Конспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родам

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамКонспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родамТема: Изменение имён прилагательных по числам и родам. Цель урока: Углубить представления учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов; формировать представления обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относится. Задачи:
  1. Уметь ставить вопросы к прилагательным; различать и использовать их в речи, определять род и число.
  2. Способствовать развитию умения устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными, развитию творческой активности и познавательных интересов учащихся.
  3. Способствовать воспитанию культуры работы на уроке, умения сотрудничать в группах, уважать мнение товарищей.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся находить прилагательные, устанавливать связь между прилагательными и существительными, определять род и число имен прилагательных, учатся ставить вопросы от существительных к прилагательным, подбирать к прилагательным существительные, устанавливать аналогии. Тип урока: комбинированный Технология: критического мышления Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная. Методы работы: наглядный, репродуктивный, практический, частично-поисковый, проблемный, рефлексивный, интерактивный. Межпредметные связи: «Литературное чтение», «Окружающий мир». Оборудование: таблица-шаблон с кластерами - имя существительное и имя прилагательное, «солнышко», конверты разных цветов с заданиями, загадки, электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной.

Ход урока

  1. Психологический настрой.

Девиз: Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно

Слушаем внимательно. - Посмотрите, как вам улыбается солнышко. Улыбнитесь ему! Закройте глаза, мысленно возьмите солнышко в правую руку и прижмите его к своей груди. Почувствуйте, как от него исходят энергия, добро, хорошее настроение! Пусть всё это останется в вашей груди. Это придаст вам новые силы, энергию и лучистое настроение.

-На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!

- Успехов вам и в путь!

  1. Минутка чистописания.

- Отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою и со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

- В слове «весна» произнесите первый звук. Что вы о нём знаете? (Согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»). - Прочитайте слова на слайде.

ворона воробей вместе Василий Парийский - Может быть, какие-то слова вас заинтересовали? - Послушайте, сведения о Василии Парийском из «Календаря русской природы»: «25 апреля - День Василия Парийского. Василий Парийский землю парит. Медведь выходит из берлоги». - Прочитайте еще раз эти слова. Какая буква есть во всех словах, кроме одного. (Буква В). - Посмотрите на цепочку, что интересного вы заметили?

в вв ввв - Напишите буквы, продолжите ряд и закончите чистописание данными словами, обратите внимание на соединение букв.

III. Словарная работа.

- Запишите существительные, подберите к ним прилагательные, согласуйте прилагательные с существительными (задание в конвертах синего цвета):

1 группа 2 группа

огурец (по качеству) … арбуз (по вкусу) …

ведро (по цвету) … полотенце (по размеру) …

апельсин (по форме) … лестница (по материалу) …

- Запишите словосочетания с вопросами.

1 группа 2 группа

огурец (какой?) сочный арбуз (какой?) сладкий

ведро (какое?) синее полотенце (какое?) большое

апельсин (какой?) круглый лестница (какая?) деревянная

- Какой вывод можно сделать? (С помощью вопросов можно установить связь имени существительного с именем прилагательным).

IV. Стадия вызова.

  1. Составление кластера.

- Первая группа составляет кластер - «имя существительное», вторая группа - «имя прилагательное» (задание в конвертах зелёного цвета).

обозначает предмет; (кто?), (что?)



.

одушевленное или неодушевлён-ное

собственное или нарицательное

имя сущ.

связано с именем прилаг.

род





падеж

число

обозначает признак предмета; (какой?), (какая?), (какое?), (какие?)

имеет синонимы и антонимы

связано с именем сущ.

имя прилаг.

род ?

делают нашу речь более точной и образной

?

число ?



  1. Защита кластера на конкретных примерах.

- Почему во второй группе возникла проблема в определении рода и числа имени прилагательного? (Возник спор: одни считают, что определять род и число прилагательного нужно по окончанию, другие считают - по вопросу.)

3. Сообщение темы и целей урока.

V. Стадия осмысления.

Задание 1. - Отгадайте загадки. Каждая группа устно опишет своего животного.

Заплелись густые травы, Летом катится клубок,

Закудрявились луга. У него колючий бок.

Да и сам я весь кудрявый, Он охотится ночами

Даже завитком рога. (Баран) За жуками и мышами (Ёж)

- Уберите в своих описаниях имена прилагательные и опишите животное,

используя только существительные.

- В каком случае при описании вы испытывал большие трудности? Почему?

- В каком случае описание оказалось более точным? (В первом случае).

- Что помогло сделать описание точным? (Связь прилагательного с существительным).

- Как эта связь осуществляется в предложении? (По смыслу).

- Возможно, ли эту связь разорвать? (Нет. Мы убедились в этом).

На доске табличка:

Связь прилагательного с существительным по смыслу

Задание 2. - Подберите прилагательные противоположные по значению. С помощью вопросов установите связь существительных с прилагательными (конверты с заданием жёлтого цвета).

1 группа

2 группа

Зимние дни короткие, а ночи … .

Перец горький, а сахар … .

Маленький пенёк опрокидывает

… воз.

У страуса ноги длинные, а у курицы … .

Орёл большой, а воробей … .

Тигр храбрый, а заяц … .

- Определите число у имён существительных во втором предложении.

1 группа

2 группа

ед. ч. ед. ч.

Перец горький, а сахар сладкий.

ед. ч. ед. ч.

Орёл большой, а воробей маленький

- Как определить число имени прилагательного? (По числу существительного).

