Исследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

IX научно-практическая конференция «За страницами учебника»



Исследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школы


Влияние музыкотерапии

на эмоциональное состояние

и поведение учащихся

Исследовательская работа




Выполнила:

ученица 2 «А» класса

Шнитова Елизавета

Руководитель:

Чикиндина Т. П.,

учитель начальных классов


г.Тулун, 2014

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….стр 3 - 5

Основная часть

Глава 1. Теоретические обоснования применения музыкотерапии для коррекции эмоционального и поведенческого состояния человека

1.1 Возрастные психо-эмоциональные особенности детей младшего школьного возраста ……………………………………………………...стр 6 - 7

1.2 Музыкотерапия. Факты применения с древнейших времен до наших дней ……………………………………………………………………….стр 8 -11

Глава 2. Применение музыкотерапии в отношении учащихся второго класса

2.1 Первичные диагностические исследования …………………… стр 12-13

2.2 Ход эксперимента ………………………………………………. .стр14-15

2.3 Результаты наблюдений во время применения музыкотерапии…………………………………………………………..стр 16-18

Глава 3.Оценка результативности. Повторные диагностические исследования ……………………………………………………………стр 19-21

Заключение ………………………………………………………… стр 22-23

Литература……………………………………………………………стр 24

Приложения ………………………………………………………….стр 25-29



Введение


Наблюдая за поведением большинства одноклассников, учащихся 2 класса, во время перемены, невольно возникает ощущение, что школьный звонок является для них неким сигналом, который включает самые буйные и агрессивные эмоции. Со звуком школьного звонка, школьники начинают бегать по коридору с огромной скоростью. Они как множество маленьких самолётиков летают, толкая, и перекрикивая друг друга. Учителя начальных классов, проводя игры, не в силах успокоить бегунов и крикунов. Особенно такое поведение детей наблюдается во время перемены после третьего и четвёртого уроков. А после звонка, самым «активным» бегунам сложно приступить к занятиям. От этого трудно и учителю начать урок и сами дети страдают из-за того, что не слышат, не понимают учителя.

Исследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школы



Я учусь в музыкальной школе, на одном из занятий нам рассказывали о музыкотерапии. Музыкотерапия - наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть музыкантом - достаточно включить музыку. Мне стало интересно: повлияет ли положительно музыка на поведение, эмоциональное состояние моих одноклассников. Я предложила классному руководителю включать классическую музыку на переменах, уроках, где возможно, на внеклассных мероприятиях, то есть провести эксперимент. Почему я это сделала? Гипотеза: Использование музыкотерапии, как на переменах между уроками, фрагментарно на уроках и во время проведения внеклассных мероприятий должно помочь учащимся:

  • в развитии творческих навыков, способности выражать свои чувства через творчество;
  • снять нервное напряжение;
  • справиться с приступами агрессии;
  • снять тревожность, страх, замкнутость
  • скорректировать личностные качества
Актуальность исследования заключается в изучении возможностей использования музыкотерапии, как помощника в здоровьесбережении и уменьшения негативного поведения учащихся. Практическая значимость исследовательской работы состоит в возможности использования музыкотерапии для работы учителей на уроках ИЗО, технологии, при проведении внеклассных мероприятий, как помощника в здоровьесбережении и уменьшения негативного поведения учащихся. Предмет исследования: музыкотерапия Объект исследования: личностные качества и поведения учащихся 2 класса Новизна данной разработки заключается в применение музыкотерапии, как формы работы по профилактике и самокоррекции негативных поведенческих состояний учащихся в школе. Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, ознакомление с опытом работы ведущих педагогов, музыкантов и психологов в данной области, эмпирическое исследование, включенное наблюдение и анализ опытно-экспериментальной работы. Проблема исследования: какова эффективность использования музыкотерапии с целью профилактики и самокоррекции негативных поведенческих состояний? Решение этой проблемы является целью исследования. Цель: Профилактика и самокоррекция негативных эмоциональных состояний воспитанников с помощью использования звучания классической музыки на переменах между уроками, фрагментарно на уроках и, в качестве музыкального сопровождения, при проведении внеклассных мероприятий. План реализации по достижению цели: 1этап. Поиск, изучение и обработка информации. Задача: Изучить понятие музыкотерапия, охарактеризовать основные подходы к применению приемов музыкотерапии. Для этого необходимо провести теоретический анализ научной литературы по проблеме музыкотерапии, просмотреть материалы сайтов интернета по теме разработки, сравнить разные точки зрения и факты. Сделать выводы. 2 этап. Диагностический. Задача: Провести исследование эмоционального состояния участников эксперимента 3 этап. Практический. Задача: определить временные отрезки применения музыкотерапии, подобрать музыкальный материал Задача: применить на практике музыкотерапию в отношении учащихся 2 класса 4 этап. Оценка результативности. Задача: Оценить эффективность применения музыкотерапии на переменах между уроками и фрагментарно на уроках и внеклассных мероприятиях 5 этап. Рефлексивный. Задачи: Провести самоанализ исследовательской деятельности.




















