Урок и презентация по окружающему миру для 1 класса по теме «Где зимуют птицы?»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Окружающий мир.

тема: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ?

Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться): Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме урока; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.







Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая

и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Повторение изученного.

II. Актуализация знаний

III. Постановка целей и определение темы урока

Слайд с темой

Физкультминутка

IV. Усвоение новых знаний



(Слайд 4)

(Слайд 5)







Работа с диском …….

слайд

слайд

слайд

слайд

V. Работа в парах.

Физминутка для глаз

слайд

VI.Работа в группах



Работа с доской.

Работа с пультами.

VI. Итог урока

VII.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Проверяет готовность

обучающихся к уроку, эмоциональный настрой

Гуляет русская зима.

Останови ее, попробуй!

Махнет рукой - бела земля.

Махнет другой - растут сугробы.

Белит деревья и дома,

Морозит, устали не зная.

Гуляет русская зима,

Морозная, не злая!

Не все рады зиме. Голодно и холодно зимой птицам. Печальный писк издают они в лютые морозные дни. Корм зане­сло снегом, скрылись жучки и паучки. В ваших глазах я читаю огромное жела­ние помочь птицам и деревьям в эти трудные дни. И сегодня вы готовы начать день с добрых дел. Наше первое доброе дело помочь Муравьишке. Он болел и не присутствовал на прошлом уроке, ему не терпится узнать, о каких животных жарких стран вы узнали. Давайте для этого выполним тест

Муравей Благодарит вас за проделанную работу, он тоже узнал о жителях жарких стран А еще Муравьишка уверяет, что видел в Африке обыкновенную деревенскую ласточку, которая летом выводила птенцов под крышей деревенского дома. Как же так? Что делала ласточка в Африке?

А как вы думаете все ли птицы улетают зимовать в теплые края?

Вот и попытаемся мы с вами на уроке выяснить, почему некоторые птицы улетают зимовать в теплые края, а некоторые птицы остаются зимовать в наших краях.

А зима в нашей местности бывает снежной с метелями.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Белые метели

Снег подняли от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.


Давайте в учебнике на стр.16 рассмотрим рисунок, какие птицы зимуют в наших краях, и поставим простым карандашом знак «+» возле тех птиц, которых вы видели зимой на кормушке, в парке, в лесу. Каких птиц вы отметили? Правильно, как такие птицы называются?

(Зимующими)

А есть птицы, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно к нам. Это перелетные птицы. Раньше люди не знали, что птицы улетают в теплые края. Они задумывались, куда же птицы исчезают?

Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края.

А много, много лет назад существовало множество разных вымыслов. Например, один натуралист утверждал, что птицы улетают на Луну. Погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны, но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Маленькие же и слабые путешествуют, пристроившись на спинах других.

Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.

- Как же это удалось сделать ученым?

- Ученые надевали маленькие кольца на лапки птицам.

На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

Так узнали, что наши ласточки, стрижи, жаворонки и другие птицы улетают в Африку, а утки и цапли в Египте, скворцы улетают во Францию. Некоторые птицы преодолевают расстояние до 15000км. Полярные крачки делают самые дальние перелеты. Каждый год они летят через весь мир из Арктики в Антарктиду, а потом обратно

Большинство путешествуют стаями, большими и маленькими. А вот кукушка и некоторые хищные птицы путешествуют в одиночку. Аисты, журавли, ласточки, дрозды, хищные птицы летят днем. Скворцы и другие - днем и ночью, а есть птицы, которые летят только ночью. К концу октября все перелетные птицы покидают нас. А весной вновь возвращаются в родные места.

- Каких перелетных птиц вы еще знаете?

Отгадайте загадки о птицах.

Угадайте, что за птичка -
темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавль)

Кто на ёлке, на суку
Всё поёт: "Ку-ку, ку-ку"?

Молодцы, я надеюсь, что вы со следующим заданием справитесь очень быстро. Нужно отметить только перелетных птиц.

-Но, а другие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Это зимующие птицы. Они не боятся морозов, а еду умудряются добывать даже в очень снежные зимы.

- Вы наверно многих из них знаете и легко узнаете птиц по описанию.

Воробей. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись.

- А вы знаете, почему его так назвали?

Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом: «Вора бей!» - кричали крестьяне, когда видели, как воробей уничтожает их посевы.

Синица. Головка у этой птицы в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко желтая.

Синицы - очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти. (Слайд 13)

Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела - черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Стук)

Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достает. У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий. С твердыми зазубринами. Им дятел и достает насекомых. Поэтому и называют его «лесным доктором».

Сова. Крупная птица, с большими глазами, серым оперением, клюв крючком. Бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция - качества, за которые в народе сов прозвали пернатыми кошками.

Ребята, птицы в тетрадях странице на 14 заспорили, кому улетать, а кому зимовать помогите закончить спор.

Работа в парах, те, кто сидит слева от окна отмечает только перелетных птиц, справа от двери зимующих. После работы проверьте друг у друга.

Молодцы, работали, устали. Давайте отдохнём. И физ. минутку проведем

Тяжело птицам зимой. Ночью холодно, голодно. Из десяти доживают до весны одна-две.

Корм - это главное! Когда он есть, и мороз не страшен. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются. А есть птицы, которые всю зиму возле людей живут.

- Как можно помочь птицам зимой?

Ребята, а как мы помогаем птицам?

Учитель предлагает выполнить практическую работу в группах с текстом. Выделить , те предложения, в которых говорится о птицах.

Практическая работа в группах: поиск предложений , в которых говорится о птицах. Лишние предложения подчеркнуть.

Каждая группа получает карточку с заданием.

Карточка с заданием.

I группа.

Ласточка - птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю. Она дает молоко, мясо. Тело покрыто длинной и пушистой шерстью. В начале августа ласточки собираются в стаи и отправляются зимовать в теплые страны.

II группа

Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся и синичкам приходится туго. Это животное питается мышами и очень любит молоко со сметаной. Ведь они не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами.

Ш группа

Дятел- лесной санитар. Он прилетает и в сады, чтобы избавить их от вредителей. Голова небольшая, вытянутая к низу, с точащими рогами. Упершись в ствол хвостом и зацепившись, сильными лапами, он долбит дерево сильным клювом, чтобы достать из-под коры насекомых.

Проверка на доске.

Хорошо справились с заданием, молодцы, а теперь Муравьишка просит еще раз поработать с пультами и ответить на интересующие его вопросы.

- Кому было интересно?

- Кто научился определять зимующих птиц ? Какой вопрос содержит наша тема урока? На вопрос, который был перед нами поставлен в начале урока, мы узнали ответ?

Оцените свою работу на уроке:

- Кто считает, что работал отлично -покажите большой палец;

Кто считает, что работал хорошо - погладьте себя по голове

- Кто считает, что работал плохо - покачайте головой

А в заключении урока я хочу чтобы вы послушали стихотворение

Яшина

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

- Спасибо за урок. Молодцы!






Работа с пультами

Ответы на поставленные вопросы



Дети повторяют движения











Слушание, ответы на поставленные вопросы



























































Отгадывание загадок









































Взаимопомощь, контроль и оценивание своего результата











( Сделать кормушки и посыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки)

























Работа с пультами







Ответы на поставленные вопросы





Оценивание своего результата

























































































































































































Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс



Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания

Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока,







Цель: способствовать формированию рефлексии (УУД - регулятивные, коммуникативные)







































© 2010-2022