- Как вы догадались? (Так как прилагательное полностью зависит от имени существительного, с которым оно употребляется).

- Правильно. Определите число имени прилагательного.

1 группа

2 группа

ед. ч. ед. ч. ед. ч. ед. ч.

Перец горький, а сахар сладкий.

ед. ч. ед. ч. ед. ч.

Орёл большой, а воробей

ед. ч.

маленький

-Определите число у прилагательных в двух других предложениях.

1 группа

2 группа

мн. ч. мн. ч. мн. ч. мн. ч.

Зимние дни короткие, а ночи

мн. ч.

длинные.

ед. ч. ед. ч.

Маленький пенёк опрокидывает

ед. ч. ед. ч.

большой воз.

мн. ч. мн. ч. мн. ч.

Тигры храбрые, а зайцы

мн. ч.

трусливые.

мн. ч. мн. ч.

У страуса ноги длинные, а у

мн. ч.

курицы короткие .

- Сверьте со слайдом.

Учебник: с. 111 - сведения от профессора Самоварова.

На доске табличка:

Число имени прилагательного определяется по числу имени существительного, от которого оно зависит

Задание 3. - Установите соответствие (задание в конвертах красного цвета). У существительных определите род.

1 группа

2 группа

м. р.

портфель тяжёлый

с. р.

небо весёлая

ж. р

игра ясное

м. р.

воробей серый

ж. р.

сумка надёжное

с. р.

гнездо красная

м. р.

стакан материнское

с. р.

сердце стеклянный

- Как определить род у прилагательных? (По роду существительного).

- Почему вы так решили? (Мы убедились в том, что имя прилагательное полностью зависит от имени существительного, с которым оно употребляется).

- Вызовет у вас затруднение определение рода имени прилагательного? (Нет)

- Как вы будете это делать? (Какого рода существительное, такого рода будет и связанное с ним прилагательное).

1 группа

2 группа

м. р. м. р.

портфель тяжёлый

с. р. с. р.

небо ясное

ж. р ж. р

игра весёлая

м. р. м. р.

воробей серый

ж. р. ж. р

сумка красная

с. р. с. р.

гнездо надёжное

м. р. м. р.

стакан стеклянный

с. р. с. р.

сердце материнское

Учебник: с. 111 - сведения от профессора Самоварова.

На доске табличка:

Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, от которого оно зависит

Задание 4. - Составьте алгоритм определения рода и числа прилагательного (задание в конвертах белого цвета).

Алгоритм

  1. Найти существительное, с которым …. .

  2. Определить род и число у … .

  3. По роду и числу существительного узнать род и число … .

На слайде:

Алгоритм

  1. Найти существительное, с которым употребляется прилагательное.

  2. Определить род и число у существительного.

  3. По роду и числу существительного узнать род и число прилагательного.


Физминутка (в сопровождении музыки).

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда (вправо), два - туда (влево)
Повернись вокруг себя!
Раз - присели, два - привстали!
Руки кверху мы подняли.
Раз - два, три - четыре - пять!
Будем урок наш продолжать!

Задание 5. - Подберите к существительным прилагательные в форме нужного числа и рода. С помощью алгоритма определите род и число у прилагательных.

1 группа

2 группа

блюдце фарфоровая

чашка фарфоровое

фарфоровые

чайник фарфоровая

тарелка фарфоровые

фарфоровый

- Проверьте. Оцените работу группы (оценочный лист).

1 группа

2 группа

блюдце фарфоровая (ж.р., ед.ч.)

чашка фарфоровое (с.р., ед.ч.)

фарфоровые

чайник фарфоровая (ж.р., ед.ч.)

тарелка фарфоровые

фарфоровый (м.р.,ед.ч.)

Критерии оценки:

без ошибок - 5 баллов;

1 ошибка - 3 балла;

2 и более ошибок - 0 баллов;

Задание 6. (Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной).

- Распределите прилагательные по колонкам в зависимости от рода. (Выходят поочерёдно, по одному человеку от каждой команды).

Оцените работу группы (оценочный лист).

Критерии оценки:

1 слово - 1 балл.

V. Стадия рефлексии.

- Давайте вернемся к кластеру «имя прилагательное» и заполним его до конца.

обозначает признак предмета; (какой?), (какая?), (какое?), (какие?)

имеет синонимы и антонимы

связано с именем сущ.

имя прилаг.

род (по роду имени сущ.)

?

делают нашу речь более точной и образной

число (по числу имени сущ.)

- На следующем уроке вы узнаете ответ на последний вопрос об имени прилагательном.

- А теперь попробуйте составить синквейн о имени прилагательном, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроках знания.

Оцените работу группы (оценочный лист).

Критерии оценки:

правильно - 5 баллов;

1 ошибка - 4 балла;

2 ошибки - 3 балла;

больше 2 -х ошибок - 0 баллов.

Имя прилагательное

яркие разнообразные

украшают описывают уточняют

Без них наша речь бедна!

сокровище

- Если группа набрала 14-16 баллов - все получают оценку «5».

- Если группа набрала 10-13 баллов - все получают оценку «4».

- Если группа набрала 6-9 баллов - все получают оценку «3».

VI. Домашнее задание.

- Возможный вариант синквейна.

VI. Рефлексия.

- Поднимите руку те, кто всё понял и запомнил об имени прилагательном?
- Поднимите руку те, кто не до конца усвоил какую-либо категорию имени прилагательного?
- Что из нашего урока вам понравилось? Почему? Для чего вы должны это знать?



© 2010-2022