- Преподавателю
- Начальные классы
- Пояснительная записка по лит. чтению УМК Планета знаний (3класс)
Пояснительная записка по лит. чтению УМК Планета знаний (3класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чернова Ю.В. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса создана на основе: 1. ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» 2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО и Н РФ от 6.10.2009 №373); 3. Примерной программы по литературному чтению; 4. Программы образовательной системы «Планета знаний» авторов Андриановой Т.М. и Кац Э.Э.(2013г.)
5. Локального акта МБОУ «СОШ №19» - «Положение об утверждении порядка разработки рабочих программ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»; 6. Учебного плана МБОУ «СОШ №19» на 2015/2016 учебный год Рабочая программа по литературному чтению ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1.Кац Э. Э. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 3-х ч - М.: АСТ, Астрель /Учебник, 2013 г.
2.Кац Э.Э.. Тетрадь для самостоятельных работ. 3 класс. - М.: АСТ, Астрель /тетрадь, 2014 г. Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту по литературному чтению. Учебник включён в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2015/2016 учебный год. Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
- Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности.
- Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
- Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
- «Виды речевой деятельности»
- «Виды читательской деятельности»
- «Круг детского чтения»
- «Литературоведческая пропедевтика»
- «Творческая деятельность учащихся»
Содержание предмета Круг чтения и опыт читательской деятельности «Уж небо осенью дышало…» (9 ч) К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…» Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…» Народные сказки (14 ч) Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал». Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али». Поэтические страницы (5 ч) А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны». Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки». О мужестве и любви (10 ч) В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок». Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте». «Зимы ждала, ждала природа…» (6 ч) С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою». Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли». Авторские сказки (10 ч) А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка». Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется». Басни (6 ч) О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки». Пословицы. Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса». Братья наши меньшие (13 ч) А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга». Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка». О совести и долге (12 ч) Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб». Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек». Весна пришла (8 ч) Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель». Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным». И в шутку, и всерьёз (12 ч) Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники». Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».
Навык и культура чтения Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами. Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.
Работа с текстом и книгой Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения. Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения. Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова. Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя). Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений). Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений. Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями. Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию. Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения. Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие. Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся. Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению. Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию. Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры. Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Литературоведческая пропедевтика Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией. Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром - басней - через сравнение со сказкой, стихотворением. Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи. Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введённых во втором классе.
Важную роль в обучении литературному чтению в 3 классе играет целенаправленная работа по развитию общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- Осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования общей культуры человека, формирования личностных качеств и социальных ценностей.
- Понимать значение литературы как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями.
- Работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности.
- Применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя.
- Осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах.
- Работать со справочно-энциклопедическими изданиями.
- Личностными результатами обучения являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.
- Метапредметными результатами обучения являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности.
- Предметными результатами являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения
- Личностные УУД: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
- вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
- самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
- планировать собственную читательскую деятельность.
- Познавательные УУД: находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
- устанавливать аналогии.
- осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
- сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
- строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
- работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
- Коммуникативные УУД: работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
- точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
- владеть диалогической формой речи;
- корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
- понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
- задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
По чтению оцениваются прежде всего навык чтения, который включает понимание текста, умение правильно читать слова в определённом темпе., выразительность чтения, ориентирующий на знаки препинания и содержание текста. Навык чтения включает в себя две стороны: смысловую и техническую. Смысловая - это совокупное понимание читающим:
- значений слов;
- содержания предложений;
- содержание отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей;
- основного понимания смысла всего текста.
- способ чтения (побуквенное, отрывистое, слоговое) - непродуктивное чтение;
- правильность чтения заключается в том, ученик избегает или допускает: замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв, слов.
- выразительность чтения - это умение использовать паузы, делать логическое ударение, правильно интонировать, читать громко и внятно.
При оценки домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки. Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объём прочитанного на оценку должен быть не менее в 1 классе - ¼ страницы, во 2 классе - 1/3 страницы, в 3 классе - ½ страницы, в 4 классе -2/3 страницы учебника. При выставлении оценки по чтению необходимо её мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыкам чтения и умения работать с текстом. Итоговые проверки навыка чтения проводятся 2 раза в год: в конце 1 и 2 полугодий.
Литература и средства обучения.
Государственный стандарт начального общего образования Программа по окружающему миру Планируемые результаты обучения по литературному чтению (управление образования города Набережные Челны Центр развития образования) Общие учебные умения и навыки у младших школьников (управление образования города Набережные Челны Центр развития образования) Методические рекомендации для 3 класса Э.Э Кац Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Хрестоматия по литературе для начальных классов: Справочник школьника. - М.: Справочник.-М.:«Просвещение»,1991.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: литература.- М.: 2000.
Малые жанры русского фольклора: хрестоматия / сост. В.Н. Морохин. - М., 1986.
Словарь русского языка / авт.-сост. СИ. Ожегов. - М., 1990.
Слов драгоценных клады / сост. Е. Галеева. - М., 1997.
ФолиДж. Энциклопедия знаков и символов. - 2-е изд., доп. - М., 1997.
Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (речевой этикет в нашем общении). - М., 1982.
festival.1september.ru
edu/tatar.ru.logon