Развитие интеллектуальных способностей на уроках русского языка в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Городской отдел образования

ГУСОШ №17










ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ:
«РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

(на городском заседании м/о учителей нач.классов)














Подготовила: учитель нач.классов ГУСОШ №17

Зрячкина Н.В.










г.Уральск 2015 - 2016 уч.год.

Развитие интеллектуальных способностей детей на уроках русского языка в начальной школе.

Потребность в самореализации - одна из ведущих потребностей личности, являющаяся внутренним стимулом человеческой деятельности. Основная задача современной школы - создание условий для развития человека, способного наиболее полно реализовать свои возможности, готового к условиям современной жизни.

Каждый ребенок неповторим. Один может обладать хорошими навыками чтения, но в арифметическом счете не отличаться от своих "средних" сверстников. Другой ребенок, имеющий прекрасные музыкальные способности, вовсе не блещет в общеобразовательной школе. Третий ребенок-с высоким IQ, но с необычайно низкой самооценкой. В любой школе и классе уровень подготовленности детей и их способности к усвоению и анализу учебного материала различны.

Начальная школа должна научить детей, поступивших в школу, не только читать, считать, но и грамотно писать, продолжая развивать ребенка как личность.

В настоящее время, на мой взгляд, в 1 класс поступают и дети с достаточно хорошей предшкольной подготовкой. У них развита речь и нет интеллектуальной пассивности. Как подать учебный материал, чтоб было интересно одним и не трудно другим, чтобы все ученики усвоили учебный материал?

В поисках решения этой проблемы считаю необходимым применять задания способствующие комплексному развитию интеллектуальных особенностей учащихся младших классов на уроках русского языка.

Интеллект - основа субъективности. Ядром субъективизации выступает логическое мышление школьника, способствующее понятийному осмыслению окружающего мира. Поэтому, субъективизация предполагает такое содержание учебного процесса, которое в первую очередь стимулирует развитие мыслительных качеств. В комплексе с ними успешно совершенствуется речь, память, внимание и прочие качества интеллекта учащихся.

Для реализации системы комплексного интеллектуального развития в процессе обучения использую традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие учетно-контрольные, комбинированные уроки) с сохранением всех основных этапов, но вместе с тем вношу изменения в методику проведения каждого этапа урока.

Это введение дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного; увеличение использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов; включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера; расширение объема работы с понятиями и терминами.

Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность для развития речевых способностей учащихся.

Наряду с общепринятыми принципами использую принципы:

  • принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка;

  • принцип действенного подхода к обучению;

  • принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения;

  • эффективное выполнение вышеперечисленных принципов зависит от принципа сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, сравнивать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д. Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии. Понятие - это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово.

Упражнений по развитию наглядно-действенного мышления

  1. Произнесение вслух названий предметов или изображений в представленной последовательности и их запоминание.

  2. Осуществление учителем необходимого количества перестановок

  3. Воспроизведение учащимися по памяти расположения предметов (изображений) до перестановки и после нее с устным описанием действий.

Основным содержанием данной группы упражнений является сравнение, сопоставительный анализ. Например, упражнение с 3 перестановками.
Ы Н У
У Н Ы

Учащиеся переставляют карточки, сопровождая свои действия рассказом ( Карточку с буквой У поставлю в пустой кармашек. В освободившейся после буквы У кармашек можно поместить карточку с буквой Ы. В пустой кармашек, где была буква Ы поставим букву Н.) Далее учащиеся формулируют тему урока: «Сравните буквы, найдите среди них лишнюю» (Лишняя буква Н, значит тема урока буква Н и звуки, которые она обозначает.) Таким образом, дети составляют рассказ - умозаключение.
Упражнения на развитие словесно-логического мышления.

Словесно-логические упражнения - специально составленный текст, насыщенный орфограммами на изучаемую на уроке тему. Содержит задание на осуществление логической операции - построение умозаключения на основе сопоставления суждений. Тексты даются как на восприятие на слух, так и зрительно.

Цель этих упражнений - развитие речи, словесно-логического мышления, орфографической зоркости и совершенствование внимания, памяти.

Задания:

1. Нахождение общего в словах и построение умозаключения. При изучении темы: «Склонение имен прилагательных в единственном числе» . На доске запись: новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий. Учащимся надо определить, что объединяет эти слова и сказать о склонении какой части речи будет идти речь на уроке. (Все слова - прилагательные в единственном числе. Значит тема урока «Склонение им. прилагательных в единственном числе». Далее можно предложить задания связанные с орфограммами.

2. Установление смысловой связи в словах; нахождение общего; осуществление группировки; исключение лишнего слова, построение умозаключения.

