Рабочая программа курса Азбука пешехода (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«АЗБУКА ПЕШЕХОДА»





Разработал:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Сердюкова Е.В.



2015 -2016 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «АЗБУКА ПЕШЕХОДА» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, и на основе примерной программы внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» начального общего образования и направлена на культуры безопасности жизнедеятельности.

Цель данной программы - вооружить младших школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города.

Актуальность программы заключается в том, что на нее имеется социальный заказ, программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем дополнительного образования детей в данный период времени.

2. Общая характеристика учебного предмета

Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Программа рассчитана на 1 час в неделю.

Целями программы являются:

• создание условии для саморазвития, самопознания, самореализации личности;

• формирование у учащихся потребности в охране жизни и здоровья;

• обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного пространства.

Достижение поставленных целей невозможно без решения конкретных задач:

• привлечение школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;

• вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.

3.Описание места курса

На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.


4. Описание ценностных ориентиров курса


Социальный заказ - на протяжении целого ряда лет в России реализуется программа "Здоровье детей". Ее результативность, безусловно, зависит от полноты решения комплекса поставленных задач. Это достигается прежде всего четким взаимодействием между различными ведомствами. Важной составляющей здоровьесберегающей деятельности школы является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях. Проживая в мегаполисе, дети значительное время находятся в образовательном учреждении, поэтому именно на школу родители возлагают ответственность за формирование у ребят навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сформированные в детстве, перерастают затем в стойкие привычки.

5. Личностные, метапредметные результаты освоения курса


Личностные:

Развивать:

· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

· основы социализации личности в форме осознания «Я» как участник дорожного движения, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание ответственности;

· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой поведения на дороге и в общественных местах.

Формирования:

· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

· адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на культуру как значимую сферу человеческой жизни;

· эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Научится:

· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

· различать способ и результат действия.

· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Метапредметные:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с

использованием учебной литературы;

· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Научиться:

· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

· осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

· задавать вопросы;

· использовать речь для регуляции своего действия;

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

· учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

6. Содержание курса


1. Понятие об участниках дорожного движения.

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.

Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.

2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах.

Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил.

Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.

3. Навыки безопасного движения.

Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.

Практическая работа: подготовка велосипеда к походу.

4. Мой друг велосипед.

Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения и движения.

Практическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда.

5. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП.

Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.

Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.

6. Правила дорожного движения .

« Улица и мы». Обязанности пешеходов. Сигналы светофора. Пешеходные переходы. Правила поведения на улице. Элементы улиц и дорог. Движение по улицам и дорогам. . Дорожные знаки. Виды дорожных знаков. ГИБДД - помощник и друг.

7. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД.

Организация утренников, смотров, викторин, КВН и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание ПДД.

Практическая работа: проведение утренников, смотров, викторин, конкурса эрудитов и т. п.






7. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности


Темы курса.

Кол-во

час.

Основные элементы

содержания курса.

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне универсальных учебных действий).

Дата проведения

  1. Понятие об участниках дорожного движения.

1.

Я участник дорожного движения.

1

Понятие об участниках дорожного движения. Элементы улиц и дорог.

Работа с иллюстративным материалом.


2.

Дорожная разметка.

1

Элементы дорожной разметки.

Познавательная игра «Я - строитель дороги».


3.

Дорожные знаки.

1

Классификация групп дорожных знаков.

Изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.


4.

Сигналы светофора и регулировщика.

1

Цветовой фон светофоров и основные положения регулировщика.

Викторина, презентация

об истории рождения светофора.


5.

Поведение на дорогах и улицах.

1

Перечень основных требований безопасного поведения на дорогах и улицах города.

Разбор действий пешеходов и велосипедистов

в конкретных дорожных ситуациях.


6.

Правила для пешеходов.

1

Основные нормативы поведения пешеходов и водителей на проезжей части.

Разбор действий пешеходов и велосипедистов

в конкретных дорожных ситуациях.


7.

Правила для водителей транспортных средств.

1

Перечень основных требований и норм для водителей транспортных средств.

Разбор действий водителей транспортных средств

в конкретных дорожных ситуациях

8.

Перекрёсток.

1

Классификация перекрёстков, их черты сходств и различий.

Знать классификацию групп перекрёстков, выполнять правила пересечения перекрёстков пешеходом, велосипедистом, водителем.


9.

Разъезд на перекрёстках.

1

Нормативный перечень правил пересечения перекрёстков.

Отработка теоретических знаний по пересечению равнозначных и неравнозначных перекрёстков.


10.

Не нарушай.

1.

Ответственность

за нарушение правил дорожного движения.

Классифицировать виды административной ответственности за нарушение правил дорожного движения.


  1. Навыки безопасного движения.

11.

Безопасность в движении пешеходов.

1

Освоение навыков безопасного движения пешехода.

Знать, понимать правила и порядок перехода и движения по проезжей части пешеходов.

12.

Безопасность в движении велосипедис-

тов.

1

Освоение навыков безопасного движения велосипедиста.

Знать, понимать правила и порядок перехода и движения по проезжей части велосипедиста.

13.

Движение на перекрёстках

1

Освоение навыков безопасного движения на перекрёстках.

Знать, понимать правила и порядок перехода и движения по проезжей части на перекрёстках.

