Рабочая программа по информатике

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сявская средняя общеобразовательная школа



Утверждаю. Согласовано.

Директор МБОУ Сявской СОШ Зам. директора по УВР

Шустина Н.Н Саратова И.В.

Приказ № 103а от 31.08.15 _________________



Рабочая программа

по ИНФОРМАТИКЕ

3 класс

на 2015 - 2016 год

Составитель:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Ледовская Светлана Евгеньевна



Рассмотрено:

на заседании ШМО

учителей начальных классов

протокол № 1 от 29 августа 2015 г

Руководитель: Любимова Галина Павловна















2015 год

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка-------------------------------------------------------------3

  2. Общая характеристика учебного предмета (курса) -------------------------3

  3. Место предмета «Информатика» в учебном плане -------------------------4

  4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «математика» …………………………………………………………--------------------------5

  5. Результаты освоения предмета «Информатика» …………-----------------6

  6. Содержание учебного предмета (курса) «Информатика» ………---------7.

  7. Тематическое планирование……………………………………-------------9

  8. Материальное обеспечение учебного процесса ........................------------10
























Ι. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Информатика и ИКТ» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных). Целью изучения предмета «Информатика и ИКТ» в начальной школе является приобретение учащимися учебной ИКТ - компетентности, что позволит сформировать у учащихся предметные и универсальные учебные действия, а также опорную систему знаний, обеспечивающие продолжение образования в основной школе.

ΙΙ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В рамках пропедевтического курса, изучаемого в начальной школе, формируются первичные представления об объектах информатики как естественно-научной дисциплины о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Содержание пропедевтического курса информатики строится на основе шести содержательных линий: линии информации и информационных процессов, линии представления информации, алгоритмической линии, линии компьютера, линии моделирования, линии информационных технологий. Кроме того, изучение информатики в начальной школе позволяет учащимся более успешно освоить и другие предметы начального образования. Это связано с тем, что информатика имеет межпредметные связи с различными общеобразовательными предметами как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне использования методов и средств познания реальности. Изучение информатики позволяет сформировать у учащихся многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер (сбор, хранение, передача, преобразование информации; моделирование; построение схем, таблиц и др.). В связи с этим часть метапредметных результатов, включающих осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) и межпредметные понятия, входит в структуру предметных результатов курса информатики. Вариативность заданий в курсе информатики, связь с различными предметами школьного курса (математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение, музыка), опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения содержательных игровых ситуаций для усвоения предметных знаний и овладение способами действий, коллективное обсуждение ответов позволяют оказывать положительное влияние на развитие познавательного интереса у учащихся. Предлагаемые ссылки на электронные образовательные ресурсы будут способствовать получению начальных представлений о возможностях ИКТ; формированию познавательной потребности; повышению мотивации учащихся начальной школы; формированию первоначального умения работы на компьютере; стимуляции познавательной активности учащихся; формированию проектных начал за счёт создания условий для реализации новых видов деятельности, связанных с созданием моделей, проведением экспериментов. Всё вышесказанное позволяет при изучении предмета «Информатика и ИКТ» способствовать реализации основной цели начального образования - развитию умения учиться.






III. МЕСТО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

3 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Контрольные работы

1 четверть (8 ч.)

1

Человек и информация (повторение пройденного во 2 классе).

6

5

1

2.

Действия с информацией.

2

2

0

2 четверть (8 ч.)

3

Действия с информацией.

8

7

1

3 четверть (10 ч.)

4

Объект и его характеристика.

9

8

1

5.

Информационный объект и компьютер.

1

1

0

4 четверть (9 ч.)

6

Информационный объект и компьютер.

9

7

2

Всего

35

30

5

ΙV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Основными задачами курса информатики в начальной школе являются: - формирование представлений об информационной картине мира; - формирование логического и алгоритмического мышления; - обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности; - обеспечение первоначальных знаний о правилах создания информационной среды и умения применять её для выполнения учебно-познавательных и проектных задач.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета


