Программа по внеурочной деятельности в 1 классе В мире книг

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждении

«Новописцовская средняя общеобразовательная школа»

Вичугского муниципального района Ивановской области

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

На заседании ШМО заместитель директора по УВР директор МКОУ НСОШ

От «__»________20_ г Сатышева И. В. Мозулева Н. К.

__________________

(ФИО) _______________________ _________________

______________________ (подпись) (подпись)

(подпись) «___»__________20__г «___»__________20___г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(МОДИФИЦИРОВАННАЯ)


ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ


«В мире книг»

для учащихся 1 классов


Срок реализации программы -1 год






Руководитель:

Филина Татьяна Сергеевна

учитель начальных классов














П. Новописцово

2015 г.

Программа по внеурочной деятельности в 1 классе В мире книг




Пояснительная записка .


Статус документа.

Рабочая программа курса «В мире книг» составлена на основе нормативно-правовой

базы:

 Закон РФ «Об образовании»;

 Устав школы;

 Основная образовательная программа начального общего образования школы на 2011-

2015 г.г.;

 Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический

конструктор. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010 г.;

 Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. -

М.: Вентана Граф, 2011 г.

Рабочая программа составлена на основе программы курса Ефросининой Л. А.,кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ, лауреата премии Президента РФ в

области образования, ведущего научного сотрудника ИСМО РАО.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Общая характеристика курса.

Курс «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализация

дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка,

воспитание ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого,

литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического

воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и

удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели занятий курса:

 создание на практике условий для реализации читательских умений;

 расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных

классов;

 формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных

учебных умений.

Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса

к классу проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего

школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на овладение детьми

универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными,регулятивными, личностными).

Формы организации занятий носят практико-ориентированный характер: литературные

игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты,

встречи с писателями своего края, уроки - читальный зал и т.д.

Содержание занятий создает условия для применения и углубления полученных

знаний на уроках литературного чтения. Занятия имеют практико-ориентированную

направленность, для учащихся создаются условия для практической работы с разными

типами и видами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Ценностные ориентиры содержания занятий .

Содержание программы занятий курса «В мире книг» создает возможность для

воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной

читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию

литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.

Программа занятий - это создание условий для использования полученных знаний и

умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.

Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами,

рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из ее аппарата и других

книг (справочных, энциклопедических).

Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые

познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят читательский опыт,

послужат развитию интеллекта и эрудиции читателя-школьника.

Место курса в учебном плане.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана

на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Содержание программы.

1 класс


п/п

Тема занятия

Универсальные учебные действия

1

Здравствуй, книга.

Где живут книги?

 знакомиться с книгами детских писателей в

открытом библиотечном фонде;

 сравнивать книги одного и того же автора, но

разных художников-оформителей;

 высказывать свое впечатление о выбранной

книге.

 определять тему и жанр книги, отбирать книгу

по заданной теме;

 сравнивать книгу-сборник с книгой-

произведением;

 слушать или читать книгу и аргументировать ее

соответствие теме;

 пользоваться аппаратом книги;

 овладевать правилами поведения в библиотеке;

 систематизировать по темам детские книги в

домашней библиотеке;

 выбирать нужную книгу по теме, жанру и

авторской принадлежности;

 слушать отдельные истории и выражать свое

мнение о героях и их поступках;

 рассказывать о книге, о героях или отдельные истории.

2

В гостях у сказки. Какие бывают сказки?

Колобок

3

Теремок.

4

Русская народная сказка «Репка»

5

Русская народная сказка «Волк и лиса»

6

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

7

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

8

Русская народная сказ-ка «Рукодельница и ленивица»

9

Русская народная сказка «Три медведя»

10

Русская народная сказка «Маша и медведь»

11

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

12

Русская народная сказка «Каша из топора»

 знакомиться с книгами детских писателей в

открытом библиотечном фонде;

 сравнивать книги одного и того же автора, но

разных художников-оформителей;

 высказывать свое впечатление о выбранной

книге.

 определять тему и жанр книги, отбирать книгу

по заданной теме;

 сравнивать книгу-сборник с книгой-

произведением;

 слушать или читать книгу и аргументировать ее

соответствие теме;

 пользоваться аппаратом книги;

 овладевать правилами поведения в библиотеке;

 систематизировать по темам детские книги в

домашней библиотеке;

 выбирать нужную книгу по теме, жанру и

авторской принадлежности;

 слушать отдельные истории и выражать свое

мнение о героях и их поступках;

 рассказывать о книге, о героях или отдельные истории.

13

Русская народная сказка «Кот и лиса»

14

Русская народная сказка «Лягушка-царевна»

15

Русская народная сказка «Морозко»

16

Татарская народная сказка «Три сестры»

17

Русская народная сказ-ка «Сестрица Аленуш-ка и братец Иванушка»

18

Русская народная сказка «Хаврошечка»

19

А.Алиш (татарская сказка) «Болтливая утка»

20

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

21

Г.Х. Андерсен «Огниво»

22

Г. Тукай «Козел и баран»

 знакомиться с книгами детских писателей в

открытом библиотечном фонде;

 сравнивать книги одного и того же автора, но

разных художников-оформителей;

 высказывать свое впечатление о выбранной

книге.

