Урок литературного чтения в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Побережнюк Елена Валерьевна

учитель начальных классов ЧОУ - СОШ «Новый путь» г. Армавир Краснодарский край

Урок литературного чтения в 1 классе.

Тема урока: Необычная Красная Шапочка. (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Отрывок).

Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Задачи урока:

  • формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;

  • развивать мышление, воображение, память, связную речь;

  • воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;

  • реализовывать творческие способности школьников.

Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:

  • овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;

  • формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • развитие навыков сотрудничества;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Оборудование: выставка книг Э.Успенского, учебник (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 1 класс («Капельки солнца»). - Изд.3-е, перераб. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012 (образовательная система «Школа 2100»), или текст 6 главы повести Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья», карточки с заданиями, декорации и элементы костюмов к инсценировке (стулья, поставленные в виде кровати, стол, тарелка, ложка, стакан; маски: «волк», «крокодил», красный беретик).

Основная работа на уроке сосредоточена на анализе текста. Сначала текст воспринимается школьниками на слух. На втором этапе урока все ученики читают текст и по ходу чтения выполняют задания в группах. У каждой группы своё задание. Все группы должны учесть главное правило: им необходимо выполнить работу таким образом, чтобы материал, который они представят классу, был хорошо понятен человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

Учащиеся создают общий продукт - коллективную презентацию, с которой должны выступить все участники группы.

Групповые задания выполняются 15 минут, после чего каждая группа демонстрирует свою «презентацию» у доски. В конце урока сравниваются и сопоставляются полученные результаты, отмечаются наиболее удачные варианты.

Ход урока.

  1. Вызов. (5 мин.)

- У Э.Успенского много произведений о детях и для детей. Обратите внимание на выставку книг. Познакомиться с рассказами Успенского можно, взяв книги в библиотеке.

- Сегодня мы с вами прочитаем отрывок из повести Э.Успенского, который называется «Крокодил Гена и его друзья».

- Конечно, каждый из вас видел мультфильмы о Крокодиле Гене! Назовите героев мультфильмов о замечательном крокодиле.

Ответы детей.

  1. Осмысление содержания:

1.Первичное восприятие текста - прослушивание отрывка из повести «Крокодил Гена и его друзья». Читает учитель.

Галю Чебурашка и Гена застали дома. Она лежала в кровати и плакала.

- Я заболела, - сообщила она друзьям. - У меня температура. Поэтому сегодня в детском театре сорвётся спектакль. Ребята придут, а спектакля не будет.

- Спектакль будет! - гордо произнёс крокодил. - Я заменю тебя. (Когда-то в юности он занимался в театральном кружке.)

- Правда? Это было бы здорово! Сегодня идёт «Красная Шапочка», и я играю внучку. Ты помнишь эту сказку?

- Конечно, помню!

- Ну вот и прекрасно! Если ты хорошо сыграешь, никто не заметит подмены. Талант делает чудеса!

И она вручила крокодилу свой красненький беретик.

Когда ребята пришли в театр, они увидели очень странный спектакль. На сцене появился Гена в красной шапочке. Он шёл и напевал:

По улицам ходила

Большая крокодила…

Навстречу ему вышел Серый Волк.

- Здравствуй, Красная Шапочка, - произнёс он заученным голосом и остолбенел.

- Здравствуйте, - ответил крокодил.

- Куда это ты направляешься?

- Да так просто. Гуляю.

- Может быть, ты идёшь к своей бабушке?

- Да, конечно, - спохватился крокодил. - Я иду к ней.

- А где живёт твоя бабушка?

- Бабушка? В Африке, на берегу Нила.

- А я был уверен, что твоя бабушка живёт вон там на опушке.

- Совершенно верно! Там у меня тоже живёт бабушка. Двоюродная. Я как раз собирался зайти к ней по дороге.

- Ну что же, - сказал Волк и убежал.

Дальше он, как положено, прибежал к домику, съел бабушку Красной Шапочки и лёг вместо неё в кровать.

Гена в это время сидел за сценой и перечитывал забытую сказку. Наконец он тоже появился около домика.

- Здравствуйте, - постучал он в дверь. - Кто здесь будет моя бабушка?

- Здравствуйте, - ответил Волк. - Я ваша бабушка.

- А почему у тебя такие большие уши, бабушка? - спросил крокодил, на этот раз правильно.

- Чтобы лучше тебя слышать.

