- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности «Школа мастеров»
Программа по внеурочной деятельности «Школа мастеров»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лазарева О.В. |
Дата | 13.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 12
г. Волжский Волгоградской обл.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 12
Курбатова Л.А.
15.10.2011г.
Надпредметный курс
Общественно - полезный труд
«Школа мастеров»
Для обучающихся начальной школы
Количество часов:
1 класс - 33 ч.
2, 3 класс - 34 ч.
4 класс - 34 ч.
Разработчик программы:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 12
Лазарева Ольга Вячеславовна
Рассмотрено
на заседании методического совета
МОУ СОШ № 12
Протокол № 2
от 7.10.2011г.
ВОЛЖСКИЙ - 2011г.
ПРОГРАММА
НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА
Общественно - полезный труд
«ШКОЛА МАСТЕРОВ»
Введение
ХХI век - век высоких технологий. Эта формула стала девизом нашего времени. В современном мире технологические знания, технологическая культура приобретают все большую значимость. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный курс может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Надпредметный курс имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Содержание
-
Пояснительная записка
-
Программно - методическое обеспечение
2.1.Учебно - тематический план
2.2.Содержание программы
2.3.Информационно - содержательная основа курса
-
Учебно - дидактическое обеспечение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В программе представлено поурочное планирование для начальной школы по классам к курсу «Общественно - полезный труд» в соответствии с основными требованиями Новых образовательных стандартов на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Поурочные разработки предлагают различные формы и методы организации занятий, предусматривающие размышление, наблюдение, решение творческих задач, планирование работы и коллективный труд. Каждый урок - это обучение технологии наблюдения, изучения материалов, изготовления изделий, планирования своей деятельности. Практическую часть урока обязательно предваряет вводный инструктаж по правилам техники безопасности.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и их опыта трудовой деятельности. Основным предназначением является формирование технологической культуры младшего школьника, системы знаний и умений в этом направлении, воспитании трудовых и гражданских качеств его личности.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
-
Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
-
Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта (В.А.Петерсон)
Содержание программы предусматривает изучение материала по линиям:
-
Культура и эстетика материала
-
Элементы домашнего и прикладного труда
-
Знакомство с миром профессий
-
Проектная деятельность
Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.
Цели курса:
-
Освоение основ общественно - полезного труда в процессе включения в разнообразные виды трудовой и технологической деятельности.
-
Овладение безопасными приёмами труда, обще - трудовыми умениями, необходимыми для поиска и использования информации, создания поделок и проектирования.
-
Развитие познавательных интересов, пространственного воображения, творческих и коммуникативных способностей.
Основные задачи курса:
-
развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
-
формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
-
развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
-
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
-
развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
-
формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
-
гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
-
развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
-
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
-
обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции;
-
обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
-
формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места.
Программа авторская, то есть создана на основе учебно - методической литературы:
-
Петерсон Л.Г. Кубышева М.А.Типологоя уроков деятельностной направленности.М.: УМЦ «Школа 2000», 2008
-
Мастерская трудового обучения в 1-4 классах. Методические рекомендации - Новая школа, Арктоус 2000
-
Долженко Г.И. «100 оригами», Ярославль: Академия холдинг, 2002
ПРОГРАММНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1 КЛАСС
-
Культура и эстетика материала - 14часов
-
Элементы домашнего труда - 8 часов
-
Знакомство с миром профессий - 7 часов
-
Проектная деятельность - 4 часов
Календарно - тематическое планирование
№
Наименование тем курса
Форма проведения
Содержание занятия
Кол-во часов
1.
Узнаём, как работают мастера
Беседа
(использование презентации)
Знакомство с «правилами мастеров», инструментами для уроков
1
2.
Красота окружающей природы
экскурсия
Наблюдение за природой и её объектами. Сбор гербария
1
3.
Образы родного края
«Царство деревьев»
Урок открытия нового знания
(использование презентации)
Расширение знаний о деревьях, их значении в жизни людей
1
4.
Работа с бумагой.
Что такое ОРИГАМИ?