 определять тему и жанр книги, отбирать книгу

по заданной теме;

 сравнивать книгу-сборник с книгой-

произведением;

 слушать или читать книгу и аргументировать ее

соответствие теме;

 пользоваться аппаратом книги;

 овладевать правилами поведения в библиотеке;

 систематизировать по темам детские книги в

домашней библиотеке;

 выбирать нужную книгу по теме, жанру и

авторской принадлежности;

 слушать отдельные истории и выражать свое

мнение о героях и их поступках;

 рассказывать о книге, о героях или отдельные истории.

23

Русская народная сказка «Летучий корабль»

24

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

25

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

26

Г. Тукай «Шурале»

27

Русская народная сказка «Петушок и волшебная меленка»

28

В Катаев «Цветик-семицветик»

29

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

30

Русская народная сказка

31

В Катаев «Дудочка и кувшинчик»

32

Коллективная поездка в театр.

33

Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки»









Планируемые результаты изучения курса .

В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,

поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения

дополнительной информации.

Регулятивные учебные умения:

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,

литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

;

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата

книги

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;

высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о ее

оформлении и структуре;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;

пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;

вести диалог о прочитанной книге.

Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение программы.

Материалы для учителя:

Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! - СПб.: Литера, 2009

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И.

Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2007

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И.

Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2008

Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. - М.:

Ювента, 2007

Речь. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008

Сабельников С. И. Проверочные работы по литературному чтению: 1-4 классы. - М.:

ВАКО, 2011

Светловская Н. Н., Джежелей О. В. Внеклассное чтение в 1 классе. - М.: Просвещение,

1981

Сухин И. Г., Яценко И. Ф. Азбучные игры: 1 класс. - М.: ВАКО, 2011

Чтение. Работа с текстом: 1 класс/ О. Н. Крылова. - М.: Экзамен, 2011

Специфическое сопровождение (оборудование):

Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.

Репродукции картин в соответствии с содержанием программы;

Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

Иллюстрации к литературным произведениям.

Электронно- программное обеспечение:

Программа по внеурочной деятельности в 1 классе В мире книгПрограмма по внеурочной деятельности в 1 классе В мире книгПрограмма по внеурочной деятельности в 1 классе В мире книгПрограмма по внеурочной деятельности в 1 классе В мире книгПрограмма по внеурочной деятельности в 1 классе В мире книгПрограмма по внеурочной деятельности в 1 классе В мире книгПрограмма по внеурочной деятельности в 1 классе В мире книгПрограмма по внеурочной деятельности в 1 классе В мире книг





Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество занятий

Характеристика

деятельности учащихся

1

Здравствуй, книга.

Где живут книги?

1

Экскурсия. Знакомство с библиотекарем и школьной библиотекой.

Правила поведения в библиотеке, порядок выдачи книг

2

В гостях у сказки. Какие бывают сказки?

1

Колобок

1

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки, лепка колобка, инсценирование

3

Теремок.

1

Слушание, рассказывание, иллюстрирование, лепка героев, инсценирование

4

Русская народная сказка «Репка»

1

Слушание, выборочный пересказ, рисование с помощью трафарета.

5

Русская народная сказка «Волк и лиса»

1

Слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками.

6

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

1

Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки.

7

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

1

Слушание, чтение, иллюстрирование, инсценирование.

8

Русская народная сказ-ка «Рукодельница и ленивица»

1

Слушание, лепка из пластилина колодца и ведерка, инсценирование сказки

9

Русская народная сказка «Три медведя»

1

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

10

Русская народная сказка «Маша и медведь»

1

Слушание, пересказ, рисование свечкой и акварелью. Ролевая игра.

11

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

1

Рассказывание, чтение, аппликация, инсценирование.

12

Русская народная сказка «Каша из топора»

1

Слушание, чтение, иллюстрирование, ролевая игра.

13

Русская народная сказка «Кот и лиса»

1

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

14

Русская народная сказка «Лягушка-царевна»

1

Слушание, чтение, иллюстрирование, рисование свечкой и акварелью

15

Русская народная сказка «Морозко»

1

Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью путем на брызга - животные.

16

Татарская народная сказка «Три сестры»

1

Рассказывание, чтение, аппликация, инсценирование.

17

Русская народная сказ-ка «Сестрица Аленуш-ка и братец Иванушка»

1

Слушание, чтение, иллюстрирование, ролевая игра.

18

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр.

19

А.Алиш (татарская сказка) «Болтливая утка»

1

Слушание, чтение, краткий пересказ, рисование с натуры лица восковыми мелками.

20

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

1

Чтение, рисование жидкой гуашью путем набрызга - цветы на поляне

21

Г.Х. Андерсен «Огниво»

1

Слушание, пересказ, рисование по шаблону, вырезание, лепка из пластилина

22

Г. Тукай «Козел и баран»

1

Лепка из пластилина, поделки из природных материалов.

23

Русская народная сказка «Летучий корабль»

1

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

24

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Слушание, пересказ, рисование по шаблону, инсценирование.

25

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

1

Слушание, пересказ, рисование по шаблону, инсценирование.

26

Г. Тукай «Шурале»

1

Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки.

27

Русская народная сказка «Петушок и волшебная меленка»

1

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

28

В Катаев «Цветик-семицветик»

1

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

29

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

1

Слушание, чтение, иллюстрирование,

30

Русская народная сказка

1

Слушание, выборочный пересказ,

31

В Катаев «Дудочка и кувшинчик»

1

Слушание, чтение, иллюстрирование,

32

Коллективная поездка в театр.

1

Просмотр и обсуждение спектакля,

33

Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки»

1

Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей)

















1



© 2010-2022