- Преподавателю
- Начальные классы
- Родительское собрание Формирования у детей культуры выполнения трудовых обязанностей
Родительское собрание Формирования у детей культуры выполнения трудовых обязанностей
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тюрина Е.В. |
Дата | 07.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.
К. Д. Ушинский.
Задачи собрания:
1. Обсудить проблему формирования трудовых умений в семье.
2.Доказать родителям необходимость формирования у ребенка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.
Вопросы для обсуждения:
- Труд и его значение в жизни ребенка.
- Значение примера семьи в воспитании трудовых навыков.
- Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье.
Анкетирование родителей по проблеме собрания.
Анкета №1.
- Любит ли ваш ребенок трудиться?
-Что он любит делать по дому?
-Может ли он выполнять работу самостоятельно или нуждается в вашей помощи?
-Как долго может трудиться ваш ребенок?
- Работа выполняется увлеченно или неохотно?
- Контролируете ли вы выполнение домашней работы ребенком?
- Поощряете ли вы ребенка за выполненную домашнюю работу?
- Наказываете ли вы ребенка, если он выполнил работу плохо?
- Интересуетесь ли вы трудовым участием ребенка в жизни класса?
- Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребенка в жизни класса и школы?
Анкета №2.
Родителям предлагается отметить участие своего ребенка в обозначенных анкетой трудовых делах.
Я знаю, что мой ребенок в школе: Мой ребенок дома:
дежурит по классу выносит мусор
дежурит в столовой моет посуду
имеет трудовые поручения убирает свою комнату
участвует в трудовых делах класса убирает квартиру
занимается в кружке делает покупки
занимается в секции ухаживает за младшими
Анкеты для учащихся:
№1.
Дома я: Всегда Часто Иногда Никогда
убираю свою постель
убираю свою комнату
мою посуду
хожу в магазин
стираю мелкие вещи
помогаю в уборке квартиры
ухаживаю за младшими
умею кое-что готовить
помогаю родителям
по их просьбе во всех делах
№2.
-С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
- Что тебе больше всего нравится из домашних дел?
- Что тебе не нравится выполнять по дому?
- Хвалят ли тебя за выполненную работу?
- Если ты сделаешь что-то не так, тебя за это ругают?
- Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые тебе не разрешают?
- Выполняешь ли ты какую- то работу вместе с родителями?
- Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?
- Как ты думаешь, домашние дела - это трудная работа?
- Какое из последних поручений было для тебя необычным?
2. Классный час с учащимися «Домашние машины 21 века».
Конкурс проектов по данной теме. Проекты выставляются на родительском собрании.
3. Подготовка родительских ситуаций по теме.
№1. Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос, чтобы стать помощником в строительстве дачи. Мама считает, что он слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких дела.
№2. В семь растет 3 сына. Отцом заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили все обязанности по дому. Старших сыновей это злит…
№3. В семье растет девочка. Мама с трудом заставляет ее выполнять обязанности по дому. Девочка аргументирует свое нежелание выполнять что- то тем, что в семье есть бабушка. Бабушка с охотой выполняет все за внучку и даже обижается, если мама дает поручения дочке, а не ей.
№4. Мама с восторгом рассказывает , что дочка помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребенка к младшему. На что мама отвечает: « Мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведенный с малышом. Ведь это лучше, чем платить чужому человек».
№5. Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. « Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребенка ».
4. Подготовка материалов для рубрики « В родительский дневник»
- Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас каторга, то как по-другому будет судить о ней ваш ребенок?
-Если вы сами не станете в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет вовремя этому научиться?
- Если вы не проявляете терпения в обучении ребенка домашней работе и предпочитаете все делать сами, думаете ли вы о том, что ждет его в будущем?
- Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребенком, то откуда у него появится желание делать привычные дела еще лучше?
- Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребенка, не боитесь ли вы вырастить черствого и эгоистичного человека?
В дневник мальчика и девочки.
Как развить в себе желание выполнять домашние дела.
Ты хочешь помочь маме или папе в домашних делах? А может, у тебя не всегда получается? Или ни капельки не хочется? В любом случае - давай попробуем.
Сначала представь себе такую картину - приходят мама и папа усталые с работы и видят: квартира убрана, посуда вымыта, чайник кипит. Сколько благодарности в их глазах! Только ради этого можно постараться научиться выполнять любую домашнюю работу!
- Внуши себе, что твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей.
- Приступая к делу, возьми себе в помощники песню, если у тебя есть такая возможность. Включи свои любимые мелодии. С ними работа идет веселее, если даже мурлыкать себе под нос.
- Выполнив какую-то часть работы, оцени ее, и похвали самого себя, полюбуйся плодами своих трудовых усилий.
- Если немного устал, потанцуй и чуть-чуть отдохни.
- Закончив работу, еще раз посмотри, как у тебя получилось, исправь огрехи, похвали себя за сделанное дело.
- Напиши родителям шутливую записку. Пусть тебе ответят, узнали они квартиру или нет.
- Никогда не злись по причине того, что тебе пришлось поработать. Главное - ты сумел преодолеть самого себя, свою лень, свое нежелание трудиться. Значит, ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя получится.
Ход собрания.
1. Вступительное слово учителя.
Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Очень часто в реальной жизни мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоятся в своей профессии, не могут состояться в своем главном умении - быть счастливым.
Вы можете мне задать вопрос: а как это относится к теме нашего собрания? Могу сказать, что относится напрямую. Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности, не спать по ночам, качая ребенка - такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?
Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку 5-7 часов, на закупку продуктов 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласитесь, для того, чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение делать все перечисленные дела быстро и качественно.
Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их школьные успехи?
Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет.
2. Анализ полученных результатов по анкетам.
3. Анализ педагогических ситуаций по проблеме собрания.
4. Выбор лучшего проекта.
5.Продолжение выступления классного руководителя.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастет потребитель, который вероятнее всего будет требовать такого к себе отношения в своей будущей семье.
С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребенку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребенку трудовые навыки - тяжелый труд. Надо сначала показать, затем помочь, а уж потом проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, над своей волей, своим мозгом, сдерживать себя, проявляя по отношению к ребенку такт и терпение. А, это, увы, не просто.
Сегодня не просто. Проще будет тогда, когда ребенок вырастет и сможет трудиться в рабочем коллективе, в своем доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.
Задача сегодняшнего собрания - показать вам, чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребенка, и что еще предстоит сделать.
Домашнее задание.
1. Расскажите своему ребенку, сколько стоит хлеб и батон.
2. Покажите ему, как вы оплачиваете квартирные счета.
3. Составьте с ним план уборки квартиры.
4. Научите его стирать свои мелкие вещи.
5. Поделитесь секретами своего трудового детства.