- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление по теме Родительское собрание, каким оно должно быть
Выступление по теме Родительское собрание, каким оно должно быть
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лисова А.А. |
Дата | 04.03.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Родительское собрание, каким оно должно быть.
Социальные изменения, произошедшие в последнее пятилетие в образовании, и ориентация на принятие школами модели профильного обучения диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями учащихся. Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач.
Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребёнка, мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью. Однако тенденция «дистанцирования » родителей от школы пока сохраняется. Причин этому немало, среди них:
-
пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим;
-
непонимание целей совместной деятельности со школой и своей роли в ней;
-
следование сложившимся стереотипам воспитания, моделям, привнесённым из собственного детства;
-
ошибки педагогов, приводящие к внутренней враждебности и агрессивности родителей.
Всё перечисленное позволяет предположить, что именно родительское собрание, построенное на новых, диалогических основаниях, способно стать отправной точкой для выстраивания партнёрских отношений участников.
В чём же состоит назначение родительского собрания?
-
Источник информации.
На начальной ступени обучения родительское собрание является чуть ли не единственным источником информации для учителя и администрации школы об образовательных запросов родителей, о степени их удовлетворённости условиями пребывания детей в школе, качеством предоставляемых образовательных услуг, о семейных ценностях, традициях и нравственных нормах.
-
Форма педагогического самообразования.
На первой ступени обучения многие родители не обладают достаточным опытом поддержки детей в учебной и познавательной деятельности, часто испытывают затруднения в конкретных воспитательных ситуациях и нуждаются в педагогическом образовании.
-
Мотивационный фактор появления родительских инициатив.
Родительские собрания при условии их диалогичности и значимости оказывают на родителей мощное мотивирующее влияние, создающее предпосылки добровольного и осознанного включения их в различные формы участия в управлении развитием школы.
-
Механизм единения творческой энергии участников.
Родительские собрания объединяют усилия и творческую энергию педагогов, родителей, администрации по поиску оптимальных подходов в обучении и воспитании. Это создаёт предпосылки для обеспечения ценностно - ориентированного единства участников образовательного процесса.
-
Способ участия в управлении школой.
Родительские собрания предоставляют родителям возможность заявить своё участие в управлении школой.
-
Индикатор правильности педагогического воздействия.
Родительские собрания обеспечивают «обратную связь», прежде всего, для учителя и администрации по различным позициям школьной жизни, что даёт возможность оперативного регулирования процесса управления.
Функции родительского собрания на начальной ступени обучения.
Информационная функция предполагает просвещение родителей по организации учебного процесса в школе. Она реализуется, главным образом, в рамках монологической подачи информации, либо в форме ответов на значимые для участников вопросы.
Просветительская функция состоит в вооружении родителей актуальной для них информацией. Характерным отличием этой функции в сравнении с предыдущей является содержание используемых методов: они опираются на обмен опытом. Реализация этой функции предполагает такие формы, как
- семинары
- пед.практимумы
- конференции
- «круглые столы»
- дискуссии участников
Обучающая функция состоит в отработке практических навыков родителей по оказанию помощи ребёнку в освоении образовательных программ, эффективному общению с ребёнком и защите прав в различных ситуациях. Реализация этой функции предполагает
- просвещение по востребованной участниками проблеме (на первом этапе)
- тренинги (многократные повторения упражнений в определённой ситуации)
- деловые игры, позволяющие моделировать поведение участников в типичных ситуациях семейного воспитания.
Консультационная функция реализуется как методическое и психологическое консультирование. Эта функция обеспечивает потребность участников в разрешении индивидуальных затруднений, нередко носящий экстренный характер, и предполагающих не только информационную, но и эмоциональную поддержку родителей.
Профилактическая функция состоит в в предупреждении ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами взросления детей, снижением учебной мотивации, проблемами в общении, здоровьем детей.
Координационная функция состоит в объединении и регулировании действий всех участников образовательного процесса по обеспечению оптимальных условий для развития познавательной активности, самообразовательных умений, коммуникативной культуры и других признаков успешной социальной адаптации.
