Коллективно-творческое дело «Экологическая тропинка»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коллективно-творческое дело «Экологическая тропинка»

Цель: развитие интеллектуальных способностей;

нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие учащихся;

Задачи: создание условий для изучения школьниками природы и истории родного края;

приобщение учащихся к охране окружающей среды;

совершенствование деятельности по экологическому просвещению;

содействие в проведении исследовательской работы учащихся;

организация работы по совершенствованию туристических навыков;

привитие навыков грамотного экологического поведения и природоохранной деятельности;

Предварительная работа: на уроках труда выполнили коллективное наборное настенное панно для использования во время уроков «Жизнь нашей речки Шортанды».

Организационный момент.

Учитель:

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы совершим небольшой туристический поход на реку Тобол, которая протекает неподалеку от нашего села. Мы увидим наш парк, степь, речку и если необходимо наведем порядок. В пути вы будете делать остановки. Сейчас вы находитесь в начале тропы. Если вы назовете пароль, мы пропустим вас на тропу. Пароль- это ваши знания о правилах поведения на природе. (дети называют правила поведения на природе).

-В окружающей нас природе все взаимосвязано и взаимозависимо. Земля, воздух, вода… Мы с рождения видим это вокруг себя и читаем символом постоянства: проходят века, сменяются поколения, а они остаются. На самом деле это не так.

Человек всегда находился и находится в зависимости от природы. Мы- часть природы и, как часть, без целого существовать не можем. Но вот, что изменилось и о чем каждый должен думать: природа в наше время попала в зависимость к человеку.

Человек обрел такую силу, что способен сам того не замечая, не подозревая нанести природе непоправимый вред.

Остановка «Парк»

«Разговор юннатика и туриста»

Юннатик: Мы все, любим проводить свободное время на природе, подышать свежим воздухом, весенними запахами цветов, встретить рассвет на берегу реки.

Турист: Все это так. Но я сомневаюсь, что все мы любим природу. Точнее умеем любить. Как правило, люди собирают очень много полевых цветов. А зачем? Составлять букеты конечно можно. Но надо уметь это делать. Большого искусства добились в этом японцы, в котором бывает достаточно трех цветков для самых красивых композиций. Смотри на цветы, любуйся ими, но не рви! Если уж очень хочется, тогда срежь только три цветка, а дома подбери их по длине и умело поставь в вазу. Получится гораздо красивее, чем просто охапка цветов.

Юннатик: Многим ребятам так хочется собрать гербарий.

Турист: Всем юннатам советую не увлекаться гербариями, чтобы не губить растения, а фотографировать, коллекционировать их изображения на марках, коробках, делать зарисовки. Особенно нуждаются в защите лечебные травы. Еще в Древнем Египте, Индии, Китае были известны лечебные свойства трав. В последнее время люди так увлеклись сбором лекарственных растений, что цветы тали заметно исчезать. Очень часто выдирают растения корнем, хотя нужна только часть стебля с соцветием.

Юннатик: А что мы можем сделать сегодня для природы? Наверное, самое простое это следить за чистотой и порядком на местности. Ведь так обидно видеть мусор, который люди оставляют в природе.

Турист: Твое отчаяние понятно. В некоторых из нас абсолютно отсутствует культура общения с природой. Многие не знают, как поступать, например, с консервными банками, бутылками, пакетами. Надо всегда помнить золотое правило туриста: Сколько мусора принес, столько и унеси. Между тем следует помнить, что брошенная бумага не сгнивает 2 года, осколок бутылки или жестянка могут поранить и через много лет.

Учитель: Чем похожи и чем отличаются парк и лес?

-Каких птиц вы видите здесь?

-Какие травы, деревья?

- Как они изменились с приходом осени?

Юннатик: Деревья очищают воздух от пыли, вредных микробов, обогащают его кислородом. И так обидно видеть мусор, который люди оставляют.

Ребята, давайте приведем порядок в парке, уберем сухие ветки, мусор. Окажем помощь поврежденным деревьям.

Трудовой десант «Очистка территории парка»

Учитель: Вот мы и привели в порядок наш парк, можем продолжать наш путь дальше. А дальше мы окажемся в другой природной зоне- в степи.

