Урок по окружающему миру для 1 класса «Ты - пешеход»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗРАБОТКА УРОКА

по окружающему миру в 1 классе

Тема: Ты - пешеход.

Учитель начальных классов

Головачева Галина Викторовна,

2009-2010 учебный год

Тема урока: Ты- пешеход.

Актуальность: Самое ценное - здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементраными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. Одной из основных задач в работе с детьми начальной школы является обучение правилам дорожного движения, привитие навыков правильных действий.

Тип урока: Знакомство с новой темой с элементами повторения.

Структура урока: Комбинированный урок.

Форма урока: Урок - путешествие с опорой на практические занятия.

Задачи:

Обучающие:

  1. Обучить умению распознавать и оценивать опасности.

  2. Расширить знания учащихся о ПДД.

  3. Проверить и закрепить знания основных дорожных знаков.

Развивающие:

  1. Формировать и систематизировать представления о безопасности дорожного движения при движении по улицам и дорогам.

Воспитывающие:

  1. Воспитать навыки выполнения основных правил дорожного движения.

  2. Воспитать чувство ответственности пешехода как участника дорожного движения.

  3. Воспитать культуру поведения на дорогах и улицах.

Цель:

Воспитать у школьников ответственное отношение к личной и общественной безопасности и формировать у них опыт безопасного поведения на улице и дороге. Пропагадна и расширение знаний правил дорожного движения.

Планируемые достижения учащихся:

Освоение детьми основных правил дорожного движения. Осознание понятия " безопасного дорожного движения".

Оборудование:

  1. Учебник: Н.Ф. Виноградова "Окружающий мир - 1 класс".-М.: Вентана - Граф, 2008г.

  2. Паровоз (рисунок).

  3. Домики - станции с названиями.

  4. Макеты дорожных знаков.

  5. Макет светофора.

  6. Дорожная разметка ( в классе на полу)

  7. Сигнальные карточки трех цветов: красная, желтая, зеленая.

  8. Мультимедийное электронное пособие для начальных классов " На наших дорогах" (автор-составитель: Головачева Галина Викторовна, учитель начальных классов МОУ Алексеевская СОШ "Образовательный центр".)

Оформление доски:

К доске магнитами прикреплен: волшебный поезд. Его окружают домики - станции с названиями:

Станция " Будем ЗНАКомы"

Станция " Светофор"

Станция " Вопрос - ответ"

Станция "Дорожный практикум"

Ход урока:


  1. Организационный момент:

- Ребята, сегодня не совсем обычный день, не совсем обычный урок. К

нам пришли гости. Они вместе с нами будут размышлять и запоминать.

"Делаю, ребята,

Предупреждение:

Выучите срочно

ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ,

Чтоб не волновались

Каждый день родители,

Чтоб спокойно мчались

Улицей водители!" ( Ю. Яковлев)

2.Сообщение темы и целей урока:

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами на волшебном поезде ( показываю указкой на поезд) отправляемся в путешествие по станциям. Станции эти нужные и полезные. Они помогут нам запомнить правила движения. Прошу занять свои места! Отправляемся в путь! (Дети садятся на свои места.)

3. Работа над новым материалом:

- Ребята, а вот и первая станция на нашем пути: "Будем ЗНАКомы" (Показываю указкой). Посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости? (Демонстрирую макеты дорожных знаков.) Что же это такое? ( Это дорожные знаки.)

( Начинается работа с каждым из знаков. Детям по одному показываю каждый из макетов. )

" Въезд запрещен"

Вопросы учителя:

- Ребята, как называется этот дорожный знак?

- Что он обозначает?

Предполагаемые ответы детей:

- Этот дорожный знак называется "Въезд запрещен".

- Он обозначает запрет въезда любых транспортных средств, в том числе и велосипедов, на участок дороги, перед которым он установлен.

" Движение пешеходов запрещено"

Вопросы учителя:

- Ребята, как называется этот дорожный знак?

- Что он обозначает?

- Где устанавливается этот знак?

Предполагаемые ответы детей:

- Этот дорожный знак называется

" Движение пешеходов заперещно".

- Он запрещает передвижение пешеходов.

- Устанавливается он в местах, где двигаться пешком может быть опасно. Этот знак часто используют для временного ограничения движения пешеходов, например, на время проведения дорожных работ или ремонта фасада домов. Следует помнить, что на автомагистралях и проезжей части дорог движение пешеходов запрещено, даже если не установлен запрещающий знак.

" Пешеходная дорожка"

Вопросы учителя:

- Ребята, как называется этот дорожный знак?

- Что он обозначает?

- Какие правила необходимо соблюдать на этой дорожке?

