- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока в начальном классе
Конспект урока в начальном классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Касенова К.К. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Касенова Каликан Касеновна
Урок русского языка в 1 классе
Тема: «Общее значение однокоренных слов».
Цель: на основе наблюдений подвести учащихся к выводу, что главное в слове - это его значение.
Задачи: сформировать понятие однокоренные (родственные) слова; ввести понятие корень слова; провести осмысление этих понятий; развивать универсальные учебные действия.
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
(Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других)
II. Орфографическая разминка.
1. «Диагностика» на слух: пружина, Чайковский, прощай, Франция, пушистый.
2. Скандирование словарных слов:
ребята
дорога
Москва
учитель
язык
- Какое слово лишнее?
- На какие группы можно разделить слова?
- Какое слово нельзя перенести?
Запись слов 2-3 слов (2 человека у доски).
- Что мы с вами записали? (слова)
- Что имеют слова? (значение)
(Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)
Прикрепляется листы с записью: слова, значение.
III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
- Послушайте, что произошло однажды на лугу.
- Вы кто такие?
- Я Гусь, это - Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя - Гусеница. - Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему?
- А кто такие родственники? (Люди которые похожи между собой внешне и являются родными.)
- Назовите родственников среди действующих лиц сказки.
- Если люди, животные происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают, похожи между собой. Их называют родственниками.
- А нет ли родственников среди слов нашего языка?
- Как это можно установить? Давайте проведём исследование.
- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (Родственных словах.)
(Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя)
IV. Поиск решения задачи.
1.Исследование.
- Назовите героев-родственников сказки :
- Запишите эти слова: Гусь, гусыня, гусята.
- Что скажете про значение записанных слов? ( Прикрепляются листки со словами: ПОХОЖЕЕ, РАЗНОЕ) (Можно выделить общую часть)
- Чем ещё похожи слова с похожим значением?
(Прикрепляется листок со словами: ОБЩАЯ ЧАСТЬ).
На доске получается схема:
СЛОВА
значение
похожее разное
общая часть
- Догадайтесь, как называются слова, обладающие этими признаками?
- А где можно узнать точно название? (В учебнике)
Проверим свою гипотезу.
(Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника)
2. Работа с рубрикой «Обрати внимание» с.79
- Какие же значения имеют родственные слова?
V. Физкультминутка.
- На экране написаны пары слов. В одних парах - родственные слова, в других - нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топайте. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.
Лес - лесник
Река - плот
Сад - садовый
Дом - домашний
Дом - дым
Стена - гвоздь
Кот - котик
Поле - полюшко
Гриб - грибной
Обед - стол
- Подпрыгните столько раз, сколько вы насчитали пар родственных слов.
VI. Решение поставленной задачи.
1. Упражнение 3.
- Найдите общую часть в словах. Работа в парах.
(Коммуникативные УУД: учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2. Дети выполняют задание самостоятельно
Работа над упражнением 5 с.81 в р.т.
- Можно ли назвать слова в каждой строчке родственными? Выделите общую часть, с помощью которой можно объяснить значение слов. Индивидуальная работа со слабыми учащимися.
VII. Первичное закрепление.
1. Работа в группах. Игра «Собери «родственников»
- Жили - были слова. За долгую жизнь обзавелись они родственниками, но видятся родственники редко. Однажды решили они собраться.
Давайте поможем словам найти «свою семью».
- Поселите слова « в семьи» к словам: ДОМ ГРИБ, ЛИСТ.
- Будьте внимательны, чтобы « в семье» не появился « чужой».
(Дети распределяются в группы (по рядам) и записывают слова на листах ребята первого ряда к слову ДОМ; ребята второго ряда к слову ГРИБ; ребята третьего ряда к слову ЛИСТ.
(Коммуникативные УУД: учиться работать в группах; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2. Проверка.
3.Найдите лишнее слово.
кот
котёнок
котята
котофей
котел
кошка
котище
VIII. Итоги урока.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие слова называются родственными?
(Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)
IX. Рефлексия учащихся.
Используется рефлексивный экран
- Я понял, что…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось…
- У меня получилось…
- На следующем уроке мы…
(Личностные УУД: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию и коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста).