Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В. Д. Берестов. Новая песенка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе «А» 06.04.2015 г.

( предмет) (класс) (дата)

Тема урока: В.Д. Берестов. Новая песенка.

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний.

Цель урока

Воспринимать на слух поэтическое произведение в исполнении учителя, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции.

Задачи урока:

Образовательные: Раскрывать пути осознания родства человека и природы.

Развивающие: Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Воспитательные: Воспитание толерантных чувств.

Планируемые результаты

Предметные

Осознание значимости чтения для личного развития.

Личностные

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные

Коммуникативные

Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания.

Регулятивные

Использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные

Строить сообщения в письменной форме.

Межпредметные связи

литературное чтение - русский язык

Ресурсы урока

Презентация по теме урока. Источник: i-fakt.ru

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, …

УМК

Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

Ход урока

Дидактическая
структура урока, с указанием времени

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1

Организационный этап, 2 мин

Эмоциональный настрой на работу.

Слушание стихотворения. Обдумывание идеи стихотворения.

Книга - верный,
Книга - первый,
Книга - лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки! -
Все ребята говорят.
(З. Бычков)

Строить рассуждения в форме связи простых суждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог

2

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, 8 мин

Организовать опрос учащихся в виде тестов на тему «Виды художественной выразительности». Основные литературные понятия.

Выполнение тестовой работы.

Проверочная работа по литературному чтению.

Фамилия, имя ___________________________________

1. Напиши определения.

  1. Тема произведения -

  2. Идея -

  3. Жанр -

  4. Композиция -

  5. Сюжет -

  6. Герой (литературный) -

  7. Диалог -

  8. Монолог -

  9. Эпизод -

2. Виды художественной выразительности:

Олицетворение -

Метафора -

Сравнение -

Эпитет -

Аллегория - 3. Перечисли жанры художественных произведений.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера.

Осознанно строить речевое высказыва-ние в соответствии с задачами коммуника-ции.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 3 мин

Предложить определить тему урока.

Определение темы урока, постановка учебных задач.

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

- Кому знакомо это стихотворение?

Почти всем!

- Где вы с ним познакомились?

Конечно же, ещё в детском саду.

А может, и родители некоторым читали.

Конечно же, стихи Берестова знакомы вам с самого раннего детства. Почему? Они коротенькие, легко запоминаются, весёлые, связаны с нашей жизнью.

Определять тему и задачи конкретного урока.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

4

Актуализация знаний, 7 мин

Провести читательскую разминку.


Развитие навыка чтения.

1. Читательская разминка.

Жизнь коротка и быстротечна,
И лишь литература вечна.
Поэзия душа и вдохновенье,
Для сердца сладкое томленье.

2. Знакомство с жизнью и творчеством автора произведения. Родился Валентин Берестов в маленьком, тихом городке, в семье учителя. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. По признанию Берестова, одним из величайших событий его жизни было то, что в четыре года он научился читать. Книги были с ним с самого раннего детства. Поэтические способности у мальчика обнаружились очень рано. К сожалению, первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор- 8- летний Берестов- был бит своими товарищами по первому классу. Но это не отвратило его от сочинительства. Повзрослевший поэт записывал новые стихи в тетрадь, которая хранилась в тайнике. Было это во время Великой Отечественной войны в 1942 году в г. Ташкенте, где в эвакуации жила семья Берестовых. В годы войны в этом городе оказались и многие знаменитые литераторы. Вообще в жизни Валентину Берестову удивительно везло на счастливые встречи. Здесь, в Ташкенте, он разговаривал с Анной Ахматовой. Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграл Чуковский Корней Иванович, которому 14- летний поэт решился показать свою заветную тетрадь. Корней Иванович помог развиться поэтическому таланту Берестова. Первый сборник стихов Берестова «Отплытие» вышел в 1957году. В это же время выходит книжечка для дошкольников «Про машину». С этого времени книги Валентина Берестова появляются регулярно.

Осознание значимости чтения для личного развития. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

5

Первичное усвоение новых знаний,

10 мин

Расширить представления детей о многогранности творчества В. Берестова.

Знакомство с жизнью и творчеством автора. Творчество В.Д. Берестова многогранно: стихи о любви, о природе, поэтические и познавательные книги об интересных археологических находках, о радостях и буднях кропотливого труда археолога. Археология и поэзия помогли Берестову восстановить порвавшуюся «связь времён», органически слились в его творчестве. Ведь археолог и поэт не могут жить без открытий. А открытия не бывают без удивлений. А мы идём в горячей мгле По выжженным местам, Чтоб реку возвратить земле И запахи цветам. Так написал поэт о своей профессии и о своём творчестве. Потому что всякий настоящий поэт «возвращает» свои открытия людям - своим читателям. Валентин Берестов всем своим творчеством утверждает, что детство - сердцевина, «стержень» человека будущих времён. Поэтому и создаёт он светлые, поэтические произведения в стихах и прозе для совсем маленьких читателей. Валентин Берестов стал профессиональным литератором. Читатель любого возраста и разнообразных книжных пристрастий найдёт в нём своего автора. В стихах - он лирик и философ. Порой - ироничный собеседник или добрый сказочник. У него есть прозаические сказки, написанные вместе с Т. Александровой, Н. Панченко. Ну, и от человека, родившегося 1 апреля, конечно, ждут шуток, розыгрышей. Один из его сборников так и называется «Улыбка». А его стихи для малышей полны озорной выдумки. В них баюкают больную машину, а в столовую заходит Дракон! В них игра и сказка, глее возможно всё:

Осуществ-лять анализ текста с выделением существен-ных и несущест-венных признаков объектов.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

6

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации,

10 мин

Провести анализ стихотворения. Выявить средства выразительнос-ти, используемых автором.

Анализ стихотворения. Выявление средств выразительности, используемых автором.

Стр. 135

Раскрывать пути осознания родства человека и природы.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин

Стр. 128 - наизусть.

Фиксирование д/з в дневниках.

- Запишите задание в дневник.

Поиск и выделение необходимой информации.

Формирование умения контролировать учебные действия в

8

Рефлексия, подведение итогов занятия, 3 мин -Что нового вы сегодня узнали? -Что было легко? Что было трудно? -Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

Анализ своей деятельности.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудут.

Пусть будет добрым ум у вас

И сердце добрым будет.

Удачи во всех ваших начинаниях!

Использовать речь для регуляции своего действия.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии


© 2010-2022