- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родам
Конспект урока по русскому языку на тему Изменение имён прилагательных по числам и родам
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шуранова М.М. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
- Уметь ставить вопросы к прилагательным; различать и использовать их в речи, определять род и число.
- Способствовать развитию умения устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными, развитию творческой активности и познавательных интересов учащихся.
- Способствовать воспитанию культуры работы на уроке, умения сотрудничать в группах, уважать мнение товарищей.
Ход урока
-
Психологический настрой.
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно
Слушаем внимательно. - Посмотрите, как вам улыбается солнышко. Улыбнитесь ему! Закройте глаза, мысленно возьмите солнышко в правую руку и прижмите его к своей груди. Почувствуйте, как от него исходят энергия, добро, хорошее настроение! Пусть всё это останется в вашей груди. Это придаст вам новые силы, энергию и лучистое настроение.
-На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!
- Успехов вам и в путь!
-
Минутка чистописания.
- Отгадайте загадку:
Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
- В слове «весна» произнесите первый звук. Что вы о нём знаете? (Согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»). - Прочитайте слова на слайде.
ворона воробей вместе Василий Парийский - Может быть, какие-то слова вас заинтересовали? - Послушайте, сведения о Василии Парийском из «Календаря русской природы»: «25 апреля - День Василия Парийского. Василий Парийский землю парит. Медведь выходит из берлоги». - Прочитайте еще раз эти слова. Какая буква есть во всех словах, кроме одного. (Буква В). - Посмотрите на цепочку, что интересного вы заметили?
в вв ввв - Напишите буквы, продолжите ряд и закончите чистописание данными словами, обратите внимание на соединение букв.
III. Словарная работа.
- Запишите существительные, подберите к ним прилагательные, согласуйте прилагательные с существительными (задание в конвертах синего цвета):
1 группа 2 группа
огурец (по качеству) … арбуз (по вкусу) …
ведро (по цвету) … полотенце (по размеру) …
апельсин (по форме) … лестница (по материалу) …
- Запишите словосочетания с вопросами.
1 группа 2 группа
огурец (какой?) сочный арбуз (какой?) сладкий
ведро (какое?) синее полотенце (какое?) большое
апельсин (какой?) круглый лестница (какая?) деревянная
- Какой вывод можно сделать? (С помощью вопросов можно установить связь имени существительного с именем прилагательным).
IV. Стадия вызова.
-
Составление кластера.
- Первая группа составляет кластер - «имя существительное», вторая группа - «имя прилагательное» (задание в конвертах зелёного цвета).
обозначает предмет; (кто?), (что?)
.
одушевленное или неодушевлён-ное
собственное или нарицательное
имя сущ.
связано с именем прилаг.
род
падеж
число
обозначает признак предмета; (какой?), (какая?), (какое?), (какие?)
имеет синонимы и антонимы
связано с именем сущ.
имя прилаг.
род ?
делают нашу речь более точной и образной
?
число ?
-
Защита кластера на конкретных примерах.
- Почему во второй группе возникла проблема в определении рода и числа имени прилагательного? (Возник спор: одни считают, что определять род и число прилагательного нужно по окончанию, другие считают - по вопросу.)
3. Сообщение темы и целей урока.
V. Стадия осмысления.
Задание 1. - Отгадайте загадки. Каждая группа устно опишет своего животного.
Заплелись густые травы, Летом катится клубок,
Закудрявились луга. У него колючий бок.
Да и сам я весь кудрявый, Он охотится ночами
Даже завитком рога. (Баран) За жуками и мышами (Ёж)
- Уберите в своих описаниях имена прилагательные и опишите животное,
используя только существительные.
- В каком случае при описании вы испытывал большие трудности? Почему?
- В каком случае описание оказалось более точным? (В первом случае).
- Что помогло сделать описание точным? (Связь прилагательного с существительным).
- Как эта связь осуществляется в предложении? (По смыслу).
- Возможно, ли эту связь разорвать? (Нет. Мы убедились в этом).
На доске табличка:
-
Связь прилагательного с существительным по смыслу
Задание 2. - Подберите прилагательные противоположные по значению. С помощью вопросов установите связь существительных с прилагательными (конверты с заданием жёлтого цвета).
1 группа
2 группа
Зимние дни короткие, а ночи … .
Перец горький, а сахар … .
Маленький пенёк опрокидывает
… воз.
У страуса ноги длинные, а у курицы … .
Орёл большой, а воробей … .
Тигр храбрый, а заяц … .
- Определите число у имён существительных во втором предложении.
1 группа
2 группа
ед. ч. ед. ч.
Перец горький, а сахар сладкий.
ед. ч. ед. ч.
Орёл большой, а воробей маленький
- Как определить число имени прилагательного? (По числу существительного).
- Как вы догадались? (Так как прилагательное полностью зависит от имени существительного, с которым оно употребляется).
- Правильно. Определите число имени прилагательного.
1 группа
2 группа
ед. ч. ед. ч. ед. ч. ед. ч.
Перец горький, а сахар сладкий.
ед. ч. ед. ч. ед. ч.
Орёл большой, а воробей
ед. ч.
