа:Героизм(1) - трусость(З). Ложь(З) - правда(1). Трудолюбие (2) - лень(З). Радость(З) - горе(2).

- 2 группа: Война(1) - мир(2). Темнота (1) - свет(2); Нищета(1) - богатство. Скука(1) - веселье(2).

- 3 группа: Ночь(З) - день(З). Сила(1) - слабость(3).Тишина(1)-шум(2). Злость(3)-доброта(1).

- 9. Дворец «Грамотеев»

Учитель:

- Ребята, наше путешествие по стране Имени существительного подходит к концу. Мы подошли с вами с самому главному дворцу, к дворцу «Грамотеев» и выполнить два последних задания, которые нам приготовило Имя Существительное.

Игра: «Исправь ошибки»

Запись на экране:

-Висенние каникулы вася провёл у Бабушки вали.
- Навирхушке дерева сидел пивчий саловей.
- Рибята расчистили трапинку, а потом катались налыжах.

Игра: «Фразеологизмы»

Учитель:

-Замените одним словом.

Орать во всё горло(громко).

Спать мёртвым сном(крепко).

делать на скорую руку(наспех)


  1. Итог урока. Рефлексия.

Учитель:

-Поработали славно!

Что вам запомнилось на нашем уроке?

С каким настроением вы уходите на перемену?

(Самооценка работы в группах).

Выставление оценок.

Закончен урок,

И путешествие закончилось,

Спасибо, ребята, огромное вам!

УРОК ОКОНЧЕН







© 2010-2022