- Преподавателю
- Начальные классы
- Проектная работа в начальной школе
Проектная работа в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Колесник Г.А. |
Дата | 13.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
ПРОЕКТ
(куклы из пряжи «Мартинички»)
Автор проекта:
Ученица 4А класса Чернавина Екатерина Руководитель проекта: Колесник Г.А.
Игрим
2014
Пояснительная записка В настоящее время самой популярной игрушкой среди девочек младшего возраста, как и тысячи лет назад, является кукла. Играя в куклы, каждая девочка мечтает и в игре реализует свою будущую жизнь. Среди моих сверстниц есть девочки, которые очень любят играть в куклы, и я не исключение. Сейчас есть много игрушек, которые не несут в себе художественного смысла и выражения. Нынешние куклы выглядят как модели, у них имеется макияж и много различных предметов одежды. А какими же были куклы наших бабушек? Мне показалось интересным найти, изучить историю возникновения кукол и донести до других эту информацию.
Предметом изучения моего проекта стала одна из кукол, которая является частью русской истории - это кукла «Мартинички», её можно сделать своими руками.
Целью работы является знакомство с русской традицией изготовления куклы своими руками.Для реализации проекта передо мной встает ряд следующих задач:
-
Изучить историю русской куклы используя различные источники.
-
Научиться изготавливать куклу самостоятельно.
Этапы реализации проекта
- Организационный этап (получение информации через различные источники).
-
Практический этап (изготовление куклы).
-
Заключительный этап (защита проекта).
Ход исследования.
- Изучение истории русской куклы.
Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, но и важнейший атрибут древних обрядов, символ продолжения рода, залог семейного счастья. А ещё - это проводник в глубину человеческой души и способ самопознания. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Поэтому именно кукла была одним из тех средств, с помощью которых старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и понести дальше бесценные сокровища накопленного жизненного опыта. По мнению археологов, историков, искусствоведов, кукла - это любая фигурка человека, даже если она не является игрушкой. Значение куклы многообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное, воспитательное, декоративно-оформительское и т.д. Издавна кукла была традиционной игрушкой и в русских семьях. Причем играли в тряпичные куклы все - не только девочки, но и мальчики до 7-8 лет, а потом их игры начинали строго разделять. Для малышей куклы изготавливали мамы и бабушки. Подрастая, дети сами начинали их шить. Так, пятилетняя девочка уже вполне могла самостоятельно смастерить себе куклу. В играх дети постигали искусство рукоделия, а затем их мастерство шить, вышивать, вязать и т.д. оценивалось взрослыми. В русской религии куклу часто наделяли магической силой плодородия, она выступала одним из главных атрибутов в свадебной церемонии - ее вручали невесте как счастливый символ продолжения рода. До начала ХХ века игрушки использовали также для призывания к ребенку ангелов-хранителей и добрых духов. Постепенно игрушки становились все более разнообразными - детишки играли уже не только традиционными куклами, но и различными матрешками, перчаточными куклами, куклами из ниток и палочек и т.д. Со временем, кукла видоизменилась, усовершенствовалась и превратилась в ослепительную фарфоровую или пластмассовую красавицу, которая радует на сегодняшний день глаза наших детишек. А остальные игрушки стали настолько разнообразны, что в огромном выборе можно очень легко заблудиться. Вот такие были куклы. Свою практическую деятельность я решила представить на примере создания кукол «Мартинички». Куклы из пряжи отличаются своей простотой и материал для неё можно приобрести как в любом магазине, так и у наших бабушек. Все игровые древних славян не имели лица, просто белый лоскут без обозначения глаз, рта, носа и ушей. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, не доступным для вселения в нее злых сил (которые как считалось, входят через рот и глаза, нос и уши). Имели эти куколки и другое значение. С рождением ребенка в семье, неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами. В 19 в. в возрасте до 5 лет как девочки так и мальчики носили только длинную полотняую рубаху, поэтому и куколки эти изготавливались без обозначения пола, лица только общие признаки человека: голову, руки, туловище. В 60-х гг. 20 в. стали делать куколку-девочку и куколку-мальчика.
2. Практический этап
(Изготовление куклы символизирующей Солнце). Шаг 1. Подготовка материала к работе.. Изучив различные источники информации, я узнала, что для создания кукол «Мартинички» необходима пряжа различного цвета. Уже зная о том, что куклы «Мартинички» являлись непременным атрибутом «закликания» весны, я решила взять для работы пряжу двух цветов: жёлтого - символ солнца и зелёного - как символ зелени на земле и на деревьях весной. Но чтобы определиться с количеством пряжи, необходимо в первую очередь было определиться с высотой куклы. Мои куклы будут примерно высотой 20 см. Для работы я подготовила следующий материал:
- Один моток жёлтой пряжи.
- Один моток зелёной пряжи.
- Ножницы.
- Кусок картона, например, 20 см. высотой.
Шаг 2. Последовательность изготовления. Приступив к работе, я завязала узел, чтобы в будущем пряжа не размоталась. Далее намотала пряжу на картонку по её длине, сделав 50 витков. После завершения привязала свободный конец к предыдущей петле, чтобы закрепить его.
Шаг 3. Взяв кусочек пряжи, я протянула его между картоном и получившимся мотком. Аккуратно вытащила картон. Сделав одиночный крепкий узел, я собрала и стянула всю пряжу в центре. Узел затянула потуже, чтобы голова не получилась квадратной.
Шаг 4. Чтобы сформировать руки куклы я отделите несколько петель. Далее взяла ещё один кусочек пряжи и сделала талию куклы. Делается это подобно тому, как делается шея.
Шаг 5. Стягиваю узлом запястья обеих рук. Теперь беру ножницы и отрезаю конец петель.
Шаг 6. На последнем этапе делаю ноги. Чтобы сделать ноги, разделяю оставшиеся петли на две части, каждая из которых будет ногой. Далее, как и в случае с руками, с помощью небольших кусочков пряжи формирую ступни. Кукла солнца готова!
Далее по такому же принципу делалась кукла символизирующая зелень, но, на последнем шаге, вместо формирования ступней я сделала юбку.
Смотав в одну две нитки зелёного и жёлтого цвета, я продела её края через головы, таким образом, соединив куклы между собой. Куклы «Мартинички» готовы!
Заключение В процессе изготовления кукол не возникало никаких трудностей. В дальнейшем, пофантазировав, можно изготовить и другие варианты этих кукол. Вот что у меня получилось.
Знакомство и изготовление кукол «Мартинички» позволило мне не только познакомиться с историей возникновения кукол, но и хоть немножко возродить культуру наших бабушек и прабабушек. Другими словами школьникам необходимо не только получать знания, но и знакомиться с нашим культурным прошлым, чтобы делиться опытом в нашем будущем.
Список источников информации
- Журнал «Крестьянка» №10 , 2000 г.
- club.osinka.ru›Русские обрядовые куклы
- rukukla.ru›mark/кукла-из-ниток