Урок литературного чтения Мечты о смелых и отважных. Н. Матвеева Пираты

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения во 2 классе «Мечты о смелых и отважных. Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты».

Завершение раздела о богатырях.

Цель: формирование типа правильной читательской деятельности.

Задачи: образовательные:

- учить прогнозировать содержание текста на основе заглавия и иллюстрации;

- умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

- обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Развивающие:

- развитие устной речи, аналитического мышления, творческого мышления.

Воспитательные:

- эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.

Урок построен в технологии продуктивного чтения и использованы приемы смыслового чтения.


  1. Оргмомент. Мотивация.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

Давайте улыбнемся друг другу! Пусть урок принесет нам всем радость общения, а преодолеть трудности нам помогут внимание, находчивость и смекалка. Как вы думаете, справимся ли мы с трудностями?


  1. Актуализация знаний.

Слайд: богатыри.

- О каких сильных и смелых людях мы уже читали? (о богатырях)

- В каких жанрах написаны произведения о богатырях? (былины, богатырские сказки)

- Чем отличаются жанр былины от жанра сказки? (в былинах говорится о том, что было, а в сказках - все вымышлено, отличаются темой - в былинах только о воинах и войнах)

- Какие качества воина воспеваются в былинах и богатырских сказках? (перечисляют)


  1. Введение в тему. Формулирование цели.

- А можете ли вы назвать других сильных и смелых людей? (предполагают)

Слайд: пираты

- Да, это пираты, разбойники. Да, они смелые и сильные. Но можно ли их назвать богатырями? (нет, они не защитники, а грабители и убийцы)

- Все верно. Однако, пираты сначала прославились как отважные мореплаватели, даже герои. Поэтому, среди них были и благородные, отважные люди. Именно про них очень интересно читать.

- Как вы думаете, о ком и о чем мы сегодня будем читать?


  1. Сообщение об авторе.

Слайд: фото Н. Матвеевой.

Сообщение ученика *(заранее подготовить) текст на слайде.


  1. Работа с текстом.


  1. Словарная работа

- Перед чтением уточним значение некоторых слов.

Слайды:

пират? (морской разбойник)

Утес? (высокая отвесная скала)

Поклажа? (вещи, груз, багаж)


  1. Работа до чтения (рассматривание иллюстрации и заглавия)

На слайде: иллюстрация

- Кто вообразил себя пиратом? Почему?

- Может ли мальчик быть пиратом?

- Что вы можете сказать о мальчике? Какой он, на ваш взгляд?

- Что вы знаете о пиратах? (где живут, чем занимаются…)

- Как вы думаете, есть ли у мальчика мама? Как она могла отнестись к тому, что ее сын стал пиратом и отпустить его в плавание?

- А для чего мальчик отправился в морское путешествие?

- А кого вы еще видите на иллюстрации? Как вы думаете, почему здесь изображен пес?

- Предположите, чем же может закончиться путешествие нашего юного пирата?

- Как вы думаете, о чем это стихотворение?

- Что же здесь реальное, а что вымышленное?

- Проверим наши предположения? (закрыть презентацию)

Слайд: Физминутка


Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте! Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперед наклоны -

Раз-два-три-четыре-пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться.


  1. Работа с текстом во время чтения.

Чтение стихотворения вслух с остановками (проверка прочитанного):

Моя мечта - о мачте,

Волненье - о волне…

Не плачьте,

Не плачьте,

Не плачьте обо мне! (как вы думаете, чьи это слова? К кому обращается мальчик? О чем он мечтает?)

Белая матроска,

Синий воротник… (у кого белая матроска и синий воротник? Кто хочет стать матросом? Проверим?)

Матросом быть не просто,

Но я уже привык: (верно предположили? А для чего он хочет быть матросом? Проверим)

Налажу вёсла-крылья,

Лодку

Наклоню;

Из лодки воду вылью, -

Пиратов догоню. (вот зачем мальчик хочет быть матросом)

Но тут приходит мама,

А мама так упряма! (почему она упряма? Как вы думаете, как она отреагировала на путешествие сына?)

«Куда ты?

Куда ты?

Ведь ты еще мал!

Какие там пираты?!

Ты, братец, опоздал!

Простудишься!

Утонешь!

Пиратов не догонишь!

Пираты были прежде…» (как вы думаете, всерьез ли мама переживает за сына?)

Ау, пираты!

Где же вы? (где же они?)

Лежат на дне морском.

Их черные одежды

Засыпаны песком…

Синие дали,

Ветер затих…

Другие

Догнали

Пиратов моих. (что это означает? Куда делись пираты? Рад ли мальчик, что пиратов больше нет? Проверим)

Я плачу,

Я плачу…

А есть на старой даче (как вы думаете, кто?)

Хороший рыжий пёс.

Он никогда не плачет;

Он лает на утес;

Он носит поклажу…

Его зовут Пират.

Пойду его поглажу.

Уж то-то будет рад!


- Оправдались ли наши предположения? (не все)
- Какая мечта была у мальчика? (Стать матросом.) - Зачем он хочет догнать пиратов? (Чтобы сражаться с ними.) - Как отнеслась к этой затее мама мальчика? Почему? - Кто герой этого стихотворения? Что вы о нём можете сказать? - Чем закончилась встреча героя с пиратами? (Он встретился с собакой Пиратом, и пёс обрадовался этой встрече.) - Почему так назвали пса?

Физминутка

  1. Работа с текстом после чтения.

- Стихотворение, которое мы с вами прочитали, относится к циклу «морских» песен Новеллы Матвеевой. Морское содержание текста раскрывается в его особом ритме - то набегающей, то отступающей морской волны. Каждый раз убегающая волна оставляет после себя многоточие.


Прочитайте как песню стихотворение. Выразительное чтение учащихся.


- Почему же этим стихотворением заканчивается раздел?

  1. Итог урока. Рефлексия.


- Вам понравилось стихотворение?

- Мечтали ли вы когда-нибудь быть пиратом? Играли ли вы в пиратов?

Вот и Афанасий с дедушкой Федором тоже поиграли в пиратов и очень довольны.

На этом мы завершаем наше путешествие по разделу о сказочных богатырях.

А теперь оцените свою работу (у каждого на столе 3 кружка) и поднимите соответствующий кружок:

(слайд): смайлики

- я отлично поработал (зеленый);

- были ошибки, но я старался (желтый);

- мне было трудно, я ничего не понял (красный).


  1. Домашнее задание


(слайд) Подготовить выразительное чтение стихотворения. По желанию - выучить стихотворение.

Вы хорошо поработали, молодцы! Урок окончен.


© 2010-2022