Основная часть

Глава 1. Теоретические обоснования применения музыкотерапии для коррекции эмоционального и поведенческого состояния человека

  1. Возрастные психо-эмоциональные особенности детей младшего школьного возраста


Исследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школы Возникает вопрос - в чём причина такого поведения школьников на переменах? Причина кроется в возрастных особенностях учащихся начальной школы:

  • Характерные негативные поведенческие реакции ребенка в общении - пауза, спор, непослушание, хитрость, взрослое поведение, капризы
  • Преобладает непроизвольная память (запоминается то, что интересно, а не то, что нужно запомнить).
  • Быстрое утомление при выполнении однообразной работы
  • Преобладание наглядно - образного мышления
  • Благодаря неизжитой потребности в игре и напряженной эмоциональной насыщенности жизни, ребенок лучше усваивает программу в игровой форме
  • Произвольность поведения только начинает формироваться
  • Недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности, опирающийся на социальные нормы и правила
  • В качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний
  • В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста - возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий.

Зачастую, на протяжении учебного дня учащиеся часто испытывают внутреннюю напряженность, ощущают себя усталыми и раздраженными. Этому способствуют не только напряженная поза во время урока, ограниченное пространство, требования дисциплины, оценочная стимуляция, возрастание нагрузки от урока к уроку, но и, очень часто, социально - неблагополучная домашняя обстановка. Всё, вышеперечисленное, вызывает внутренне напряжение, а любое внутреннее напряжение требует разрядки. На подсознательном уровне школьник пытается выплеснуть все накопившиеся эмоции, дать волю своему телу подвигаться, одним словом - разрядиться.
Исследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школы Совсем другая ситуация происходит на первом и втором уроке первой смены и четвертом, пятом второй смены. Большинство учащихся вялым взглядом наблюдают за действиями учителя, мало проявляют инициативы. С точки зрения усвоения учащимися учебного материала - не совсем положительная обстановка, многие дети постоянно переспрашивают учителя, прослушав задание, а кто-то и вовсе спросить ленится. И в первом, и во втором случаях происходит торможение творческого самовыражения школьника. Как помочь ему высвободить или накопить нужную энергию, использовать её для улучшения физического и психического состояния организма? за ответом на этот вопрос я решила обратиться к термину музыкотерапия.





