- Преподавателю
- Начальные классы
- Сообщение из опыта работы на тему: Преемственность в работе детского сада и школы
Сообщение из опыта работы на тему: Преемственность в работе детского сада и школы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Меркулова О.В. |
Дата | 05.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Преемственность в работе ДОУ и МБОУ СОШ п. Ключ жизни
Елецкого муниципального района Липецкой области
ПЛАН:
-
Понятие преемственности
- Необходимость преемственности
- Содержание преемственности
- Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования.
- Основание преемственности.
- Алгоритм работы по преемственности детского сада и школы.
- План работы ДОУ и школы по обеспечению преемственности
-
Понятие преемственности.
-
Преемственность- это специфическая связь м/у разными этапами развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого при изменении целого как системы (в новом виде сохраняются предшествующего этапа развития).
-
Преемственность в систаме образования - это установление взаимосвязи м/у смежными её звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.
Проблема преемственности между детским садом и школой особую актуальность получает в конце 60-х и в 70-е годы, когда начальная школа становится трёхлетней, затем - в конце 80-х годов, когда система «1-3» сменяется системой «1-4».
- Преемственность д/с и школы - - содержательная, двусторонняя связь, предполагающая с одной стороны: направленность воспитательно-образовательной работы в д/с на требования, которые будут предъявлены к детям в школе для достижения дошкольниками необходимого уровня общего развития , с другой: опору учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития, на знания, навыки и опыт детей и активное использование этого в учебно-воспитательном процессе.
- Необходимость преемственности.
Цели непрерывного образования:
-
Воспитание нравственного человека.
-
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
-
Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
Проблемы непрерывного образования.
-
Автономность подсистем образовательно-воспитательной системы, т.е. сохранение дискретного характера отдельных ступеней образования. Формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без опоры на предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив.
-
Разрыв между конечными целями и требованиями при обучении отдельным предметам на различных этапах образовательного процесса. Несогласованность между "входными" и "выходными" требованиями детского сада и школы.
-
Необеспеченность учебного процесса в системах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и их несоответствие новым целям и требованиям обучения.
-
Несовершенство существующих систем диагностики при переходе учащихся с одного образовательного уровня на другой.
-
Отсутствие системности при отборе содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.
-
Слабая управленческая и организационная преемственность, т.е. трудности в общем руководстве всем процессом воспитания, обучения и развития учащихся в обеих подсистемах комплекса "детский сад- школа".
-
Неполное соблюдение психологической преемственности (необходимость в специалистах, умеющих работать с детьми 3-10 лет, сочетающих профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов).
-
Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
-
Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.
-
Содержание преемственности:
Преемственность образовательного процесса:
1. Целевая - согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития.
Цель дошкольного образования
Цель начального образования
общее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства, как самоценного периода жизни человека.
продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков, в чтении , письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения) 2. Содержательная - обеспечение "сквозных" линий в содержании, повторений, пропедевтика, разработка единых курсов изучения отдельных программ. Создание на каждом этапе базы для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики, путем обеспечения "сквозных" линий, использование принципа концентричности в организации содержания учебных программ и межпредметных связей. Содержательная преемственность обеспечивается через федеральный компонент программы: программа школы и типовая программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста, парциальные программы - единые.
3. Технологическая - преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения. - Создание новых методик, технологий и средств обучения, разработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальном звене, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов деятельности: отказ в д/саду от учебно-дисциплинарной модели и переход к личностно-ориентированному обучению. Обучение в школе: учебно-воспитательный процесс должен быть насыщен игровыми приемами, драматизацией, различными видами предметно- практической деятельности, т. е. руководство деятельностью первоклассников должно осуществляться с использованием методов и приемов дошкольного воспитания.
- взаимодействие применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм, методов обучения характеризует требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам учащихся на каждом этапе обучения.
4. Психологическая - совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в детском саду и школе с учетом общих возрастных особенностей:
-
учет возрастных особенностей
-
снятие психологических трудностей,
-
адаптация переходных периодов,
-
обеспечение их достаточной двигательной активностью;
-
общение в формах неурочного типа с опорой на диалоговое взаимодействие;
-
обучение на интегративной основе, связь знаний с повседневной жизнью;
-
использование методов, активизирующих мышление, воображение, поощрение инициативности учащихся, их активности на занятиях.
-
снятие психологических трудностей адаптационных переходных периодов.
5. Управленческая и структурно-организационная - наличие общего руководства, жесткая структура комплекса.
Т.о. содержание преемственности включает:
-
Преемственность содержания воспитания в ДОУ и школе.
-
Преемственность содержания обучения в ДОУ и школе.
-
Преемственность в форах и методах воспитания и обучения
-
Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.
4.Психолого-педагогические условия реализации преемственности.
-
Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.
-
Предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности партнера, средств и пр.;
-
Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
-
Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности;
-
Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, опора на игру при формировании учебной деятельности;
-
Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.
5.Основания для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования.
-
Состояние здоровья и физическое развитие детей;
-
Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности;
-
Умственные и нравственные способности учащихся;
-
Сформированность их творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития;
-
Развитие коммуникативности, т. е. умения общаться с взрослыми и детьми.
-
Алгоритм работы по преемственности детского сада и школы.
1 этап - поступление ребенка в детский сад:
-
учет и постановка детей в детский сад,
-
медицинское обследование,
-
адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад,
-
педагогическое и психологическая диагностика при поступлении ребенка в детский сад
2 этап: подготовка ребенка к обучению.
