Рабочая программа по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя

общеобразовательная школа с.Ишемгул муниципального района

Зианчуринский район Республики Башкортостан



Рассмотрено и принято на «Согласовано:» « Утверждаю:»

заседании ШМО заместитель директора по УВР директор МОБУ СОШ с. Ишемгул

протокол № 1 от «27» августа 2015 МОБУ СОШ с.Ишемгул ______________/Гайсин З.М./

Руководитель МО _________/Аминев Ф.Ф./

_________/Губайдуллина А.Ф./ «28» августа 2015 г. Приказ № 101 от 28 августа201

02-20

Рабочая программа учителя

первой квалификационной категории

Шариповой Райли Мидхатовны

по окружающему миру

для 3 класса

МОБУ СОШ с.Ишемгул.

Учебно-тематическое планирование

по окружающему миру

Класс: 3

Учитель: Шарипова Райля Мидхатовна

Количество часов: всего 70 ч.; в неделю 2 ч.

Административных контрольных уроков: нет

Планирование составлено на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова «Окружающий мир» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»), утверждённой Минобрнауки РФ в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального образования.

Учебно-методический комплект

Учебник в 2 ч. Окружающий мир. 3 класс: - М.: Академкнига/Учебник, 2013.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А.

Хрестоматия - М: Академкнига/ Учебник 2013, Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.

Окружающий мир: тетради для самостоятельной работы №1,№2. 3класс. - М.: Академкнига/Учебник, 2013,

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А.




Пояснительная записка

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС. Составлена на основе примерной программы НОО и авторской программы «Перспективная начальная школа», \ Программа по предмету «Окружающий мир» О. Н. Федотова, Г. В. Трофимова Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник. Используются учебники «Окружающий мир», 3 класс в 2 ч. О. Н. Федотова, Г. В. Трофимова - М.: Академкнига/Учебник, 2013, вошедшие в Федеральный перечень учебников 2015-2016 учебного года. В соответствии с учебным планом для 3 класса МОБУ СОШ с.Ишемгул Зианчуринского муниципального района РБ предмет изучается на базовом уровне в объеме 2 часа в неделю. Рабочая программа по окружающему миру для третьего класса составлена на основании следующих документов:

1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 -ФЗ;

2.Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» №126-ФЗ от 24.07.1998г (в действующей редакции).

3.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373,зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г.(регистрационный номер 17785);

4.Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 1970704)

5.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

6.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»;

7.СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 зарегистрированным в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993).

8.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год»;

9. Учебного плана МБОУ СОШ с.Ишемгул на 2015 - 2016 учебный год (утвержденного приказом №101 от 28 августа 2015года).

10. Учебного плана МБОУ СОШ с.Ишемгул на 2015- 2016 учебный год (утвержденного приказом №101, от 28 августа 2015

11. Основной образовательной программы начального общего образования (утвержденного приказом №115, от 31 августа 2015 года).

12. Положения о рабочей программе (утвержденного приказом №226, от 30 августа 2013 года).

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального образования.

Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания предметного образования в начальной школе

Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных коммуникативных, регулятивных).

Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования:

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта (опыта городской жизни - с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации);

  • последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений - работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;

  • изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;

  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

  • охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

Общая характеристика учебного предмета Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой. Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края. С внедрением Стандартов важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образова-тельного процесса всеми направлениями интегрированного курса «Окружающий мир», каждый из которых имеет свою специфику. Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей. Например, для формирования у школьников общеучебного умения «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в учебниках 1-4 классов по окружающему миру системно создаются ситуации, когда применение словарей, справочников, Интернета действительно необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно). Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему: - на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»); - участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность в расчетно-конструкторском бюро посредством переписки с активом клуба или через Интернет; - социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др.); Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего: - задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах); - задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников; - завуалированное требование быть внимательным при чтении текста. Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги;моделирование объектов и явлений окружающего мира. Новая форма организации учебного занятия - заседание школьного клуба - позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры - к чтению, от экспериментирования - к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала - к исследованию.

Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, определены следующие ценностные ориентиры содержания курса:

• природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

• человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;

• труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;

• патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

• социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

• гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;

• поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

• семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;

• личность - саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

• традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

Описание места курса «Окружающий мир» в учебном плане В соответствии с примерной программой и авторской программой «Перспективная начальная школа» О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, По учебному плану для 3 классов МБОУ СОШ с.Ишемгул Зианчуринского района Республики Башкортостан с русским языком обучения на 2015-2016 учебный год по окружающему миру отводится в 3 классе по 2 часа в неделю.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»курса, модуля).

