Выступление по теме Родительское собрание, каким оно должно быть

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание, каким оно должно быть.

Социальные изменения, произошедшие в последнее пятилетие в образовании, и ориентация на принятие школами модели профильного обучения диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями учащихся. Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач.

Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребёнка, мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью. Однако тенденция «дистанцирования » родителей от школы пока сохраняется. Причин этому немало, среди них:

  • пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим;

  • непонимание целей совместной деятельности со школой и своей роли в ней;

  • следование сложившимся стереотипам воспитания, моделям, привнесённым из собственного детства;

  • ошибки педагогов, приводящие к внутренней враждебности и агрессивности родителей.

Всё перечисленное позволяет предположить, что именно родительское собрание, построенное на новых, диалогических основаниях, способно стать отправной точкой для выстраивания партнёрских отношений участников.

В чём же состоит назначение родительского собрания?


  1. Источник информации.

На начальной ступени обучения родительское собрание является чуть ли не единственным источником информации для учителя и администрации школы об образовательных запросов родителей, о степени их удовлетворённости условиями пребывания детей в школе, качеством предоставляемых образовательных услуг, о семейных ценностях, традициях и нравственных нормах.


  1. Форма педагогического самообразования.

На первой ступени обучения многие родители не обладают достаточным опытом поддержки детей в учебной и познавательной деятельности, часто испытывают затруднения в конкретных воспитательных ситуациях и нуждаются в педагогическом образовании.


  1. Мотивационный фактор появления родительских инициатив.

Родительские собрания при условии их диалогичности и значимости оказывают на родителей мощное мотивирующее влияние, создающее предпосылки добровольного и осознанного включения их в различные формы участия в управлении развитием школы.


  1. Механизм единения творческой энергии участников.

Родительские собрания объединяют усилия и творческую энергию педагогов, родителей, администрации по поиску оптимальных подходов в обучении и воспитании. Это создаёт предпосылки для обеспечения ценностно - ориентированного единства участников образовательного процесса.


  1. Способ участия в управлении школой.

Родительские собрания предоставляют родителям возможность заявить своё участие в управлении школой.


  1. Индикатор правильности педагогического воздействия.

Родительские собрания обеспечивают «обратную связь», прежде всего, для учителя и администрации по различным позициям школьной жизни, что даёт возможность оперативного регулирования процесса управления.

Функции родительского собрания на начальной ступени обучения.


Информационная функция предполагает просвещение родителей по организации учебного процесса в школе. Она реализуется, главным образом, в рамках монологической подачи информации, либо в форме ответов на значимые для участников вопросы.

Просветительская функция состоит в вооружении родителей актуальной для них информацией. Характерным отличием этой функции в сравнении с предыдущей является содержание используемых методов: они опираются на обмен опытом. Реализация этой функции предполагает такие формы, как

- семинары

- пед.практимумы

- конференции

- «круглые столы»

- дискуссии участников

Обучающая функция состоит в отработке практических навыков родителей по оказанию помощи ребёнку в освоении образовательных программ, эффективному общению с ребёнком и защите прав в различных ситуациях. Реализация этой функции предполагает

- просвещение по востребованной участниками проблеме (на первом этапе)

- тренинги (многократные повторения упражнений в определённой ситуации)

- деловые игры, позволяющие моделировать поведение участников в типичных ситуациях семейного воспитания.

Консультационная функция реализуется как методическое и психологическое консультирование. Эта функция обеспечивает потребность участников в разрешении индивидуальных затруднений, нередко носящий экстренный характер, и предполагающих не только информационную, но и эмоциональную поддержку родителей.

Профилактическая функция состоит в в предупреждении ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами взросления детей, снижением учебной мотивации, проблемами в общении, здоровьем детей.

Координационная функция состоит в объединении и регулировании действий всех участников образовательного процесса по обеспечению оптимальных условий для развития познавательной активности, самообразовательных умений, коммуникативной культуры и других признаков успешной социальной адаптации.

Формы проведения родительского собрания.