Занятие - исследование
Знакомство с «оригами», правилами техники безопасности при работе с ножницами
1
5.
Базовая форма «треугольник»: «Кошечка» «Лисица»
Практическое занятие
Элементарные приёмы складывания
1
6.
Базовая форма «воздушный змей»: «Уточка «Лебедь»
Урок рефлексии
Ознакомление с понятиями и способом складывания: наружу, внутрь
1
7.
Базовая форма «блинчик»: «Играем сказку»
Занятие - творческая лаборатория
(использование презентации)
В ходе коллективной работы дети изготавливают поделки оригами и проигрывают сказку
1
8.
Базовая форма «дверь»: «Избушка»
Практическое занятие
Складывание поделки из нескольких деталей
1
9.
«Лесная сказка»
Занятие - проект построения системы знаний
Обобщение изученного материала, закрепление умения складывать бумагу разными способами. Работа в группах
2
10.
Элементы домашнего труда «Приходите в гости к нам»
Беседа
Рассказы детей о своём доме
1
11.
«Что где стоит?» Мебель, электроприборы, инструменты
Занятие - исследование
Деление предметов домашнего быта на группы по их назначению
1
12.
Что такое электричество Электроприборы в нашем доме
Урок открытия нового знания
Разъяснение нового понятия, правила пользования электроприборами
1
13.
Комнатные растения
«Сделаем наш дом уютней»
беседа
Знакомство с видами комнатных растений, их роль в жизни человека
1
14.
Моя комната
Занятие - игра
(использование презентации)
Рассказ детей о своей комнате, умение организовать своё рабочее место
1
15.
Подарки своими руками
Работа с картоном, бумагой, фольгой
Практическое занятие
Изготовление подарка своими руками из данного материала, правила безопасного труда
1
16.
«8 Марта» Открытка маме
Урок - обучающего контроля
Самостоятельное изготовление открытки
1
17.
Мир профессий
Открытие нового знания (использование презентации)
Расширение представлений о мире профессий
1
18.
Где работают мои родители
Творческая лаборатория
Рассказы, рисунки, фото о своих родителях
1
19.
Работа с пластилином
«Мы - строители»
Практическое занятие
Изготовление геометрических объёмных тел, правила безопасного труда
1
20.
Коллективная работа
«Кем я хочу стать»
Занятие - проект
Создание проекта по теме, работа в группах (правила работы в группе), презентация своей работы
2
21.
Что такое «мода»?
Занятие - исследование (использование презентации)
Знакомство с новым понятием, беседа о назначении моды
1
22.
Мой внешний вид
Школьная форма
Беседа
Беседа о внешнем виде ученика, разъяснение назначение школьной формы
1
23.
«Мы - модельеры»
Работа с бумагой и тканью
Практическое занятие
Правила безопасного труда, нанесение на ткань рисунок, вырезание деталей одежды и приклеивание на бумагу
2
24.
Пришивание пуговиц
Урок практической рефлексии
Правила безопасного труда, работа с иголкой, ниткой и тканью, совершенствование умения пришивать пуговицы
2
25.
«Куклы - кисточки»
Работа с нитями
Занятие - творческая лаборатория
Расширение представлений учеников о народных традициях, изготовление куклы
1
26.
«Дом доброго гнома»
Работа со спичками
Практическое занятие
Правила безопасного труда, изготовление объёмной поделки
1
27.
«Наш школьный двор»
занятие - экскурсия
(посильный труд на территории)
Наблюдение за изменениями природы с приходом весны, уборка пришкольной территории
1
28.
«Маленькие мастера»
Итоговое занятие
Построение системы знаний (использование презентации)
Систематизация и обобщение изученного, выставка поделок учеников
1
Методические рекомендации к проведению занятий
-
«Узнаём, как работают мастера»
Цель: познакомить с «правилами мастеров», с основными материалами и инструментами для занятий.
На вводном занятии используется мультимедийная презентация «Инструменты прикладного труда», определятся основные направления работы учеников и учителя.
-
«Красота окружающей природы»
Цель: развивать умение наблюдать за природой и её объектами, учить собирать гербарий.