Цель изучения предмета «Информатика и ИКТ» направлена на достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Личностные результаты В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников начальной школы будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, учебе; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой информационной задачи; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям задачи; • ориентация на понимание места ИКТ в жизни человека, их практической значимости; • развитие чувства ответственности за качество окружающей информационной среды; • установка на здоровый образ жизни. Выпускник получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках. Метапредметные результаты В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник начальной школы научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, по реакции интерактивной среды; • вносить необходимые коррективы в действие после его совершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускник научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и системы; • выделять существенную информацию из сообщений разных видов; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение, сериацию и классификацию объектов. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рас- суждение. В сфере коммуникативных универсальных учебных умений выпускник научится: • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что - нет. Выпускник получит возможность научиться: с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Предметные результаты Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом содержания предметных областей «Математика и информатика» и «Технология». Выпускник научится: • устанавливать истинность утверждений; • читать и заполнять несложные готовые таблицы; читать несложные диаграммы; • соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения информационных задач; • использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания; • создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций. Выпускник получит возможность научиться: сравнивать и обобщать информацию, представлять в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова; составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации; распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме; планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию в разной форме; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы); пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.

VΙ. Содержание учебного предмета


1. Повторение пройденного во втором классе. Знакомство с информатикой. Человек и информация. Источники и приемники информации. Искусственные и естественные источники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере. Контрольная работа (тестирование) Учащиеся должны знать: - что бывают искусственные и естественные источники информации; - основные источники информации; - правила работы с компьютером и технику безопасности; уметь: - представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами; - использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: запускать тренажёры и тесты;
2. Действия с информацией Немного истории о действиях с информацией. Сбор информации. Представление информации. Кодирование информации. Декодирование информации. Хранение информации. Обработка информации. Контрольная работа (тестирование) по теме «Действия с информацией» Учащиеся должны понимать: - что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других); - что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде; знать: - что данные - это закодированная информация; уметь: - кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия; - получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях); - использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач. 3. Объект и его характеристика Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами. Контрольная работа (тестирование) по теме «Объект и его характеристика» Учащиеся должны знать: - что тексты и изображения - это информационные объекты; - как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами; уметь: - представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами; - работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера; 4. Информационный объект и компьютер Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и файл. Текст и текстовой редактор. Изображение и графический редактор. Схема и карта. Число и электронные таблицы. Контрольная работа (тестирование) по теме «Информационный объект и компьютер» Учащиеся должны знать: - что документ - это информационный объект; - как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы); уметь: - представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами; - работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера; - использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор; электронные таблицы.

Календарно - тематическое планирование составлено из расчета 35 учебных недель. Всего 35 часов в год. Один час в неделю.

VΙΙ. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела. темы

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата пров.

план

Дата пров.

факт

1

Информация, человек и компьютер

Информация и человек

1 Выделять основные информационные процессы (сбор, хранение, обработка, передача). Приводить примеры информационных процессов, в которых участвует человек. Анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию.

Использовать информацию для установления отношений, причинно- следственных связей. Игра. Работать по правилам игры. Декодировать информацию. ЭОР. Следовать рекомендациям по безопасной работе в классе с вычислительной техникой.

05.09


2

Для чего нужен компьютер человеку?

1 Перечислять, что можно делать с информацией с помощью компьютера (собирать, хранить, обрабатывать, передавать). Приводить примеры, как и для чего компьютер может быть использован, в том числе в школе. Анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию. Использовать информацию для установления отношений, причинно - следственных связей. Игра. Работать по правилам игры. Анализировать полученную информацию. ЭОР. Приводить примеры, как и для чего может быть использован компьютер.

12.09


3

Программы

1 Перечислять информационные задачи, которые могут стоять перед пользователем. Называть программы, которые могут помочь решить стоящие перед пользователем информационные задачи. Игра. Работать по правилам игры. Сравнивать полученную информацию. ЭОР. Называть программы, которые могут помочь решить стоящие перед пользователем информационные задачи.

19.09


4

Работа с программой

1 Запускать/завершать работу программы. Выделять смысловые зоны окна программы. Работать по правилам игры. ЭОР. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажёр).

26.09


5

Учимся создавать мультфильмы

1 Перечислять шаги, которые необходимо выполнить для создания мультфильма. Анализировать информацию. Представлять текстовую информацию в графической форме. Игра. Кодировать информацию. ЭОР. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер.

