- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гончикова И.В. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 КЛАСС
для УМК образовательной системы «ШКОЛА РОССИИ»
Рабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе составлена в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.1 Регулятивные УУД2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ от 06.10.2009 г. № 373».
-
Примерная программа по изобразительному искусству и на основе авторской программы Б. М. Неменского (УМК «Школа России»).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24.1 Познавательные УУД 2010г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год».
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН Познавательные УУД 4.Познавательные УУД 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""
-
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Улекчинская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа включает четыре раздела:
- пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс, список рекомендуемой учебно-методической литературы;
- учебный план, раскрывающий основные разделы и темы курса, контроль и количество часов
- содержание тем учебного курса
- учебно-тематический план. Основные темы делятся на подтемы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Адресат Программа адресована обучающимся 1-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа России».
2. Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.).
3. Место курса в учебном плане Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего 33 часа в год.
4. Целевая установка Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
5. Принципы, лежащие в основе построения программы
- Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);
- Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
- Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
9. Разновидности занятий Ознакомительное или экспозиционное - если учащиеся начинают изучать какой-то новый раздел, впервые обращаясь к незнакомым понятиям; Доминантное или обобщающее - ученики демонстрируют новые художественные знания, умения, навыки, а педагог сообщает о том, какими именно новыми умениями овладели ребята.
10. Виды контроля В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
- самоконтроль - при введении нового материала,
- взаимоконтроль - в процессе его отработки,
- рубежный контроль
- итоговый контроль
11. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 1. Примерные программы начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения) 2. Поурочное планирование «ИЗО» (система уроков по учебнику Л.А.Неменской) г. Волгоград 2014 3. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Изобразительное искусство. Учебник 1 класс (Разноцветный мир). - М.: БАЛАСС, 2011
12. Электронные ресурсы tidos.ru numi.ru 1september.ru
Учебный план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Из них
Форма контроля
теоретическое
контроль
1
Ты изображаешь.
Знакомство с Мастером Изображения
11
5
6
с/к, в/к, опрос, текущий, р/к, выставка работ
2
Ты украшаешь - знакомство с Мастером Украшения
8
2
6
с/к, в/к, опрос, текущий, р/к, выставка работ
3
Ты строишь - знакомство с Мастером Постройки
8
2
6
с/к, в/к, опрос, текущий, р/к, выставка работ
4
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
6
2
4
Опрос, выставка работ, итоговый
Итого
33
11
22
Содержание тем учебного курса
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (10 ч) Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем. Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами. Мастер Изображения помогает увидеть, учит рассматривать
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Изображать можно пятном Присмотреться к разным пятнам - мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро - и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.) Изображать можно в объеме Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке). Изображать можно линией Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе»- рисунок или последовательность рисунков. Наши краски Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика. Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку - выражаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес. Художники и зрители (обобщение темы) Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.
Ты украшаешь - знакомство с Мастером Украшения (7 ч) Мир природы полон украшений Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе. Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры. Красоту надо уметь замечать Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечатлений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. Как, когда, для чего украшает себя человек Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений. Мастер Украшения помогает сделать праздник Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка».
Ты строишь - знакомство с Мастером Постройки (10 ч) Дом для себя «Придумай себе дом» - изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения. Какие можно придумать дома Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила - слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы. Мастер Постройки помогает придумать город «Сказочный город» - создание на бумаге образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов. Все, что мы видим, имеет конструкцию Сделать образы разных зверей - зоопарк-конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм, заранее заготовленных. Все предметы можно построить Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек. Дом снаружи и внутри Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна? Город, где мы живем Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии. Обобщение темы Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно «Наш город» или «Москва».
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч) Цель темы - показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Главное - это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться. Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе Обобщением здесь является первый урок. Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисовать его Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке. Уроки любования. Умение видеть
Наблюдение живой природы . Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Из них
Форма контроля
Дата
теоретические
практические
1
Ты изображаешь.
Знакомство с Мастером Изображения
11
5
6
Урок 1
Все дети любят рисовать
1
1
-
самоконтроль
02.09.
Урок 2
Изображения всюду вокруг нас.
1
1
-
взаимоконтроль
09.09.
Урок 3
Мастер Изображения учит видеть.
1
1
-
опрос
16.09.
Урок 4
Изображать можно пятном.
1
-
1
текущий
23.09.
Урок 5
Изображать можно в объеме.
1
-
1
30.09.
Уроки 6-7
Изображать можно линией.
2
1
1
07.10.
14.10.
Урок 8
Разноцветные краски
1
-
1
21.10.
Урок 9
Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
1
-
1
28.10.
Урок 10
Художники и зрители
1
1
-
рубежный
11.11.
Урок 11
Обобщение
1
-
1
Выставка работ
18.11.
2
Знакомство с Мастером Украшения
8
2
6
Урок 1
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
1
1
-
25.11.
Урок 2
Узоры на крыльях
1
-
1
самоконтроль
02.12.
Урок 3
Красивые рыбы. Украшение рыб.
1
-
1
взаимоконтроль
09.12.
Урок 4
Украшения птиц.
1
-
1
опрос
16.12.
Урок 5
Узоры, которые создали люди.
1
-
1
текущий
23.12.
Урок 6
Красота узоров (орнаментов), созданных человеком.
1
-
1
текущий
13.01.
Урок 7
Как украшает себя человек.
1
1
-
рубежный
20.01.
Урок 8
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
1
-
1
Выставка работ
27.01.
3
Ты строишь.
Знакомство с Мастером Постройки
8
2
6
Урок 1
Постройки в нашей жизни.
1
1
-
текущий
03.02.
Урок 2
Рисуем домики для сказочных героев.
1
-
1
17.02.
Урок 3
Домики, которые построила природа.
1
-
1
текущий
24.02.
Урок 4
Дом снаружи и внутри.
1
-
1
самоконтроль
02.03.
Урок 5
Строим город.
1
-
1
взаимоконтроль
09.03.
Урок 6
Все имеет свое строение.
1
1
-
опрос
16.03.
Урок 7
Постройка предметов (упаковок)
1
-
1
рубежный
06.04.
Урок 8
Село, в котором мы живем (обобщение темы).
1
-
1
Выставка работ
13.04.
4
Изображение, украшение, постройка
всегда помогают друг другу
6
2
4
Урок 1
Совместная работа трёх братьев - мастеров.
1
1
-
20.04.
Урок 2
Праздник весны.
Конструирование птиц из бумаги.
1
-
1
опрос
27.04.
Урок 3
Весна - пробуждение природы.
Разноцветные жуки.
1
-
1
04.05.
Урок 4
Сказочная страна
1
-
1
11.05.
Урок 5
Урок любования. Умение видеть.
1
1
Выставка работ
18.05.
Урок 6
«Здравствуй, лето!».
Образ лета в творчестве художников. Обобщение.
1
-
1
Итоговый
25.05.
Итого
33
11
22