Конспект урока по русскому языку Перенос слов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2 классе.

Тема: « Перенос слов».

Цели: помочь детям усвоить случаи переноса слов

с Ь и буквой Й в середине слова по слогам;

формирование умения переносить слова с

учетом особенностей слогов;

развивать у детей орфографическую зоркость,

словесно - логическое мышление, память,

наблюдательность, умение рассуждать;

воспитывать любовь к родному краю, пытли-

вость, любознательность.

Вид: комбинированный урок на основе комплексно-

го интеллектуального развития.

Оборудование:

наглядный материал, модель слов с разными

случаями переноса, лист - тренинг, сигнальные

карточки.

Учитель: Капуста В. М.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

- Тихо сели. Начинаем урок.

2.Мобилизующий этап.

На доске запись:

М ы У э л П Ю К

Учитель.

- Назовите буквы, написанные на доске.

Дети.

Буква М- прописная, письменная;

буква ы- строчная, письменная….;

буква П- заглавная( прописная), печатная и.т.д.

Учитель.

- Ребята, назовите букву, которая отличается от других.

Дети.

Это буква П, так как она печатная, а все остальные- письменные.

Учитель.

- На какие две группы можно разделить все оставшиеся буквы?

Почему?

Дети.

На гласные и согласные.

ы э Ю У М л К

Еще можно разделить по написанию- строчные и прописные.

ы э л М У Ю К

Учитель.

- Молодцы! А в минутке чистописания мы напишем букву П.

3. Минутка чистописания.

Учитель

- Расскажите про букву П.

Дети.

Буква П обозначает согласный звук п , который может быть твердый и мягкий, глухой, парный.

На доске запись.

Ппаб Ппвг…….

Учитель.

- Определите порядок написания букв в цепочке.

Дети.

В этой цепочке прописная и строчная буквы П ,п чередуются с двумя буквами алфавита.

В следующем соединении напишем прописную и строчную буквы П ,п и строчные буквы д ,е и.т.д.

Учитель.

- Напишите данную цепочку в предложенной последовательности. Пишем красиво и аккуратно.

4. Словарно- орфографическая работа.

«Выравнивание» знаний.

Учитель.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом, а каким, вы узнаете из загадки:

В этом маленьком футляре

Ты найдешь карандаши,

Ластик, ручку, треугольник-

Что угодно для души.

Дети.

Это пенал.

( На экране дети видят рисунок пенала, карточку со словом

пенал ).

Учитель.

- Прочитаем это слово хором. Что обозначает слово пенал?

Дети.

Пенал- это футляр, коробочка для хранения ручек, карандашей,

ластика и.т.д.

Учитель

- А сейчас , ребята, вы узнаете откуда к нам пришло слово

пенал.

Ящичек, в котором хранятся перья, карандаши и ручки, люди придумали очень давно. Название ему дали от слова

перо. На латинском языке перо называется пенна. Поэтому и ящичек назвали ПЕНАЛ.

Учитель.

- Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните букву, которая обозначает непроверяемый гласный звук э .

( Дети записывают в тетради слово ПЕНАЛ, один ученик работает у доски).

Учитель.

Фонетический разбор-

И несложен он и скор:

Надо нам сперва толково

Разделить на слоги слово

И труда в том нет почти-

Ударение найти.

А потом на том же листике

Звукам дать характеристику.

Сколько букв и сколько звуков

Посчитать и вся наука.

- Какой вопрос поставим к слову пенал?

- Что обозначает это слово?

- К какой части речи относится это слово?

- Прочитайте слова, которые расположились рядом со словом

пенал.

( На экране напечатаны слова.)

Пенал на лежит столе

- Составьте из данных слов предложение.

( Дети предлагают возможные варианты предложений:

записывают с комментированием предложение;

На столе лежит пенал.

повторяют правила написания предложения;

подчеркивают орфограммы в словах;

выделяют главные члены предложения.

Учитель.

- Разделите слова пенал на слоги.

Дети.

Пе-нал.

Учитель.

- Как можно это слово перенести с одной строки на другую?

Дети. Это слово с одной строки на другую можно перенести по слогам: пе-нал.

( На магнитной доске учитель выставляет карточку со словом

пе-нал.)

