- Преподавателю
- Начальные классы
- Методический материал Тесты развития
Методический материал Тесты развития
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Захарова Т.Н. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕСТЫ РАЗВИТИЯ
(Методические рекомендации)
Субтест №1 «Обобщение» Обобщению принадлежит существенное место в образовании понятий о различных классах, конкретных предметов и явлений. Обобщение понятий представляет собой сложное мыслительное действие, в структуру которого входит ряд аналитических операций: сравнение, абстрагирование, расчленение на классы, подведение под общую теорию. Цель теста: исследование процессов обобщения и абстрагирования, возможности анализа последовательности умозаключений, а именно: а) выявление тех областей знаний, в которых процессы обобщения наиболее сформированы; б) определение характера типичных обобщений - по конкретному, видовому, категориальным признакам; в) выявление типичных ошибок, а также содержания и характера понятий (абстрактные или конкретные эти ошибки) Материал: бланк, на котором с левой стороны записаны восемь пар слов. Требуется к каждой паре найти обобщающее их слово. Инструкция: вам предлагается два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные признаки обоих слов. Напишите свой ответ рядом на бланке после номера, под которым значится данная пара слов. Например: ель\ сосна - это растение, но растение - это и трава, и грибы, и кусты. Попробуем подобрать более точное обобщающее слово либо словосочетание. Деревья. Береза, яблоня - это тоже деревья. Может, есть более точное обобщение, указывающее на общие характерные признаки ели и сосны? Хвойные деревья. Оценка результатов. Результаты тестирования оцениваются по двухбалльной системе. Ноль баллов присваивается за ответ, когда учащиеся неправильно приводят обобщающее слово, либо в качестве обобщающего слова подбирают более частные видовые понятия или синонимические слова. Например: в качестве обобщающего для слов «ель - сосна» они приводят «кедр», «хвоя» и т.д.
Один балл присваивается за ответ, в котором используются очень широкие категориальные обобщения, т.е. употребляются родовые понятия без указания видового отличия, либо используются более частные, чем требуется понятия: ель, сосна - растение, деревья; алгебра, геометрия -школьные предметы. Таким образом, максимальная сумма баллов, по тесту из восьми заданий равна 16. Тогда уровень развития операции обобщения оценивается так: От 7 до 10 баллов - средний уровень От 11 до 13 баллов - высокий уровень От 14 до 16 баллов - очень высокий уровень По результатам тестирования составляются таблицы. 1. Таблица индивидуальных показателей. Она помогает наметить индивидуальную коррекционную работу с учащимися и выявить наиболее часто встречающиеся причины ошибок в обобщении.
№ Фамилия,имя учащегося 1 2 3 4 5 6 7 8 Уровень развития
Высокий
Средний
Низкий
2. Таблица групповых показателей.
№п\п Количество учеников, ответивших на
2 балла 1 балл 0 балла
Анализ групповых показателей позволяет сделать вывод о том, при выполнении каких заданий учащиеся всего класса испытывают затруднения в обобщении: по конкретному, видовому, либо категориальному признакам; выявить типичные ошибки, а также содержание и характер понятий (абстрактные или конкретные), провоцирующих эти ошибки и наметить определенную коррекционную работу с классом. Сравнительный анализ таблиц по различным предметам, на основе которых составлены тесты, позволяют определить те области знаний, процесс обобщения в которых наиболее сформирован.
Субтест № 3 «Аналогия»
Задания теста связаны с выявлением особенностей понятийного вербального мышления, определением уровня логических абстракций. Цель тестирования: выявление логических связей и отношений между понятиями, а именно: а) выявление самого отработанного( легкого) и наиболее трудного типов логических связей из следующих: вид-вид; вид-род;
противоположность; причина - следствие; функциональные отношения;
последовательность; часть - целое; б) определение наиболее усвоенных областей знаний т.е. тех предметов, на которых логические связи наиболее сформированы; в) определение тех предметов, при тестировании по которым ученики допускают наибольшее количество ошибок; г) изучение способностей выносить суждения и умозаключения. Материал: бланк с левой стороны которого написаны пары слов, состоящих друг с другом в определенных отношениях, а с правой стороны-третье слово, к которому нужно подобрать аналогичное отношение и 4-5 возможных вариантов. Варианты, как правило включают разнообразные отношения: и видовые, и родовые, и причинно-следственные и т. д. Трудность заключается в том, что ученику необходимо затормозить побочные связи и сделать выбор адекватной альтернативы.
Например: лес: дерево = растение : ? Варианты ответов - а) животное; б) стебель; в) ель; г) цветение Здесь каждое из предложенных слов находиться со словом « растение» в определенных отношениях! логических связях) - растение: животное - вид -вид; растение : стебель - целое - часть; растение : ель -род - вид; растение : цветение - функциональная зависимость. Но в левой стороне листа пара слов «лес: дерево» находится в отношении часть - целое, следовательно, только один ответ - «растение : стебель» - будет правильным. Всего для каждой возрастной группы школьников по каждой изучаемой дисциплине составляется 14 вопросов ( из расчета по 2 для семи типов логических связей). Эти вопросы не следуют один за другим в соответствии с видом связи, а предполагаются в случайной последовательности, например: вид-вид, причина - следствие, вид-род, вид-вид, часть-целое, вид-род и т.д. Инструкция: она дается в форме совместного решения задачи -образца: Смотри здесь написаны три слова « существительное: предмет = глагол : ?» между первым и вторым словом существует некоторая связь. Какая связь между ними? Существительное обозначает предмет ((функциональная зависимость). Справа еще одно слово «глагол». А внизу 4 слова-а) прилагательное, б) часть речи, в) бежать, г) действие. Из них нужно выбрать только одно слово, которое будет относиться к слову «глагол», также как слово «предмет» относится к слову «существительное» т.е. чтобы оно показывало что обозначает глагол. Глагол обозначает действие, значит это слово «действие». Ход работы: предполагается самостоятельный анализ отношений между словами; ответы записываются так, № вопроса-буква ответа ( №3 -г) Оценка результатов. За каждый правильный ответ учащимся присваивается 1 балл. Результаты тестирования оформляются в таблицы. 2. Таблица групповых показателей.