На экскурсии в школьный двор выявляются знания детей о растениях, растущих там, проводится беседа о том, как сделать двор чище и краше.
-
«Царство деревьев»
Цель: расширить представления детей о мире деревьев, выяснить, какие материалы даёт дерево человеку.
Особое внимание уделяется бумаге и её значению в жизни человека.
-
«Что такое ОРИГАМИ?»
Цель: познакомить с искусством оригами, его историей.
Учитель рассказывает о родине оригами. Обязательна демонстрация поделок из бумаги.
-
«Базовая форма ТРЕУГОЛЬНИК»
Цель: познакомить с элементарными приёмами складывания.
Учитель демонстрирует приёмы складывания, комментируя каждое своё действие. Обязательна индивидуальная работа с учениками.
-
«Базовая форма ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ»
Цель: формирование умения применять изученный алгоритм при работе с новой моделью.
Необходимо использовать наглядные пособия - схемы с различными примерами складывания бумаги. Дети самостоятельно (под контролем учителя) организуют свою деятельность.
-
«Играем сказку».
Цель: развивать умение работать в группе.
Перед началом работы над созданием поделок учитель проводит беседу о правилах работы в группах, дети делятся на группы и получают задание. По окончании работы коллектив объединяется и проигрывает сказку с использованием изготовленных поделок.
-
«Базовая форма ДВЕРЬ»
Цель: учить работать с модулями.
Можно организовать работу в парах, где дети создают несколько модулей из бумаги и собирают их в поделку.
-
«Лесная сказка»
Цель: систематизировать и обобщить полученные знания в процессе проектной деятельности.
Организуется краткосрочный проект (2 занятия) по теме, дети делятся на группы и выбирают объекты (герои сказок), которые будут изготавливаться. В процессе работы групп учитель контролирует и направляет их деятельность. В конце второго занятия каждая группа делает презентацию своего проекта. Все остальные оценивают результат.
-
«Приходите в гости к нам»
Цель: познакомить с обязанностями по дому, разъяснить необходимость их выполнения.
Занятие направлено на развитие нравственно - эстетических качеств детей, ответственности за себя и своё окружение. Разъясняется надобность содержания дома в чистоте, необходимость в помощи родителям.
-
«Что где стоит»
Цель: определить группы бытовых предметов разного назначения, выделить опасные для здоровья человека.
В ходе беседы определяются группы бытовых предметов: мебель, электроприборы, бытовые инструменты и т.д. выясняется, какие предметы представляют опасность для здоровья и жизни человека.
12. «Электроприборы в нашем доме»
Цель: расширить представление детей об электричестве и электроприборах.
Слушается рассказ о том, как возникло электричество, и какие изобретения в этой области сделал человек. Учитель проговаривает правила пользования электроприборами.
13. «Сделаем наш дом уютней»
Цель: расширить представления детей о комнатных растениях.
На первом занятии дети знакомятся с видами комнатных растений, уходом за ними. На втором занятии дети учатся сами ухаживать за растениями в классе, делается вывод о значимости комнатных растений, их пользе или вреде.
14. «Моя комната»
Цель: научить самостоятельно организовать своё рабочее место дома и поддерживать его в чистоте.
Дети делятся впечатлениями о своей комнате, рисуют расположение предметов в ней. С помощью презентации можно показать, как организуется рабочее место в комнате ученика.
15. «Подарки своими руками!»
Учиться изготавливать подарки своими руками.
Перед занятием повторяются правила безопасного труда. Используя различные материалы ( бумагу, фольгу, картон, гофре ), ученики с помощью учителя выбирают направление и изготавливают поделку.
16. «8 Марта»
Цель: уметь контролировать свою деятельность в процессе изготовления открытки.
Ученик сам продумываем алгоритм своих действий перед выполнением работы. С помощью учителя проговаривается и составляется план действий. Затем дети самостоятельно выполняют работу.
17. «Мир профессий»
Цель: расширить представления детей о мире профессий.
