- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока на тему Полна природа удивленья (1 класс)
Конспект урока на тему Полна природа удивленья (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Процюк З.Н. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок окружающего мира в 1 классе по теме:
«Полна природа удивленья».
Умк «Планета знаний».
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Процюк Зоя Николаевна
2014 г.
Педагогические цели: создать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями природы, способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами. Планируемые результаты: Предметные: различают объекты живой и неживой природы. Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение её природы. Универсальные учебные действия (метапредметные?: Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические_ классифицируют объекты живой и неживой природы; устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: умеют работать коллективно, контролировать действия партнёра.
Оборудование: учебник. «Окружающий мир», Г.Г.Ивченковой, И.В. Потапова; Рабочие тетради.
Ход урока.
Слайд №1 - заставка к уроку.
- Орг. момент. На экране солнышки. (весёлые и грустные.) Слайд №2
Свет солнца в ладони возьму.
И к сердцу его приложу.
И станет вокруг всё добрее,
Нежнее, светлее, милее.
- Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнём наш урок окружающего мира.
2. Постановка учебных задач. - Что такое окружающий мир? -Всё ли мы знаем об окружающем нас мире? (конечно, нет)
-Мы радуемся новым открытиям человечества.
-Умеем ли мы открывать новое? Да Какими качествами должен обладать ученик , чтобы узнать новое? Быть активным, внимательным, наблюдательным
- Вот мы с вами и поставили задачи на урок. - А вот каким получится наш урок, зависит от того, как вы будете помогать мне и друг другу. 3. Сообщение темы и цели урока. -Я прочитаю вам стихотворение Послушайте его, подумайте, о чём мы будем сегодня говорить. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года Это все кругом…. природа. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (о природе) -Сегодня совершим путешествие в природу. - А что же такое природа? Вывод: Земля, Солнце, воздух, вода, растения, животные. - К природе относится всё то, что нас окружает и существует независимо от человека) Зачем нам нужно изучать природу? Природа играет важную роль в жизни человека. - Откройте учебник, где лежит закладка. -Мы продолжаем путешествие по страницам нашего учебника. Рассмотрите маршрутный лист. Сколько остановок! Но мы не будем сейчас читать их названия, а прочитаем название раздела, который будем изучать. (Природа в жизни человека) - Как вы думаете, что узнаем из этого раздела? Какая бывает природа - Прочитайте название нашей первой остановки. Полна природа удивленья - Это тема нашего сегодняшнего урока - Как думаете, что значит, полна природа удивленья? ( природа не перестаёт удивлять нас своими чудесами)
- Сядьте поудобнее, мы начинаем наше путешествие. Какие правила поведения в природе нужно соблюдать, чтобы не причинять ей вреда? ( не шуметь, не ломать ветки деревьев, не сбивать грибы ногами и т.д.)
-
Изучение нового материала.
-
-Чтобы нам лучше разобраться в этом вопросе, я подготовила вам задание.
У меня есть три листа с рисунками.( На рисунках - изображения объектов живой и неживой природы, изделий человека)
Вы должны будете отгадать мой секрет:
-Почему именно эти рисунки относятся к той или иной группе.
-Давайте. Работать в парах ( вспомним правила работы в паре
-Но сначала ещё раз прослушаем, что нужно будет сделать каждой паре
-
Внимательно рассмотреть рисунки.
-
Назвать признаки этой группы рисунков.
-
Придумать общее название.
-А то, что изображено на рисунках, мы будем называть научным словом «объекты». (Вывешиваю на доску карточку со словом «объекты».)
( Идёт парная работа учитель оказывает посильную помощь.)
б) Проверка групповой работы.
( Дети выходят группами к доске. 1-я группа с рисунками, изображающими объекты живой природы, 2-я группа - неживой природы, 3-я группа - изделиями человека.)
-Каковы общие признаки объектов?
+Они относятся к природе
-Почему они оказались в одной группе?
+Они дышат, питаются, приносят потомство, умирают
-Как бы вы назвали эту группу объектов?
+Живая природа
-выходит 2 группа
А что у вас + природа, она неживая потому что тут объекты не дышат, не питаются Не размножаютсяЭто природа не хивая
( В ходе обсуждения на доске появляются элементы будущей схемы:
А у тебя Андрюша природа
Нет это то что сделано руками человека
=изделия человека
Живая природа
Неживая природа
Изделия человека
в) Составление схемы.
- Так что же нас окружает? (Живая природа, неживая природа, изделия человека)
(вывешиваю табличку «Что нас окружает»)
- Что общего между живыми и неживыми объектами? (Их создала природа)
-Что можно сказать про рукотворные объекты? ( Их создал человек, они к природе не относятся, но относятся к окружающему миру)
-А куда мы отнесём человека?( К объектам живой природы)
( В ходе обсуждения на схеме появляются стрелки, она приобретает следующий вид:
Что нас окружает
Природа Изделия человека
Живая Неживая
г) Составление рассказа по схеме.