маленький
-Определите число у прилагательных в двух других предложениях.
1 группа
2 группа
мн. ч. мн. ч. мн. ч. мн. ч.
Зимние дни короткие, а ночи
мн. ч.
длинные.
ед. ч. ед. ч.
Маленький пенёк опрокидывает
ед. ч. ед. ч.
большой воз.
мн. ч. мн. ч. мн. ч.
Тигры храбрые, а зайцы
мн. ч.
трусливые.
мн. ч. мн. ч.
У страуса ноги длинные, а у
мн. ч.
курицы короткие .
- Сверьте со слайдом.
Учебник: с. 111 - сведения от профессора Самоварова.
На доске табличка:
-
Число имени прилагательного определяется по числу имени существительного, от которого оно зависит
Задание 3. - Установите соответствие (задание в конвертах красного цвета). У существительных определите род.
1 группа
2 группа
м. р.
портфель тяжёлый
с. р.
небо весёлая
ж. р
игра ясное
м. р.
воробей серый
ж. р.
сумка надёжное
с. р.
гнездо красная
м. р.
стакан материнское
с. р.
сердце стеклянный
- Как определить род у прилагательных? (По роду существительного).
- Почему вы так решили? (Мы убедились в том, что имя прилагательное полностью зависит от имени существительного, с которым оно употребляется).
- Вызовет у вас затруднение определение рода имени прилагательного? (Нет)
- Как вы будете это делать? (Какого рода существительное, такого рода будет и связанное с ним прилагательное).
1 группа
2 группа
м. р. м. р.
портфель тяжёлый
с. р. с. р.
небо ясное
ж. р ж. р
игра весёлая
м. р. м. р.
воробей серый
ж. р. ж. р
сумка красная
с. р. с. р.
гнездо надёжное
м. р. м. р.
стакан стеклянный
с. р. с. р.
сердце материнское
Учебник: с. 111 - сведения от профессора Самоварова.
На доске табличка:
-
Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, от которого оно зависит
Задание 4. - Составьте алгоритм определения рода и числа прилагательного (задание в конвертах белого цвета).
Алгоритм
-
Найти существительное, с которым …. .
-
Определить род и число у … .
-
По роду и числу существительного узнать род и число … .
На слайде:
Алгоритм
-
Найти существительное, с которым употребляется прилагательное.
-
Определить род и число у существительного.
-
По роду и числу существительного узнать род и число прилагательного.
Физминутка (в сопровождении музыки).
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда (вправо), два - туда (влево)
Повернись вокруг себя!
Раз - присели, два - привстали!
Руки кверху мы подняли.
Раз - два, три - четыре - пять!
Будем урок наш продолжать!
Задание 5. - Подберите к существительным прилагательные в форме нужного числа и рода. С помощью алгоритма определите род и число у прилагательных.
1 группа
2 группа
блюдце фарфоровая
чашка фарфоровое
фарфоровые
чайник фарфоровая
тарелка фарфоровые
фарфоровый
- Проверьте. Оцените работу группы (оценочный лист).
1 группа
2 группа
блюдце фарфоровая (ж.р., ед.ч.)
чашка фарфоровое (с.р., ед.ч.)
фарфоровые
чайник фарфоровая (ж.р., ед.ч.)
тарелка фарфоровые
фарфоровый (м.р.,ед.ч.)
Критерии оценки:
без ошибок - 5 баллов;
1 ошибка - 3 балла;
2 и более ошибок - 0 баллов;
Задание 6. (Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной).
- Распределите прилагательные по колонкам в зависимости от рода. (Выходят поочерёдно, по одному человеку от каждой команды).
Оцените работу группы (оценочный лист).
Критерии оценки:
1 слово - 1 балл.
V. Стадия рефлексии.
- Давайте вернемся к кластеру «имя прилагательное» и заполним его до конца.
обозначает признак предмета; (какой?), (какая?), (какое?), (какие?)
имеет синонимы и антонимы
связано с именем сущ.
имя прилаг.
род (по роду имени сущ.)
?
делают нашу речь более точной и образной
число (по числу имени сущ.)
- На следующем уроке вы узнаете ответ на последний вопрос об имени прилагательном.
- А теперь попробуйте составить синквейн о имени прилагательном, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроках знания.
Оцените работу группы (оценочный лист).
Критерии оценки:
правильно - 5 баллов;
1 ошибка - 4 балла;
2 ошибки - 3 балла;
больше 2 -х ошибок - 0 баллов.
Имя прилагательное
яркие разнообразные
украшают описывают уточняют
Без них наша речь бедна!
сокровище
- Если группа набрала 14-16 баллов - все получают оценку «5».
- Если группа набрала 10-13 баллов - все получают оценку «4».
- Если группа набрала 6-9 баллов - все получают оценку «3».
VI. Домашнее задание.
- Возможный вариант синквейна.
VI. Рефлексия.
- Поднимите руку те, кто всё понял и запомнил об имени прилагательном?
- Поднимите руку те, кто не до конца усвоил какую-либо категорию имени прилагательного?
- Что из нашего урока вам понравилось? Почему? Для чего вы должны это знать?