Урок литературного чтения 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ с о ш №5

Тверская обл., г. Кашин

Конспект урока литературного чтения

во 2 классе

С. А. Есенин «Берёза»


подготовила учитель

начальных классов

Московкина Елена Вячеславовна


Тема: С. Есенин «Берёза»

Цели: продолжать знакомить обуч - ся с творчеством С. Есенина;

- активизировать чувственное восприятие художественного слова;

- способствовать образному восприятию стихотворения обуч - ся;

- раскрыть авторское отношение к природе;

- продолжить работу по формированию у обуч - ся навыков выразительного чтения; учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова; обогащать словарный запас обуч - ся;

- способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать;

- воспитывать чувства патриотизма, доброжелательного отношения друг к другу;

Оборудование:

-мультимедийный проектор, презентации;

- портрет С. А. Есенина, записи на доске;

- учебники «Родная речь», рабочие тетради по литературе, карточки - снежинки;

Ход урока:

  1. Целевая установка:

- Я рада видеть каждого из вас!

И пусть в окно зима прохладой дышит,

Нам будет здесь уютно и тепло

Ведь весь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Вам приятны эти слова? Добрые слова согревают не хуже огня в зимнюю стужу.

- А с чем у вас ассоциируется зима? ( мороз, вьюга, снег….)

1) речевая разминка

- Произнесите предложение, записанное на доске, делая каждый раз ударение на другом слове:

С неба падают снежинки.

- О том же ли времени года говорится в произведении, которое вы читали дома?

- К какому литературному жанру оно относится? Автор?

(слайд №1 - портрет С.Есенина на фоне берёзы)

2. Проверка домашнего задания:

1) выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Поёт зима - аукает»

Имя чтеца

Темп чтения

Выразительность, тон

Паузы

Ошибки в произношении

- Предлагаю вам оценивать чтение товарищей, используя таблицу в тетрадях по литературе.

- Оценка?

- У кого есть вопросы? Будьте объективны! Желаю успеха!

( Оценку ученики делают словесно, например: «Катя читала четко, соблюдала правильный тон. Обращала внимание на знаки препинания и выделяла их голосом, не сделала ни одной ошибки( или: допустила ошибку в произношении слова «чтобы» /чтобы/, а надо читать /штобы/).

2) дополнительные вопросы по тексту задают учитель и дети:

- Что воспевает в своём стих-ии Есенин?

- Что вы можете сказать о нём, как о человеке?

- Какие строчки это доказывают? (зачитывают)

- Какие средства языковой выразительности использует поэт?

2.Сообщение темы и целей урока:

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством С.Есенина - поэта, который в своих стихах воспевает красоту русской природы.

- Учимся находить в тексте стих-я средства языковой выразительности.

- А пока я предлагаю отдохнуть:

3.Физкультминутка:

Не боимся мы пороши -

Ловим снег хлопком в ладоши

Руки в стороны по швам

Снега хватит нам и вам!

Мы шагаем по сугробам.

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу

Проложи себе дорогу!

4.Работа над новым произведением:

- Вы уже обратили внимание, что на слайде художник изобразил Есенина на фоне исконно русского дерева - берёзы. А почему именно берёза? Давайте послушаем рассказ об этом.

(переход к берёзе - презентация ученика)

…………………………………………………………

(слайд №2) - Вот такой представил нам берёзу Данил.

(слай№3) - Такой берёзу запечатлел для нас фотограф.

1) обсуждение увиденного

- Можно ли сказать, что эта одинокая берёзка в поле нас очаровала? Чем?

- А я предлагаю вам послушать и постараться увидеть берёзу глазами известного уже вам поэта С.Есенина.

2) учитель читает стих. «Белая берёза» наизусть

- Вам понравилось стихотворение? Чем? (своей трогательной нежностью)

- Совпала ли картинка перед вашими глазами с тем, что вы услышали?

(не совсем, ведь на фото - одинокая берёза в поле, а у Есенина - под окном)

Почему Есенин посвятил этой берёзе целое стихотворение, если видел её постоянно?

3)самостоятельное чтение уч - ся

- Чтобы подробнее увидеть, что нового поэт открыл для нас и для себя, самостоятельно прочитайте стихотворение. Представьте, что вы - художники и вам надо отметить в тексте стих-я цвета, на которые указывает поэт.

4)проверка выполнения задания:

- Итак, какие краски будем использовать?( белую, чёрную, серебряную, бледно - розовую, золотистую, голубую)

( в подтверждение своих слов дети зачитывают строчки из стих-я)

5)словарная работа + выборочное чтение:

- Какой цвет применительно к берёзе поэт использует дважды? (серебряный)

- А есть ли на самом деле такой цвет? Почему же Есенин его использует?

(чтобы показать сказочность , необычность )

- Прочитайте, как он упоминает об этом впервые?( «принакрылась снегом, точно серебром» )

- Какие литературные приёмы использует здесь автор? (сравнение и олицетворение)

- На что похож снег на ветках берёзы?

(слайд№4) - кайма

- В этом четверостишии есть ещё одно сравнение, но скрытое, зачитайте.

- Как называется такой литературный приём? - метафора

(«распустились кисти белой бахромой»)

- А что такое кисти и бахрома?

(слайд №5)- кисти

(слайд№6) - бахрома

- В какой строке поэт указывает на безмятежное спокойствие?

- Какое необычное действие приписывается снежинкам? («горят»)

- Разве такое происходит в прямом смысле? А как? (в переносном)

- Прочитайте последние строчки стих-я. Какой цвет преобладает? (снова серебро) Почему его становится всё больше?

- Заметьте, что Есенин не говорит, что заря обсыпает снегом, точно серебром. Он сразу называет снег серебром.

- Вы уже знаете как называется такое скрытое сравнение? ( метафора)

5. Подготовка к выразительному чтению:

1) - Для того, чтобы как можно лучше и точнее в своём чтении показать всю красоту и хрупкость зимней берёзы, нам надо выбрать темп чтения стих-я и расставить логич-е паузы, используя партитурные знаки.

- Какая строка указывает на темп чтения? («в сонной тишине», «а заря лениво»)

Вывод: Стихот-е читают неспешно, плавно, спокойно

2) самостоятельное перечит-е уч-ся, расстановка партитурных знаков

3) проверка выполнения задания

6. Конкурс чтецов.( по2 четвер-я)

7.Подведеие итогов:

- Наш урок подошёл к концу. У вас на партах лежат по 3 снежинки, их цвет поможет мне понять, какой уровень итогового задания для себя выберет каждый из вас.

(слайд №7)

Уровень№1 - Какое настроение вызывает это стихотворение?

Уровень №2 - Какие краски можно использовать при создании картины?

Уровень №3 - Какие литературные приёмы использует Есенин, чтобы выразительнее описать берёзу?

8.Домашнее задание - выразительно читать стих-е наизусть.

9. Рефлексия:

- Посоветуйтесь друг с другом и поднимите ту снежинку, которая наш ваш взгляд определяет ваше настроение на этом уроке.

*- радость

*- восхищение

*- безразличие


© 2010-2022