- Что запрещено делать на пешеходной дорожке?

Предполагаемые ответы детей:

- Этот дорожный знак называется

" Пешеходная дорожка".

- Иногда на улицах устраивают специальную дорожку, предназначенную только для пешеходов.

- На этой дорожке надо соблюдать общие правила поведения для пешеходов: придерживаться правой стороны; не мешать другим пешеходам.

- На пешеходной дорожке нельзя устраивать игры, кататься на санках. Ездить на велосипеде по пешеходной дорожке тоже запрещено.

" Пешеходный переход"

Вопросы учителя:

- Ребята, как называется этот дорожный знак?

- На что он указывает?

- Где устанавливается этот знак?

Предполагаемые ответы детей:

- Этот дорожный знак называется

" Пешеходный переход".

- Он указывает на место наземного перехода проезжей части улицы.

- Этот знак устанавливается возле специальной разметки для пешеходов- "зебры".

"Дети"

Вопросы учителя:

- Ребята, как называется этот дорожный знак?

- Для кого этот знак?

- О чем он предупреждает водителей?

- Где устанавливается этот знак?

Предполагаемые ответы детей:

- Этот дорожный знак называется

" Дети".

- Это знак для водителей.

- Он предупреждает водителей о возможном появлении детей.

- Этот знак устанавливается вблизи детского учреждения, например, школы, оздоровительного лагеря, игровой площадки.

- Молодцы, ребята! Вы замечательно поработали на этой станции. Садитесь поудобнее. Отправляемся на следующую! Это станция " Светофор".

Вопросы учителя:

- Ребята, знаете ли вы, для чего светофор устанавливают на дороге?

Предполагаемые ответы детей:

- На дороге светофор устанавливают для того, чтобы регулировать движение машин и пешеходов.

- Сколько же сигналов у светофора?

- Какого цвета эти сигналы?

- Что означает красный сигнал?

- Что означает желтый сигнал?

- Что означает зеленый сигнал светофора?

- У светофора три сигнала.

- Эти сигналы трех цветов: красный, желтый, зеленый.

- Красный сигнал велит стоять!

- Желтый сигнал предупреждает: приготовься к движению!

- Зеленый сигнал светофора разрешает движение.

- Какие вы молодцы! Все знаете о светофоре!

( К доске выходят дети, перед собой(или на груди прикреплены) у них круги трех цветов: красный, желтый, зеленый. Они символизируют светофор. Дети читают стихи)

КРАСНЫЙ

Светофор укажет строго:

Переход сейчас закрыт!

Не ходи через дорогу,

Если красный свет горит!

ЖЕЛТЫЙ

Желтый свет предупредит:

Скоро будет путь закрыт!

Или так: готовься в путь,

Но внимательнее будь!

ЗЕЛЕНЫЙ

Свет зеленый на пути,

Значит, можем мы идти.

Свет зеленый, каждый знает,

Нам дорогу открывает!

Вопросы учителя:

- Ребята, мы живем в селе, у нас нет светофоров. Как же нам быть? Не переходить дорогу вовсе?

- А как же нам ее перейти без помощи светофора?

Предполагаемые ответы детей:

- Нет, пусть мы и живем в селе, но и у нас необходимо переходить дорогу.

- Сначала нужно посмотреть налево, потом направо, если нет никакого транспорта, тогда дорогу можно переходить.

4.Физминутка:

Проводится игра " Светофор".

Правила игры: показываю детям цветные карточки. Зеленая - ходьба на месте. Желтая - стоять неподвижно. Красная - грозим пальчиком.

5.Продолжение работы над новым материалом:

  • Ребята, занимаем свои места. Поехали дальше! И вот, мы у станции

" Вопрос - ответ".

(За домиком-станцией спрятаны карточки с вопросами, на которые предлагается ответить детям.)

Вопросы учителя:

- Ребята, почему опасны для пешехода кусты и деревья у дороги?

- Как должен поступить пешеход?

- Почему опасно пересекать улицу перед близко идущим транспотром?

- Почему опасно перебегать улицу?

- Как определить, что автомобиль собирается повернуть направо, или налево?

Предполагаемые ответы детей:

- Проезжая часть плохо просматривается, движущийся автомобиль можно не заметить.

- Переходить дорогу нужно только там, где она хорошо просматривается.

- Это опасно и для пешехода, и для водителя, так как автомобиль не может остановиться мгновенно, пешеход может попасть под колеса. При резком торможении автомобиль может занести, что может помешать другим участникам движения, создав угрозу столкновения.

- Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, объективно оценивать ситуацию, а при переходе дороги главное - внимательно посмотреть по сторонам.