С помощью презентации, опираясь на опыт учеников, проходит знакомство с миром профессий. Определяются особенности некоторых профессий. Дети рисуют, кем они хотят стать.
18. Мы - строители»
Совершенствование умения работать с пластилином.
На практическом занятии можно работать в парах. Изготавливаются объёмные геометрические тела, их которых складываются башенки, дома, крепости.
19. «Где работают мои родители»
Цель: познакомиться с профессиями жителей нашего города.
Ученики, используя рисунки, фотографии, рассказывают о том, где работают их мамы и папы. Можно пригласить на занятие родителей определённой профессии.
20. «Кем я хочу стать»
Цель: создание проекта по теме.
Организуется краткосрочный проект (2 занятия) по теме. Повторяются правила работы в группах. В конце второго занятия дети презентуют свои продукты проекта.
21. «Что такое мода»
Цель: расширить представления детей о моде.
В ходе беседы и показа презентации раскрывается история моды и её направлений.
22. «Мой внешний вид»
Цель: разъяснить назначение школьной формы.
Проводится беседа о необходимости следить за своим внешним видом. Ученики выясняют - зачем нужна школьная форма?
23. «Мы - модельеры»
Цель: умение работать с тканью, развитие творческого воображения.
Проводится инструктаж по правилам безопасного труда. На первом занятии по готовым шаблонам дети наносят рисунок на ткань и вырезают выкройки. На втором - приклеивают детали на бумагу (рисунок наносится заранее), получая готовую модель. Затем оценивается работа детей.
24. «Пришивание пуговиц»
Цель: совершенствование умения пришивать пуговицы.
Перед первым занятием обязателен инструктаж по правилам безопасного труда. Учитель контролирует и направляет работу детей, помогает индивидуально. На втором занятии можно организовать работу помощников - инструкторов на каждом ряду.
25. «Куклы - кисточки»
Цель: расширить представление учеников о народных традициях.
Организуется беседа о русских народных традициях. Дети по образцу учителя изготавливают из толстых ниток куклу, затем украшают её.
26. «Дом доброго гнома»
Цель: умение работать с деревянными палочками.
После инструктажа по ПБТ ученикам предоставляются варианты «домиков из спичек». Проговаривается поэтапный алгоритм работы со спичками. Можно предложить работу в парах.
27. «Наш школьный двор»
Цель: развивать умение наблюдать за изменениями природы и её объектами.
Проводится экскурсия на школьный двор, в ходе которой выясняется, что нужно сделать, чтобы двор стал чище и наряднее. По возможности можно организовать посильный труд на пришкольном участке.
28. «Итоговое занятие»
Цель: систематизировать и обобщить полученные знания.
Представляется презентация о достижениях детей (фото, рисунки), организовывается выставка работ обучающихся, на которой по одному или группой дети демонстрируют свои достижения.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УОВНЮ ПОДГОТОВКИ
К концу года первоклассники должны иметь представление об основах общественно - полезного труда, овладеть безопасными приёмами труда.
Под руководством учителя составлять алгоритм своей работы и выполнять его поэтапно, а так же оценивать результат своего труда.
Различать материалы: природные и искусственные. Уметь ПОД КОНТРОЛЕМ УЧИТЕЛЯ изготовить ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ поделки из бумаги, картона, фольги, пластилина.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о профессиях и их особенностях.
Уметь организовать своё рабочее место, содержать в порядке свою комнату, следить за своим внешним видом.
Уметь наблюдать, выделять существенные признаки предметов и явлений.
2 КЛАСС
-
Культура и эстетика материала - 13 часов
-
Элементы домашнего труда - 11 часов
-
Знакомство с миром профессий - 3 часа
-
Проектная деятельность - 7 часов
Календарно - тематическое планирование
№
Наименование тем курса
Форма проведения
Содержание занятий
Количество часов
1.
Открываем «Школу мастеров»
беседа
Повторение правил мастеров
1
2.
Твоё рабочее место
Практическое занятие
Организация индивидуального рабочего места
1
3.
Наш класс
Практическое занятие
Беседа о бережном отношении к классному имуществу, посильная уборка класса
1
4.