Учитель.

- Этот случай переноса слова с одной строки на другую по слогам мы уже хорошо знаем. А чтобы еще лучше закрепить его, послушайте стихотворение- игру.

( Стихотворение читает заранее подготовленный ученик).

Я сейчас расскажу,

Как слова переношу:

Зима- зи-ма,

Пожар- по-жар,

Коза- ко-за ,

Комар- ко- мар.

Здесь порядок очень строгий,

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам.

Учитель.

- А теперь попробуйте сами разделить слова для переноса:

лиса.

Дети (хором).

Ли-са.

Учитель.

- Петушок.

Дети ( хором).

Пе- тушок, пету- шок.

Учитель.

-Трава.

Дети ( хором).

Тра - ва.

Учитель.

-Как обозначается знак переноса?

Дети.

- Знак переноса обозначается черточкой.

5. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

Учитель.

- Как вы думаете, достаточно ли этих знаний, чтобы уметь переносить слова при написании с одной строки на другую?

- В русском языке очень много « тайн», в том числе и о случаях переноса. Поэтому эпиграфом нашего урока я предлагаю взять слова « Все тайное становится явным».

( Учащиеся читают хором).

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

- Сегодня на уроке наша задача - раскрыть «тайны» случаев переноса слов с одной строки на другую. Я ставлю три знака вопроса ( ? ).

На экране напечатано:

Тема урока: «Перенос слов».

ПЕ - НАЛ « Все тайное становится

?

явным».

?

?

6. « ОТКРЫТИЕ» ДЕТЬМИ НОВОГО ЗНАНИЯ.

Учитель.

- Послушайте стихотворение- шутку А. Шибаева « Как я перенес слова».

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенес:

Едва Укол Опять

я перенес я перенес я перенес

е - два у - кол о - пять

и получил и получил теперь, наверно,

за это «2». за это «1». будет «5».

Учитель.

- Как вы думаете, какую отметку получил ученик за последний перенос? Почему?

- Запишите это слово в тетрадь, разделите на слоги.

( Один ученик пишет на доске слово О-ПЯТЬ с комментированием).

Учитель.

- Можно ли это слово разделить для переноса? Почему?

Какой вывод сделаем?

Дети.

Слово ОПЯТЬ нельзя разделить для переноса, так как одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую .

( На экране вместо первого знака вопроса появляется запись:

опять: о-пять.)

Учитель.

- Вот мы и раскрыли «еще» одну тайну переноса слов.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Учитель.

- А сейчас мы с вами поиграем. Я называю слова. Если слово можно перенести, то вы хлопаете два раза в ладоши, если нельзя перенести, то разводите руки в сторону.

Лось, бусы, яма, сани, малина, Аня, весна.

Учитель.

- У нас осталось еще два « тайных» вопроса, на которых нужно найти ответ. На один из этих вопросов нам поможет ответить Незнайка. Он должен был по заданию Знайки разделить для переноса слова.

( На экране демонстрируется карточка со словами.)

маль-чик

кон- ьки

силь- ный

пал-ьто

( Ученики читают слова.)

Учитель.

- Как вы думаете, в каких словах Незнайка допустил ошибку при переносе? Докажите.

( Выслушиваются мнения учащихся.)

Дети.

Незнайка допустил ошибки в словах коньки и пальто, так как «Ь» обозначает мягкость предшествующего согласного, а при переносе его нельзя отделять от этой буквы.

Учитель.

- Какой делаем вывод?

( Чтение вывода на экране.)

Учитель.

-Запишем слова, которые Незнайка перенес неверно, и правильно разделим их для переноса.

( Дети пишут в тетрадях слова конь-ки, паль-то,а один ученик записывает их на доске.)

Учитель.

- Итак, ребята, как нужно переносить слова с «Ь» в середине слова с одной строки на другую?

Дети.

Буква мягкий знак при переносе остается на строке.

Учитель.

-Какое из слов, написанных Незнайкой, « лишнее»? Почему?

Дети.

«Лишнее» слово сильный, так как оно является прилагательным, остальные - существительными. Но перенос в этом слове проведен верно.

Учитель.

- Что вы можете сказать о количестве букв и звуков в этих словах?

……………….

