Сообщение из опыта работы на тему: Преемственность в работе детского сада и школы

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Преемственность в работе ДОУ и МБОУ СОШ п. Ключ жизни

Елецкого муниципального района Липецкой области

ПЛАН:

  1. Понятие преемственности

  2. Необходимость преемственности
  3. Содержание преемственности
  4. Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования.
  5. Основание преемственности.
  6. Алгоритм работы по преемственности детского сада и школы.
  7. План работы ДОУ и школы по обеспечению преемственности
  1. Понятие преемственности.

  • Преемственность- это специфическая связь м/у разными этапами развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого при изменении целого как системы (в новом виде сохраняются предшествующего этапа развития).

  • Преемственность в систаме образования - это установление взаимосвязи м/у смежными её звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.

Проблема преемственности между детским садом и школой особую актуальность получает в конце 60-х и в 70-е годы, когда начальная школа становится трёхлетней, затем - в конце 80-х годов, когда система «1-3» сменяется системой «1-4».

  • Преемственность д/с и школы - - содержательная, двусторонняя связь, предполагающая с одной стороны: направленность воспитательно-образовательной работы в д/с на требования, которые будут предъявлены к детям в школе для достижения дошкольниками необходимого уровня общего развития , с другой: опору учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития, на знания, навыки и опыт детей и активное использование этого в учебно-воспитательном процессе.
  1. Необходимость преемственности.
Преемственность создает условия для реализации в педагогическом процессе ДОУ и школы единой, динамичной и перспективной системы воспитания и обучения. Благодаря этому обучение в школе осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями. Обеспечивается естественное вхождение детей в новые условия , что способствует повышению эффективности воспитания и обучения детей с первых дней пребывания в школе. Преемственность обеспечивает осуществление непрерывного, комплексного развития личности ребенка на ступени дошкольного и младшего школьного возраста.

Цели непрерывного образования:

  1. Воспитание нравственного человека.

  2. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

  3. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

Проблемы непрерывного образования.

  1. Автономность подсистем образовательно-воспитательной системы, т.е. сохранение дискретного характера отдельных ступеней образования. Формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без опоры на предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив.

  2. Разрыв между конечными целями и требованиями при обучении отдельным предметам на различных этапах образовательного процесса. Несогласованность между "входными" и "выходными" требованиями детского сада и школы.

  3. Необеспеченность учебного процесса в системах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и их несоответствие новым целям и требованиям обучения.

  4. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе учащихся с одного образовательного уровня на другой.

  5. Отсутствие системности при отборе содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.

  6. Слабая управленческая и организационная преемственность, т.е. трудности в общем руководстве всем процессом воспитания, обучения и развития учащихся в обеих подсистемах комплекса "детский сад- школа".

  7. Неполное соблюдение психологической преемственности (необходимость в специалистах, умеющих работать с детьми 3-10 лет, сочетающих профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов).

  8. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.

  9. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.

  1. Содержание преемственности:

Преемственность образовательного процесса:

1. Целевая - согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития.

Цель дошкольного образования

Цель начального образования

общее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства, как самоценного периода жизни человека.

продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков, в чтении , письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения) 2. Содержательная - обеспечение "сквозных" линий в содержании, повторений, пропедевтика, разработка единых курсов изучения отдельных программ. Создание на каждом этапе базы для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики, путем обеспечения "сквозных" линий, использование принципа концентричности в организации содержания учебных программ и межпредметных связей. Содержательная преемственность обеспечивается через федеральный компонент программы: программа школы и типовая программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста, парциальные программы - единые.

3. Технологическая - преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения. - Создание новых методик, технологий и средств обучения, разработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальном звене, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов деятельности: отказ в д/саду от учебно-дисциплинарной модели и переход к личностно-ориентированному обучению. Обучение в школе: учебно-воспитательный процесс должен быть насыщен игровыми приемами, драматизацией, различными видами предметно- практической деятельности, т. е. руководство деятельностью первоклассников должно осуществляться с использованием методов и приемов дошкольного воспитания.

- взаимодействие применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм, методов обучения характеризует требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам учащихся на каждом этапе обучения.

4. Психологическая - совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в детском саду и школе с учетом общих возрастных особенностей:

  1. учет возрастных особенностей

  2. снятие психологических трудностей,

  3. адаптация переходных периодов,

  4. обеспечение их достаточной двигательной активностью;

  5. общение в формах неурочного типа с опорой на диалоговое взаимодействие;

  6. обучение на интегративной основе, связь знаний с повседневной жизнью;

  7. использование методов, активизирующих мышление, воображение, поощрение инициативности учащихся, их активности на занятиях.