Формы проведения родительского собрания.
Родительские собрания можно разделить на 2 группы:
1.Традиционные (ведущий - источник информации, участники - пассивные слушатели)
2.Нетрадиционные или диалогические (ведущий - координатор действий, родители - равноправные участники диалога, соавторы творческого поиска).
К первой группе можно отнести лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, встречи со специалистами различных профилей. Основными составляющими элементами являются:
Объявление цели проведения, выступление, ответы на вопросы участников, принятие решений и рекомендаций.
Ко второй группе можно отнести: семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, диспуты, дискуссии, презентации родительского опыта, творческие конкурсы, семейные клубы и гостиные, читательские конференции, различные праздники. Собрания этой группы отличаются сценарным разнообразием, но объединяющим признаком при этом является деятельностная включённость родителей в процесс поиска решения проблемы.
Родительское собрание-диспут (дискуссия, «круглый стол»)
Предполагает обращение к проблемным темам, вызывающие противоречивые суждения родителей. Формулировки тем должны быть «острыми», «задевающими за живое». Например: «Почему ребёнок не любит читать?», «Всегда ли родитель прав?».
На подготовительном этапе формируются вопросы, список литературы, часто проводиться анкетирование. В процессе проведения диспута этапность действий следующая:
-
Сообщение правил выступления.
-
Представление участников, занимающих различные позиции.
-
Разыгрывание порядкового номера выступлений.
-
Выступление участников группы, защищающих первую позицию.
-
Вопросы выступившим участникам со стороны группы «оппозиции».
-
Выступление участников группы, защищающих вторую позицию.
-
Уточняющие вопросы «противников».
-
Жюри принимает решение и обосновывает его.
-
Подведение итогов.
Деловая игра.
-
Разъяснение смысла игры, её целей, правил и регламента.
-
Формирование групп участников.
-
Распределение игровых ролей между ними.
-
Постановка задач группам и разъяснение формы представления результатов.
-
«Мозговой штурм» (поиск варианта решения проблемы).
-
Предъявление результатов и их коллективный анализ.
-
Выступление экспертов, формирование «конечного продукта» в виде памяток, алгоритмов, советов родителям.
Родительская конференция.
Является формой предъявления результатов семейного воспитания. Сводится к следующим этапам.
Этап подготовки: определение темы, формулирование вопросов, выявление ценного родительского опыта и представление его в наглядном виде.
Этап проведения: пленарная часть (серия выступлений педагогов и родителей); работа участников по секциям с последующим обобщением «наработанной» в них информации и принятие рекомендаций.
Обязательным при такой форме проведения собрания является поощрение и награждение участников.
Правила проведения родительского собрания
(по материалам И. Хоменко)
-
Никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, это не способствует их желанию встречаться с вами чаще. Всегда искренне радуйтесь их появлению в классе.
-
Обязательно называйте родителей по имени и отчеству.
-
На собрании старайтесь говорить о проблеме, а не о конкретном ребёнке. А вот хвалите персонально и обязательно всех. Найдите несколько слов для каждого ребёнка.
-
Особенно полезно проанализировать, чего достигли школьники момента вашей последней встречи с родителями, а в чём им так и не удалось поднять планку.
-
Когда родителям предлагается конкретная и посильная модель приложения своих родительских ресурсов, то отдача повышается, потому, что целенаправленные действия всегда приносят позитивные результаты, повышают заинтересованность родителей.
-
Старайтесь не критиковать действия коллег, соблюдайте профессиональную этику, даже если у вас иная точка зрения.
-
Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверных фактах, не поощряйте ябедничество.
-
Говорите о конкретных фактах, старайтесь не употреблять выражения типа «плохо себя ведёт», «не хочет учиться».Выражайтесь ясно: «не сделал два домашних задания по математике» и т. д. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность ребёнка.
-
Предлагайте возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие. Результатом такого воздействия со стороны родителей может стать ложь: дети будут стараться скрыть от родителей дату очередного собрания.
-
Заканчивая собрание, спросите себя: оправдались ли мои ожидания? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрят ученики на меня завтра?