• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока литературного чтения на тему Проблема истинных и ложных ценностей в сказке Х. К. Андерсена Пятеро из одного стручка

Конспект урока литературного чтения на тему Проблема истинных и ложных ценностей в сказке Х. К. Андерсена Пятеро из одного стручка

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5»

Город Саратов

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ

«Проблема истинных и ложных ценностей в сказке Х.К.Андерсена «Пятеро из одного стручка»


Урок подготовила и провела :

учитель начальных классов

Куликова Ирина Николаевна



Саратов - 2015

Тема : «Проблема истинных и ложных ценностей в сказке Х.К.Андерсена «Пятеро из одного стручка»

Цели: учить анализировать литературную сказку с позиции рассказчика.

Задачи:

1. Предметные : систематизировать знания о сказках Х.К.Андерсена;

расширять читательский кругозор; организовать деятельность учащихся

по восприятию и осмыслению текста произведения, обеспечить

осмысление новых слов и понятий.

2. Метапредметные : содействовать формированию учебно-организационных

умений и навыков младших школьников; бегло, сознательно и

правильно читать, работать с книгой, развивать речь, пополнять

словарный запас учащихся, развивать интерес к сказкам, творческие

способности, умение размышлять.

3. Личностные : воспитывать чувство любви ко всему, что окружает

человека; учить проявлению чувств доброты, сострадания, радости.

Оборудование:

1. Иллюстративный материал: рисунки и диафильм к сказке Х.К.Андерсена.

2. Портрет Х.К.Андерсена.

3. Компьютер с установленной программой Power Point.

4. Проектор для показа презентаций.

5. Электронный носитель информации с презентацией Х.К.Андерсен «Пятеро

из одного стручка» - Приложение Power Point.


ХОД УРОКА

I . Орг.момент.

Приветствие.

Литература - прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Сказка это или рассказ,

Вы учите их - они учат вас.

Дорогие ребята, уважаемые товарищи учителя я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по миру книг.

- Предлагаю наш урок начать с рукопожатий.

- Возьмите друг друга за руки .Пожелайте своим друзьям интересной работы и успехов на уроке . Не забывайте : тот кто с товарищем дружен , вдвойне умней и сильней.

II.Формирование темы и цели урока . Ребята , какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?


(Научиться беседовать с книгой. -Улучшать технику чтения. -Учиться высказывать своё отношение к прочитанному. -Понимать позицию автора. -Описывать героев произведений и давать им характеристику .

-Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно .

-Учиться работать с учебником .)


-Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, игривым, сказочным, весёлым, удивительным)


-Хочу пожелать. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Ну что ? В путь?

Н.Тихонова читает наизусть стихотворение Ю.Мориц «Песенка про сказку»

-Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? ( - О сказке )

Сегодня на уроке мы продолжим работать с произведениями , помещёнными в разделе « Жизнь дана на добрые дела» , порассуждаем о

взаимоотношениях людей, человека с окружающим миром.

III. Актуализация знаний.

С какой сказкой мы начали знакомство на прошлом уроке?(Пятеро из одного стручка» )

Эта сказка народная или авторская ? (авторская)

Кто автор этого произведения ? (Х.К..Андерсен)

Авторы литературных сказок стремятся не только развлечь и позабавить читателей , они хотят поговорить с нами о чем -то важном , о добре и зле, о горе и счастье ,о справедливости.

В литературной сказке нет однотипных героев, сюжетов , чудес. И еще в отличии от народной сказки, где добро, как правило, побеждает зло, у литературной сказки конец бывает и грустным.

Итак ,сегодня мы продолжаем знакомство со сказкой Х.К.Андерсена «Пятеро из одного стручка.

IV. Чтение I части. (Дети читают по цепочке по абзацам )

Анализ. Выборочное чтение.

- Похоже, ли начало произведения Андерсена на сказку?

- Может, оно больше похоже на обычный рассказ о гороховом стручке?

- Какие слова автора доказывают, что начинается сказочная история?....

А что не устраивало горошинок ? Всё же было замечательно : и тепло , и уютно.

- Как называется дом, в котором жили горошины?

- Как меняется цветной мир стручка?

- О чём мечтали горошины?

- Что значат слова самой маленькой горошины : « А хотелось бы узнать , кто из нас пойдет дальше всех ?

- Что стало причиной путешествия горошин по свету?

- Давайте понаблюдаем за характерами горошин, все ли они одинаковые. (Работа с текстом)

Что говорили горошины?

Характер у каждой горошины разный.

