- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности в 1 классе В мире книг
Программа по внеурочной деятельности в 1 классе В мире книг
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Филина Т.С. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждении
«Новописцовская средняя общеобразовательная школа»
Вичугского муниципального района Ивановской области
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
На заседании ШМО заместитель директора по УВР директор МКОУ НСОШ
От «__»________20_ г Сатышева И. В. Мозулева Н. К.
__________________
(ФИО) _______________________ _________________
______________________ (подпись) (подпись)
(подпись) «___»__________20__г «___»__________20___г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(МОДИФИЦИРОВАННАЯ)
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«В мире книг»
для учащихся 1 классов
Срок реализации программы -1 год
Руководитель:
Филина Татьяна Сергеевна
учитель начальных классов
П. Новописцово
2015 г.
Пояснительная записка .
Статус документа.
Рабочая программа курса «В мире книг» составлена на основе нормативно-правовой
базы:
Закон РФ «Об образовании»;
Устав школы;
Основная образовательная программа начального общего образования школы на 2011-
2015 г.г.;
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010 г.;
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. -
М.: Вентана Граф, 2011 г.
Рабочая программа составлена на основе программы курса Ефросининой Л. А.,кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ, лауреата премии Президента РФ в
области образования, ведущего научного сотрудника ИСМО РАО.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика курса.
Курс «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализация
дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка,
воспитание ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого,
литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического
воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и
удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели занятий курса:
создание на практике условий для реализации читательских умений;
расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных
классов;
формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных
учебных умений.
Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса
к классу проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего
школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на овладение детьми
универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными,регулятивными, личностными).
Формы организации занятий носят практико-ориентированный характер: литературные
игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты,
встречи с писателями своего края, уроки - читальный зал и т.д.
Содержание занятий создает условия для применения и углубления полученных
знаний на уроках литературного чтения. Занятия имеют практико-ориентированную
направленность, для учащихся создаются условия для практической работы с разными
типами и видами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Ценностные ориентиры содержания занятий .
Содержание программы занятий курса «В мире книг» создает возможность для
воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной
читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию
литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.
Программа занятий - это создание условий для использования полученных знаний и
умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами,
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из ее аппарата и других
книг (справочных, энциклопедических).
Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые
познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят читательский опыт,
послужат развитию интеллекта и эрудиции читателя-школьника.
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана
на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Содержание программы.
1 класс
-
№
п/п
Тема занятия
Универсальные учебные действия
1
Здравствуй, книга.
Где живут книги?
знакомиться с книгами детских писателей в
открытом библиотечном фонде;
сравнивать книги одного и того же автора, но
разных художников-оформителей;
высказывать свое впечатление о выбранной
книге.
определять тему и жанр книги, отбирать книгу
по заданной теме;
сравнивать книгу-сборник с книгой-
произведением;
слушать или читать книгу и аргументировать ее
соответствие теме;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в библиотеке;
систематизировать по темам детские книги в
домашней библиотеке;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и
авторской принадлежности;
слушать отдельные истории и выражать свое
мнение о героях и их поступках;
рассказывать о книге, о героях или отдельные истории.
2
В гостях у сказки. Какие бывают сказки?
Колобок
3
Теремок.
4
Русская народная сказка «Репка»
5
Русская народная сказка «Волк и лиса»
6
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
7
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
8
Русская народная сказ-ка «Рукодельница и ленивица»
9
Русская народная сказка «Три медведя»
10
Русская народная сказка «Маша и медведь»
11
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
12
Русская народная сказка «Каша из топора»
знакомиться с книгами детских писателей в
открытом библиотечном фонде;
сравнивать книги одного и того же автора, но
разных художников-оформителей;
высказывать свое впечатление о выбранной
книге.
определять тему и жанр книги, отбирать книгу
по заданной теме;
сравнивать книгу-сборник с книгой-
произведением;
слушать или читать книгу и аргументировать ее
соответствие теме;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в библиотеке;
систематизировать по темам детские книги в
домашней библиотеке;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и
авторской принадлежности;
слушать отдельные истории и выражать свое
мнение о героях и их поступках;
рассказывать о книге, о героях или отдельные истории.
13
Русская народная сказка «Кот и лиса»
14
Русская народная сказка «Лягушка-царевна»
15
Русская народная сказка «Морозко»
16
Татарская народная сказка «Три сестры»
17
Русская народная сказ-ка «Сестрица Аленуш-ка и братец Иванушка»
18
Русская народная сказка «Хаврошечка»
19
А.Алиш (татарская сказка) «Болтливая утка»
20
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»
21
Г.Х. Андерсен «Огниво»
22
Г. Тукай «Козел и баран»
знакомиться с книгами детских писателей в
открытом библиотечном фонде;
сравнивать книги одного и того же автора, но
разных художников-оформителей;
высказывать свое впечатление о выбранной
книге.