1.2 Музыкотерапия. Факты применения с древнейших времен до наших дней Музыкотерапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально - медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно - сосудистой системы. Музыкальная терапия, родившаяся как понятие в середине ХХ века, как лечебная практика существует с незапамятных времен. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Об этом свидетельствуют древнейшие документы, дошедшие до нас. Писали о целебной силе музыкального воздействия и античные философы Пифагор, Аристотель, Платон, Плутарх. Пифагор вообще рекомендовал музыку как панацею для тела и души. В Древней Индии она использовалась как способ заживления ран, полученных на поле битвы. Авиценна лечил музыкой психически больных. Гиппократ исцелял ею бессонницу и эпилепсию. Римский лекарь Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов змей, Эскулап - при эмоциональных расстройствах. Древнекитайские же врачи полагали, что музыкой вообще можно вылечить любые болезни и даже выписывали музыкальные рецепты для воздействия на тот или иной больной орган. Музыка - самый могущественный источник энергий, которые влияют на эмоциональный мир человека. Ни одно искусство не влияет так на человека, как музыка, пробуждая в нём всё прекрасное, делая его чище и добрее. Бессмертные произведения великих композиторов Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного. Необходимо лишь желать её слушать и уметь слушать. О воспитательной роли музыки писали многие музыканты, педагоги, учёные и философы. Ещё в эпоху Древней Греции было отмечено эстетическое и воспитательное влияние музыки на человека. Музыке там отводилась роль учителя, воспитывающего душу. Считалось, например, что с помощью определённой музыки можно воспитать мудрость и мужество. Музыка воспринималась как атрибут культуры и воспитательного процесса детей, которым взрослые стремились привить понятия о красоте и гармонии мира, пытаясь обогатить эмоциями их жизнь и научить чуткости, отзывчивости, благородству. Однако в век компьютерных технологий, когда человечество шагнуло далеко вперед в познании процессов, которые происходят в организме людей под воздействием внешних факторов, многие исследователи задались целью выяснить, как же влияет классическая музыка на создание, подсознание и здоровье детей.
В частности, узбекский ученый Мизакарим Норбеков, известный во всем мире как разработчик нетрадиционные методов лечения различных заболеваний, провел комплексное исследование влияния классической музыки на самочувствие детей, страдающих различными недугами, и пришел к выводу, что звукотерапия во многих случаях может давать гораздо более эффективные результаты, нежели медикаментозное лечение.
Вместе с тем, классическая музыка является одним из источников внутренней гармонии человека, и правильно подобранные музыкальные произведения способны оказывать на ребенка не только положительное эмоциональное воздействие, но и излечивать от различных заболеваний.
После многочисленных экспериментов ученый пришел к выводу, что при нервных расстройствах, повышенной возбудимости, склонности к истерикам и капризам наиболее благоприятное воздействие на ребенка оказывает музыка Моцарта. Если проводить сеансы звукотерапии ежедневно по 20-30 минут, то уже через 7-10 дней малыш начнет вести себя более взвешенно и адекватно.
Если ребенок плохо спит по ночам, ему снятся кошмары, и часто он просыпается с плачем от испуга, то прекрасным терапевтическим средством может стать музыка Грига, Чайковского и Сибелиуса, которую следует включать непосредственно перед сном. В случае, когда речь, наоборот, идет о пассивном и замкнутом малыше, который часто страдает головными болями и не блещет умственными способностями, активировать его жизненные силы помогут произведения Листа и Бетховена.
Примеры музыкотерапевтического воздействия: - многократно подтвержден факт: ре-мажорная соната Моцарта останавливает приступы эпилепсии и даже избавляет от нее; - газета «Факты» от 28 апреля 2006 г., рассказывая об опыте Казатинского реабилитационного центра для тяжелобольных детей (ДЦП, синдром Дауна, генетические заболевания), сообщает, что «12-летняя Аня, страдающая ДЦП, благодаря занятиям музыкой научилась ходить, танцевать и стала победителем четырех международных эстрадных конкурсов»; - знаменитый французский актер Жерар Депардье избавился от заикания за 3 месяца, ежедневно слушая по совету врача музыку Моцарта. - бразильские ученые провели эксперимент, в котором приняли участие 60 пациентов, страдавших различными нарушениями зрения. Половина участников готовились к исследованию зрения под музыку Моцарта. Другие ожидали начала тестирования в полной тишине. Пациенты, ожидавшие начала теста под музыку Моцарта, лучше фокусировали зрение и справились с заданием значительно быстрее, чем те, кто готовился к тестированию в тишине. - медики считают, что музыка способствует расслаблению мускулов, особенно при ускоренной ходьбе и беге, и может применяться в качестве дополнительной реабилитационной терапии для поддержания хорошей физической формы сердечников и людей, страдающих от ожирения. Кроме того, музыка обладает стимулирующим действием на настроение и эмоции, позволяя поддерживать спортивный дух и тем самым долгосрочно влияя на фитнес-достижения. - врачи пришли к выводу, что любимая музыка может способствовать расширению сосудов и понижению уровня холестерина в крови. - прослушивание музыки определенного типа способно замедлить сердцебиение и снизить кровяное давление. Исследователи проверили различные комбинации музыки и тишины и выяснили, что лучше всего на кровоток и сердце действуют мелодии, богатые акцентами и чередующие быстрые и медленные такты. Арии Верди, которым предшествуют 10-секундные музыкальные вступления, оказались прекрасно синхронизированными с сердечнососудистым ритмом. На основе представленных литературных источников, материала Интернет-сайтов можно сделать следующие выводы: 1. Музыкотерапия обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет не только на физическое развитие человека, но и на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). 2. Целью применения музыкотерапии в отношении школьников является сохранение или восстановление здоровья учащихся, музыкотерапия может быть использована в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств учащихся 3. Многие музыкотерапевтические методики, техники уже используются в работе с детьми в общеобразовательных школах с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению.




























