- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения 2 класс
Урок литературного чтения 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Московкина Е.В. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
МБОУ с о ш №5
Тверская обл., г. Кашин
Конспект урока литературного чтения
во 2 классе
С. А. Есенин «Берёза»
подготовила учитель
начальных классов
Московкина Елена Вячеславовна
Тема: С. Есенин «Берёза»
Цели: продолжать знакомить обуч - ся с творчеством С. Есенина;
- активизировать чувственное восприятие художественного слова;
- способствовать образному восприятию стихотворения обуч - ся;
- раскрыть авторское отношение к природе;
- продолжить работу по формированию у обуч - ся навыков выразительного чтения; учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова; обогащать словарный запас обуч - ся;
- способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать;
- воспитывать чувства патриотизма, доброжелательного отношения друг к другу;
Оборудование:
-мультимедийный проектор, презентации;
- портрет С. А. Есенина, записи на доске;
- учебники «Родная речь», рабочие тетради по литературе, карточки - снежинки;
Ход урока:
-
Целевая установка:
- Я рада видеть каждого из вас!
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
- Вам приятны эти слова? Добрые слова согревают не хуже огня в зимнюю стужу.
- А с чем у вас ассоциируется зима? ( мороз, вьюга, снег….)
1) речевая разминка
- Произнесите предложение, записанное на доске, делая каждый раз ударение на другом слове:
С неба падают снежинки.
- О том же ли времени года говорится в произведении, которое вы читали дома?
- К какому литературному жанру оно относится? Автор?
(слайд №1 - портрет С.Есенина на фоне берёзы)
2. Проверка домашнего задания:
1) выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Поёт зима - аукает»
Имя чтеца
Темп чтения
Выразительность, тон
Паузы
Ошибки в произношении
- Оценка?
- У кого есть вопросы? Будьте объективны! Желаю успеха!
( Оценку ученики делают словесно, например: «Катя читала четко, соблюдала правильный тон. Обращала внимание на знаки препинания и выделяла их голосом, не сделала ни одной ошибки( или: допустила ошибку в произношении слова «чтобы» /чтобы/, а надо читать /штобы/).
2) дополнительные вопросы по тексту задают учитель и дети:
- Что воспевает в своём стих-ии Есенин?
- Что вы можете сказать о нём, как о человеке?
- Какие строчки это доказывают? (зачитывают)
- Какие средства языковой выразительности использует поэт?
2.Сообщение темы и целей урока:
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством С.Есенина - поэта, который в своих стихах воспевает красоту русской природы.
- Учимся находить в тексте стих-я средства языковой выразительности.
- А пока я предлагаю отдохнуть:
3.Физкультминутка:
Не боимся мы пороши -
Ловим снег хлопком в ладоши
Руки в стороны по швам
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам.
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу
Проложи себе дорогу!
4.Работа над новым произведением:
- Вы уже обратили внимание, что на слайде художник изобразил Есенина на фоне исконно русского дерева - берёзы. А почему именно берёза? Давайте послушаем рассказ об этом.
(переход к берёзе - презентация ученика)
…………………………………………………………
(слайд №2) - Вот такой представил нам берёзу Данил.
(слай№3) - Такой берёзу запечатлел для нас фотограф.
1) обсуждение увиденного
- Можно ли сказать, что эта одинокая берёзка в поле нас очаровала? Чем?
- А я предлагаю вам послушать и постараться увидеть берёзу глазами известного уже вам поэта С.Есенина.
2) учитель читает стих. «Белая берёза» наизусть
- Вам понравилось стихотворение? Чем? (своей трогательной нежностью)
- Совпала ли картинка перед вашими глазами с тем, что вы услышали?
(не совсем, ведь на фото - одинокая берёза в поле, а у Есенина - под окном)
Почему Есенин посвятил этой берёзе целое стихотворение, если видел её постоянно?
3)самостоятельное чтение уч - ся
- Чтобы подробнее увидеть, что нового поэт открыл для нас и для себя, самостоятельно прочитайте стихотворение. Представьте, что вы - художники и вам надо отметить в тексте стих-я цвета, на которые указывает поэт.
4)проверка выполнения задания:
- Итак, какие краски будем использовать?( белую, чёрную, серебряную, бледно - розовую, золотистую, голубую)
( в подтверждение своих слов дети зачитывают строчки из стих-я)
5)словарная работа + выборочное чтение:
- Какой цвет применительно к берёзе поэт использует дважды? (серебряный)
- А есть ли на самом деле такой цвет? Почему же Есенин его использует?
(чтобы показать сказочность , необычность )
- Прочитайте, как он упоминает об этом впервые?( «принакрылась снегом, точно серебром» )
- Какие литературные приёмы использует здесь автор? (сравнение и олицетворение)
- На что похож снег на ветках берёзы?
(слайд№4) - кайма
- В этом четверостишии есть ещё одно сравнение, но скрытое, зачитайте.
- Как называется такой литературный приём? - метафора
(«распустились кисти белой бахромой»)
- А что такое кисти и бахрома?
(слайд №5)- кисти
(слайд№6) - бахрома
- В какой строке поэт указывает на безмятежное спокойствие?
- Какое необычное действие приписывается снежинкам? («горят»)
- Разве такое происходит в прямом смысле? А как? (в переносном)
- Прочитайте последние строчки стих-я. Какой цвет преобладает? (снова серебро) Почему его становится всё больше?
- Заметьте, что Есенин не говорит, что заря обсыпает снегом, точно серебром. Он сразу называет снег серебром.
- Вы уже знаете как называется такое скрытое сравнение? ( метафора)
5. Подготовка к выразительному чтению:
1) - Для того, чтобы как можно лучше и точнее в своём чтении показать всю красоту и хрупкость зимней берёзы, нам надо выбрать темп чтения стих-я и расставить логич-е паузы, используя партитурные знаки.
- Какая строка указывает на темп чтения? («в сонной тишине», «а заря лениво»)
Вывод: Стихот-е читают неспешно, плавно, спокойно
2) самостоятельное перечит-е уч-ся, расстановка партитурных знаков
3) проверка выполнения задания
6. Конкурс чтецов.( по2 четвер-я)
7.Подведеие итогов:
- Наш урок подошёл к концу. У вас на партах лежат по 3 снежинки, их цвет поможет мне понять, какой уровень итогового задания для себя выберет каждый из вас.
(слайд №7)
Уровень№1 - Какое настроение вызывает это стихотворение?
Уровень №2 - Какие краски можно использовать при создании картины?
Уровень №3 - Какие литературные приёмы использует Есенин, чтобы выразительнее описать берёзу?
8.Домашнее задание - выразительно читать стих-е наизусть.
9. Рефлексия:
- Посоветуйтесь друг с другом и поднимите ту снежинку, которая наш ваш взгляд определяет ваше настроение на этом уроке.
*- радость
*- восхищение
*- безразличие