Проектная работа в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная работа в начальной школеРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯПроектная работа в начальной школе

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

ПРОЕКТ





(куклы из пряжи «Мартинички»)


Автор проекта:
Ученица 4А класса Чернавина Екатерина Руководитель проекта: Колесник Г.А.









Игрим

2014

Пояснительная записка В настоящее время самой популярной игрушкой среди девочек младшего возраста, как и тысячи лет назад, является кукла. Играя в куклы, каждая девочка мечтает и в игре реализует свою будущую жизнь. Среди моих сверстниц есть девочки, которые очень любят играть в куклы, и я не исключение. Сейчас есть много игрушек, которые не несут в себе художественного смысла и выражения. Нынешние куклы выглядят как модели, у них имеется макияж и много различных предметов одежды. А какими же были куклы наших бабушек? Мне показалось интересным найти, изучить историю возникновения кукол и донести до других эту информацию.

Предметом изучения моего проекта стала одна из кукол, которая является частью русской истории - это кукла «Мартинички», её можно сделать своими руками.

Целью работы является знакомство с русской традицией изготовления куклы своими руками.

Для реализации проекта передо мной встает ряд следующих задач:

  1. Изучить историю русской куклы используя различные источники.

  2. Научиться изготавливать куклу самостоятельно.


Этапы реализации проекта

  1. Организационный этап (получение информации через различные источники).
  2. Практический этап (изготовление куклы).

  3. Заключительный этап (защита проекта).

Ход исследования.


  1. Изучение истории русской куклы.
История куклы прослеживается со времён строительства пирамид до наших дней. Кукле почти столько же лет, сколько и человечеству.
Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, но и важнейший атрибут древних обрядов, символ продолжения рода, залог семейного счастья. А ещё - это проводник в глубину человеческой души и способ самопознания. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Поэтому именно кукла была одним из тех средств, с помощью которых старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и понести дальше бесценные сокровища накопленного жизненного опыта. По мнению археологов, историков, искусствоведов, кукла - это любая фигурка человека, даже если она не является игрушкой. Значение куклы многообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное, воспитательное, декоративно-оформительское и т.д. Издавна кукла была традиционной игрушкой и в русских семьях. Причем играли в тряпичные куклы все - не только девочки, но и мальчики до 7-8 лет, а потом их игры начинали строго разделять. Для малышей куклы изготавливали мамы и бабушки. Подрастая, дети сами начинали их шить. Так, пятилетняя девочка уже вполне могла самостоятельно смастерить себе куклу. В играх дети постигали искусство рукоделия, а затем их мастерство шить, вышивать, вязать и т.д. оценивалось взрослыми. В русской религии куклу часто наделяли магической силой плодородия, она выступала одним из главных атрибутов в свадебной церемонии - ее вручали невесте как счастливый символ продолжения рода. До начала ХХ века игрушки использовали также для призывания к ребенку ангелов-хранителей и добрых духов. Постепенно игрушки становились все более разнообразными - детишки играли уже не только традиционными куклами, но и различными матрешками, перчаточными куклами, куклами из ниток и палочек и т.д. Со временем, кукла видоизменилась, усовершенствовалась и превратилась в ослепительную фарфоровую или пластмассовую красавицу, которая радует на сегодняшний день глаза наших детишек. А остальные игрушки стали настолько разнообразны, что в огромном выборе можно очень легко заблудиться. Вот такие были куклы. Свою практическую деятельность я решила представить на примере создания кукол «Мартинички». Куклы из пряжи отличаются своей простотой и материал для неё можно приобрести как в любом магазине, так и у наших бабушек. Все игровые древних славян не имели лица, просто белый лоскут без обозначения глаз, рта, носа и ушей. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, не доступным для вселения в нее злых сил (которые как считалось, входят через рот и глаза, нос и уши). Имели эти куколки и другое значение. С рождением ребенка в семье, неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами. В 19 в. в возрасте до 5 лет как девочки так и мальчики носили только длинную полотняую рубаху, поэтому и куколки эти изготавливались без обозначения пола, лица только общие признаки человека: голову, руки, туловище. В 60-х гг. 20 в. стали делать куколку-девочку и куколку-мальчика.

    2. Практический этап

    (Изготовление куклы символизирующей Солнце). Шаг 1. Подготовка материала к работе.. Изучив различные источники информации, я узнала, что для создания кукол «Мартинички» необходима пряжа различного цвета. Уже зная о том, что куклы «Мартинички» являлись непременным атрибутом «закликания» весны, я решила взять для работы пряжу двух цветов: жёлтого - символ солнца и зелёного - как символ зелени на земле и на деревьях весной. Но чтобы определиться с количеством пряжи, необходимо в первую очередь было определиться с высотой куклы. Мои куклы будут примерно высотой 20 см. Для работы я подготовила следующий материал:Проектная работа в начальной школе

    1. Один моток жёлтой пряжи.
    2. Один моток зелёной пряжи.
    3. Ножницы.
    4. Кусок картона, например, 20 см. высотой.

    Шаг 2. Последовательность изготовления. Приступив к работе, я завязала узел, чтобы в будущем пряжа не размоталась. Далее намотала пряжу на картонку по её длине, сделав 50 витков. После завершения привязала свободный конец к предыдущей петле, чтобы закрепить его.Проектная работа в начальной школе
    Шаг 3. Взяв кусочек пряжи, я протянула его между картоном и получившимся мотком. Аккуратно вытащила картон. Сделав одиночный крепкий узел, я собрала и стянула всю пряжу в центре. Узел затянула потуже, чтобы голова не получилась квадратной. Проектная работа в начальной школе








    Шаг 4. Чтобы сформировать руки куклы я отделите несколько петель. Далее взяла ещё один кусочек пряжи и сделала талию куклы. Делается это подобно тому, как делается шея.
    Шаг 5. Стягиваю узлом запястья обеих рук. Теперь беру ножницы и отрезаю конец петель.
    Шаг 6. На последнем этапе делаю ноги. Чтобы сделать ноги, разделяю оставшиеся петли на две части, каждая из которых будет ногой. Далее, как и в случае с руками, с помощью небольших кусочков пряжи формирую ступни. Кукла солнца готова!Проектная работа в начальной школе





    Далее по такому же принципу делалась кукла символизирующая зелень, но, на последнем шаге, вместо формирования ступней я сделала юбку. Проектная работа в начальной школе
    Проектная работа в начальной школе
    Смотав в одну две нитки зелёного и жёлтого цвета, я продела её края через головы, таким образом, соединив куклы между собой. Куклы «Мартинички» готовы!

    Заключение В процессе изготовления кукол не возникало никаких трудностей. В дальнейшем, пофантазировав, можно изготовить и другие варианты этих кукол. Вот что у меня получилось.

    Проектная работа в начальной школе












    Знакомство и изготовление кукол «Мартинички» позволило мне не только познакомиться с историей возникновения кукол, но и хоть немножко возродить культуру наших бабушек и прабабушек. Другими словами школьникам необходимо не только получать знания, но и знакомиться с нашим культурным прошлым, чтобы делиться опытом в нашем будущем.Проектная работа в начальной школе

    Список источников информации


    1. Журнал «Крестьянка» №10 , 2000 г.
    2. club.osinka.ru›Русские обрядовые куклы
    3. rukukla.ru›mark/кукла-из-ниток

    © 2010-2022