определять тему и жанр книги, отбирать книгу
по заданной теме;
сравнивать книгу-сборник с книгой-
произведением;
слушать или читать книгу и аргументировать ее
соответствие теме;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в библиотеке;
систематизировать по темам детские книги в
домашней библиотеке;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и
авторской принадлежности;
слушать отдельные истории и выражать свое
мнение о героях и их поступках;
рассказывать о книге, о героях или отдельные истории.
23
Русская народная сказка «Летучий корабль»
24
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
25
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»
26
Г. Тукай «Шурале»
27
Русская народная сказка «Петушок и волшебная меленка»
28
В Катаев «Цветик-семицветик»
29
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
30
Русская народная сказка
31
В Катаев «Дудочка и кувшинчик»
32
Коллективная поездка в театр.
33
Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки»
Планируемые результаты изучения курса .
В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Регулятивные учебные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
;
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о ее
оформлении и структуре;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;
пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
вести диалог о прочитанной книге.
Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение программы.
Материалы для учителя:
Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! - СПб.: Литера, 2009
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И.
Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2007
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И.
Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2008
Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. - М.:
Ювента, 2007
Речь. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008
Сабельников С. И. Проверочные работы по литературному чтению: 1-4 классы. - М.:
ВАКО, 2011
Светловская Н. Н., Джежелей О. В. Внеклассное чтение в 1 классе. - М.: Просвещение,
1981
Сухин И. Г., Яценко И. Ф. Азбучные игры: 1 класс. - М.: ВАКО, 2011
Чтение. Работа с текстом: 1 класс/ О. Н. Крылова. - М.: Экзамен, 2011
Специфическое сопровождение (оборудование):
Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.
Репродукции картин в соответствии с содержанием программы;
Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
Иллюстрации к литературным произведениям.
Электронно- программное обеспечение:
Тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Количество занятий
Характеристика
деятельности учащихся
1
Здравствуй, книга.
Где живут книги?
1
Экскурсия. Знакомство с библиотекарем и школьной библиотекой.
Правила поведения в библиотеке, порядок выдачи книг
2
В гостях у сказки. Какие бывают сказки?
1
Колобок
1
Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки, лепка колобка, инсценирование
3
Теремок.
1
Слушание, рассказывание, иллюстрирование, лепка героев, инсценирование
4
Русская народная сказка «Репка»
1
Слушание, выборочный пересказ, рисование с помощью трафарета.
5
Русская народная сказка «Волк и лиса»
1
Слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками.
6
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
1
Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки.
7
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
1
Слушание, чтение, иллюстрирование, инсценирование.
8
Русская народная сказ-ка «Рукодельница и ленивица»
1
Слушание, лепка из пластилина колодца и ведерка, инсценирование сказки
9
Русская народная сказка «Три медведя»
1
Чтение, пересказ, иллюстрирование.
10
Русская народная сказка «Маша и медведь»
1
Слушание, пересказ, рисование свечкой и акварелью. Ролевая игра.
11
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
1
Рассказывание, чтение, аппликация, инсценирование.
12
Русская народная сказка «Каша из топора»
1
Слушание, чтение, иллюстрирование, ролевая игра.
13
Русская народная сказка «Кот и лиса»
1
Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.
14
Русская народная сказка «Лягушка-царевна»
1
Слушание, чтение, иллюстрирование, рисование свечкой и акварелью
15
Русская народная сказка «Морозко»
1
Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью путем на брызга - животные.
16
Татарская народная сказка «Три сестры»
1
Рассказывание, чтение, аппликация, инсценирование.
17
Русская народная сказ-ка «Сестрица Аленуш-ка и братец Иванушка»
1
Слушание, чтение, иллюстрирование, ролевая игра.
18
Русская народная сказка «Хаврошечка»
1
Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр.
19
А.Алиш (татарская сказка) «Болтливая утка»
1
Слушание, чтение, краткий пересказ, рисование с натуры лица восковыми мелками.
20
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»
1
Чтение, рисование жидкой гуашью путем набрызга - цветы на поляне
21
Г.Х. Андерсен «Огниво»
1
Слушание, пересказ, рисование по шаблону, вырезание, лепка из пластилина
22
Г. Тукай «Козел и баран»
1
Лепка из пластилина, поделки из природных материалов.
23
Русская народная сказка «Летучий корабль»
1
Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина
24
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
1
Слушание, пересказ, рисование по шаблону, инсценирование.
25
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»
1
Слушание, пересказ, рисование по шаблону, инсценирование.
26
Г. Тукай «Шурале»
1
Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки.
27
Русская народная сказка «Петушок и волшебная меленка»
1
Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.
28
В Катаев «Цветик-семицветик»
1
Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина
29
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
1
Слушание, чтение, иллюстрирование,
30
Русская народная сказка
1
Слушание, выборочный пересказ,
31
В Катаев «Дудочка и кувшинчик»
1
Слушание, чтение, иллюстрирование,
32
Коллективная поездка в театр.
1
Просмотр и обсуждение спектакля,
33
Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки»
1
Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей)
1