№
Вид логических связей
1 ошибка
%
2 ошибки
%
Общая сумма ошибок 1 Вид- вид
2 Вид-род
3 Часть- целое
4 Причина -следствие
5 Противоположность
6 Последовательность
7 Функциональные отношения
Процент ошибок вычисляется исходя из общего количества баллов, которое возможно набрать учеником всего класса по каждому из видов отношений. Допустим, в классе 20 человек, следовательно, в каждом из видов отношений максимальное количество баллов равна 40 (100%). Таблица определяет, какой из типов логических связей учениками всего класса выполняется наименее успешно в целях планирования последующей коррекционной работы. Сравнительный анализ таблиц, полученных в одной параллели классов, позволяет выявить классы наименьшим развитием умений; определять логические связи и отношения между понятиями по конкретным дисциплинам. Сравнительный анализ таблиц по разным дисциплинам, изучаемым в одном и том же классе, выявляет на какой из дисциплин, определенные отношения между понятиями сформированы наиболее успешно. Субтест №4 «Классификация» (исключение лишнего) Цель тестирования: исследование способности к абстрагированию и на ее основе: а) выявление склонностей учащихся к определенным областям знаний; б) изучение способности объединять понятия в группы по каким
либо признакам; в) выяснения критерия классификации, по которому учащиеся
проводят объединение предметов. Часть заданий теста построены по принципу критериально - ориентированного тестирования, нацеленных на определение склонностей учащихся к различным школьным дисциплинам. При разработке данных заданий в них включаются понятия, задачи, несущие несущественные внешние по отношению к собственному содержанию данные и выполняющие функции « шума». Если учении не овладел умственным действием, он не сумеет преодолеть неадекватные способы ориентации в учебном материале (неадекватной логике). Например: в задании по русскому языку - исключи лишнее словосочетание: а) смотреть на огонь; б) полыхать языками; в) гореть заревом; г) налететь корпусом ученики могут исключить «налететь корпусом», т.к. все остальные вызывают у них представления о костре (объединение по смыслу), А из задания на исключение лишнего среди словосочетаний: бороться с усталостью, есть с аппетитом, учиться с интересом, петь хором, определяют как лишнее словосочетание «петь хором», руководствуясь таким единичным признаком как общность структур (глагол + предлог + существительное), оставляя без внимания другой, не менее важный признак - сходство семантических характеристик. Поэтому при выяснении принципа классификации в качестве основополагающего критерия следует рассматривать направленность умственного действия ученика на существенные аспекты конкретного содержания заданий. Еще одной особенностью данного теста является построение части заданий таким образом, что в тесте имеются несколько возможных вариантов понятий объединенных на разной основе: лингвистической, математической, биологической, исторической и т.д. это дает возможность определить склонности учащихся к тому или иному предмету. Например: в задании по истории на исключение лишнего даны понятия
- Родина, край, природа, земля. Если учащиеся исключают слово «Родина»:
1. Таблица индивидуальных показателей.
№
Фамилия
Имя учащегося
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
итого
Уровень развития
Направление мышления
1
Высокий
2
Средний
3
Низкий
итого
Если ученик ответил верно, более, чем на 80% вопросов по предмету тестирования, значит, мы имеем основание полагать, что у него есть направленность мышления на данный предмет.
Групповой анализ осуществляется по таблице:
задания
количество
Направленность мышления
историч
математ
биолог
лингвист
?
Уровень мышления
-
Таблица индивидуальных показателей.
№
Фамилия уч-ся
Вид отношений
Вид-вид
Вид род
Часть -целое
Причина следствие
Функц. отношения
Противо-ть
Послед-ть
Сумма баллов
Показатель уровня развития
1
Низкий
2
Средний
3
высокий
итого
Анализ таблицы по горизонтали позволяет выяснить какие из видов отношений каждым учащимся не выполняется и каков индивидуальный показатель нахождения логических связей, что дает возможность планировать коррекционную работу с каждым учащимся.
Индивидуальный показатель умственного развития по данному тесту следующий:
От О до З баллов - очень низкий
От 4 до 6 баллов - низкий
От 7 до 9 баллов - средний
От 10 до 12 баллов - высокий
От 13 до 14 баллов - очень высокий
Анализ таблицы по вертикали выявляет, какие из типов отношений учащиеся всего класса усвоили наименее успешно, а какие наиболее успешно и вывести сумму показателей класса (т.е. количество учащихся с высоким уровнем развития логических связей, со средним и низким уровнем). Из таблицы видно, по каким заданиям теста у учащихся не сформирована направленность мышления на предмет тестирования, что позволяет педагогу задуматься о провоцирующей этой причине, выявить и наметить соответствующую коррекционную работу. За каждый правильный ответ на критериально-ориентированные задания присваивается 1,5 балла. Таким образом, если в тесте 5 заданий критериально-ориентированных и 5 обычных, общая сумма баллов составляет (5+ (1,5 * 5) = 12,5 баллов)
От 0 до 2,5 баллов - очень низкий показатель
От З до 5,5 баллов - низкий показатель
От 6 до 8,5 баллов - средний показатель
От9 до 11,5 баллов - высокий показатель
От 12 до 12,5 баллов - очень высокий показатель
Очень высокий - красный Высокий - желтый
Средний зеленый
Низкий - синий
Очень низкий - черный