Конспект урока русского языка по теме Правописание безударных гласных в корне. 2-й класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне". 2-й класс

Цели урока русского языка

Образовательные:

  1. Формирование знаний об орфограмме безударной гласной в корне (какие звуки обозначает орфограмма, где находится, почему ее нужно проверять);
  2. Формирование способа обнаружения и проверки орфограммы безударной гласной в корне слова;
  3. Знакомство с новыми словарными словами «морковь», «заяц».

Развивающие: развитие регулятивных универсальных учебных действий (рефлексивного действия осознания границы знания и незнания и целеполагания в процессе анализа учебной проблемы и постановки учебной задачи урока; действия планирования на этапе составления алгоритма обнаружения орфограммы и ее проверки; действия самоконтроля на этапе чистописания, в процессе проверки записанных словарных слов и домашнего задания; при обнаружении проверки орфограммы; действия коррекции в ходе исправления составленного предложения, допущенных учителем ошибок в заданиях-ловушках, при выделении трудностей в обнаружении орфограммы и ее проверке, их причин; рефлексивно-оценочных действий на этапе итога урока при осознании результатов учебной деятельности и степени решения учебной проблемы); развитие личностных универсальных учебных действий (действия смыслообразования в процессе выяснения значимости чистописания, словарной работы, умения видеть и проверять орфограммы; действия нравственно-этической ориентации на этапе чистописания); развитие познавательных универсальных учебных действий (информационных действий в процессе работы с правилом в учебнике, выяснения задания упр; логико-символических действий в процессе составления таблицы с парными звуками и алгоритма, в процессе обобщения способа действия, на этапе проверки гипотезы); развитие коммуникативных универсальных учебных действий (обоснование точки зрения по поводу сущности проблемы, формулировка вопроса о недостающей информации, обсуждение гипотезы, объяснение собственных и чужих ошибок в выделении орфограммы, формулировка оценочных суждений о степени успешности деятельности на этапе итога урока); развитие психических процессов (логической памяти, произвольного внимания); развитие связной речи в процессе составления предложений с новым словарным словом. Воспитательные: аккуратности при работе в тетради, прилежности.

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент

Учитель: Сейчас урок русского языка. Проверьте, все ли готово к уроку. На столах должны лежать тетрадь, учебник, дневник, пенал. Все готовы? Молодцы. - Ребята, давайте улыбнёмся. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт не только радость общения друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

  1. Чистописание
Учитель: Начнем урок с чистописания. Для чего мы проводим этот этап? Дети: Приятно и понятно читать самим и учителю, когда проверяют работу, потому что мы уважаем себя и других. Учитель: - Ребята, скоро мы все будем встречать Новый год. Посмотрите на доску. Какая красивая новогодняя елка. И как она здорово украшена разноцветными фонариками. (в каждом фонарике гласные буквы А, О, Е, И, Я.) Учитель: Назовите буквы, которые написаны в каждом фонарике Дети: - А, О, Е, И, Я Учитель: Все фонарики соединены одним проводом, вот и вы сейчас в своих тетрадях, пропишите эти буквы соединяя их. Учитель: Посмотрите на доску (открывает створку доски). Какие ошибки вы видите, в чем их причина?
Дети: называют ошибки Учитель: Верно, старайтесь не допускать эти ошибки (учитель стирает их с доски). Посмотрите на доску, как это надо сделать. (пишет на доске). Напишите буквы до середины строки и проверьте себя, подчеркните те, которые получились правильными и красивыми, затем допишите буквы до конца строчки.

  1. Словарно - орфографическая работа

Учитель: Мы закончили чистописание и переходим к словарно - орфографической работе. Почему нужно запоминать словарные слова?

Дети: Это необходимо, чтобы грамотно писать, так как буквы нельзя проверить.

Учитель: Словарные слова записаны на доске, только слоги в словах перепутались. Верните их на место.

ковь яц за мор

Дети: заяц, север

Учитель: Молодцы. (Учитель представляет карточки). Что означает слово заяц?

Дети: Небольшой трусливый зверек с длинными задними ногами, длинными ушами и коротким хвостом.