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

по авторской программе

по рабочей программе

корректировка на укрупнение дидактических единиц (или) дополнительные часы

1.

Изображение Земли на глобусе 12 12 -

2. Неживая природа 22 22 -

3.

Тайна недр пород. Почва 9 9 -

4. Природные сообщества 7 7 -

5. Человек и природные сообщества 8 8 -

6.


Путешествие в прошлое 10 10 -

7.


Повторение - 2

8 Итого 68 70 2

Основные содержательные линии третьего класса (способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов; планета, на которой мы живем; неживая природа; взаимосвязь живой и неживой природы; природные сообщества; наша страна - Россия) реализуются в рамках содержательных блоков. Человек и природа (54 ч) Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус - модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океаны на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины на территории России (Юго-Восточная и Западно-Сибирская). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и собеседования со взрослыми).Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Вещества, тела, частицы. Вещество - это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то, что создано человеком). Природные тела (тела живой природы) - человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др.). Искусственные тела - предметы. Молекулы и атомы - мельчайшие частицы, из которых состоят вещества. Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль, природный газ и др. Твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды - твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода - растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь.Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра. Кругооборот воды в природе. Воздух - это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений. Погода и ее составляющие: движение воздуха - ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определяющие направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой». Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых. Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва,растения, животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу. Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер.Безопасное поведение у водоема. Человек - защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер-шмели-мыши-кошки). Природные сообщества родного края (два-три примера). Посильное участие в охране природы родного края. Человек и общество (14 ч) Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья 58 Конституции Российской Федерации: гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и золотых монетах). Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль)-весна (март, апрель, май)-лето (июнь, июль, август)-осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век - отрезок времени в 100 лет. Лента вре-мени истории строительства Московского Кремля (XII век - деревянный, XIV век - белокаменный, XV век - из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля. Повторение (2 ч.)

Изменения в рабочей программе нет.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Учащиеся получат возможность научиться:
  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Регулятивные УУД:
  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Учащиеся получат возможность научиться:
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Учащиеся получат возможность научиться:
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Учащиеся получат возможность научиться:
  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)..

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Планируемые результаты освоения учебной программы

по предмету «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения:


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений. В результате изучения раздела «Человек и природа» учащиеся научатся:

  • характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
  • находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
  • определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
  • сравнивать и различать формы земной поверхности;
  • находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
  • моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
  • называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
  • находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
  • характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
  • ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
  • приводить примеры веществ;
  • сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • сравнивать свойства воды и воздуха;
  • следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
  • характеризовать кругооборот воды в природе;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
  • характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
  • различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
  • проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» - ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
  • характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
  • опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
  • называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
  • называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
  • использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
  • самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
  • извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
  • осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
  • выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» учащиеся научатся:
  • описывать достопримечательности Московского Кремля;
  • различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
  • находить место изученного события на ленте времени;
  • находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;
  • описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).
Учащиеся получат возможность научиться:
  • соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
  • находить на ленте времени место изученному историческому событию;
  • проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
  • использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» учащиеся научатся:
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Учащиеся получат возможность научиться:
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
  • соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;

  • соблюдать правила безопасного поведения в гололед;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.

Оценка достижения планируемых результатов освоения программы учебного курса.

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Оценка тестов.

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.

Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:

"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;

"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями; "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.



Тематическое планирование

ур

Тема (раздел)

Тип урока

Планируемые результаты обучения

Основные виды деятельности уч-ся

Виды

и формы контроля

дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

по плану

фактич.

Наш мир знакомый и загадочный.

.

комбинированный

смыслообразование и самоопределение

Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

формирование личного отношения к окружающему миру

Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий коллективная

3.09


Глобус - модель

земного шара.

изучение нового

Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (глобус) для наблюдений, выявления признаков и свойств объектов.

Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:


Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Текущий

коллективная, индивидуальная

5.09


Материки и океаны на глобусе .

изучение нового

Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (глобус) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Фиксировать результаты наблюдений, делать

выводы.

Текущий

индивидуальная

10.09


Формы поверхности Земли.

комбинированный

Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Опыт участия в социально значимом труде

Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий

Взаимопроверка

12.09


Географическая карта.

