- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока окружающего мира по теме Лес - природное сообщество
Конспект урока окружающего мира по теме Лес - природное сообщество
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Правдина А.В. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Подробный конспект урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивация учащихся
- Организационный момент
Психологический настрой
-
У меня хорошее настроение, а у вас?
-
Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно.
Слайд №1
Вы сегодня будете работать группами.
И мы сегодня, работая в группах, будем своего рода детской природоохранной комиссией, и должны будем ответить на один очень непростой вопрос. Какой? - спросите вы. Скажу чуть позже. Перед тем, как отправиться в путь, убедимся, у всех ли «полный рюкзак знаний».
Ход и содержание урока
- Актуализация знаний
Слайд № Оценочный лист 1. Вспомнил ли я материал по теме «Почвы?» 2. Умею ли я находить новую информацию в тексте? 3. Умею ли я делать выводы? 4. Активно ли я работал на уроке? 5. Подведи итог своей работы. Желаю удачи на уроке! Проверка домашнего задания (На каждой парте имеются все печатные материалы для индивидуальной работы)
Разноуровневые задания на карточках:
Карточка №1 "Найди ошибки в тексте"
Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.
Электронный тест «Земля-кормилица» (почвы) Решение теста "Земля-кормилица" (почвы) учащимися за персональными компьютерами. Оценка результатов теста осуществляется в автоматическом режиме. Предусмотрена индивидуальная работа над ошибками.
- Постановка учебной задачи.
Слайд №3 - Ребята, закройте глаза и внимательно послушайте. (Звучит фонограмма с голосами птиц)
Вы догадались, куда мы отправимся?
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый, могучий, полный чудес.
Будьте внимательны, не отвлекайтесь.
В путь-дорогу скорей собирайтесь.
- Ребята, посмотрите какой лес!
- Чем является лес для живых организмов? Какой это дом?
- А давайте создадим свой лесной дом. Что нам необходимо сначала сделать?
Какие леса вы знаете?
- А вы хотите знать больше? Вот сейчас мы и откроем некоторые лесные тайны. Слайд №4
Чтобы наша работа двигалась быстрее, мы будем работать группами: 1 группа ботаники, 2 группа - зоологи, 3 группа микологи. Каждая группа работает по инструктивной карточке.
4. Работа над новой темой. «Открытие» детьми нового.
Группы приступают к изучению леса по плану в карточках - инструкциях.
1 группа - ботаники:
-
Прочитайте текст «Лесные этажи»
Ответьте устно на вопросы: Почему растения располагаются по ярусам?
-
Воспользуйтесь атласом - определителем «От земли до неба» и найдите представителей каждого яруса.
2 группа - микологи:
-
Прочитайте в учебнике текст на стр.179 «Нужны ли грибы лесу?
-
Ответьте на этот вопрос. Расскажите о значении грибов.
-
По атласу - определителю изучите съедобные и несъедобные грибы наших лесов.
3группа - зоологи:
-
Прочитайте текст в учебнике «Животные нашего леса»
-
Ответьте на вопросы и выполните задания, которые даны в этом тексте.
-
Воспользуйтесь атласом - определителем «От земли до неба» и назовите по 2-3 представителя каждой группы животных наших лесов.
А теперь давайте воспользуемся полученными знаниями и создадим схему нашего леса.
А сейчас начинаем создавать наш лес на пустом кадре.
-Что мы должны сделать в первую очередь? Слайд №5 №6
О растениях леса нам расскажут ботаники. Отчет группы БОТАНИКОВ.
- Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания (по 1 загадке каждой команде) СЛАЙД 5
1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)
3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)
- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке.
- А что же растет на самой земле? ( Лишайники и мхи.) -Какие деревья расположились в верхнем ярусе смешанного леса нашего края? -В среднем ярусе? -Что растет в нижнем ярусе? - А что же растет на самой земле?
Слайд №8 (старый еловый лес)
- Если это ель, то, отбрасывая тень, она подает сигнал тенелюбивым травам, кустам грибам и мхам, что здесь для них приготовлено место. СЛАЙД (ель)
А светолюбивые травы по этой тени поймут, что это место не для них. Ель, разрастаясь, закроет солнце, да еще засыплет отмершими иголками.
Слайд №9
- А вот если наше деревце - береза, (СЛАЙД береза) то ее тень не страшна ни травам, ни грибам. Легкая и прозрачная тень, она лишь смягчит жар, не лишая землю светом.
КАКОЙ МЫ СДЕЛАЕМ ВЫВОД?