Глава 2. Применение музыкотерапии в отношении учащихся второго класса

2.1 Первичные диагностические исследования Для того, чтобы обосновать использование музыкотерапии на переменах, на уроках и внеклассных занятиях, как средство профилактики и самокоррекции негативных психо-эмоциональных состояний учащихся, в ноябре 2013 года с помощью руководителя проекта были проведены первичные диагностические исследования на 28 учащихся 2 «А» класса по следующими критериям:

Наименование критерии

Наименование методики

1 Уровень воспитанности:

  • Отношение к учёбе
  • Доброта к окружающим людям
  • Культурный уровень развития ребёнка
Методика оценки, отношения к учёбе, доброты к окружающим людям и культурного уровня развития ребёнка в разработке М.П.Капустина и М.И.Шиловой ( Приложение 1)



2 Личностная и реактивная (ситуационная) тревожность

Методика самооценки психических состояний по Айзенку ( Приложение 2)

3. На наличие в школьниках агрессии, её направленности была проведена проективная графическая методика М. А. Панфиловой «Кактус»

Исследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школыИсследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школы


Данные диагностик показали следующие результаты:

  1. Уровень воспитанности

Баллы

Уровень

Количество

0 - 0,5

Низкий уровень воспитанности

5 человек

0,6

Уровень воспитанности ниже среднего

4 человека

0,7 - 0,8

Средний уровень воспитанности

8 человек

До 0, 9

Уровень воспитанности выше среднего

7 человека

1

Высокий уровень воспитанности

  1. человека


  1. Диагностика самооценки психических состояний ребёнка по Айзенку

Баллы

Уровень

Количество

0 - 7

Не тревожны

13 человек

8 - 14

Тревожность средняя допустимого уровня

10 человек

15 - 20

Очень тревожны

5 человек


  1. Проективная графическая методика М. А. Панфиловой «Кактус»

Из 28 учащихся у 8 человек выявлена повышенная агрессивность, направленная на внешние раздражители ( на одноклассников), у 3 учащихся выявлена замкнутость, испытывают состояние тревожности в той или иной степени 11 человек.


Таким образом, результаты диагностики показали, что у ряда учащихся выявлен повышенный уровень тревожности и сниженный уровень воспитанности, школьники могут проявлять агрессию по отношению к друг другу. Вывод: После проведенного первичного психодиагностического исследования выявлена необходимость организации работы, направленной на снижение уровня тревожности и повышения уровня воспитанности учащихся начальной школы. Как один из способов организации такой работы - апробация музыкотерапии на переменах между уроками, на уроках изобразительного искусства, технологии, чтения, при проведении самостоятельных работ по русскому языку и математике, окружающего мира и, в качестве музыкального сопровождения, при проведении внеклассных мероприятий.

2.2 Ход эксперимента
Перед тем, как приступить к практическому применению музыкотерапии в образовательном процессе, были определены наиболее значимые точки времени для её применения:

  1. 10 минут до начала первого урока
  2. 20 минутная перемена после второго и третьего уроков
  3. 10 минутная перемена после четвертого урока
  4. 15 минут после окончания уроков
  5. На уроках изобразительного искусства и технологии
  6. Фрагментарно на уроках чтения, окружающего мира, математики, русского языка
Также были запланированы классные часы «Музыка и мы», «Классическая музыка и современность», «Я люблю музыку» с непосредственным моим участием, также на уроках музыки я знакомила одноклассников с биографией великих композиторов и их произведениями.
Исследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школыИсследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школы
Основная часть практической работы началась с поиска и разработки каталога музыкальных произведений известных отечественных и зарубежных классиков, разделения их на следующие группы:
  1. Тонизирующие - музыкальный произведения, прослушиваемые перед началом первого урока.
  2. Снимающая тревожное состояние - для прослушивания на переменках после второго и третьего урока.
  3. Уменьшающая раздражительность - для прослушивания на перемене после четвёртого урока.
  4. Тонизирующая, снимающая головную боль - для прослушивания после окончания уроков.
  5. Музыкальное сопровождение уроков и внеклассных мероприятий.
А дальше оставалось только слушать и слышать музыку. На переменах постоянно звучали бессмертные произведения великих композиторов. А как было приятно работать на уроках изобразительного искусства и технологии под музыку. Также музыка помогала сосредоточиться на уроках математики, русского языка, помогала яснее представить картины на уроках чтения.



Исследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школы






2.3 Результаты наблюдений во время применения музыкотерапии


Эксперимент длился 4 месяца. Психо-эмоциональное состояние учащихся заметно улучшилось. Хотя, в первые два дня эксперимента создавалось впечатление, что, активность учащихся на переменах под звучание музыки наоборот заметно усилилась. Но уже на третий день было отмечено небольшое успокоение детей за минуту или две до окончания перемены. Через месяц некоторые дети стали меньше бегать, кричать. А самое главное - им стала очень нравиться классическая музыка и они стали просить ту или иную композицию для прослушивания. На уроках изобразительного искусства и технологии обязательным рабочим фоном стала музыка. Наиболее любимы моими одноклассниками композиции Моцарта, Шопена и Бетховена. К концу 4 месяца после включения музыки на перемене после третьего четвёртого урока уже через пять минут одноклассники стали переходить на более спокойные игры, тише разговаривать и более внимательно относиться друг к другу и происходящему вокруг, стали реже возникать споры, конфликты. На уроках изобразительного искусства и технологии повысилась мотивация, то есть появилось желание творить, повысилось качество работ. Использование классической музыки фрагментарно на уроках заметно повысило внимательность, сосредоточенность, уменьшилось количество жалоб на плохое самочувствие, характерное в начале учебного процесса и головную боль после уроков.
Исследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школыИсследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школы



Исследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школы
Исследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школы

Работа над практической частью помогла сделать вывод: Перед началом занятий уместнее всего, если будет звучать лёгкая, жизнерадостная музыка Шопена, Чайковского, Бетховена, Баха, усиливающая активность и поднимающая настроение. На перемене между третьим и четвёртым уроками необходимо звучание более спокойной, светлой музыки Моцарта, Шопена, Шуберта, Вивадьди, которая поможет учащимся уменьшить раздражительность, нервное возбуждение, ослабить чувство тревоги и неуверенности. Фрагментарно на уроках лучше использовать спокойную музыку Моцарта и Шопена, Штрауса, Альбиони., Дебюсси. Во время проведения внеклассных мероприятий должна звучать музыка, направленная на достижение определённой эмоциональной атмосферы, задуманной режиссурой сценария. Музыка помогает справиться с раздражительностью, усталостью, положительно влияет на учебу, творчество.
Исследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школыИсследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школы

Исследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школы


Исследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школы

Глава 3.Оценка результативности. Повторные диагностические исследования С целью оценивания эффективности применения музыкотерапии в марте 2014 года было проведено повторное диагностическое исследование по ранее обозначенным критериям. Данные диагностики показали следующие результаты:

  1. Диагностика уровня воспитанности по М. П. Капустиной

Баллы

Уровень

Количество

0 - 0,5

Низкий уровень воспитанности

3 человек

0,6

Уровень воспитанности ниже среднего

1 человека

0,7 - 0,8

Средний уровень воспитанности

10 человек

До 0, 9

Уровень воспитанности выше среднего

9 человек

1

Высокий уровень воспитанности

5 человек


  1. Диагностика самооценки психических состояний учащихся по Айзенку

Баллы

Уровень

Количество

0 - 7

Не тревожны

15 человек

8 - 14

Тревожность средняя допустимого уровня

11 человек

15 - 20

Очень тревожны

2 человека


  1. Проективная графическая методика «Несуществующее животное»

Исследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школы

Исследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школыИсследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школы