Магия бумаги
Занятие - исследование
Размышления: роль бумаги в жизни людей, какие поделки можно сделать из бумаги
1
5-6.
Работа с бумагой
«Одеваем куклу»
Творческая лаборатория
Правила безопасного труда. С помощью шаблонов дети создают модели одежды из бумаги
2
7-8
«Куклы - модели»
Проект построения системы знаний
В ходе коллективной работы дети создают бумажные модели одежды
2
9.
Что такое оригами (направления в работе с бумагой)
Урок - открытие нового
Вспомнить изученные базовые формы, знакомиться с новыми видами складывания и базовыми формами
1
10.
Базовая форма: «квадрат»
Практическое занятие
Знакомство с новой базовой формой, изготовление поделки
1
11-12.
Базовая форма: «воздушный змей»
Урок творческой рефлексии
Ознакомление с новым способом складывания, с новой базовой формой, изготовление поделки
2
13-14.
Модульное оригами
(простые модули)
Творческая лаборатория
Работа в группах, изготовление поделки из нескольких модулей
2
15-16.
«Незнайка в цветочном городе»
Проект - построение системы знаний
В ходе коллективной работы дети (используя свои знания и опыт) выполняют декорации к сказке
2
17.
Профессия «гончар»
Урок - открытие нового (использование презентации)
Расширение представлений о профессии
1
18-19.
«В русской избе»
Занятие - исследование (использование презентации)
Исторические сведения. Расширить представление о быте крестьян на Руси
2
20-21.
Работа с солёным тестом «Посуда»
Практическое занятие
Правила безопасного труда. Изготовление поделок из теста, оформление гуашью.
2
22-23.
«Накрываем русский стол»
Урок - проект
В ходе коллективной работы ученики оформляют выставку «В русской избе»
3
24.
«Кем я хочу стать»
Занятие - рассказ
Демонстрируя свои рисунки, дети рассказывают: кем они хотят стать и почему
1
25.
Профессия «портной»
Занятие - исследование
Расширение знаний о профессии, её особенности
1
26-28.
«Швейная мастерская» работа с тканью
Творческая мастерская
Учиться делать выкройку по трафарету, вырезать, сшивать простые детали, пришивать пуговицы
3
29.
Выставка - презентация
Творческий отчёт
Дети демонстрируют свои модели, созданные своими руками
1
30.
Наш класс
Практическое занятие
Уборка класса
1
31.
«Весенний школьный двор»
занятие - экскурсия
(посильный труд на территории)
Наблюдение за изменениями природы с приходом весны, уборка пришкольной территории
2
32.
«Книжкина больница»
Практическое занятие
Ремонт учебников и книг из классной библиотеки
1
33.
«Мы - мастера»
Итоговое занятие
Построение системы знаний (использование презентации)
Систематизация и обобщение изученного, выставка поделок учеников
1
Методические рекомендации к проведению занятий
Уроки 4 -10: Работа с бумагой
Перед работой учитель проводит инструктаж по правилам безопасности при работе с ножницами и бумагой. Шаблоны «кукла» учитель готовит индивидуально для каждого ребёнка. Во время работы необходим контроль учителя за деятельностью обучающихся.
Уроки 7-8, 15-16, 22-23:Занятия проекты
Краткосрочные проекты (2 занятия). Повторяются правила работы в группе, выбираются координаторы групп. Учитель контролирует работу групп. На втором занятии проводится презентация продуктов проектной деятельности.
Уроки 20-21: Работа с тестом:
Солёное тесто готовится заранее в домашних условиях. Можно добавить пищевую краску (придать цвет материалу). Проводится инструктаж при работе с тестом. После лепки необходимо дать поделке высохнуть.
Уроки 26-28: Работа с тканью, иглой и нитками
Проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе с иглой, ножницами и нитками. Шаблоны для выкроек учитель готовит заранее. Подробно описывается поэтапное выполнение работы. Наглядно показывается каждое действие.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УОВНЮ ПОДГОТОВКИ
К концу года ВТОРоклассники должны иметь представление об основах общественно - полезного труда, овладеть безопасными приёмами труда.