- А почему ты такая лохматая, бабушка? - Гена снова забыл свои слова.

- Да всё некогда побриться, внученька, забегалась я… - разозлился волк и спрыгнул с кровати. - А сейчас я тебя съем!

- Ну, это мы ещё посмотрим! - сказал крокодил и бросился на Серого Волка. Он настолько увлёкся событиями, что совсем забыл, где находится и что ему положено делать.

Серый Волк в страхе убежал. Дети были в восторге. Они никогда не видели такой интересной «Красной Шапочки».

Физкультурная разминка.

2. Работа с текстом. (15 мин.)

Деление детей на 4 группы. При делении детей на группы учитель учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка. Группы выполняют разные по сложности задания. Дополнительно можно распределить в группе части задания, используя дифференцированный подход.

Работа в группах.

Каждая группа повторно читает отрывок из повести Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья» и выполняет своё задание:

Первая группа - составляет (последовательно выстраивает) план (карточки даны вразброс)

- Ребята, на карточках записаны пункты плана к отрывку из повести Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». На отдельной карточке - один пункт плана. Но, будьте внимательны! Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.

План: КАРТОЧКИ

  • Галя заболела.

  • Спектакль будет!

  • Необычная Красная Шапочка.

  • Встреча Красной Шапочки с Серым Волком.

  • Красная Шапочка в домике у бабушки.

  • Дети были в восторге.

Вторая группа - выбирает из предложенных на карточках слов - опорные. На отдельной карточке - одно слово или словосочетание.

- Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.

Опорные слова и словосочетания: КАРТОЧКИ

Театр

Спектакль

Галя

Крокодил Гена

Чебурашка

Талант

Красная Шапочка

Идёт

Живёт

Африка

Серый волк

Домик

Бабушка

Съел

Кровать

Слышать

Бросился

Вторая группа - придумывает вопросы к рассказу (для детей с повышенной мотивацией).

- Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.

Предположительно возможные вопросы:

- Какую роль в спектакле сыграл Крокодил Гена?

- Почему Крокодилу досталась роль Красной Шапочки?

- Серый Волк съел Красную Шапочку? Почему?

- Ребятам понравился спектакль?

Гена и Чебурашка расскажут Гале, как прошёл спектакль? Почему? И т.д.

Четвёртая группа - представляет театрализацию рассказа.

- Дети, а вы бывали в театре? Конечно, все мы любим смотреть театральные постановки! И вот на этом уроке ваша группа готовит инсценировку отрывка из повести Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Роли вы распределяете самостоятельно. Кто-то из вас будет режиссёром, актёром, а кто-то будет готовить декорации и маски, программу спектакля.

Режиссер.

Действующие лица:

Рассказчик

Галя

Крокодил Гена

Чебурашка

Серый Волк

Ответственные за декорации.

- Итак, все получили задания. Работайте в группах. Через 15 минут каждая группа представит результаты своей творческой деятельности. Помните, что все, о чём вы будете говорить у доски, должно быть хорошо понятно человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

3. Защита группами своих позиций, презентация своей работы. (10 мин.)

- Ребята, сейчас каждая группа представит свой общий учебный продукт. Распределите между собой, кто, о чём будет говорить.

У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию:

  • первая команда выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;

  • вторая параллельно - выставляет опорные слова на карточках в соответствии с пунктами плана, остальные учащиеся проверяют соответствие опорных слов содержанию каждой части;

  • третья команда задаёт вопросы по тексту (можно дополнительно обратиться к учебнику). Отвечают на вопросы другие команды.

  • четвёртая команда демонстрирует, как бы всё это выглядело в театре (инсценировка рассказа). В качестве зрителей - первая, вторая и третья команды.

Физкультурная разминка.

  1. Рефлексия (3 мин.):

Анализ полученной информации.

- Сегодня я узнал (а)…

- Было интересно…

- Было трудно….

- Теперь я могу…

Самооценка работы в группе:

Урок литературного чтения в 1 классе.Вся работа полностью выполнена мною

Урок литературного чтения в 1 классе.

Я ничего не сделал (не сделала)

Отмечаются лучшие варианты интерпретации текста. Анализ работы групп.

- Вам понравился отрывок из повести Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья»?

- Можно ли этот рассказ считать весёлым? А поучительным?

Домашнее задание: - творческое

Пересказ отрывка от имени Крокодила Гены.





6



4,5 / 5 (7)
загрузить
© 2010-2018