Тема: «Первое склонение прилагательных».
М-рков- к-ртофел- п-м-дор
М-ряк л-сник п-сател-
Сн-гир- -рел грач-
Бабушка -тец доч-
Учащимся надо прочитать слова. Написать, группируя по орфограммам, вставляя пропущенные буквы. Найти общее в словах

( существительные, нарицательные, в единственном числе). Определить среди этих слов лишнее и определить склонению каких существительных будет посвящена сегодня тема.

3. Подведение слов под понятие, нахождение общего, построение умозаключения.

Тема: «Склонение прилагательных во множественном числе»
На доске запись: Пекин, Лондон - ? (столичные города)
соловей, канарейка -? (певчие птицы)
добрый, честный - ? (положительные качества человека)
К каждой паре слов подберите общее понятие в виде словосочетаний или фразы. Найдите общее и скажите о склонении какой части речи будем говорить на уроке. (Прилагательные во множественном числе.)

4. Нахождение общего и различия, группировка, построение рассуждения и умозаключения.

Тема: « Склонение прилагательных мужского и среднего рода». На доске: интересный рассказ, глубокое озеро, литературный журнал, новое правило.
Определить, что написано на доске, найти общее. Найти различия и сказать склонению каких прилагательных будет посвящена тема урока.( Прилагательные среднего и мужского рода)

5. Нахождение общего и различия, альтернативная группировка, построение рассуждения и умозаключения.

Тема: «Правописание местоимений с предлогами». На доске: (без) ракеты, () фамилией, (ля) него, (без)тебя, (с) ней, (к) городу), (для) победы), (к ) нему.
Прочитайте, разделите слова на возможное количество групп с объяснением. (Существительные с предлогом, местоимения с предлогом; родительный падеж, творительный и дательный падежи). Назовите орфограммы. Найти неизвестную орфограмму и сформулировать тему урока. (местоимения с предлогами)

6. Нахождение общего и различия, группировка по двум признакам, построения суждения и умозаключения.

Тема: «Спряжение глаголов». На доске: С-диш-, св-тлееш-, кр-чиш-, вл-заеш-, зам-чаеш-, ч-рнееш-.
Прочитать, найти общее (глаголы 2 лица, единственного числа настоящего времени. Пишутся с ь на конце). Раздели на группы по двум признакам одновременно. ( с безударной «е» в корне и окончанием -ешь и с безударной «и» в корне и окончанием -ишь). На какой вопрос нам предстоит ответить на уроке? (Почему в одних глаголах пишем окончание -ишь, а в других -ешь).

7. Нахождение общего и различия, группировка по 4 признакам, построение рассуждения и умозаключения.

Тема: «Правописание не с глаголом» На доске пословицы: Дело лени (не) любит. Ласковым словом и камень растопишь. Лень добра (не) делает.
Прочитать, объединить две по 4 признакам. (Говорится о трудолюбии, есть подлежащее и сказуемое, отсутствуют имена прилагательные, есть частица не) Установить к какой части речи относится частица не. Сформулируйте тему урока.

8. Нахождение общего, выделение языковой категории по отсутствующим признакам, построение рассуждения и умозаключения. Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных» На доске: любимый город, нов-школа, широк-поле, старш-брат, больш-окно, высок-стена.
Прочитать, определить общее, назвать словосочетания, в которых нет прилагательных среднего и женского рода; найти словосочетания, в которых нет прилагательных женского и мужского рода; найти словосочетания в которых нет прилагательных мужского и среднего рода. Назовите общий грамматический признак прилагательных последней группы и имеющуюся орфограмму. Сформулируйте тему урока.

Например, чтобы узнать новое словарное слово, мы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы.

  1. Первая буква слова является согласной в последнем слоге слова комната

  2. Вторая буква - последняя согласная в корне слова север

  3. Третья буква - непроверяемая безударная гласная в слове завтрак

  4. Четвертая буква обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в слове малина

  5. С пятой буквы начинается второй слог в слове овес

  6. Шестая буква является окончанием в слове солома

  7. Седьмая буква обозначает всегда звонкий мягкий согласный звук в слове урожай. (трамвай)

Для проведения словарного диктанта подберем необходимое количество слов компонуя их попарно на основе ассоциативной связи.

Например:

  • Корова - молоко Завод - рабочий

  • Ученик - тетрадь Класс - учитель

  • Работа - лопата Ворона - воробей

  • Одежда - пальто Мороз - коньки

Каждую цепочку из двух слов произносим один раз. Постепенно порядок записи усложняется.

Теперь в цепочке три слова с сохранением ассоциативной связи.

  • Колхоз - деревня - молоко Медведь - заяц - лисица

  • Город - завод - машина Петух - собака - корова

  • Пенал - карандаш - тетрадь

Потом, даем цепочки из 3 слов, где ассоциативная связь не прослеживается.