03.10


6

Создание рисунков Графический редактор

1 Выделять смысловые зоны окна графического редактора. Определять назначение основных инструментов графического редактора. Использовать инструменты «кисть», «карандаш», «линия», «заливка» и др. для создания изображения. Игра. Работать по правилам игры. Анализировать, сравнивать информацию. Конструировать рисунок из его частей. ЭОР. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер)

07.10


7

Шаг 2. Выбери или на- рисуй фон. Пиксель

1 Создавать изображение в графическом редакторе. Кодировать/декодировать информацию. Игра. Работать по правилам игры. Анализировать, сравнивать информацию. Конструировать рисунок из его частей. ЭОР. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер)

14.10


8

Резервное время

1


21.10


9

Объекты. Свойства и действия объектов. Объект и его свойства

1

Называть объект и его свойства. Анализировать свойства объектов. Выявлять общие свойства множества объектов. Создавать копию объекта. Игра. Работать по правилам игры. Называть объект и его свойства. Анализировать свойства объектов. ЭОР. Анализировать свойства объектов. Называть объект и его свойства.

28.10


10

Объект и его свойства. Размер .Шаг 3. Добавление декораций и героев.

1 Анализировать свойства объектов, в том числе размер. Выделять свойства объекта, существенные для решения задачи. Определять характер закономерности в ряду объектов и строить ряд других объектов с аналогичной закономерностью. Осуществлять поиск информации (необходимых объектов). Игра. Работать по правилам игры. ЭОР. Определять характер закономерности в ряду объектов и строить ряд других объектов с аналогичной закономерностью.

14.11


11

Действия объектов

1 Называть объект и действия, которые он может выполнить. Выделять действия объектов на основе имеющейся информации. Создавать упорядоченный список действий, выполняемых объектом. Игра. Работать по правилам игры. Выполнять действия в соответствии с инструкцией. ЭОР. Подбирать пары «действие - признак».

21.11


12 Действия объектов. Шаг 4. Покажи актёрам, что нужно делать.

1 Создавать упорядоченный список действий, выполняемых объектом. Использовать команды для задания действия объектам в соответствующей среде. Определять действия, которые совершает объект по данным командам. Осуществлять поиск необходимых команд. Добавлять действия объектам. Игра. Работать по правилам игры. Выполнять действия в соответствии с инструкцией. ЭОР. Уметь находить недопустимые команды.

28.11


13 Работа со звуком 1 Называть устройства ввода/вывода звуковой информации. Создавать упорядоченный список действий, выполняемых объектом. Осуществлять поиск информации (звуковой). Игра. Работать по правилам игры. Декодировать информацию. ЭОР. Составлять звуковую дорожку по её фрагментам.

05.12


14

Шаг.5. Добавь звуки и музыку.

1 Записывать и воспроизводить звуковые фрагменты с помощью программы «Запись звука». Добавлять звук объектам. Игра. Работать по правилам игры. Кодировать/декодировать информацию. ЭОР. Составлять звуковую дорожку по её фрагментам.

12.12


15

Шаги 6 и 7. Напиши титры и добавь событие - начало показа мультфильма

1

Вводить текст с помощью клавиатуры в графическом редакторе. Определять событие, по которому начинают выполняться действия в конкретных примерах. Игра. Работать по правилам игры. Кодировать/декодировать информацию

19.12


16

Резервное время

1


26.12


17

Алгоритмизация и программирование Алгоритмы

1

Выполнять действия в соответствии с предложенным алгоритмом. Составлять алгоритм рисования фигуры по клеткам. Игра. Работать по правилам игры. Проводить несложные исследования. ЭОР. Запись промежуточных результатов выполнения алгоритма.

17.01


18

Свойства алгоритма

1

Определять исполнителя алгоритма. Определять, является ли последовательность действий алгоритмом. Игра. Работать по правилам игры. Проводить несложные исследования. ЭОР. Запись промежуточных результатов выполнения алгоритма

24.01


19

Способы записи алгоритмов

1

Составлять и записывать алгоритмы решения информационных задач. Игра. Работать по правилам игры. Проводить несложные исследования. ЭОР. Анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию. Восстанавливать построчную запись линейного алгоритма из заданных команд.

31.01


20

Линейный алгоритм Линейный алгоритм. Лестница

1

Составлять и записывать линейные алгоритмы решения информационных задач. Записывать алгоритм с помощью команд, понятных исполнителю. Запускать скрипт на выполнение. Игра. Работать по правилам игры. Проводить несложные исследования. ЭОР. Анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию. Восстанавливать построчную запись алгоритма из заданных команд.