14.

Безопасный маршрут домой и в школу.

1

Разбор дорожной обстановки

на маршруте, определение опасных для движения мест.

Отработка теоретических знаний на данном маршруте движения учащегося.

15

Урок викторина.

«Безопасный город».

1

Как соблюдаются правила пдд в твоём городе?

Отчет групп учащихся по аварийной ситуации на дорогах твоего города, по данным ГБДД.


  1. Мой друг велосипед

16.

Безопасное движение на велосипедах.

1

Навыки безопасного движения велосипедиста.

Отработка теоретических навыков безопасного движения велосипедиста вдоль и по проезжей части.

17.

Правила движения групп велосипедистов.

1

Перечень требований движения велосипедиста в группе по проезжей части.

Сформировать знания по безопасному, групповому движению велосипедистов. Знать функции головного и замыкающего велосипедиста.

18.

Устройство велосипеда.

1

Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда.

Знать особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда.

19.

Ремонт велосипеда.

1

Составные части велосипеда.

Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда

20.

Безопасное падение.

1

Перечень аварийного движения велосипедиста.

Отработка теоретических знаний и навыков безопасного падения с велосипеда во время его движения.

21.

Урок - соревнование

1

Подготовка и проведение соревнований.

Подготовка и проведение мини соревнования по безопасному движению велосипедистов.


  1. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП.

22.

Оказание первой доврачебной помощи.

1

Аптечка, её состав, предназначение. Меры по оказанию первой помощи.

Ознакомление с последовательностью действий по оказанию первой прмрщи пострадавшему при автокатострофе.

23.

Перевязка ран.

1

Виды перевязочных средств и правила наложения повязок.

Отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему при кроватечениях.

24.

Переломы.

1

Виды перевязочных средств и правила наложения повязок при переломах.

Отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему при переломах.

25.

Транспортировка пострадавших.

1

Правила транспортировки пострадавших при авариях.

Знать первичные способы и средства для транспортировки пострадавшего при авариях.

26.

Детский травматизм.

1

Профилактика детского дорожного травматизма

Знакомство со статистическими данными дорожно-транспортных происшествий на дорогах Кантемировского района Воронежской области.


  1. Правила дорожного движения

27.

Дорожные знаки - помощники.

1

Дорожные знаки, их значимость, классификация, как основа безопасности движения.

Иметь представление о современных группах дорожных знаков, правила их размещения, значимость их для водителя и пешехода.

28.

Предупреждающие дорожные знаки.

1

Форма, окраска, место на дороге.

Знать и уметь различать данную группу знаков, понимать их информацию. Представлять фоновую и цветовую окраску этих знаков. Выделять места их размещения.

29.

Предупреждающие дорожные знаки.

1

Форма, окраска, место на дороге.

Знать и уметь различать данную группу знаков, понимать их информацию. Представлять фоновую и цветовую окраску этих знаков. Выделять места их размещения.

30.

Знаки приоритета.

1

Форма, окраска, место на дороге.

Знать и уметь различать данную группу знаков, понимать их информацию. Представлять фоновую и цветовую окраску этих знаков. Выделять места их размещения.

31.

Запрещающие знаки.

1

Форма, окраска, место на дороге.

Знать и уметь различать данную группу знаков, понимать их информацию. Представлять фоновую и цветовую окраску этих знаков. Выделять места их размещения.

32.

Дорожная разметка.

1

Форма, окраска, место на дороге.

Знать и уметь различать виды разметок, понимать её информацию. Представлять фоновую окраску разметки, выделять места её нанесения.


  1. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД

33.

Урок КВН

1

Организация утренников, КВНа,

смотров, викторин, соревнований

по правилам безопасного

дорожного движени

формирование культуры участника

дорожного движения; воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил

дорожного движения.

34.

Встреча с работниками ГИБДД

1

Сбор и систематизация накопленного материала. Подготовка презентаций, видеороликов по ПДД, приглашение сотрудников ГИБДД.

Профессиональная ориентация детей на выбор профессии водителя ТС или сотрудника ГИБДД.



  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности


1. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении /авт. - сост. Т. А. Кузьмина, В. В. Шумилова.- Волгоград: учитель

2. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /авт.-сост. В. Е. Амелина. -М.: Глобус, 2010

3. Фролов М. П, Спиридонов В. Ф. Безопасность на улицах и дорогах: Учебное пособие для 5-6 классов. -М.: ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 2012 (Безопасность на улицах и дорогах)

4. Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах. Иллюстрированный материал к методическому пособию для учителя. -М.: ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 2012 (Безопасность на улицах и дорогах).

5. Пособие для родителей, воспитателей, учителей Правила Дорожного Движения. - С-Петербург "ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК",2011

6. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 2013

7. Филенко М. Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,2010 .

8. Князева Р. А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,2010

9. Г. Н.Шевченко. Основы безопасности жизнедеятельности. Волгоград,2010

10. С. Н.Подгорная. Тематические недели в начальной школе. Москва-Ростов - на - Дону. ИЦ «МарТ» 2012г.

11. Материалы газеты «Добрая дорога детства».

12. Энциклопедия «Все обо всем».

13. Энциклопедия «Что? Где? Когда?».

14. Тренажёры и плакаты









© 2010-2022