- Включается и мигает фонарик, лампочка - поворотник.

- Молодцы! И с этими вопросами вы справились! Поехали дальше?

А вот и последняя станция "Дорожный практикум".

Ребята, сегодня мы много говорили о правилах дорожного движения. Вы показали себя умными, грамотными детьми. А сейчас проверим, как вы все усвоили.

( Перед началом урока в классе нарисована дорога)

  • Перед вами - дорога, нужно ее перейти. Ребята, посмотрите, здесь ведь нет светофора. Как же нам быть, что делать?

( Ученик выходит к "дороге", объясняет, что прежде, чем перейти дорогу, нужно посмотреть налево, потом - направо, для того, чтобы убедиться в отсутствии приближающегося транспорта. И только потом, если убедились, что машин рядом нет, можно переходить дорогу.)

Таким образом вызывается несколько человек из класса, все зависит от того, сколько времени осталось до окончания урока.

6. Мультимедийная электронная презентация " На наших дорогах",

( итог урока):

1 слайд - " Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном"

Вопросы учителя:

- Ребята, как называется элемент дороги, по которому передвигается девушка?

- Почему она идет по тротуару?

Предполагаемые ответы детей:

- Элемент дороги, по которому передвигается девушка, называется тротуаром.

- Правила дорожного движения запрещают пешеходам передвигаться по проезжей части, они могут идти только по тротуару.

2 слайд - " Пешеходный переход - участок проезжей части, обозначенный специальными дорожными знаками и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии дорожной разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между дорожными знаками."

Вопросы учителя:

- Ребята, что мы видим на этом слайде?

- А как вы догадались, что это пешеходный переход?

- А для кого нужен пешеходный переход?

Предполагаемые ответы детей:

- На этом слайде мы видим пешеходный переход.

- На дороге - разметка, "зебра".

- Он нужен для того, чтобы пешеходы могли безопасно перейти через дорогу.

3 слайд - " Загородная дорога" - дорога, которая проложена вне жилого массива. Она обычно состоит из кюветов, обочин и проезжей части. Кюветы - водоотводные канавы, которые тянутся по обеим сторонам дороги. Обочина - часть дороги.

4 слайд - "Загородная дорога". Транспортные средства передвигаются по проезжей части. Пешеходы идут по обочинам навстречу транспорту. Так им легче заметить приближение автомобиля.

Вопросы учителя:

- Ребята, посмотрите на слайд, если нам нужно будет идти по этой дороге, где пойдем?

- А почему по обочине?

- А каким образом будем передвигаться?

- А почему именно так?

Предполагаемые ответы детей:

- Если нам нужно будет передвигаться по этой дороге, мы пойдем по обочине.

- Так как здесь нет тротуара.

- Мы будем идти навстречу движущемуся транспорту.

- Нам нужно видеть движущийся транспорт, чтобы избежать дорожного происшествия.

5 слайд - " Движение пешеходов по обочинам загородной дороги" (Мультипликационная иллюстрация.)

Вопросы учителя:

- Как называется тот элемент дороги, по которому передвигаются пешеходы?

- Каким образом передвигаются люди?

- Почему?

Предполагаемые ответы детей:

- Пешеходы передвигаются по обочине.

- Люди движутся навстречу движущемуся транспотру.

- Для того, чтобы видеть приближающиеся автомобили.

6 слайд - " Иногда на обочину съезжают машины, поэтому надо быть внимательным и вовремя уходить от опасности."

Вопросы учителя:

- Ребята, а почему на дороге нужно быть внимательными?

Предполагаемые ответы детей:

- Чтобы не сбила машина.

7 слайд - " На этой дороге нет тротуаров, обочины и пешеходной дорожки. Пешеходам разрешено идти по краю проезжей части в один ряд, друг за другом навстречу трнаспортным средствам."

Вопросы учителя:

- Ребята, почему нужно двигаться навстречу транспорту?

- А почему в один ряд друг за другом?

Предполагаемые ответы детей:

- Это необходимо для того, чтобы видеть движущийся транспорт.

- Мы не должны мешать автомобилям, их движению, чтобы избежать несчастного случая (наезда на пешеходов).

7. Пролог урока:

" Всем, кто любит погулять,

Всем без исключения,

Нужно помнить, нужно знать

Правила движения.

Выходя на улицу,

Приготовь заранее

Вежливость и сдержанность,

А, главное, внимание!

Делаю всем вам предупреждение:

Учите правила дорожного движения!

Чтоб не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойно ехали по улицам водители!

Еще раз напоминаю:

ЖИЗНЬ НУЖНО БЕРЕЧЬ!

До свидания!

До новых встреч!


© 2010-2022