Растения есть. - А давайте пойдем за грибами. Слайд №10
Перед нашим походом выслушаем группу микологов. Они отвечали на вопрос: нужны ли лесу грибы?
Отчет группы МИКОЛОГОВ.
- Так какой мы сделаем вывод? (Грибам нужны деревья)
А нужны ли лесу грибы? - Так каким будет ваш ответ? В какой лес вы пойдете? Почему? Какие грибы вы найдете в своем лесу? А что мы должны знать про грибы? Физкультминутка Слайд №14 и №15 Если гриб съедобный, то мы присядем и соберём его в корзинку, а, если ядовитый, то покачаем головой вправо и влево. Есть в нашем лесу и растения и грибы, но чего-то не хватает? Давайте сначала все вместе вспомним какие животные обитают в лесу? Кроссворд «ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА» Слайд №16 О животных леса лучше всех знают учёные - зоологи. Давайте послушаем их. Отчет группы ЗООЛОГОВ - Весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселён животными! - А легко ли в лесу найти животных?
-А почему? Слайд №18 и №19 - Мы выяснили, что лес для животных является домом. А чем он еще служит животным? Слайд №20
Лес не только для нашей забавы.
В нем - деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери
И прочие твари.
Ученые тоже работают тут Лес они сообществом зовут.
На слайде: «Лес - природное сообщество» Слайд №21, 22
Рефлексия. - Было ли ощущение, что мы находимся в настоящем лесу? - Что вы чувствовали?
- Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?
- Как Ожегов толкует в своём словаре это слово.
(Образец таблицы появляется на экране) Слайд №
-
Л Е С
животные
звери
птицы
насекомые
пресмыкающиеся
пауки
растения
деревья
кустарники
травы
мхи, лишайники
- Продолжение изучения нового.
Выполнение заданий в рабочей тетради. Стр. 55 № 2 Заполнить таблицу «Растения нашего леса» Стр.57 № 6 -Какие животные встречаются в лесах нашего края? -Какие из них живут на деревьях? -Какие ведут наземную жизнь? -А какие обитают в почве? Стр.58 № 8 - Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? - Приведите примеры такой помощи. Работа в парах с последующей коллективной проверкой и составлением цепей питания - Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях.
6.Самоанализ и самоконтроль.
Оцените свои знания в оценочных листах. 7. Итог урока. Слайд №28 -Почему называют лес - природным сообществом? -Что произойдет, если исчезнет какой - либо вид растений, животных, птиц, насекомых? - Какие правила «Охраны природы» можно вспомнить, говоря о лесе, как о природном сообществе? Слайд №29
Рефлексия.
- Если вам урок понравился, и вы узнали много нового и интересного прикрепите к нашему деревцу зеленый листик, а если вам урок показался скучным и неинтересным прикрепите желтый листик.
- Какое замечательное у нас получилось деревце! Зеленое! А зеленый цвет - цвет жизни. Так пусть же нас окружают только зеленые леса.
Домашнее задание: Слайд № 30
стр.178 - 181 прочитать. Ответить на вопросы.
В рабочей тетради стр.56 -57 №5,№7
Знакомятся с оценочными листами.
Дети подписывают карточки (работают 3-4 мин.).
Карточка 2
Решают тест. Каждый учащийся за персональным компьютером. Работают над ошибками, если таковые допущены в тесте.
- В лес.
Домом.Многоэтажный.
Узнать как можно больше о лесе, о его жизни. (Ответы детей)
Бывает хвойный, широколиственный, смешанный.
.
Работа в группах (8 минут)
- Посадить растения.
-Деревья, кустарники, травы.
Ели, сосны, берёзы, осины и т.д.
Малина, смородина, калина, шиповник, волчье лыко и т.д
Лишайники и мхи.
Деревья и грибы связаны друг с другом. - Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду вместе с минеральными солями. Грибами питаются животные. Некоторыми грибами животные даже лечатся. Грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу.
Съедобные и несъедобные …
-Животных.
- Это не всегда удается сделать сразу. Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.
Источником пищи.
Сообща что-то, вместе…
СООБЩЕСТВО - Группа растительных или животных организмов, живущих вместе.
(Это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определенным условиям окружающей среды).
- Старые листья, сквозь них пробивается трава, остатки старой травы, сухие веточки.
Ответы детей.
Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.
Произносят вслух последовательность цепей питания.
- Все в лесу взаимосвязано и неразрывно.
- Нарушится равновесие в природе.
Дети называют правила.