  8. снятие психологических трудностей адаптационных переходных периодов.

5. Управленческая и структурно-организационная - наличие общего руководства, жесткая структура комплекса.

Т.о. содержание преемственности включает:

  • Преемственность содержания воспитания в ДОУ и школе.

  • Преемственность содержания обучения в ДОУ и школе.

  • Преемственность в форах и методах воспитания и обучения

  • Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.

4.Психолого-педагогические условия реализации преемственности.

  1. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.

  2. Предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности партнера, средств и пр.;

  3. Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);

  4. Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности;

  5. Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, опора на игру при формировании учебной деятельности;

  6. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.

5.Основания для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования.

  1. Состояние здоровья и физическое развитие детей;

  2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности;

  3. Умственные и нравственные способности учащихся;

  4. Сформированность их творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития;

  5. Развитие коммуникативности, т. е. умения общаться с взрослыми и детьми.



  1. Алгоритм работы по преемственности детского сада и школы.

1 этап - поступление ребенка в детский сад:

  • учет и постановка детей в детский сад,

  • медицинское обследование,

  • адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад,

  • педагогическое и психологическая диагностика при поступлении ребенка в детский сад

Сообщение из опыта работы на тему:Преемственность в работе детского сада и школы.

Сообщение из опыта работы на тему:Преемственность в работе детского сада и школы.

2 этап: подготовка ребенка к обучению.

Методическая работа:

  • проведение общих метод объединений, педагогических советов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.

  • проведение открытых уроков и занятий

  • участие педагогов (воспитателей) в творческих группах: экология, валеология, информатика.

  • воспитание и обучение.

  • разработка "сквозных" программ по патриотическому, трудовому, эстетическому, экологическому воспитанию,

  • ведение диагностических карт на каждого ребенка с целью дальнейшего отслеживания роста и развития детей,

  • выявление наиболее острых проблемных вопросов при обучении детей в начальной школе и среднем звене (школьная незрелость, дезатаптация первоклассников в школе, % неуспевающих и второгодников)

На втором этапе, самом длительном с детьми задействованы воспитатели, учителя, психолог, медицинская сестра, организатор по воспитательной работе, учитель ОБЖ.

3 этап - плавный переход из детского сада в школу.

Педагогическая и психологическая диагностика детей, характеристики на детей, адаптация первоклассников в школе. Заполнение диагностических карт на каждого ребенка. Заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс. Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям. Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед с психологом.

На основании созданной программы составляется перспективный план работы и план на год, план методических объединений и план открытых мероприятий.

7.План работы ДОУ и школы по обеспечению преемственности

содержание совместной работы воспитателя и учителя

  • взаимное посещение школы и детского сада учителем и воспитателем,

  • участие в педагогических советах,

  • взаимное консультирование,

  • совместное проведение родительского собрания воспитателем и учителем, организация конференций,

  • изучение программ воспитания в дошкольном учреждении и программы первого класса школы и др.

ознакомление детей со школой.

  • Воспитатель намечает посещение детьми подготовительной группы школы.

  • Беседы с детьми.

  • Организация встречи детей в детском саду с начинающими школьниками.

Примерный план преемственности

ДОУ и МБОУ СОШ п. Ключ жизни

Елецкого района Липецкой области :

  • Составление плана работы, его согласование

  • Родительское собрание в группах с учителем начальных классов

  • Изучение воспитателями программы обучения 1 класса

  • Экскурсия к зданию школы

  • Участие учеников в спортивном зимнем празднике, в оформлении участков

  • Посещение школы, библиотеки

  • Оформление атрибутов для организации с/р игры «Школа» и т.д.

Программы реализующие ориентиры непрерывного образования:

  • «Золотой ключик» (Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Бережковская Е.Л.)

  • «Из детства в отрочество» (Доронова Т.И.)

  • «Преемственность» (Федосеева Н.А., Комарова Т.С.)

  • «Сообщество» (Хансен К.А., Кауфман Р.К., Уолш К.Б.)

  • «Школа-2100» (Леонтьев А.А.)

«ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ».

План:

  1. Понятие «готовность к обучению в школе».
  2. Причины неподготовленности детей к школе.
  3. Позиция школьника и качества будущего школьника.
  4. Характеристика общей и специальной готовности к школе.
  5. Диагностика готовности к школе.
  1. Готовность к школе («школьная зрелость») - тот уровень морфофункционального, психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению состояния здоровья ребенка.








  1. Причины неподготовленности к школе:

Сообщение из опыта работы на тему:Преемственность в работе детского сада и школы. Различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья. Неэффективная тактика педагогического подхода. Неблагоприятные условия, в котором ребенок растет и развивается.




