Конспект урока окружающего мира по теме Лес - природное сообщество

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подробный конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация учащихся


  1. Организационный момент
Психологический настрой
  • У меня хорошее настроение, а у вас?

  • Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно.

Слайд №1

Вы сегодня будете работать группами.

И мы сегодня, работая в группах, будем своего рода детской природоохранной комиссией, и должны будем ответить на один очень непростой вопрос. Какой? - спросите вы. Скажу чуть позже. Перед тем, как отправиться в путь, убедимся, у всех ли «полный рюкзак знаний».

Ход и содержание урока

  1. Актуализация знаний
- У вас на партах лежат оценочные листы. Возьмите их, прочитайте, по каким параметрам вы будете оценивать свои знания, свою работу на уроке.

Слайд № Оценочный лист 1. Вспомнил ли я материал по теме «Почвы?» Конспект урока окружающего мира по теме Лес - природное сообщество 2. Умею ли я находить новую информацию в тексте? Конспект урока окружающего мира по теме Лес - природное сообщество 3. Умею ли я делать выводы? Конспект урока окружающего мира по теме Лес - природное сообщество 4. Активно ли я работал на уроке? Конспект урока окружающего мира по теме Лес - природное сообщество 5. Подведи итог своей работы. Конспект урока окружающего мира по теме Лес - природное сообщество Желаю удачи на уроке! Проверка домашнего задания (На каждой парте имеются все печатные материалы для индивидуальной работы)

Разноуровневые задания на карточках:

Карточка №1 "Найди ошибки в тексте"

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

Электронный тест «Земля-кормилица» (почвы) Решение теста "Земля-кормилица" (почвы) учащимися за персональными компьютерами. Оценка результатов теста осуществляется в автоматическом режиме. Предусмотрена индивидуальная работа над ошибками.

  1. Постановка учебной задачи.

Слайд №3 - Ребята, закройте глаза и внимательно послушайте. (Звучит фонограмма с голосами птиц)

Вы догадались, куда мы отправимся?

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый, могучий, полный чудес.

Будьте внимательны, не отвлекайтесь.

В путь-дорогу скорей собирайтесь.

- Ребята, посмотрите какой лес!

- Чем является лес для живых организмов? Какой это дом?

- А давайте создадим свой лесной дом. Что нам необходимо сначала сделать?

Какие леса вы знаете?

- А вы хотите знать больше? Вот сейчас мы и откроем некоторые лесные тайны. Слайд №4

Чтобы наша работа двигалась быстрее, мы будем работать группами: 1 группа ботаники, 2 группа - зоологи, 3 группа микологи. Каждая группа работает по инструктивной карточке.

4. Работа над новой темой. «Открытие» детьми нового.

Группы приступают к изучению леса по плану в карточках - инструкциях.

1 группа - ботаники:

  1. Прочитайте текст «Лесные этажи»

Ответьте устно на вопросы: Почему растения располагаются по ярусам?

  1. Воспользуйтесь атласом - определителем «От земли до неба» и найдите представителей каждого яруса.

2 группа - микологи:

  1. Прочитайте в учебнике текст на стр.179 «Нужны ли грибы лесу?

  2. Ответьте на этот вопрос. Расскажите о значении грибов.

  3. По атласу - определителю изучите съедобные и несъедобные грибы наших лесов.

3группа - зоологи:

  1. Прочитайте текст в учебнике «Животные нашего леса»

  2. Ответьте на вопросы и выполните задания, которые даны в этом тексте.

  3. Воспользуйтесь атласом - определителем «От земли до неба» и назовите по 2-3 представителя каждой группы животных наших лесов.

А теперь давайте воспользуемся полученными знаниями и создадим схему нашего леса.

А сейчас начинаем создавать наш лес на пустом кадре.

-Что мы должны сделать в первую очередь? Слайд №5 №6

О растениях леса нам расскажут ботаники. Отчет группы БОТАНИКОВ.

- Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания (по 1 загадке каждой команде) СЛАЙД 5

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке.

- А что же растет на самой земле? ( Лишайники и мхи.) -Какие деревья расположились в верхнем ярусе смешанного леса нашего края? -В среднем ярусе? -Что растет в нижнем ярусе? - А что же растет на самой земле?

Слайд №8 (старый еловый лес)

- Если это ель, то, отбрасывая тень, она подает сигнал тенелюбивым травам, кустам грибам и мхам, что здесь для них приготовлено место. СЛАЙД (ель)

А светолюбивые травы по этой тени поймут, что это место не для них. Ель, разрастаясь, закроет солнце, да еще засыплет отмершими иголками.

Слайд №9

- А вот если наше деревце - береза, (СЛАЙД береза) то ее тень не страшна ни травам, ни грибам. Легкая и прозрачная тень, она лишь смягчит жар, не лишая землю светом.

КАКОЙ МЫ СДЕЛАЕМ ВЫВОД?