Учитель: Что означает слово морковь? Дети: огородное растение, корнеплод с оранжевым сладковатым утолщенным корнем. Учитель: Найдите ошибкоопасные места в этих словах. (Ученики ставят ударение, обнаруживают безударные гласные буквы, которые нельзя проверить.) Учитель: Эти буквы нужно запомнить. Для этого запишите слова в тетрадь, подчеркните орфограммы, проверьте себя. Учитель: Как пишутся корни в родственных словах? Дети: они пишутся одинаково. Учитель: Допишите однокоренное слово к слову морковь, которое отвечает на вопрос какой? Выделите орфограмму проверьте себя. Учитель: Составьте предложение со словом заяц. (Выслушивают предложения). Учитель: Как можно сделать предложение более красивым? Ученики высказывают точку зрения. Учитель: Если добавить слова, описывающие слово заяц, какое предложение получится? Дети: Зимой заяц белый, а летом серый. Учитель: Запишем предложение под диктовку. Учитель: Прочитайте предложение, проверьте себя. Учитель: Разберите слово заяц по составу. Учитель: Подберите родственное слово к слову заяц. Дети: зайка, зайчиха, зайчата, зайчонок, заячий, заячья, заячьи

  1. Проверка домашнего задания
Учитель: Мы закончили словарно-орфографическую работу и перейдем к проверке домашнего задания. Какие возникли у вас трудности и вопросы, когда вы его выполняли? Учитель: Какие однокоренные слова вы подобрали к словам цвет и свет? Давайте вместе разбираться. Мы уже знаем, что однокоренные слова - это слова, образованные от одного и того же корня. Дети: цветной и светить Учитель: Назовите корень в этих словах Дети: -цвет, - свет. Учитель: Верно, проверьте себя. Возникли еще трудности? Дети: нет. Учитель: Паша, Денис, Алена будут работать по карточкам (раздает карточки). Остальные ребята назовите из д/з упражнения, какие вы отметили буквы на месте безударных гласных звуков в корне в словах гроза, стрела. Дети: гроза, стрела. Учитель: Мне кажется, что в слове грозный, нужно было тоже подчеркнуть букву о. Права ли я? Дети: Нет, так как в этом слове эта гласная стоит под ударением. Учитель: Верно. Эти знания нам сегодня пригодятся. Ребята сдавайте карточки. Мы продолжаем работу.

  1. Постановка учебной проблемы
Учитель: Мы закончили проверять д/з и перейдем к изучению нового материала. Учитель: - Что вы знаете о гласных звуках? Дети: Они образуют слог. Гласные звуки бывают ударными и безударными. Учитель: Ребята, вчера я была на выставке детских рисунков. Галя Иванова и Петя Суворов подарили мне свои рисунки(Показывает рисунки). Посмотрите как ребята подписали свои рисунки. Рика Истра и нара зайца. Правильно ли они обозначили гласные звуки? Дети: нет Учитель: Как вы думаете почему? Дети: не знаем Учитель: В какой части слова находится пропущенный звук? Дети: в корне слова Учитель: Какой это гласный звук? Дети: безударный Учитель: А как его проверить? Дети: мы еще не знаем. Учитель: Что же нам надо узнать на уроке? Дети: как проверять безударную гласную в корне



  1. Решение учебной проблемы.
Учитель: Молодцы, вы определили задачу собственной деятельности на уроке. Тема нашего урока: "Безударные гласные в корне" Учитель: Сначала выясним, какие буквы гласных звуков являются орфограммами. Есть предположения? Дети: безударные гласные, так как их нельзя проверить ударением. Учитель: Проверим. Посмотрите на слова и определите, какие гласные звуки обозначают подчеркнутые буквы. река, нора Учитель: Какие гласные обозначаются не так как слышатся: ударные или безударные? Дети: безударные Учитель: Значит какие гласные нужно проверять? Дети: безударные Учитель: Как вы думаете, в любом месте в слове нужно проверять буквы? Дети: наверное, в любом корне. Учитель: Есть предложения, как можно проверить безударную гласную? Дети: мы знаем, что если гласная в корне стоит под ударением, значит мы пишем ту букву, которая обозначает звук, который мы слышим. Значит нужно эту гласную поставить под ударение. Учитель: Верно. Мы решили учебную задачу? Дети: нет. Мы не нашли способ проверки букв. Учитель: Есть предложение? Дети: изменить слово Учитель: Проверим. Измените слова река, нора, по числу. Дети: ре´ки, но´ры. Теперь ясно какую букву нужно писать. Учитель: А каким еще способом можно проверить безударную гласную? Дети: подобрать однокоренное слово Учитель: Попробуем Дети: речка, норка Учитель: какие звуки теперь слышим на месте безударных гласных? Дети: е, о Учитель: Можем теперь точно сказать, какой буквой они будут обозначаться? Дети: да Учитель: Как же проверить безударную гласную в корне слова? Дети: нужно изменить слово по числу и подобрать однокоренное слово Учитель: проверим, правильно ли мы сделали вывод. Прочитаем правило в учебнике про себя. Учитель: Яна, читай правило вслух. Учитель: Что вы можете сказать о выводе, который вы сделали? Дети: он совпадает с правилом в учебнике, значит, мы правильно решили задачу. Учитель: Молодцы. Найдите в правиле, где нужно проверять правописание буквы безударного гласного. Дети: в корне Учитель: Найдите в правиле, как надо проверять правописание буквы безударного гласного в корне. Дети: изменением числа или подбором однокоренного слова Учитель: Почему нужно проверять безударные гласные в корне? Дети: потому что, они не всегда обозначаются по слуху Учитель: Почему проверочным словом будет являться однокоренное слово? Дети: потому что корни родственных слов пишутся одинаково. Учитель: Почему проверочным будет однокоренное слово с ударным звуком в корне? Дети: потому что тогда какой звук слышится под ударением, такой буквой он и обозначается. Учитель: Прочитайте примеры в правиле и объясните выбор буквы для безударного гласного в корне Учитель: Приведите свои примеры проверки орфограммы. Учитель: Я считаю, что в слове лежат нужно в корне писать букву и, так как в проверочном слове лижут, слышится в корне звук и. Права ли я? Дети: нет, так как слово лижут, не является проверочным. Проверочное слово будет прилечь. В корне слышится звук е, значит, в слове лежат, будет писаться буква е. Учитель: Молодцы, вы внимательные ученики. Учитель: Как вы считаете, в слове перья, грядка нужно проверять гласную в корне? Дети: нет, так как эти гласные стоят под ударением Учитель: Верно.