- Ребята, рассмотрите внимательно схему и составьте по ней рассказ, начав его словами «Нас окружает…»
(-Нас окружают природа, а также изделия человека. Природа бывает живая и неживая. Человек относится к живой природе. Изделия человека к природе не относятся.)
Вот мы и сделали первое открытие
- Сейчас попробуем сделать первое открытие. Какая бывает природа?
- Посмотрите на парту, что видите? (картинки) А то что изображено на картинках ,будем называть их научным словом - объекты. ( на доску)
- Какой объект здесь лишний? Стул, холодильник, дом
Почему?
Это не природа, а изделия человека ( на доску природа изделия человека
Да они сделаны руками человека
- Все ли оставшиеся объекты имеют одинаковые признаки? - Давайте попробуем разделить их на группы. Кто догадался, какие объекты составят 1 группу? Обсуди это с соседом по парте Поставьте их в 1 ряд. 1) ёжик, гриб, берёза Карточки)
- По каким признакам вы объединили эти объекты? (живые - дышат, питаются, приносят потомство и умирают)
Как бы вы назвали эту группу объектов? ( Живая природа) -Чем бы вы их дополнили? Вывод: К живой природе относятся растения, животные. Остальные. Объекты расположим ниже Солнце, вода, облака ( карточки ) Вывод: природа бывает живая и неживая. Так что же нас окружает? ( Живая природа, неживая изделия человека
- Что общего между живыми и неживыми объектами? (Их создала природа)
-Что можно сказать про рукотворные объекты? ( Их создал человек, они к природе не относятся, но относятся к окружающему миру)
А куда отнесём человека? ( к объектам живой природы)
Ребята , рассмотрите внимательно схему и составьте по ней рассказ начав со словами « Нас окружает .. Иванов Витя ( Нас окружают природа , а также изделия человека. Природа бывает живая и неживая. Человек относится к живой природе. Изделия человека к природе не относятся
- Вот мы и сделали первое открытие.
- Закрепление изученного. Работа по учебнику.
А) -Откроем учебник на странице 58 и прочитаем текст над схемой.( Дети читают текст.)
- Сравним этот текст с нашим выводом, который мы сделали по схеме. ( Ученики при сравнении текста и рассказа по схеме делают вывод, что они одинаковые.) - Связаны ли между собой живая и неживая природа? ( Вода питает растения, животных, человека. Растения растут на земле и получают из неё воду и питательные вещества. Солнце даёт всем свет и тепло.)
6. Физкультминутка. И г р а «Объекты живой природы» .Если вы услышите объекты живой природы вы хлопаете Мяч, собака, телевизор,цветы, трактор, облако, сумка, снежинка,кошка, река, ложка, сосулька, ранец,, Марина, песчинка, качели., лиса.
б) Самостоятельная работа.
- Открываем тетрадь на странице 3 и выполняем задание 1.
В парах.
1ряд:
- Красным кружком обозначаем объекты живой природы, лось, ворона, гриб
2 ряд:
синим - объекты неживой природы, дождь, камень
3 ряд:
зелёным - то, что сделано руками человека. Кувшин, топор батон
Проверка ребята вы согласны с нами
- Явления природы.
- Давайте вернёмся к названию темы нашего путешествия.
-Полна природа удивленья. Замечательные слова!
- Удивление встречает нас часто. Что вас удивляет в жизни?
- А что удивляет нас в природе? (- Человек - часть природы и его эмоциональное состояние часто зависит от природы.)
- В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.
- Какие явления природы вы знаете? Посмотрите на экран
Физ - ра для глаз.
-Какие явления природы вы увидели?
-Давайте полюбуемся и другими чудесами, которые происходят в природе. Слайды № 5-12 (Power Point)
- 6. Итог урока.
-Наше путешествие подходит к концу, но не заканчивается. Ведь мы с вами ещё столько должны узнать нового о природе, сделать много открытий. А какие секреты природы мы сегодня открыли? Что интересного вы расскажете дома своим родителям?
- Каким чудесам природы мы сегодня удивлялись?
- Достигли мы поставленных целей? Что помогло вам достичь целей? ( хорошая работа на уроке)
И в заключении мне хочется прочитать вам стихотворение "Миг"
Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так или не так
Через одно мгновенье.
Использованная литература
-
Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир». Издательство «Астрель», 2012г. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004. - (Серия "Мастерская учителя").
-
Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс/ Под ред. Л.А.Обуховой. - М.: ВАКО, 2006. - (Серия "Мастерская учителя").
-
Шорыгина Т.А. Грибы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004 - (Серия "Путешествие в мир природы. Развитие речи")
Презентация