Под руководством учителя составлять алгоритм своей работы и выполнять его поэтапно, а так же оценивать результат своего ТРУДА И ТРУДА ОДНОКЛАССНИКОВ.
Различать материалы: природные и искусственные, уметь изготовить поделки из бумаги, картона, фольги, пластилина, ткани и ниток, правильно собирать и хранить гербарий.
Знать о профессиях и их особенностях.
Уметь организовать своё рабочее место, содержать в порядке свою комнату, следить за своим внешним видом.
Уметь наблюдать, выделять существенные признаки предметов и явлений.
3 КЛАСС
-
Культура и эстетика материала - 13 часов
-
Элементы домашнего труда - 10 часов
-
Знакомство с миром профессий - 4 часа
-
Проектная деятельность - 7 часов
Календарно - тематическое планирование
№
Наименование тем курса
Форма проведения
Содержание занятий
Количество часов
1.
Открытие «Школы мастеров»
Беседа (использование презентации)
Подведение итогов прошлого года, повторение правил мастеров
1
2.
Наша классная комната
Занятие - исследование
Знакомство с предметами мебели, учебными принадлежностями в классной комнате, их сохранность
1
3.
«Книги - наши друзья» профессия «библиотекарь»
Экскурсия в библиотеку
Расширение представлений о библиотекарском деле, беседа о бережном отношении к книгам
1
4-5.
Создаём книгу
Творческая лаборатория - проект
Изготовление книжки - малышки. Правила безопасного труда при работе в группах
3
6.
Выставка - презентация
Урок - презентация
Создание выставки книг, дети зачитывают, демонстрируют, знакомят с правилами бережного отношения к книгам
1
7.
«Книжкина больница»
Практическое занятие
Ремонт учебников и книг из классной библиотеки
1
8.
«Бумажная пластика»
Занятие - исследование (использование презентации)
Расширение представлений о бумаге, нетрадиционные способы работы с бумагой
1
9.
Работа с бумагой «Волшебные ленты»
Творческая лаборатория
Правила безопасного труда, изготовление поделки и бумажных лент разной ширины
1
10-11.
«Салфетки» (плетение из бумажных полос)
Практическое занятие
Изготовление из бумажных полос разных цветов салфеток
2
12.
Закладки для книг (плетение из бумажных полос)
Практическое занятие
Изготовление закладок разными способами
1
13.
«Звёзды»
Бумажные модули
Урок - открытие нового
Расширение представлений детей о возможностях при работе с бумагой, изготовление бумажных звёзд из модулей
1
14.
«Зимние узоры»
Урок практической рефлексии
Украшение классной комнаты к Новому году
1
15.
Профессии доктор и ветеринар
Занятие - исследование
Основы оказания первой мед помощи, особенности профессий
1
16.
Наши братья меньшие
Экскурсия на станцию юннатов
На месте наблюдать работу ветеринаров
1
17.
Работа с тканью «На лугу»
Практическое занятие
Изготовление аппликации из ткани
1
18-19.
Работа с картоном и тканью «Комната для гнома»
Проект построения системы знаний
Коллективная работа: изготовление из картонной коробки дома для гнома с использованием элементов декора
2
20.
Моя комната
Занятие - игра
(использование презентации)
Рассказ детей о своей комнате, умение организовать своё рабочее место
1
21.
«Всему своё место»
Занятие - исследование
Беседа о местонахождении предметов быта и мебели в квартире и классе их назначении
1
22.
Профессия «дизайнер»
Открытие нового
(использование презентации)
Знакомство с профессией и её особенностями, историей возникновения.
1
23-24.
«Мы - дизайнеры»
Занятие - проект
Создание проекта помещения и его дизайна в ходе коллективной работы
2
25-27.
Подарки своими руками
Работа с картоном, бумагой, фольгой, тканью, лентами
Практическое занятие
Изготовление подарка своими руками из данного материала, правила безопасного труда
3
28.