  • Дежурный - столица - лопата Ветер - народ - фамилия

  • Суббота - язык - ягода

Тема: «Мягкий знак в конце слова»
Прочитайте цепочки слов, исключите лишнее. Орфограммы подчеркните.
1) Дуб, дерево, ольха, тополь, береза
2) Снег, дождь, осадки, град, иней

  • Тема: «Предложение»
    Прочитайте, дайте характеристику. Распространите, добавляя к нему по одному слову и повторяя все ранее сказанное. Запишите предложение по памяти.
    Туман опустился на город. (Белый туман опустился на город. Белый туман медленно опустился на город.)

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос кто?, что?»
Соедини пары слов, подходящие по смыслу (диван-мебель). К каждому слову задай вопрос. Составленные пары записать.
Лещ цветок
Тарелка птица
Сорока посуда
Ландыш рыба
Тема: «Парные звонкие и глухие согласные»
Выпиши слова парами, которые начинаются на звонкий и глухой согласный, так чтоб они подходили по смыслу.
Виноград, грач, финики, пиджак, кукушка, брюки.


В 3-4 классах задания с ранее использованными видами упражнений усложняются с целью повышения степени воздействия на качества интеллекта. Это обеспечивается несколькими путями.

1 путь увеличение количества исходных слов в упражнениях. Например, тема: «Правописание слов с разделительным твердым знаком». Прочитать, запомнить. Через 1-2 минуты закрываются первые слова, а учащиеся ориентируясь на второе слово записывают словосочетания. Подчеркивают орфограммы.

Съедобный гриб Въезжать в лес
Объяснил задачу Подъем флага
Съемка фильма Подъемный кран
Съежились от холода Съел печенье
Объявил решение Объехал вокруг

2 путь увеличение количества самостоятельно определяемых признаков. Например, тема « Изменение глаголов по числам» . Поочередно исключить лишнее по самостоятельно найденным признакам, так, чтобы осталось одно слово.
Ночует, наливает, пчела, бегут, подпиливает, объединяет (Пчела - существительное, бегут - глагол множественного числа и т.д)

3 путь перевод на антиципацию и использование упражнений на основе фольклорного материала. Антиципация - предвидение, опережающее отражение окружающей действительности.

Карточки с упражнением "Рассыпанные буквы"

Отгадай загадку, запиши слова-отгадки.

1. Два серебряных коня
По стеклу несут меня. (Коньки, каток)
Назови слова отгадки.
Выделите три слова из загадки с такой же орфограммой, как в слове каток.
(по стеклу, несут, коня)

Отгадай загадку, запиши слова-отгадки.
2. Во дворе поставлен дом,
На цепи хозяин в нем. (Собака, конура)
Добавь к словам-отгадкам третье слово из загадки. (Хозяин)

Отгадай загадку, запиши слова-отгадки.
3. В нем много овощей растет,
В ней витамины круглый год. (Огород, морковь)
Какие слова из загадки можно присоединить к каждому слову отгадке?
(Огород - год, морковь - овощей)

Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений

  1. На небе сгустились тучи. Прохожие открыли зонты. Сверкнула молния. Начался дождь.

  2. Прилетели пчёлы. Получился вкусный мёд. Пчёлы собрали нектар, отнесли его в улья. Расцвели цветы.

  3. Стволы яблонь оголяются. Зимой у зайцев мало еды. Беляк обгладывает в садах кору молодых яблонь. Они болеют и погибают.

Карточки с упражнениями на установление причинно - следственных связей в парах слов

Найди пару, запиши.
1. Мед - пчела
Яйцо - курица
Шерсть - овца
Молоко - ?
Подчеркни орфограмму, подбери однокоренные слова

Найди пару, запиши.
2. Бабочка - гусеница
Лягушка - головастик
Рыбка - икринка
Цветок - ?
Подчеркни орфограмму, подбери однокоренные слова

Найди пару, запиши.
3. Изюм - виноград
Бензин - нефть
? - бумага
Подчеркни орфограмму, подбери однокоренные слова

Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений

1. На небе сгустились тучи. Прохожие открыли зонты. Сверкнула молния. Начался дождь.
2. Прилетели пчёлы. Получился вкусный мёд. Пчёлы собрали нектар, отнесли его в улья. Расцвели цветы.
3. Стволы яблонь оголяются. Зимой у зайцев мало еды. Беляк обгладывает в садах кору молодых яблонь. Они болеют и погибают.

Упражнения на установление
причинно-следственных связей в предложениях.

1. Перед едой енот моет добычу.
Енота прозвали полоскуном.
2. Из крапивы получают краску, производят ткани, тесьму, веревки, нитки.
Крапива - полезное для человека растение.
3. Рис используют не только в пищу, но и для приготовления крахмала клея, пудры. Рис - очень важный продукт. В результате систематической работы я могу отметить, что учащиеся, регулярно выполняющие интеллектуально-логические задания, проявляют большую самостоятельность при изучении нового материала, в выполнении научных работ, активно участвуют в интеллектуальных играх, организованных в классе и школе, занимают призовые места среди учащихся своего возраста.



© 2010-2022