3. Венгер ввел понятие «позиция будущего школьника» и выделил признаки, по которым можно установить сформированность этой позиции: - у ребенка должно проявиться отношение к взрослому как к учителю, требования которого обязательны, - выявляется ответственное отношение к учебной деятельности, - отношение как к сверстникам, как к партнерам по учебе. Качества будущего школьника (Щербакова):

  1. Подчинению правилу и установленному режиму.
  2. Наличие у ребенка саморегуляции своего поведения.
  3. Устойчивый эмоциональный интерес к познавательной деятельности.
  4. Готовность к школе:

  1. Общая готовность - Наличие у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения таких учебных предметов, как маетматика, чтение, письмо, окружающий мир.

  1. Специальная готовность - Итог всей воспитательно-образовательной работы д\с по всестороннему воспитанию дошкольников.
Сообщение из опыта работы на тему:Преемственность в работе детского сада и школы. Морфофункциональная готовность: - биологическая зрелость организма: - антропометрические показатели, - развитие костной, мышечной, дыхательной и сердечнососудистой систем, - соответствующее развитие физиологических функций (способность к торможению, необходимая для достаточно длительного сидения за партой, хорошая координация движений, в частности, мелких движений пальцев, относительно быстрое образование и упрочение условных связей и достаточное развитие 2 сигнальной системы). Физическая готовность - Это хорошее состояние здоровья ребенка, закаленность, определенная выносливость работоспособность организма, высокая степень сопротивляемости заболеваниям, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Мотивационная готовность - положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности. Мотивационная готовность - основной компонент социальной зрелости - степени готовности ребенка к изменению его места в системе общественных отношений, к принятию положения школьника. Компоненты мотивационной готовности:
  1. Правильное представление об учении, о школе.
  2. Желание идти в школу.
  3. Познавательный интерес к окружающему, познавательная активность.
Интеллектуальная готовность - Готовность в плане умственного развития. Определяется несколькими взаимосвязанными компонентами:
  1. Наличие у детей достаточно широкого запаса знаний об окружающем (знания должны быть полными, точными, осознанными и систематизированными. Важна также способность детей к самостоятельному оперированию знаниями.)
  2. Общий уровень развития мыслительной деятельности (умение наблюдать, анализировать, обобщать, классифицировать).
  3. Соответствующий уровень развития познавательной деятельности, познавательных психических процессов (способность к произвольному запоминанию и воспроизведению материала, плановому восприятию предметов и явлений, точность ощущений, полнота восприятия, т.е. качество познавательных процессов).
  4. Соответствующий уровень речевого развития (владение простыми формами монологической речи, достаточный словарный запас, культура речевого общения).
  5. Наличие предпосылок учебной деятельности (умение понимать, запоминать поставленные задачи, умение анализировать, вычленять способ действия, применять его для решения поставленной задачи, умение контролировать свои действия, оценивать их и результат труда, умение сознательно подчинять свою деятельность и поведение определенным требованиям и правилам).
Эмоционально-волевая готовность - Умение ребенка регулировать свое поведение в достаточно сложных ситуациях, связанных с напряжением, переживаниями. Волевая готовность предполагает развитие определенного уровня самостоятельности, ответственности, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым. Эмоциональная готовность предполагает переживание ребенком позитивных эмоций, связанных с учением, радости от познания нового, удовлетворения от успешности выполненного, уверенности в себе и своих силах. Готовность в сфере общения - умение строить свои отношения со взрослыми и со сверстниками. Предполагает устойчиво-положительный тип отношений со взрослыми, т.е. умение спокойно и ответственно относиться к оценкам, замечаниям взрослого. Активность в общении. Со сверстниками: заинтересованность и активность в общении, умение отстаивать свою точку зрения без конфликтов и обид, не заискивать перед другими и не противопоставлять себя им, умение относиться к другому, как к себе, а к себе, как к другому.

Характеристика выпускника д\с:

  1. Данные о социальном и биологическом развитии ребенка.
  2. Характеристика черт личности.
  3. Степень освоения навыков.
  4. Мотивационная готовность.
  5. Интеллектуальная готовность.
  6. Эмоционально-волевая готовность.
  7. Готовность в сфере общения.
  8. Степень развития школьно-необходимых знаний.
  9. Состояние нервно-психического здоровья.
  10. Состояние физической готовности.
  11. Физическое развитие.
  12. Состояние и группа здоровья.
  13. Медицинские и педагогические рекомендации.
Подписывают воспитатель, педиатр, психолог, зав. д\с. Данные для характеристики собираются путем диагностики. Диагностика готовности к школе - обследование, проводимое психологом, педагогом, медицинским работником по специально подобранным, научно-обоснованным и проверенным методикам с целью определения степени готовности дошкольников к школьному обучению







© 2010-2022