Элементы домашнего труда «Приходите в гости к нам»
Беседа
Рассказы детей о своём доме, их обязанностях по дому
1
29.
«Что где стоит?» Мебель, электроприборы, инструменты
Занятие - исследование
Деление предметов домашнего быта на группы по их назначению
1
30.
Что такое электричество Электроприборы в нашем доме
Урок открытия нового знания
Разъяснение нового понятия, правила пользования электроприборами
1
31.
Наш класс
Практическое занятие
Уборка класса
1
32.
«Весенний школьный двор»
занятие - экскурсия
(посильный труд на территории)
Наблюдение за изменениями природы с приходом весны, уборка пришкольной территории
1
33.
«Мы - мастера»
Итоговое занятие
Построение системы знаний (использование презентации)
Систематизация и обобщение изученного, выставка поделок учеников
1
Методические рекомендации учителю
Уроки 18-19: Комната в картонной коробке
Правила безопасного труда при работе с канцелярским ножом и ножницами. Повторяются правила работы в группе. Выбираются координаторы. В работе используются ткань, картон, кусочки иск.меха. учитель контролирует работу обучающихся. На втором занятии проводятся презентации «комнат для гномиков».
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УОВНЮ ПОДГОТОВКИ
К концу года ученики третьего класса должны знать основы общественно - полезного труда, владеть безопасными приёмами труда.
Уметь составлять алгоритм своей работы и выполнять его поэтапно, а так же организовать презентацию продукта своей деятельности и оценивать результат своего ТРУДА И ТРУДА ОДНОКЛАССНИКОВ.
Различать материалы: природные и искусственные, уметь изготовить поделки из бумаги, картона, фольги, пластилина, ткани и ниток, правильно собирать и хранить гербарий.
Знать и различать профессии и их особенности.
Уметь организовать своё рабочее место, содержать в порядке свою комнату, следить за своим внешним видом.
Уметь наблюдать, выделять существенные признаки предметов и явлений.
4 КЛАСС
-
Культура и эстетика материала - 11 часов
-
Элементы домашнего труда - 11 часов
-
Знакомство с миром профессий - 3 часа
-
Проектная деятельность - 9 часов
Календарно - тематическое планирование
№
Наименование тем курса
Форма проведения
Содержание занятий
Количество часов
1.
Открываем «Школу мастеров»
Беседа (использование презентации)
Подведение итогов прошлого года, повторение правил мастеров
1
2.
«Из чего же, из чего же, из чего же?»
Открытие нового (использование презентации)
Расширение знаний о различных материалах, их группы по использованию в прикладном труде
1
3.
«Наша коллекция»
Занятие - исследование
Классификация материалов
1
4.
Работа с бумагой Базовая форма: «Катамаран» «Лодка под парусом»
Практическое занятие
Знакомство с новой базовой формой, изготовление поделки
1
5.
Базовая форма: «Лягушка» «Ирисы», «Лилии»
Практическое занятие
Знакомство с новой базовой формой, изготовление поделки
1
6.
Работа с бумагой «Букет»
Урок творческой рефлексии
Используя свои знания и опыт, дети изготавливают букет из лилий и ирисов, оформление
1
7.
Профессия «архитектор»
Урок-открытие нового (использование презентации)
ВЕЛИКИЕ АРХИТЕКТОРЫ. Знакомство с особенностями профессии, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
2
8-10.
Работа с бумагой «Средневековый замок»
Занятие - проект
В ходе коллективной работы ученики изготавливают макет
3
11.
Что такое «папье - маше»?
Занятие - исследование
Расширение представлений о техниках работы с бумагой
1
12-13.
«Блюдце для конфет»
Работа с бумагой и клейстером
Практическое занятие
Изготовление блюдца для конфет из кусочков газеты и клейстера
2
14-16.
«Посудная лавка»
Проект построения системы знаний
В ходе коллективной работы дети изготавливают модели посуды (вазы, блюда, чашки) и представляют презентацию своей работы
3
17.
Профессии «столяр и плотник»
Экскурсия - исследование
Экскурсия в школьную мастерскую
( преемственность), расширение знаний о профессиях
1
18.