Мы сравнили результаты входящей и итоговой диагностики

Уровень воспитанности


Уровни

Было

Стало

Низкий уровень воспитанности

5 человек

3 человек

Уровень воспитанности ниже среднего

4 человека

1 человек

Средний уровень воспитанности

8 человек

10 человек

Уровень воспитанности выше среднего

7 человек

9 человек

Высокий уровень воспитанности

4 человека

5 человек


Уровень тревожности

Уровни

Было

Стало Не тревожны

13 человек

15 человек Тревожность средняя допустимого уровня

10 человек 11 человек Очень тревожны

5 человек 2 человека


Полученные результаты повторных диагностик позволили сделать вывод, что учащихся с низким уровнем воспитанности стало на 2 меньше. Учащихся с уровнем воспитанности ниже среднего стало на 3 меньше. Учащихся, имеющих средний уровень воспитанности стало на 2 больше. Учащихся с уровнем воспитанности выше среднего стало на 2 больше. С высоким уровнем воспитанности стало 1 больше. Число учащихся с высоким уровнем тревожности уменьшилось на 3 человека. Число учащихся с тревожностью среднего допустимого уровня увеличилось на 1. Число учащихся, не имеющих тревожности, увеличилось на 2. Снизилось проявление агрессии с 8 человек до 4 человек, диагностика «Несуществующее животное» показала, что замкнутость, страх не присущи ни одному ребенку. Из вышесказанного видно, что наблюдается положительная динамика роста воспитанности, количества школьников с нормальным уровнем тревожности и её отсутствием, меньше учащихся проявляют агрессию по отношению к друг другу, у школьников исчезает замкнутость, застенчивость, страх. Результаты небольшие, что обусловлено малым сроком эксперимента.


Исследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школы









Заключение Повторное диагностическое исследование показало, что применение музыкотерапии в отношении учащихся начальной школы эффективно с целью профилактики и самокоррекции негативных психо-эмоциональных состояний. Музыкальное искусство положительно влияет на психо-эмоциональное состояние учащихся. Результаты подтвердились по трем критериям: уровень воспитанности, уровень личностной тревожности, уровень агрессии. Музыкотерапия, как мощнейший фактор воздействия на личность человека, способна помочь сформировать духовную культуру школьников, а так же способствовать профилактике и самокоррекции негативных психо-эмоциональных состояний учащихся, снятию стрессов, усталости, страха, тревоги и других негативных состояний. Работа над экспериментом показала, что использование музыкотерапии, как на переменах между уроками, фрагментарно на уроках, так во время проведения внеклассных мероприятий развивает творчество, помогает выразить чувства, снять нервное напряжение, справиться с психологическими проблемам и восстановить эмоциональное равновесие. Такими свойствами обладает классическая музыка. ( Приложение 3) Какие выводы я сделала из проделанной работы:

  • Понятие музыкотерапия существует очень давно
  • Методики музыкотерапии с успехом применяются в лечебной практике психических и физических недугов
  • Методики музыкотерапии применяются в образовании, положительно влияя на учащихся
  • Положительно влияет на эмоциональное и поведенческое состояние школьников музыка Моцарта, Шопена, Штрауса, Баха, Бетховина, Листа, Верди, Вивальди, Альбинони, Дебюсси, Чайковского, Шостаковича, Сибелиуса, Прокофьева, Равеля, Барток, Брамса
  • Эксперимент с фиксированным диагностированием доказал положительное влияние классической музыки на учащихся 2-го класса.
  • Классическая музыка нравится учащимся начальных классов

Работу по использованию музыкотерапии в отношении одноклассников я планирую продолжить, чтобы ещё раз убедиться в целительной силе музыки и чтобы наш класс стал самым здоровым, воспитанным, творческим.

Исследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школы

Исследовательская работа на тему Влияние музыкотерапии на психоэмоциональное состояние учащихся начальной школы

В результате моей работы был записан диск «Музыкотерапия», который, я думаю, будет интересен и полезен педагогам и родителям.

Список используемой литературы:

  1. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. - М., 2004

  2. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. - М., 1985


  1. Евдокимова Ю., Мельниченко В. Музыкальная терапия: Что? Зачем? Как? Музыкальная Академия. - 1993 - № 1 - С.178-183

  2. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организ¬ма. - М., 1998

  3. Завьялов В. Ю. Регулятивный музыкальный тренинг и музыкальная терапия для детей и подростков.-К.,1990

  4. Побережная Г. Музыка в детской душе. - К., 2007

  5. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. - М., 1999

  6. Побережная Г. И. Музыкальная терапия как предмет совершенствования психокультуры //Проблемы педагогики. Сер.: Музыкальная педагогика. - 2007


  1. Википедия



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета «Уровень воспитанности»