07.02


21

Среда программы "Scratch"

1 Выделять смысловые зоны окна программы. Приводить примеры, когда исполнитель выполняет команды в режиме управления компьютером в режиме ручного управления. Игра. Работать по правилам игры. Проводить несложные исследования. ЭОР. Анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию. Восстанавливать построчную запись алгоритма из заданных команд.

14.02


22 Циклический алгоритм Циклический алгоритм. Анимация 1 Отвечать на вопросы по приведённому алгоритму, скрипту. Составлять и записывать циклические алгоритмы решения информационных задач с помощью учителя. Восстанавливать построчную запись алгоритма из заданных команд. Записывать алгоритм с помощью команд, понятных исполнителю. Запускать скрипт на выполнение. Определять результат выполнения алгоритма (скрипта). Выполнять алгоритм. Игра. Работать по правилам игры. ЭОР. Анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию. Восстанавливать построчную запись алгоритма из заданных команд.

21.02








23 Разветвляющийся алгоритм 1 Определять истинность высказываний. Составлять истинные и ложные высказывания. Игра. Работать по правилам игры. Решать логические задачи. ЭОР. Определять истинность высказываний о свойствах объекта.

28.02


24

Резервное время.

1 Определять результат выполнения алгоритма (скрипта). Выполнять алгоритм. Игра. Работать по правилам игры. Задавать вопросы, на которые можно ответить: «Да», «Нет». ЭОР. Составлять правила «если - то» из заданных высказываний.

07.03


25 Множества и операции Множество. Равные множества

1 Называть множества. Перечислять элементы множества. Выделять подмножество множества. Определять, равны ли множества. Игра. Работать по правилам игры. Выявлять общее свойство объектов. ЭОР. Выбирать термин для обобщения нескольких объектов

14.03


26

Пересечение и объединение множеств

1 Перечислять элементы множества, являющегося объединением (пере- сечением) двух данных множеств. Использовать круги при решении логических задач (с помощью учите- ля). Игра. Работать по правилам игры. Выявлять общее свойство объектов. ЭОР. Размещать на схеме элементов пересекающихся множеств. Выбирать схему, отражающую отношение между множествами

21.03


27

Высказывания. Истинность высказываний

1 Определять истинность высказываний. Составлять истинные и ложные высказывания. Игра. Работать по правилам игры. Решать логические задачи. ЭОР. Определять истинность высказываний о свойствах объекта.

04.04


28

Истинность сложных высказываний

1 Определять истинность сложных высказываний. Игра. Работать по правилам игры. Решать логические задачи. ЭОР. Определять область на схеме множеств по заданному высказыванию. Определять истинность высказываний.

11.04


29

Понятие информационной модели. Информационные модели

1 Приводить примеры моделей. Определять существенные свойства объекта. Определять, какая модель предпочтительнее. Использовать модели различного вида в учебной деятельности. Игра. Работать по правилам игры. Называть объект на основе словесной модели. Составлять графическую модель объекта по словес- ной. Составлять модель объекта из частей. ЭОР. Составлять истинные высказывания об особенных свойствах подгруппы объектов. Выявлять общее свойство объектов. Составлять изображение из частей. Заполнять схему состав.

18.04


30-35

Обобщение пройденного

5 Решать логические задачи. ЭОР.

25.04

02.05

16.05

23.05

30.05






VΙΙΙ. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Для учащихся: 1. Каждый учащийся должен быть обеспечен учебником и рабочей тетрадью. 2. У каждого ученика должно быть два учебных места: • за партой, где ему будет удобно работать с учебником и тетрадью, слушать учителя, смотреть демонстрационный материал на экране, проецируемый с помощью проектора; • компьютерное рабочее место, оборудованное для ученика начальной школы. 3. К компьютеру ученика должны быть подсоединены наушники и микрофон. 4. У учащихся должна иметься возможность работы в сети Интернет. 5. На компьютерах ученика должно быть установлено: • графический редактор; • «Калькулятор»; • текстовый редактор; • визуальная объектно-ориентированная среда программирования Scratch или ЛогоМиры; • редактор слайд-шоу; • ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, рекомендуемые в учебниках для 2, 3, 4 классов, или их аналоги.
Для учителя: 1. Учитель должен иметь компьютерное рабочее место, оборудованное колонками, сканером, принтером. 2. Методические рекомендации к учебникам. 3. Класс должен быть укомплектован проектором и экраном. Учитель должен иметь доступ со своего компьютера к проектору.

7


© 2010-2022