Элементы домашнего труда «Я и папа - мастера»
Практическое занятие
Работа с родителями и детьми, посильный ремонт мебели в классе
1
19.
Комнатные растения
«Сделаем наш дом уютней»
Беседа (использование презентации)
Знакомство с видами комнатных растений, их роль в жизни человека
1
20.
Комнатные растения
Практическое занятие
Учиться ухаживать за комнатными растениями
1
21.
Комнатные растения
Практическое занятие
Посадка ростков в горшки, поливка
1
22-23.
Подарки своими руками
Работа с картоном, бумагой, фольгой
Практическое занятие
Изготовление подарка своими руками из данного материала, правила безопасного труда
2
24.
«Я иду в гости»
Творческая лаборатория
Учимся оформлять подарки, пользоваться обёрточной бумагой
1
25.
Элементы домашнего труда «Приходите в гости к нам»
Беседа
Рассказы детей о своём доме, их обязанностях по дому
1
26.
«Что где стоит?» Мебель, электроприборы, инструменты
Занятие - исследование
Деление предметов домашнего быта на группы по их назначению
1
27.
Что такое электричество Электроприборы в нашем доме
Урок открытия нового знания
Разъяснение нового понятия, правила пользования электроприборами
1
28.
Работа с природным материалом
Занятие - исследование (использование презентации)
Знакомство с природным материалом (семена, косточки, и т.д.), способами работы с ним
1
29-30.
«Ваза для цветов»
Работа с пластилином и природным материалом
Занятие - проект
Правила безопасного труда. Изготовление из стеклянной баночки или бутылки, пластилина и природного материала вазы в ходе коллективной работы
3
31.
Наш класс
Практическое занятие
Уборка класса
1
32.
«Наш школьный двор»
занятие - экскурсия
(посильный труд на территории)
Наблюдение за изменениями природы с приходом весны, уборка пришкольной территории
1
33.
«Мы - мастера»
Итоговое занятие
Построение системы знаний (использование презентации)
Систематизация и обобщение изученного, выставка поделок учеников
1
Методические рекомендации для учителя
Урок 11-13: Работа с бумагой и клейстером
Учитель подробно описывает этапы работы при изготовлении поделки в технике «папье - маше». У каждого школьника индивидуальный предмет посуды. Правила безопасного труда при работе с предметом из стекла. После наложения 4-го слоя заготовка должна просохнуть. Лишняя бумага на готовом изделии убирается ножницами.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УОВНЮ ПОДГОТОВКИ
К концу года выпускники начальной школы должны знать основы общественно - полезного труда, овладеть безопасными приёмами труда и правила техники безопасности при работе на уроках труда.
Самостоятельно составлять алгоритм своей работы и выполнять его поэтапно, представлять продукт своего труда, а так же оценивать результат своего ТРУДА И ТРУДА ОДНОКЛАССНИКОВ.
Различать материалы: природные и искусственные, уметь изготовить поделки из бумаги, картона, фольги, пластилина, ткани и ниток по представлению, правильно собирать и хранить гербарий.
Знать и различать профессии и их особенности.
Уметь организовать своё рабочее место, содержать в порядке свою комнату, следить за своим внешним видом, содержать в чистоте свою классную комнату.
Уметь наблюдать, выделять существенные признаки предметов и явлений, делать выводы.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
-
Положительное отношение к труду
-
Готовность к безотказной помощи родителям, одноклассникам, учителю
-
Позитивные отношения в классном коллективе
-
Повышение компетентности педагога в общественно - полезном направлении
Учебно - дидактическое обеспечение.
-
Мультимедийные презентации по темам.
-
Наглядные пособия: схемы оригами, «Что нам даёт дерево», схема квартиры и комнаты, выкройки.
-
Предметные образцы: поделки оригами (кошечка, лисица, утка, лебедь, избушка), кукла из ниток, поделки из картона, бумаги и фольги, образцы из ткани.
-
Фотографии людей разных профессий.
-
Инструменты для прикладного труда.
-
Компьютер, проектор, экран.