Растения есть. - А давайте пойдем за грибами. Слайд №10

Перед нашим походом выслушаем группу микологов. Они отвечали на вопрос: нужны ли лесу грибы?

Отчет группы МИКОЛОГОВ.

- Так какой мы сделаем вывод? (Грибам нужны деревья)

А нужны ли лесу грибы? - Так каким будет ваш ответ? В какой лес вы пойдете? Почему? Какие грибы вы найдете в своем лесу? А что мы должны знать про грибы? Физкультминутка Слайд №14 и №15 Если гриб съедобный, то мы присядем и соберём его в корзинку, а, если ядовитый, то покачаем головой вправо и влево. Есть в нашем лесу и растения и грибы, но чего-то не хватает? Давайте сначала все вместе вспомним какие животные обитают в лесу? Кроссворд «ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА» Слайд №16 О животных леса лучше всех знают учёные - зоологи. Давайте послушаем их. Отчет группы ЗООЛОГОВ - Весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселён животными! - А легко ли в лесу найти животных?

-А почему? Слайд №18 и №19 - Мы выяснили, что лес для животных является домом. А чем он еще служит животным? Слайд №20

Лес не только для нашей забавы.

В нем - деревья, ягоды, травы.

Птицы, звери

И прочие твари.

Ученые тоже работают тут Лес они сообществом зовут.

На слайде: «Лес - природное сообщество» Слайд №21, 22

Рефлексия. - Было ли ощущение, что мы находимся в настоящем лесу? - Что вы чувствовали?

- Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?

- Как Ожегов толкует в своём словаре это слово.

(Образец таблицы появляется на экране) Слайд №



Л Е С



животные

звери

птицы

насекомые

пресмыкающиеся

пауки




растения

деревья

кустарники

травы

мхи, лишайники



  1. Продолжение изучения нового.
Слайд №23 - Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Представим лес. Что лежит у вас под ногами? - Учёные называют это лесной подстилкой. Прочитаем о ней в учебнике на стр.180. Расскажите о значении для леса лесной подстилки. ПРОСМОТР УЧЕБНОГО ФИЛЬМА «Лес - природное сообщество» 5. Первичное закрепление

Выполнение заданий в рабочей тетради. Стр. 55 № 2 Заполнить таблицу «Растения нашего леса» Стр.57 № 6 -Какие животные встречаются в лесах нашего края? -Какие из них живут на деревьях? -Какие ведут наземную жизнь? -А какие обитают в почве? Стр.58 № 8 - Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? - Приведите примеры такой помощи. Работа в парах с последующей коллективной проверкой и составлением цепей питания - Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях.



6.Самоанализ и самоконтроль.

Оцените свои знания в оценочных листах. 7. Итог урока. Слайд №28 -Почему называют лес - природным сообществом? -Что произойдет, если исчезнет какой - либо вид растений, животных, птиц, насекомых? - Какие правила «Охраны природы» можно вспомнить, говоря о лесе, как о природном сообществе? Слайд №29

Рефлексия.

- Если вам урок понравился, и вы узнали много нового и интересного прикрепите к нашему деревцу зеленый листик, а если вам урок показался скучным и неинтересным прикрепите желтый листик.

- Какое замечательное у нас получилось деревце! Зеленое! А зеленый цвет - цвет жизни. Так пусть же нас окружают только зеленые леса.

Домашнее задание: Слайд № 30

стр.178 - 181 прочитать. Ответить на вопросы.

В рабочей тетради стр.56 -57 №5,№7

Знакомятся с оценочными листами.








Дети подписывают карточки (работают 3-4 мин.).

ККонспект урока окружающего мира по теме Лес - природное сообществоарточка 2

Решают тест. Каждый учащийся за персональным компьютером. Работают над ошибками, если таковые допущены в тесте.

- В лес.

Домом.Многоэтажный.

Узнать как можно больше о лесе, о его жизни. (Ответы детей)

Бывает хвойный, широколиственный, смешанный.



.



Работа в группах (8 минут)

- Посадить растения.



-Деревья, кустарники, травы.

Ели, сосны, берёзы, осины и т.д.

Малина, смородина, калина, шиповник, волчье лыко и т.д

Лишайники и мхи.



Деревья и грибы связаны друг с другом. - Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду вместе с минеральными солями. Грибами питаются животные. Некоторыми грибами животные даже лечатся. Грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу.

Съедобные и несъедобные …

-Животных.

- Это не всегда удается сделать сразу. Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.

Источником пищи.



Сообща что-то, вместе…

СООБЩЕСТВО - Группа растительных или животных организмов, живущих вместе.

(Это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определенным условиям окружающей среды).



- Старые листья, сквозь них пробивается трава, остатки старой травы, сухие веточки.

Ответы детей.







Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.





Произносят вслух последовательность цепей питания.

- Все в лесу взаимосвязано и неразрывно.

- Нарушится равновесие в природе.

Дети называют правила.








© 2010-2022