- Еще одна «тайна» переноса слов раскрыта. А вот последнюю « тайну» нам помогут раскрыть Мальвина и Буратино.

( Двое детей участвуют в сценке.)

Мальвина ( указывая на слова, написанные на доске:

зайка, чайка, лейка, майка.)

Отвечай- ка, Буратино,

Как эти слова со строки на строку

Я перенести могу?

( Буратино разделил слова для переноса так:

за-йка, ча-йка, ле-йка, ма-йка.)

Мальвина.

- Эх, Буратино, какой же ты незнайка. Переносить нужно

ЗАЙ-КА, ЧАЙ-КА,ЛЕЙ-КА, МАЙ-КА.

Учитель.

- Ребята, а вы поняли ,как нужно переносить слова с буквой Й

в середине?

( Выслушиваются мнения детей.)

Дети.

Букву Й при переносе нельзя отделять от стоящей впереди буквы.

( На экране возле знака вопроса появляется слово:

ЗАЙ-КА).

( Чтение правила на экране).

Учитель.

-Запишите эти слова в тетрадь и укажите случай переноса.

Какая орфограмма встретилась в этом в этом слове?

- Ребята, все ли тайное стало явным?

7.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

А) Работа с учебником. Самостоятельная работа.

Учитель.

- Откройте учебники на странице 73. Вам нужно самостоятельно выполнить упражнение 157.Спишите слова, разделяя их для переноса.

Б) Самопроверка.

( На экране высвечивается правильный перенос слов.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

В) « Цепочка слов».

Учитель.

- Найдите «лишнее» слово. Докажите.

Мама, торт, книги, окно.

Зоя, Ирина, Юра, Аня.

Г) Работа в группах.

Учитель.

- Сейчас мы проверим, как вы усвоили случаи переноса слов.

У вас на столе лежит лист- тренинг. В нем три задания, и в каждом из них несколько вариантов ответов.

- Внимательно прочитайте первое задание, посовещавшись,

в графе « Выбор в группе» запишите ответ. Если что- то непонятно, поднимите сигнальную карточку.

( Дети работают в группах, выполняя задания на листах- тренингах, затем проводится проверка через проектор, правильный ответ высвечивается на экране.)

8. Итог урока.

Учитель.

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

- О чем сегодня мы говорили на уроке?

- Какие « тайны» переноса мы с вами раскрыли?

- Все ли было понятно на уроке?

9. Оценка своей работы учащимися?

Учитель.

- Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. На столе лежат сигнальные карточки. Если вы считаете, что усвоили тему на «отлично», покажите улыбающегося человечка.

Если где-то в чем-то неуверенны, то покажите задумчивого человечка.

10. Задание на дом.

Учитель.

- Сегодня на уроке хорошо работали ………..

Спасибо! Урок окончен!

Тема: « Перенос слов».

Внимательно прочитайте задание, посовещавшись, в графе« Выбор в группе» запишите ответ.


  1. Какое слово верно разделено для переноса?

1) ма- йка 3) ме- тр

2) мал- ьчик 4) ме- сяц

Выбор в группе:


  1. Назовите слова, в которых два слога?

  1. тополя 3) майка

  2. коза 4) муравей

Выбор в группе:


  1. Назовите слова, которые нельзя перенести.

1) дом 3) посуда

2) заяц 4) конь

Выбор в группе:


  1. Найдите правильные ответы переноса слова ЧАЙНИКИ.

  1. чайн -ики 3) чайни -ки

  2. чай -ники 4) ча- йники

Выбор в группе:

Тема « Перенос слов».

Внимательно прочитав задание ,

посовещавшись, в графе « Выбор в группе»

запишите ответ.

1. Какое слово верно разделено для переноса.

1) чай- ник 3) ал- ьбом

2) стр- ойка 4) о- лень

Выбор в группе:

2. Назовите слова, в которых два слога.

1) домик 3) дерево

2) колесо 4) денек

Выбор в группе:

3. Назовите слова, которые нельзя перенести.

1) береза 3) пенал

2) якорь 4) пень

Выбор в группе:

4.Найдите правильные ответы переноса слов.

1) мыл- ьница 3) мыль- ница

2) мыльн- ица 4) мыльни- ца


© 2010-2022