  1. Ответственное отношение к учебе
    1 Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. 4 3 2 1 0 2 При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. 4 3 2 1 0 3 Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета). 4 3 2 1 0 4 Аккуратен, исполнителен, точен. 4 3 2 1 0
  2. Доброта и отзывчивость
    1 Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. 4 3 2 1 0 2 Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. 4 3 2 1 0 3 Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . 4 3 2 1 0 4 Ко мне всегда можно обратиться за помощью. 4 3 2 1 0
  3. Культурный уровень
1 Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. 4 3 2 1 0 2 Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы (из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. 4 3 2 1 0 3 Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. 4 3 2 1 0 4 Соблюдаю правила поведения в общественных местах (в том числе транспорте) 4 3 2 1 0
Расчет делать по каждому пункту. Детям сказать: "Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (Расшифровка дана на доске)
  • "0" - всегда нет или никогда.
  • "1" - очень редко, чаще случайно.
  • "2"- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
  • "3"- чаще да, чем нет, иногда забываю.
  • "4"- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное кол-во баллов) (3+4+3+4)/16 Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 3. (1+0,9+0,7)/3
  • До 0,5 - низкий уровень воспитанности
  • 0,6- уровень воспитанности ниже среднего
  • 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
  • До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
  • 1- высокий уровень воспитанности
Уровни воспитанности мы взяли из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.
  • Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
  • Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
  • Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
  • Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест «Самооценка психических состояний» Тревожность. (по Айзенку).

Прочитай вопрос. Если у тебя это состояние бывает часто, ответь - ДА, если это состояние бывает, но изредка, ответь - РЕДКО, если совсем не бывает - ответь НЕТ.


1.Не чувствую в себе уверенности.
2.Часто из-за пустяков краснею.
3.Мой сон беспокоен.
4.Легко впадаю в уныние.
5.Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
6.Меня пугают трудности.
7.Люблю копаться в своих недостатках.
8.Меня легко убедить.
9.Я мнительный.
10.Я с трудом переношу время ожидания.

Обработка результатов.
Подсчитайте сумму баллов:
За каждый ответ ДА - 2 балла

За каждый ответ РЕДКО - 1 балл

За каждый ответ НЕТ - 0 баллов

Оценка и интерпретация баллов.
I. Тревожность:
0...7 - не тревожны;
8...14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня;
15...20 баллов - очень тревожны.










ПРИЛОЖЕНИЕ 3

КАТАЛОГ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Для уменьшения раздражительности:

  • Бах, Кантата № 2

  • Бетховен, Лунная соната:

+ Adagio sostenuto

+ Allegretto

+ Presto agitato

  • Прокофьев, Соната в "ре"

  • Франк, Симфония ре-минор:

+ Lento, Allegro non troppo

+ Allegretto

+ Allegro non troppo

Против тревоги:

  • Шопен, Мазурки и прелюдии:

  • Штраус, Вальсы:

+ Голубой Дунай

+ На прекрасном голубом Дунае

+ Венская кровь

  • Рубинштейн, Мелодия

Тонизирующие:

  • И.С.Бах, Прелюдия и фуга ми-минор

  • Бетховен, Увертюра "Эгмонт"

  • Чайковский, Шестая симфония, 3 часть

  • Шопен, Прелюдия, Op.28, № 1

  • Лист, Венгерская рапсодия № 2,

Успокоительные:

  • Бетховен, Шестая симфония, 2 часть

  • Брамс, Колыбельная

  • Шуберт, Аве Мария

  • Шуберт, Анданте из квартета

  • Шопен, Ноктюрн соль-минор

  • Дебюсси, Свет луны

  • К.Ф. Бах, Ларго из Органного концерта ре-минор

  • И.С. Бах, Сицилиана

  • Х.В. Глюк-И. Брамс, Гавот ля-мажор

  • Т. Альбинони, Адажио

Против "хронической злобы":

  • Бах, Итальянский концерт

  • Гайдн, Симфония

  • Сибелиус, "Финляндия"

От головной боли:

  • Бетховен, "Фиделио"

  • Моцарт, "Дон Жуан"

  • Лист, Венгерская рапсодия № 1

  • Хачатурян, Сюита "Маскарад":

Для сопровождения еды:

  • Барток, Соната для скрипки

  • Равель, Вальс

  • Лист, Концерт № 2


30


© 2010-2022