Концепция Эколого-краеведческое воспитание младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«К тому, кто глух к природе с детства,

Кто в детские годы не подобрал выпавшего птенца,

Не отрыл для себя красоты первой весенней травы,

К тому потом с трудом достучится чувство прекрасного,

Чувство поэзии, а может быть, и простая человечность»

В.А. Сухомлинский Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. На современном этапе развития общества вопрос эколого-краеведческого воспитания приобретает особую остроту. В связи с этим считается, что необходимо усилить и больше уделять внимание экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей. Всё это хорошо, но «минус» состоит в том, что не все интересуются глобальными экологическими проблемами сегодняшнего дня. В системе непрерывного эколого-краеведческого образования и воспитания большое значение имеет школа, а в школе - начальные классы. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. Всё перечисленное определило выбор темы исследования и темы моей педагогической концепции. Актуальность проблемы эколого-краеведческое воспитание младших школьников заключается в её связи с решением таких важнейших проблем педагогики, как проблема формирования экологической личности, всех её нравственных сторон, и в том числе - отношения к живой и неживой природе. В условиях модернизации образования, ориентированного на учет федерального, регионального и национального компонентов его содержания, избранная тема исследования на моей взгляд приобретает особую значимость. Цель: повышение качества знаний младших школьников средствами эколого-краеведческого образования, а также раскрытие и определение роли кружковой работы в формировании экологически воспитанной личности, в процессе изучения младшими школьниками естествознания. Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: кружковая работа и ее роль в формировании экологически воспитанной личности в процессе изучения естествознания. Гипотеза исследования: формирование экологически воспитанной личности младшего школьника, при изучении экологии и краеведения будет успешным, если использовать такую форму внеклассной работы как кружковая, которая должна обеспечить преемственность учебной программе, чтобы повысить уровень познавательного интереса к предмету, будут использованы разнообразные формы и методы такой деятельности, а также учтены индивидуальные и возрастные особенности детей. Исходя из цели, объекта, предмета исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме «Экологическое воспитание детей на уроках и внеурочное время»; 2. Выявить сущность и условие эффективного экологического воспитания; 3. Раскрыть особенности экологического воспитания в кружковое время; 4. Разработать методику педагогического эксперимента по формированию экологического воспитания; 5. Показать роль и место краеведения в системе данного образования; 6. Обосновать влияние эколого-краеведческого образования на качество знаний младших школьников. Очевидно, что для реализации экологического воспитания в начальной школе возрастает при широком использовании разнообразных форм активизации познавательной деятельности учащихся во внеурочное время (Схема 1). В ходе работы с учащимися использовались следующие методы: - тестирование (анкетирование); - наблюдение; - эксперимент (практическая работа); - беседа (рассказ и незаконченный рассказ); - игра, ролевая игла; - экскурсия; - круглый стол и дискуссии. Эколого-краеведческое воспитание младших школьников - это составная часть нравственного воспитания. В которое входит многообразие аспектов экологической культуры человека (Схема 2). Основные компоненты: интерес к природе, знания о природе, мотивы, определяющие поступки детей в природе, позитивная деятельность. Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование эколого-краеведческое воспитание младших школьников, но в современной литературе за последние годы появились новые методические разработки, где рекомендуется использовать создание кружковой работы. Так как работа в кружках является хорошим средством экологического воспитания. Часто в результате этих занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к учебе, что очень важно в начальных классах. Внеклассная работа по экологическому воспитанию должна предусматривать следующие аспекты: воспитание бережного отношения к природе; организация комплексного прироведческого изучения родного края; активный вклад школьников в дело охраны природы. Таким образом мною для создания экологически нравственной личности (на примере младших школьников) была выбрана программа дополнительного образования в виде кружка «Юный эколог» под редакцией Ю.Н. Александровой. Где основными принципами содержания программы является: принцип единства создания и деятельности, принцип личной ориентации, принцип системности и целостности, принцип экологического гуманизма, краеведческий принцип. Содержание программы отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью, развернутостью личностной ориентации и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношения человека и природы (Приложение 1). В кружке участвуют учащиеся 2 класса. Количество участников до 20 человек. Периодичность занятий 1 раз в неделю. В ходе работы кружка используются методы, которые были перечислены ранее. Для выявления уровня экологической культуры младших школьников в Большеврудской средней общеобразовательной школе был проведен эксперимент. Эколого-краеведческое воспитание младших школьников рассматривается как интересное образование, регулирующее знания, умения и отношения. Экспериментальная работа проводилась в течение 4 месяцев (сентябрь - декабрь). В исследовании учащимися были выявлены уровень и критерии эколого-краеведческой воспитанности школьников при помощи тестов и опросников. Опрос проводился до начала работы (Приложение 2) в кружке (сентябрь) и после проведения ряда значительных работ (декабрь). Данные полученные в ходе анкет, представлены в графиках, схемах, таблицах и диаграммах (Приложение 3). Кружковая работа является оптимальной формой работы по формированию эколого-краеведческой воспитанности младших школьников. Позволяет удлинить время организационного и целенаправленного воздействия на учащихся, разумно организовывать их внеурочное время, досуг, удовлетворенность потребностей в знаниях, оказывает благотворное влияние на поведение. В заключении стоит отметить, что системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста обязательно реализует свои задачи. В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценить результаты своего влияния на природные объекты. Младший школьник имеет незначительный социальный опыт общения. Для него природа - это его семья, двор, школа, дом, село, в котором он родился, с его культурой, историческими ценностями, обычаями. Главное - заложить в ребенке чувство единения с родной землей и природой, воспитывать ответственное отношение к делам и поступкам через введение эколого-краеведческого материала в учебно-воспитательный процесс. Проделанная мною работа дала хорошие результаты. Ребята имеют хороший уровень воспитанности.


















