Исследовательская работа на тему Дымковская игрушка и современные дети

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краевой конкурс «Я - исследователь»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
пгт. Ярославский Хорольского района Приморского края







Тема работы:

«Дымковская игрушка и современные дети»





Выполнила:

Мурашова Полина,

ученица 3 «А» класса


Руководитель:

Бережная Ольга Викторовна,

учитель начальных классов.
















п.Ярославский

Дымковская игрушка и современные дети. На уроке чтения мы изучали произведения о Родине. В одном из них были такие строки: «О светло светлая и красно украшенная

Земля Русская!

Многими красотами ты нас дивишь:

Дивишь озёрами и реками многими,

Дубравами чистыми, зверьми различными,

Городами и сёлами чудными...

Всего ты исполнена, земля Русская!» Прочитав, я задумалась, сколько людей на Руси своим трудом делают нашу страну ещё краше. И поняла - всё, что досталось нам из прошлого нужно любить и хранить. Человек должен знать, что было вчера и что будет завтра. К сожалению, современные дети стали забывать историю своего народа, традиции, увлечения. Забыты свистульки и глиняные игрушки, их вытеснили роботы и Барби. А телефоны, компьютеры и плееры пришли на смену хороводам и народным играм. На примере Дымковской игрушки я решила проследить связь времён и поколений. Мне близко народное искусство. С раннего детства я люблю рисовать, третий год занимаюсь в Школе Искусств на художественном отделении. Также, мне нравится петь и танцевать, много лет я с удовольствием посещаю фольклорную студию «Родничок». Меня привлекают народные песни, игры, народное искусство. Тема исследования: «Современные дети и Дымковская игрушка». Объект исследования: Дымковская игрушка. Предмет исследования: интерес к Дымковской игрушке. Цель моей работы: выявить, интересна ли современным школьникам Дымковская игрушка. Гипотеза: современных школьников можно заинтересовать Дымковской игрушкой. Для достижения цели, ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Изучить литературу о Дымковских игрушках, а именно:
- откуда взялось такое название; - какие узоры применяются в росписи; - какие фигурки чаще всего лепили мастера.
  1. Разработать «свою» Дымковскую игрушку.
  2. Выяснить, что известно одноклассникам по данной теме.
  3. Провести эксперимент:
- лепка и роспись игрушек ребятами.
  1. Проанализировать полученные результаты.
Методы:
  • работа с литературой;
  • опрос;
  • эксперимент;
  • наблюдение;
  • анализ;
  • обобщение.
Своей работой хочу доказать, что в каждом современном человеке живёт прошлое его народа.

План работы.

  1. Особенности Дымковских игрушек.

  2. Создание «своей» Дымковской игрушки.
  3. Опрос учащихся.
  4. Эксперимент.
    • лепка и роспись игрушек ребятами.
      1. Анализ полученных результатов.

Работая над первым этапом, изучив большое количество литературы, я узнала, что на берегу Вятки, есть Дымковская слобода, где издавна селились печники и игрушечники - мастера делать глиняные свистульки. Отсюда и название игрушек - Дымковские.

Какие же фигурки чаще всего лепили мастера? Баранов с золотыми рогами, гусей, уточек, индюков, петушков, барынь и нянек с детьми, скоморохов на конях. Узоры состоят из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин и овалов. Часто используется клетчатая основа, которая заполняется одинаковыми элементами. Дымковские игрушки - яркие, нарядные, праздничные. Украшены белым, оранжевым, жёлтым, красным и зелёным цветом. Дымковские мастерицы любят украшать игрушки кусочками золотой фольги. Следующим этапом моей работы стало создание своей игрушки. Я выбрала образ оленя. Я очень старалась передать все особенности Дымковской игрушки - форму, узоры, цвета. Затем я вылепила оленя из глины и украсила его Дымковскими узорами. Изучив литературу о Дымковской игрушке, создав свою игрушку, я решила провести опрос одноклассников. Я предложила ребятам ответить на три вопроса:

  1. Слышал ли ты о Дымковских игрушках?
  2. Смог бы узнать Дымковские игрушки среди других? (были предложены Филимоновские, Городецкие и Дымковские).
  3. Какие особенности Дымковских игрушек ты знаешь?
Опрос ребят показал, что из 25 учеников 3 «А» класса - слышали о Дымковской игрушке - все; - узнать её среди других смогли 16 человек; - особенности без труда перечислили 21 человек. Ребята с удовольствием отвечали на мои вопросы. Я сделала вывод, что детям не хватает знаний по данной теме. Эксперимент показал, что все ребята с большим желанием и интересом работали над созданием своих игрушек. Каждый слепил свою неповторимую игрушку. А на уроке рисования после моего показа Дымковских узоров, ребята отлично справились с росписью своих игрушек. Чем же привлекла моих одноклассников данная работа? Вот что они отметили: в ходе работы ребята развивали свою фантазию, кисти рук, точность, аккуратность и внимание. А игрушки привлекают их своей красотой, яркостью, размером, разнообразием. Проанализировав всю работу, я выявила, что, несмотря на изменившиеся ценности нашей жизни, современных детей интересует народное творчество. Они с большим удовольствием создавали свои игрушки. А значит, моя гипотеза подтвердилась: современных детей можно заинтересовать Дымковской игрушкой. Это доказывает, что прошлое нашего народа живёт в каждом из нас! В наши дни народное творчество стало всё больше возрождаться. У Дымковской игрушки долгое будущее.
© 2010-2022