Родительские собрания можно разделить на 2 группы:

1.Традиционные (ведущий - источник информации, участники - пассивные слушатели)

2.Нетрадиционные или диалогические (ведущий - координатор действий, родители - равноправные участники диалога, соавторы творческого поиска).

К первой группе можно отнести лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, встречи со специалистами различных профилей. Основными составляющими элементами являются:

Объявление цели проведения, выступление, ответы на вопросы участников, принятие решений и рекомендаций.

Ко второй группе можно отнести: семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, диспуты, дискуссии, презентации родительского опыта, творческие конкурсы, семейные клубы и гостиные, читательские конференции, различные праздники. Собрания этой группы отличаются сценарным разнообразием, но объединяющим признаком при этом является деятельностная включённость родителей в процесс поиска решения проблемы.

Родительское собрание-диспут (дискуссия, «круглый стол»)

Предполагает обращение к проблемным темам, вызывающие противоречивые суждения родителей. Формулировки тем должны быть «острыми», «задевающими за живое». Например: «Почему ребёнок не любит читать?», «Всегда ли родитель прав?».

На подготовительном этапе формируются вопросы, список литературы, часто проводиться анкетирование. В процессе проведения диспута этапность действий следующая:

  1. Сообщение правил выступления.

  2. Представление участников, занимающих различные позиции.

  3. Разыгрывание порядкового номера выступлений.

  4. Выступление участников группы, защищающих первую позицию.

  5. Вопросы выступившим участникам со стороны группы «оппозиции».

  6. Выступление участников группы, защищающих вторую позицию.

  7. Уточняющие вопросы «противников».

  8. Жюри принимает решение и обосновывает его.

  9. Подведение итогов.


Деловая игра.

  • Разъяснение смысла игры, её целей, правил и регламента.

  • Формирование групп участников.

  • Распределение игровых ролей между ними.

  • Постановка задач группам и разъяснение формы представления результатов.

  • «Мозговой штурм» (поиск варианта решения проблемы).

  • Предъявление результатов и их коллективный анализ.

  • Выступление экспертов, формирование «конечного продукта» в виде памяток, алгоритмов, советов родителям.

Родительская конференция.

Является формой предъявления результатов семейного воспитания. Сводится к следующим этапам.

Этап подготовки: определение темы, формулирование вопросов, выявление ценного родительского опыта и представление его в наглядном виде.

Этап проведения: пленарная часть (серия выступлений педагогов и родителей); работа участников по секциям с последующим обобщением «наработанной» в них информации и принятие рекомендаций.

Обязательным при такой форме проведения собрания является поощрение и награждение участников.

Правила проведения родительского собрания

(по материалам И. Хоменко)


  1. Никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, это не способствует их желанию встречаться с вами чаще. Всегда искренне радуйтесь их появлению в классе.

  2. Обязательно называйте родителей по имени и отчеству.

  3. На собрании старайтесь говорить о проблеме, а не о конкретном ребёнке. А вот хвалите персонально и обязательно всех. Найдите несколько слов для каждого ребёнка.

  4. Особенно полезно проанализировать, чего достигли школьники момента вашей последней встречи с родителями, а в чём им так и не удалось поднять планку.

  5. Когда родителям предлагается конкретная и посильная модель приложения своих родительских ресурсов, то отдача повышается, потому, что целенаправленные действия всегда приносят позитивные результаты, повышают заинтересованность родителей.

  6. Старайтесь не критиковать действия коллег, соблюдайте профессиональную этику, даже если у вас иная точка зрения.

  7. Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверных фактах, не поощряйте ябедничество.

  8. Говорите о конкретных фактах, старайтесь не употреблять выражения типа «плохо себя ведёт», «не хочет учиться».Выражайтесь ясно: «не сделал два домашних задания по математике» и т. д. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность ребёнка.

  9. Предлагайте возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие. Результатом такого воздействия со стороны родителей может стать ложь: дети будут стараться скрыть от родителей дату очередного собрания.

  10. Заканчивая собрание, спросите себя: оправдались ли мои ожидания? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрят ученики на меня завтра?









© 2010-2022