Методическая работа:
-
проведение общих метод объединений, педагогических советов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.
-
проведение открытых уроков и занятий
-
участие педагогов (воспитателей) в творческих группах: экология, валеология, информатика.
-
воспитание и обучение.
-
разработка "сквозных" программ по патриотическому, трудовому, эстетическому, экологическому воспитанию,
-
ведение диагностических карт на каждого ребенка с целью дальнейшего отслеживания роста и развития детей,
-
выявление наиболее острых проблемных вопросов при обучении детей в начальной школе и среднем звене (школьная незрелость, дезатаптация первоклассников в школе, % неуспевающих и второгодников)
На втором этапе, самом длительном с детьми задействованы воспитатели, учителя, психолог, медицинская сестра, организатор по воспитательной работе, учитель ОБЖ.
3 этап - плавный переход из детского сада в школу.
Педагогическая и психологическая диагностика детей, характеристики на детей, адаптация первоклассников в школе. Заполнение диагностических карт на каждого ребенка. Заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс. Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям. Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед с психологом.
На основании созданной программы составляется перспективный план работы и план на год, план методических объединений и план открытых мероприятий.
7.План работы ДОУ и школы по обеспечению преемственности
содержание совместной работы воспитателя и учителя
-
взаимное посещение школы и детского сада учителем и воспитателем,
-
участие в педагогических советах,
-
взаимное консультирование,
-
совместное проведение родительского собрания воспитателем и учителем, организация конференций,
-
изучение программ воспитания в дошкольном учреждении и программы первого класса школы и др.
ознакомление детей со школой.
-
Воспитатель намечает посещение детьми подготовительной группы школы.
-
Беседы с детьми.
-
Организация встречи детей в детском саду с начинающими школьниками.
Примерный план преемственности
ДОУ и МБОУ СОШ п. Ключ жизни
Елецкого района Липецкой области :
-
Составление плана работы, его согласование
-
Родительское собрание в группах с учителем начальных классов
-
Изучение воспитателями программы обучения 1 класса
-
Экскурсия к зданию школы
-
Участие учеников в спортивном зимнем празднике, в оформлении участков
-
Посещение школы, библиотеки
-
Оформление атрибутов для организации с/р игры «Школа» и т.д.
Программы реализующие ориентиры непрерывного образования:
-
«Золотой ключик» (Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Бережковская Е.Л.)
-
«Из детства в отрочество» (Доронова Т.И.)
-
«Преемственность» (Федосеева Н.А., Комарова Т.С.)
-
«Сообщество» (Хансен К.А., Кауфман Р.К., Уолш К.Б.)
-
«Школа-2100» (Леонтьев А.А.)
«ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ».
План:
- Понятие «готовность к обучению в школе».
- Причины неподготовленности детей к школе.
- Позиция школьника и качества будущего школьника.
- Характеристика общей и специальной готовности к школе.
- Диагностика готовности к школе.
- Готовность к школе («школьная зрелость») - тот уровень морфофункционального, психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению состояния здоровья ребенка.
-
Причины неподготовленности к школе:
3. Венгер ввел понятие «позиция будущего школьника» и выделил признаки, по которым можно установить сформированность этой позиции: - у ребенка должно проявиться отношение к взрослому как к учителю, требования которого обязательны, - выявляется ответственное отношение к учебной деятельности, - отношение как к сверстникам, как к партнерам по учебе. Качества будущего школьника (Щербакова):
- Подчинению правилу и установленному режиму.
- Наличие у ребенка саморегуляции своего поведения.
- Устойчивый эмоциональный интерес к познавательной деятельности.
-
Готовность к школе:
- Общая готовность - Наличие у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения таких учебных предметов, как маетматика, чтение, письмо, окружающий мир.
- Специальная готовность - Итог всей воспитательно-образовательной работы д\с по всестороннему воспитанию дошкольников.
- Правильное представление об учении, о школе.
- Желание идти в школу.
- Познавательный интерес к окружающему, познавательная активность.
- Наличие у детей достаточно широкого запаса знаний об окружающем (знания должны быть полными, точными, осознанными и систематизированными. Важна также способность детей к самостоятельному оперированию знаниями.)
- Общий уровень развития мыслительной деятельности (умение наблюдать, анализировать, обобщать, классифицировать).
- Соответствующий уровень развития познавательной деятельности, познавательных психических процессов (способность к произвольному запоминанию и воспроизведению материала, плановому восприятию предметов и явлений, точность ощущений, полнота восприятия, т.е. качество познавательных процессов).
- Соответствующий уровень речевого развития (владение простыми формами монологической речи, достаточный словарный запас, культура речевого общения).
- Наличие предпосылок учебной деятельности (умение понимать, запоминать поставленные задачи, умение анализировать, вычленять способ действия, применять его для решения поставленной задачи, умение контролировать свои действия, оценивать их и результат труда, умение сознательно подчинять свою деятельность и поведение определенным требованиям и правилам).
Характеристика выпускника д\с:
- Данные о социальном и биологическом развитии ребенка.
- Характеристика черт личности.
- Степень освоения навыков.
- Мотивационная готовность.
- Интеллектуальная готовность.
- Эмоционально-волевая готовность.
- Готовность в сфере общения.
- Степень развития школьно-необходимых знаний.
- Состояние нервно-психического здоровья.
- Состояние физической готовности.
- Физическое развитие.
- Состояние и группа здоровья.
- Медицинские и педагогические рекомендации.