- Преподавателю
- Начальные классы
- Публикация Система оценки достижения планируемых результатов по УМК Школа 2100
Публикация Система оценки достижения планируемых результатов по УМК Школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нефедова Е.П. |
Дата | 16.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Система оценки достижения планируемых результатов осовоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100»
До недавнего времени основной целью обучения являлось формирование предметных знаний, умений и навыков, в инновационном образовании во главу поставлено формирование общеучебных умений, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия. Это, в свою очередь влечет за собой изменения подходов к системе оценивания учебных достижений школьников
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата,формирования универсальных учебных действий,освоения содержания учебных предметов.
б) обеспечивать комплексный подход к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов образования;
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов;
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Проблемы оценивания при внедрении ФГОС:
-
Как оценивать достижение новых целей - сформированность действий, а не просто наличие знания?
-
Как оценивать не только предметные результаты?
-
Как по-новому использовать отметки, уровни достижений?
-
Как фиксировать результаты, чтобы ими пользоваться и оценивать?
-
Как сохранить здоровье детей (традиционое оценивание дискомфортно для учеников, отрицательно влияет на их мотивацию)?
-
Как не утопить хорошие идеи в бумажной отчетности?
Какие нужны новые формы и методы оценки? Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий). Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах. В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Необходимо изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). Сейчас она работает по принципу «вычитания» вместо нее предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода». Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное - комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником - его личностные, метапредметные и предметные результаты.
Расскажем как на практике работает система оценивания результатов ФГОС в ОС «Школа 2100».
Начальный уровень использования системы оценивания.
1. Учим отличать словесную оценку от отметки-знака за решение учебной задачи. В первом классе вместо балльных отметок используем только положительную фиксацию. Ученик в «Личном ежедневнике первоклассника» закрашивает кружок нужным цветом (красный - «отлично», желтый - «хорошо», зеленый - «нужно постараться»)
2. Ученик в диалоге с учителем обучается самостоятельно оценивать свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» (1. Какова была цель задания? 2. Удалось ли выполнить задание? 3. Выполнил задание правильно или с ошибками? 4. Задание выполнялось самостоятельно или с чьей-то помощью?). Во 2 классе добавляется пятый пункт: «какую отметку ты себе поставишь?».
Стандартный уровень.Начинаем использовать правила оценивания, без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке результатов каждого ученика.
1. Учитель и ученик привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности.
-
Учитель использует таблицы результатов, в которые выставляет отметки за каждое задание контрольной работы или диагностики метапредметных результатов (1 класс - «+» или «-», в других классах по пятибалльной шкале). Эти данные учитель переносит в портфель достижений ученика.
-
Учитель может оценивать работу ученика по уже готовой шкале в методическом пособии. К примеру, в тетради «Проверочные и контрольные работы» к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса, авторы Вахрушев А.А., Бурский О.В. и Родыгина О.А. предложили отдельную шкалу оценивания.
-
Учитель определяет итоговую оценку за ступень начальной школы в соответствии новой системы оценки (на основе выходных диагностик и портфеля достижений).
Максимальный уровень. Учитель может вводить полный набор правил оценивания или отдельные правила из этого набора, что позволит получить максимальный эффект.
1. Таблицы результатов и портфель достижений используются уже не частично, а полностью.
2. Новое правило - право отказа от отметки и право пересдачи. Ученик привыкает к ответственности за свой выбор. Дети учатся определять тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент.
3. Учитель использует уровни успешности при оценивании не только контрольных работ, но и при текущих заданиях, обучая учеников по этим критериям определять уровень любого задания.
Таким образом, соблюдение всех данных правил позволяет снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «боязни успеха», «отношений с учителями», «предъявлении себя». У учащихся возрастает сознательное отношение к целям обучения и к учебной деятельности, развиваются качества контрольно - оценочной самостоятельности.
4