  1. Формирование способа действия.
Учитель: Теперь будем учиться искать орфограммы и проверять их. Определим план наших действий и составим памятку. Вспомните, как мы искали орфограмму Дети: мы смотрели, какая гласная стоит в корне слова. Учитель: Значит, каким будет первый шаг памятки? Дети: Смотрю, является ли гласная безударной (учитель использует проектор и на доске появляется набранная запись) Учитель: Как проверяли безударную гласную? Дети: подбирали однокоренное слово с ударным звуком в корне Учитель: значит, каким будет второй шаг памятки? Дети: подбираю однокоренное слово с ударным звуком в корне Учитель: как мы определяли, какую букву нужно писать на месте безударной гласной? Дети: какой звук слышится под ударением, такой буквой он и обозначается Учитель: назовите еще один способ проверки безударной гласной в корне Дети: проверить безударную гласную в корне можно изменением числа Учитель: значит, каким будет третий шаг памятки? Дети: проверяю безударную гласную в корне изменением числа Учитель: Верно. Сформулируйте следующий шаг нашей памятки Дети: Выбираю букву для обозначения безударной гласной и записываю слово. Учитель: Как вы считаете, нужно себя проверить? Дети: да Учитель: Как это сделать? Дети: нужно сравнить букву в проверочном слове и в проверяемом, посмотреть, находится ли гласный звук в проверочном слове в корне под ударением. На доске появляется памятка

Безударная гласная в корне слова.

Алгоритм проверки. 1. Прочитай слово, поставь ударение. 2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный. 3. Для проверки гласного корня измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением. 4. Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном. 5. Обозначь орфограмму.

Учитель: Молодцы. Потренируемся искать и проверять орфограммы. - Найдите в словах безударные гласные звуки, назовите их. Вода, зима, следя, мячи. Проверьте себя по памятке. - Упр. в учебнике. Выпишите слова, в которых нужно проверять буквы в корне. - Подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами. Св_тить, г_стить, пл_сать, цв_тная, св_стеть, м_рская, л_нивые. Проверьте себя по памятке. - Разделите слова на две группы (учитель устно называет слова): щебечут, пахать, сосульки, грачи, скворцы, капель, весенний, петь, скворечники, подснежник, трава, ветер, гнездо, пить, птенцы, проталина, зелень, - Составьте предложение со словом, в котором будет безударная гласная по иллюстрации (на иллюстрации изображена девочка, которая вешает кормушку на ветку, чтобы покормить птиц зимой) и запишите его. - Правильно ли поступает девочка? Почему? Вы когда-нибудь помогали птицам зимой? Как вы можете им помочь?

  1. Итог урока
Учитель: - На какой вопрос вы ответили сегодня на уроке? - Решили ли мы учебную задачу полностью? - Какую новую орфограмму вы узнали сегодня? - Чему вы научились на уроке? - Как проверить орфограмму безударного гласного в корне? - Что вам понравилось делать на уроке? - Какие трудности у вас возникли? Почему? - По - моему мнению, вы сегодня хорошо работали. Аня хорошо диктовала предложения, Паша старался решить проблему самостоятельно, Денис активно отвечал на вопросы. Но Леше, Маше и Вале нужно работать активнее, стараться внимательно слушать учителя. - Дома вам нужно выучить правило на стр.___ и выполнить упражнение ___, которое поможет вам проверить себя, насколько хорошо вы усвоили правило. - Урок окончен.



© 2010-2022