(Мечтательная , хвастливая, сонная, равнодушная , ленивая)

- Как нужно читать слова, чтобы было понятно какой характер у горошины? Что говорили 1, 2,3,4,5 горошины)

- Куда попала пятая горошина?

- Кто там жил?

- Как они жили? ( Из нужды не выбивались)

- Как вы понимаете «из нужды не выбивалась»?

- Какой мы видим девочку? Найдите слова , которые помогают ярко представить, какой была девочка. В каком состоянии она находилась?

V. Физкультминутка для глаз .

VI .Чтение II части.( Дети читают по цепочке)

- Какое чудо произошло?(Девочка выздоровела)

- Почему можно назвать это чудом?

- Давайте понаблюдаем, как происходило это чудо.

- Какие изменения происходили с горошиной и как изменялась девочка?

Горошинка Девочка

- пустила ростки - худенькая

- славно растёт - тщедушная

- побеги росли и ползли вверх - не жила и не умирала

- расцвела - говорила живее

- сама приподнималась

- долго сидела

- глазки блестели

- румяна, здорова с сияющими глазами

- Как вы думаете, какая черта характера девочки помогла ей выздороветь?

( умение видеть необычное в обычном)

- Давайте предположим, что могло случиться, если бы горошина не попала на чердак?( девочка могла умереть)

Кто ещё помог девочке выздороветь (мама,солнышко.)

Верила ли мама сначала , что девочка поправится ?( нет)

Однако , что она сделала? Почему она это сделала ? (Она очень любила свою дочку)

- При чтении каких строк у вас появилась надежда ,что девочка выздоровеет?

- Итак, пятая горошина , которая полагалась на судьбу и говорила «Будь что будет!» попала на чердак.

- А что же случилось с остальными горошинами?( найти в тексте)

- Согласны ли вы с горошиной, которая лежала в канаве? Зачитайте.(Почему она так думала?)

- Какая же горошина, по-вашему, оказалась самой замечательной? Почему?

( вдохнула в девочку жизнь)

А теперь я предлагаю вам немножко отдохнуть и представить вашему вниманию диафильм по сказке «Пятеро из одного стручка», который составили ребята из нашего класса .Прошу Вас строго не судить , так как это одна из первых наших работ по составлению диафильмов.

Усаживайтесь поудобнее , смотрим …

VII.Итог урока.

- Итак ,что же хочет сказать нам пятая горошина, а вместе с ней и Х.К.Андерсен?

( Настоящий человек тот, который помогает другим , доставляет радость. Настоящее счастье - это когда ты кому - то нужен и можешь помочь)

Ребята , скажите несколько слов о сегодняшнем уроке , используя

начало предложений , но сначала подумайте , что вы хотите сказать….

Сегодня на уроке:

  • было интересно…

Что этот урок мне дал в жизни?

Мне показалось важным….

Урок.

  • взволновал…

  • заставил задуматься…

  • навёл меня на размышления…

Своей работой на уроке я:

  • Доволен, потому что…

  • я недоволен, потому что…

Мне тоже хочется сказать несколько слов о вашей работе на уроке….

- Комментарии результатов работы обучающихся на уроке , выставление оценок.

VIII. Рефлексия.

- Ребята, захотелось ли вам ещё раз перечитать эту сказку, проиллюстрировать её?

Ребята , у вас на столах лежит горошинка, нарисуйте то состояние души , с каким вы сегодня заканчиваете урок и поднимите их вверх .Я очень рада , что урок вы заканчиваете с улыбкой.

- Ребята, через несколько лет вы окончите школу и разлетитесь, словно горошины в разные стороны. Но мне хочется пожелать вам, чтобы вы в отличие от горошин не ждали, что кто-то распорядится вашей судьбой, а сами ставили цели и достигали их и тем самым приносили бы немалую пользу людям.

IX .Подведение итогов урока.

Чему учит сказка? (приносить людям пользу)

Почему именно эта сказка помещена в раздел «Жизнь дана на добрые дела»?

X. Домашнее задание :

1.Перечитать сказку, рассказать сказку от лица пятой, последней, горошины.

2. Нарисовать рисунки к произведению или составить диафильм .( по желанию)

I. Если остаётся время :

1.Девочка целый год болела , лежала и не двигалась , как вы думаете , кем она мечтала стать?

2. Какими чертами характера она должна обладать , чтобы достигнуть своей мечты ?

3.Что для этого она должна делать?

Всем спасибо за урок .Доброго вам пути.

Литература

1.Махров В. Г. «Задачи сказки» Начальная школа 1984г.

  1. hobbitaniya.ru

  2. Журнал «ПедСовет» №9, 1999 г.



© 2010-2022