Конспект урока в начальном классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Касенова Каликан Касеновна

Урок русского языка в 1 классе

Тема: «Общее значение однокоренных слов».


Цель: на основе наблюдений подвести учащихся к выводу, что главное в слове - это его значение.

Задачи: сформировать понятие однокоренные (родственные) слова; ввести понятие корень слова; провести осмысление этих понятий; развивать универсальные учебные действия.

Ход урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

(Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других)

II. Орфографическая разминка.

1. «Диагностика» на слух: пружина, Чайковский, прощай, Франция, пушистый.

2. Скандирование словарных слов:

ребята

дорога

Москва

учитель

язык

- Какое слово лишнее?

- На какие группы можно разделить слова?

- Какое слово нельзя перенести?

Запись слов 2-3 слов (2 человека у доски).

- Что мы с вами записали? (слова)

- Что имеют слова? (значение)

(Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)

Прикрепляется листы с записью: слова, значение.

III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

- Послушайте, что произошло однажды на лугу.
- Вы кто такие?
- Я Гусь, это - Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя - Гусеница. - Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему?
- А кто такие родственники? (Люди которые похожи между собой внешне и являются родными.)
- Назовите родственников среди действующих лиц сказки.

- Если люди, животные происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают, похожи между собой. Их называют родственниками.

- А нет ли родственников среди слов нашего языка?

- Как это можно установить? Давайте проведём исследование.

- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (Родственных словах.)

(Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя)

IV. Поиск решения задачи.

1.Исследование.
- Назовите героев-родственников сказки :

- Запишите эти слова: Гусь, гусыня, гусята.
- Что скажете про значение записанных слов? ( Прикрепляются листки со словами: ПОХОЖЕЕ, РАЗНОЕ) (Можно выделить общую часть)
- Чем ещё похожи слова с похожим значением?
(Прикрепляется листок со словами: ОБЩАЯ ЧАСТЬ).
На доске получается схема:
СЛОВА
значение

похожее разное

общая часть

- Догадайтесь, как называются слова, обладающие этими признаками?

- А где можно узнать точно название? (В учебнике)

Проверим свою гипотезу.

(Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника)

2. Работа с рубрикой «Обрати внимание» с.79

- Какие же значения имеют родственные слова?

V. Физкультминутка.

- На экране написаны пары слов. В одних парах - родственные слова, в других - нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топайте. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.

Лес - лесник

Река - плот

Сад - садовый

Дом - домашний

Дом - дым

Стена - гвоздь

Кот - котик

Поле - полюшко

Гриб - грибной

Обед - стол

- Подпрыгните столько раз, сколько вы насчитали пар родственных слов.

VI. Решение поставленной задачи.

1. Упражнение 3.

- Найдите общую часть в словах. Работа в парах.

(Коммуникативные УУД: учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2. Дети выполняют задание самостоятельно

Работа над упражнением 5 с.81 в р.т.

- Можно ли назвать слова в каждой строчке родственными? Выделите общую часть, с помощью которой можно объяснить значение слов. Индивидуальная работа со слабыми учащимися.

VII. Первичное закрепление.

1. Работа в группах. Игра «Собери «родственников»
- Жили - были слова. За долгую жизнь обзавелись они родственниками, но видятся родственники редко. Однажды решили они собраться.
Давайте поможем словам найти «свою семью».
- Поселите слова « в семьи» к словам: ДОМ ГРИБ, ЛИСТ.

- Будьте внимательны, чтобы « в семье» не появился « чужой».
(Дети распределяются в группы (по рядам) и записывают слова на листах ребята первого ряда к слову ДОМ; ребята второго ряда к слову ГРИБ; ребята третьего ряда к слову ЛИСТ.

(Коммуникативные УУД: учиться работать в группах; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2. Проверка.

3.Найдите лишнее слово.

кот

котёнок

котята

котофей

котел

кошка

котище

VIII. Итоги урока.

- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие слова называются родственными?

(Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)

IX. Рефлексия учащихся.

Используется рефлексивный экран

- Я понял, что…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось…
- У меня получилось…
- На следующем уроке мы…

(Личностные УУД: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию и коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста).



© 2010-2022