Схема 1.

К

Цели, принципы, задачиомпоненты процесса экологического воспитания.

Содержание

Методы, формы, средства

Условие

РезультатыКонцепция Эколого-краеведческое воспитание младших школьниковКонцепция Эколого-краеведческое воспитание младших школьниковКонцепция Эколого-краеведческое воспитание младших школьниковКонцепция Эколого-краеведческое воспитание младших школьников













С

Компоненты экологической культурыхема 2.



Экологические знания, умения

Экологическое мышление

Ценностные ориентации

Экологически оправданное поведениеКонцепция Эколого-краеведческое воспитание младших школьниковКонцепция Эколого-краеведческое воспитание младших школьниковКонцепция Эколого-краеведческое воспитание младших школьниковКонцепция Эколого-краеведческое воспитание младших школьников



Приложение 2. Тест «Моё отношение к природе» Цель: выявление степени сформированности экологической культуры младших школьников. Для проведения теста целесообразно подобрать соответствующую музыку, которая напоминала бы учащимся о природе. Негромкая, спокойная музыка будет звучать во время выполнения теста. № Вопросы Ответы и баллы Да Нет По-разному 1 Задумывались ли вы о своем отношении к природе? 2 0 1 2 Делите ли вы природные объекты на «красивые» и «некрасивые»? 0 2 1 3 Всегда ли вы бережно относитесь к природе? 2 0 1 4 Влияет ли природа на ваше настроение? 2 0 1 5 Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных на картинках и фотографиях? 2 0 1 6 Знакомы ли вам музыкальные произведения связанные с природой? 2 0 1 7 Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природными материалами? 2 0 1 8 Любите ли вы читать описание природы в книгах? 2 0 1 9 Вмешиваетесь ли вы в ситуации, когда видите, что кто-то наносит вред природе своими действиями? 2 0 1

От 18 до 14 баллов - уровень сформированности экологической культуры достаточно высокий, отношение к природе осознается глубоко и правильно. От 13 до 10 - средний уровень экологической культуры. Отношение к природе осознается достаточно глубоко. 0т 9 и ниже - очень низкий уровень сформированности экологической культуры. Отношение к природе попустительское преобладает антропоцентрический тип экологического сознания. Не проявляется особого интереса к объектам и явлениям природы.

Сводная таблица уровня сформированности экологической культуры

Уровень сформированности экологической культуры

Высокий

Средний

Низкий Букин Григорий


+ Васильева Анастасия



+ Глушков Никита


+


Егорова Дарья

+



Ежов Егор


+


Захаркин Артем

+



Заянчковская Алина

+



Заянчковский Ярослав



+ Кевлич Дмитрий

+



Кузьминова Алиса


+


Микитюк Руслан



+ Микрюкова Мария


+


Прошкин Павел



+ Сидорик Алеся

+



Скачкова Ксения

+



Суслин Александр


+


Тюрин Дмитрий



+ Хорошилова Анна

+



Чернов Дмитрий

+



Эльбукаева Сурьяна


+


+ - присутствует

Приложение 3.

Анкета

1. Что такое природа?

2. Что природа дает человеку?

3. Назовите охраняемые растения в нашей местности?

4. Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?

5. Какие насекомые появляются весной первыми?

6. Что такое «фотоохота»?

7. Назовите лекарственные растения?

8. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

9. Как человек разрушает природу?

10. Что могут сделать дети для охраны природы?

Данные полученные в ходе анкетирования, представляются в графиках и диаграммах.

Анализ полученных данных убедил меня в том, что уровень экологической культуры младших школьников низок. Был сделан вывод, что целенаправленная систематическая работа может повысить эффективность формирования у школьников бережного отношения к природе.

В заключении формирующего эксперимента нами был проведен повторный срез. Данные повторного показали, что после занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных ответов.



Диаграмма 1

Концепция Эколого-краеведческое воспитание младших школьников





Диаграмма 2 Концепция Эколого-краеведческое воспитание младших школьников

Диаграмма 3

Концепция Эколого-краеведческое воспитание младших школьников



Диаграмма 4

Концепция Эколого-краеведческое воспитание младших школьников

Диаграмма 5

Концепция Эколого-краеведческое воспитание младших школьников





Диаграмма 6

Концепция Эколого-краеведческое воспитание младших школьников

Диаграмма 7

Концепция Эколого-краеведческое воспитание младших школьников





Диаграмма 8

Концепция Эколого-краеведческое воспитание младших школьников

Диаграмма 9

Концепция Эколого-краеведческое воспитание младших школьников





Диаграмма 10

Концепция Эколого-краеведческое воспитание младших школьников

© 2010-2022