Юннатик: Надо не просто смотреть на природу, но и любоваться ею, находить в ней удивительное. Вот, посмотрите на эту корягу. Какие только фантастические образы не возникают, глядя на них! Кстати такие причуды природы могут украсить классные комнаты. Ребята, учитесь видеть природу! Ничего более совершенного и красивого на свете нет!

Турист: Если внимательно приглядеться, то вы увидите здесь лекарственные растения.

Учитель: А кто помнит о разговоре юннатика и туриста, как нужно собирать лекарственные травы? Давайте их поищем.

Юннатик: Пока вы собирали лекарственный травы, каких насекомых и птиц вы видели?

Юннатик: Вот и подошли мы к реке. Обратите внимание на состояние берега реки. Тут и разбитые стекла, пластмассовые бутылки, мусор. Картина неприглядная. Да, ребята. А как мы поможем реке? Давайте уберем мусор на берегу реки.

Трудовой десант «Очистка территории реки от мусора»

Учитель: Ребята, летом вы купались и отдыхали на речке. Каких обитателей нашей реки вы знаете? Какая вода чистая или грязная? Давайте возьмем пробу воды и определим ее прозрачность и запах.

- Видели ли в нашей речке раков? Раки обитают в пресной и чистой воде.

Юннатик: Легко ли жителям водоема в такой воде?

«История рыбака»

-Давайте послушаем историю рыбака. (дети инсценируют стихотворение)

- Я щуку выловил однажды вечером.

Не позабыть тот факт невероятный.

«Ты не губи меня. Пусти обратно!»

-Сказала рыба человечьим языком.

Я, поражённый, промолчал в ответ.

«В долгу перед тобою не останусь.

Хоть посчитаю твой поступок странным,

Ты подари мне жизнь. А я тебе-секрет»

«Ну, хорошо, согласен,» -я сказал.

И я услышал от речной царицы:

«Вам рыба скоро будет только сниться,

Как вымерший когда-то динозавр.

Уха душистая останется в мечтах,

Коль не измените к нам, рыбам, отношение

И это не одной лишь щуки мненье.

Карась и окунь рассуждает тоже так.

Так думают пескарь, налим, судак,

Да абсолютно все знакомые мне рыбы.

Вы сделать многое могли бы

Для нас, озёрных и речных бедняг…

Вы превратили нашу жизнь содом.

Реку и озеро - в хранилище навоза.

Для вас удобно, а для нас - угроза.

Нас прежде беспокоил только гром

В воде царили чистота, уют.

Теперь же «Волги», «Жигули» и «ГАЗы»

А так же Пазы, МАЗы, КрАЗы

И даже кировцы покоя не дают.

От масла и солярки нам не продохнуть.

Не единицами мы гибнем - косяками!

А вас всё больше с разными сетями.

Не жизнь идёт для нас, а просто жуть!

И вот в чём заключается секрет:

Коль видеть в водоёмах нас хотите,

На безобразие рвачей сегодня ж наложите

Строжайший и немедленный запрет»

И щука уплыла, блеснув хвостом.

Исчезла в глубине. Она права пожалуй.

Ведь сколько мы ни ловим- все нам мало!

Об этом думал я у речки вечерком.

Учитель:

- Как загрязняется наша река?

- Да, вы правы. Основной источник загрязнения реки- бытовые отходы. Жители выбрасывают мусор, бытовые отходы. Весной все стекает в речку. Какие советы жителям села вы бы дали? Давайте вернемся в школу и составим обращение к жителям нашего села.

Уважаемые жители села!

Убедительно просим Вас сохранять чистоту и порядок в нашем селе, не разбрасывать мусор, своевременно убирать органические отходы животных в отведенные места, убирать территорию вокруг своего двора.

Природа наш дом,

Давайте беречь чистоту в нем!

(дети раздают памятки жителям села)

Итог урока.

- Вам, молодому поколению, беречь родную природу, делать родно край богаче и краше. Наше коллективно-творческое дело- это небольшой посильный вклад в защиту природы. И путь пока мы не можем решить экологические проблемы, но мы обратили свой взор на состояние нашей малой Родины. И теперь каждый из вас должен заботиться о чистоте нашего села и не быть равнодушным к проступкам других. Большое всем спасибо!





© 2010-2022