изучение нового

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


Принятие социальной роли обучающегося


Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Текущий

индивидуальная

17.09


Учимся читать карту.

комбинированный

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Понимание единства и разнообразия природы, культуры

Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий

коллективная

19.09


План местности.

комбинированный

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (условные знаки, план, план-карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Понимание единства и разнообразия природы, культуры

Фиксировать результаты наблюдений, делать

выводы.

Текущий

коллективная, индивидуальная

26.09


Холмы и овраги.

комбинированный

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы выполнения задания.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Сформированность чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Фиксировать результаты наблюдений, делать

выводы.

Текущий

индивидуальная

1.10


Стороны горизонта

изучение нового

Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе.

Регулятивные УУД: умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Сформированность уважительного отношения к другому человеку, его мнению, традициям


Фиксировать результаты наблюдений, делать

выводы.

Текущий

коллективная, индивидуальная

3.10


Ориентирование на местности.

комбинированный

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков. Проводить несложные наблюдения, используя простейшие измерительные приборы, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе.

Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

.

Сформированность доброжелательного отношения к окружающим


Применять приобретённые знания

Текущий

коллективная

8.10


Урок-соревнование

Ориентирование на местности.

обобщение и систематизация знаний

Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Работать с картой: находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву - столицу России, свой регион, главный город своего региона, сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией и др.

Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах


Освоение моральных норм в отношении старшего поколения, сверстников


Применять приобретённые знания

Текущий

индивидуальная

10.10


Из чего все на свете

Тела, вещества, частицы.

изучение нового

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов.

Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


Социальная активность, освоение социальных норм

Применять приобретённые знания

Текущий

коллективная, индивидуальная

15.10


Твердые вещества, жидкости и газы .

комбинированный

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты.

Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Способность к участию в решении школьных проблем с учетом возрастных особенностей и компетенций

Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий

индивидуальная

17.10


Вода - необыкновенное вещество.

комбинированный

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов.

Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах


Сформированность ответственности за свои поступки


Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Текущий

Взаимопроверка


22.10


Свойства воды в жидком состоянии .

комбинированный

Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Освоение норм и правил поведения в школьной жизни и социуме

Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий коллективная, индивидуальная

24.10


Термометр и его устройство ..

комбинированный

Проводить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Освоение моральных норм в отношении старшего поколения, сверстников


Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Тематический контрольная работа


29.10


Свойства воды в твердом состоянии .

комбинированный

Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту.

Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Социальная активность, освоение социальных норм

Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий

индивидуальная

5.11


Свойства воды в газообразном состоянии..

комбинированный

Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.

Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Понимание единства и разнообразия природы, культуры

Применять приобретённые знания

Текущий

коллективная

7.11


Круговорот воды в природе .

изучение нового

Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов.

Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах


Опыт участия в социально значимом труде

Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий

коллективная, индивидуальная

12.11


Туман и облака..

комбинированный

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

Регулятивные УУД: умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Социально ориентированный взгляд на мир в его разнообразии и органичном единстве
природы, культуры

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Текущий индивидуальная

14.11


Осадки. Осадки, выпадающие из облаков (дождь, снег, град).

комбинированный

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Опыт участия в социально значимом труде

Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий коллективная

19.11


Вода - растворитель

.

комбинированный

Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой.

Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах


Понимание единства и разнообразия природы, культуры_______________

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Текущий коллективная, индивидуальная

21.11


Растворы в природе. Вода как растворитель.

комбинированный

Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.

Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах


Сформированность чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Текущий индивидуальная

26.11


Почему воду надо беречь? Значение воды в жизни человека.

обобщение и систематизация знаний

Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.

Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Сформированность доброжелательного отношения к окружающим


Применять приобретённые знания

Текущий самостоятельная работа


28.11


Воздух и его свойства

Океан, которого нет на карте и глобусе .

изучение нового

Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов.

Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Понимание единства и разнообразия природы, культуры

Применять приобретённые знания

Текущий коллективная

3.12


Воздух - это смесь газов

комбинированный

Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Социальная активность, освоение социальных норм

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Текущий Взаимопроверка

5.12


Свойства воздуха .

комбинированный

Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов.

Регулятивные УУД: умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Понимание единства и разнообразия природы, культуры.

Сформированность чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий индивидуальная

10.12


12.12


Температура воздуха .Почему земная поверхность нагревается неодинаково

комбинированный

Проводить несложные наблюдения, используя измерительные приборы, делать выводы на основании полученных результатов.

Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Сформированность доброжелательного отношения к окружающим


Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий коллективная

17.12


Ветер. Причина движения воздуха вдоль поверхности Земли.

.

комбинированный

Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов.

Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Понимание единства и разнообразия природы, культуры_______________

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Текущий индивидуальная

19.12


Что такое погода?

комбинированный

Использовать готовые модели (глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков.

Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Опыт участия в социально значимом труде

Фиксировать результаты наблюдений, делать

выводы.

Тематический контрольная работа


24.12


Урок-соревнование

Заключительный урок по

теме: «Вода и воздух»

обобщение и систематизация знаний

Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Опыт участия в социально значимом труде

Фиксировать результаты наблюдений, делать

выводы.

Текущий коллективная

26.12


Тайны недр земли

Горные породы.

изучение нового

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе предложенного плана изученные объекты неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Освоение моральных норм в отношении старшего поколения, сверстников

Фиксировать результаты наблюдений, делать

выводы.

Текущий коллективная, индивидуальная

14.01


Разрушение горных пород ..

комбинированный

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов.

Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Сформированность ответственности за свои поступки

Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий индивидуальная

16.01


Что такое минералы?

комбинированный

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.

Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

.

Способность к участию в решении школьных проблем с учетом возрастных особенностей и компетенций


Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Текущий Взаимопроверка


21.01


Полезные ископаемые

комбинированный

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.

Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости

Применять приобретённые знания

Текущий коллективная

23.01


Свойства полезных ископаемых.

комбинированный

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости

Применять приобретённые знания

Текущий Взаимопроверка


28.01


Почему надо беречь полезные ископаемые. Необходимость охраны полезных ископаемых.

комбинированный

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровее и безопасность человека.

Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


Развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости

Применять приобретённые знания

Текущий коллективная, индивидуальная

30.01


Почва.

Как образуется почва.

комбинированный

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада

Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости

Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий коллективная

4.02


Почва и её состав .

комбинированный

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Проводить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Освоение моральных норм в отношении старшего поколения, сверстников


Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Текущий коллективная, индивидуальная

6.02


Зачем и как люди заботятся о почве .

Урок обобщение

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровее и безопасность человека.

Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах


Освоение моральных норм в отношении старшего поколения, сверстников


Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий индивидуальная

11.02


Лес и его обитатели

изучение нового

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители растений, дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.

Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Сформированность представлений о социальной справедливости и свободе


Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий коллективная, индивидуальная

13.02


Лес и его обитатели.

Практическая работа «Работа с гербариями растений леса: описание внешнего вида, условий произрастания»

комбинированный

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Текущий Взаимопроверка


18.02


Луг и его обитатели.

изучение нового

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители растений, дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.

Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах


Освоение норм и правил поведения в школьной жизни и социуме

Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий коллективная

20.02


Поле и его обитатели.

изучение нового

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе иллюстрации изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Социальная активность, освоение социальных норм

Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Текущий коллективная

25.02


Пресные водоемы и его обитатели

изучение нового

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий.

Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Сформированность представлений о социальной справедливости и свободе


Наблюдать за водными организмами.

Текущий коллективная

27.02


Пресные водоемы и его обитатели.Искусственные и естественные водоемы, их использование человеком.

комбинированный

Приводить примеры обитателей водной среды.

Текущий индивидуальная

3.03


Болото и его обитатели.

комбинированный

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы выполнения задания.

Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Освоение моральных норм в отношении старшего поколения, сверстников


Фиксировать результаты наблюдений, делать

выводы.

Тематический контрольная работа


5.03


Человек и природные сообщества

Значение лесов .

Необходимость бережного отношения к лесным богатствам.

комбинированный

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Сформированность ответственности за свои поступки


Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Текущий индивидуальная

10.03


.Безопасное поведение в лесу.

обобщение знаний

Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту.

Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Сформированность представлений о социальной справедливости и свободе


Применять приобретённые знания

Текущий индивидуальная

12.03


Луг и человек. Правила поведения в природе

изучение нового

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту.

Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Сформированность представлений о социальной справедливости и свободе


Прогнозировать последствия нарушения

взаимосвязей в живой природе

Текущий Взаимопроверка


17.03


Надо ли охранять болота?

комбинированный

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека.

Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Социальная активность, освоение социальных норм

Прогнозировать последствия нарушения

взаимосвязей в живой природе

Текущий коллективная

19.03


Дары рек и озёр Реки и озера родного края, их практические использование людьми

комбинированный

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план выполнения задания. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе.

Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


Знание истории своей семьи, родного края

Прогнозировать последствия нарушения

взаимосвязей в живой природе

Текущий коллективная

24.03


Безопасное поведение у водоемов .

обобщение

Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.

Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Сформированность чувства гордости за свою Родину, уважение к культурным и историческим памятникам

Устанавливать причины разных типов

взаимодействия живых организмов в сообществе

Текущий самостоятельная работа


7.04


Человек-защитник природы.

комбинированный

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Сформированность чувства гордости за свою Родину, уважение к культурным и историческим памятникам


Устанавливать причины разных типов

взаимодействия живых организмов в сообществе

Текущий индивидуальная

9.04


Природа будет жить.

комбинированный

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Знание гуманистических и демократических традиций, сложившихся в многонациональном
российском обществе

Прогнозировать последствия нарушения

взаимосвязей в живой природе

Текущий индивидуальная

14.04


Путешествие в прошлое.

Лента времени

изучение нового

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени.

Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах .


Знание истории своей семьи, родного края


Изготовление учебного продукта на основе предъявленного УМ

Текущий самостоятельная работа


16.04


Золотое кольцо. Наследие городов Золотого кольца России.

изучение нового

Использовать словарь учебника. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план выполнения задания.

Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов Золотого кольца. Различать прошлое, настоящее и будущее, ориентироваться в важнейших для страны событиях.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи Знание истории своей семьи, родного края


Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий Взаимопроверка


21.04



Золотое кольцо. Различать государственную символику РФ, символику городов России,.

комбинирован

Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов Золотого кольца. Различать прошлое, настоящее и будущее, ориентироваться в важнейших для страны событиях.

Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах .


Знание истории своей семьи, родного края

Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий Взаимопроверка

23.04


Путешествие по Санкт-

Петербургу.

комбинированный

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Работать с картой: находить и показывать на карте г.Санкт-Петербург. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности Санкт-Петербурга..

Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Знание гуманистических и демократических традиций, сложившихся в многонациональном
российском обществе






Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий самостоятельная работа


28.04

30.04


Исторические достопримечательности Санкт-Петербурга.

62

Промежуточная аттестация: тестирование.

Контроль

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека.

Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах


Знание истории своей семьи, родного края

Знание гуманистических и демократических традиций, сложившихся в многонациональном
российском обществе

Применять приобретённые знания

Итоговый

контрольная работа

5.05

63

Урок-экскурсия по изучению окруж. мира

Урок-экскурсия

Находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Знание гуманистических и демократических традиций, сложившихся в многонациональном
российском обществе

Применять приобретённые знания

Текущий индивидуальная

.705

64

Достопримечательности родного края Исторические достопримечательности родного края

Урок-экскурсия

Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту.

Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах


Знание гуманистических и демократических традиций, сложившихся в многонациональном
российском обществе

Применять приобретённые знания

Текущий Взаимопроверка

12.05

65

Заключительный урок. Питание и здоровье.

комбинированный

Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Знание гуманистических и демократических традиций, сложившихся в многонациональном
российском обществе

Соблюдать правила поведения в природе

Текущий коллективная

14.05

66

Обобщение пройденного. Элементы улиц и дорог.

обобщение

Соотносить изученные исторические события с датами, находить место изученных событий на ленте времени.

Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи Знание истории своей семьи, родного края


Соблюдать правила поведения в природе

Текущий индивидуальная

19.05

67

Повторение. Экскурсия по родной деревне.

Урок-экскурсия

Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Знание истории своей семьи, родного края


Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий Взаимопроверка

21.05

68

Повторение. Экскурсия на почту.

Урок-экскурсия

Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту.

Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи Знание истории своей семьи, родного края


Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий Взаимопроверка

26.05

69

Повторение. Экскурсия

в магазин.

Урок-экскурсия

Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту.

Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Знание истории своей семьи, родного края


Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий Взаимопроверка

27.05

70

Повторение. Экскурсия

на ферму.

Урок-экскурсия

Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Знание истории своей семьи, родного края


Восприятие, запоминание, понимание УМ и работа с ним

Текущий Взаимопроверка

30.05


Учебно-методическое, материально-техническое

и информационное обеспечение.

Педагогические технологии, средства обучения.

  • Информационные технологии

  • Проектные технологии

  • Исследовательские технологии

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Коммуникативные технологии

  • Игровые технологии

Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

  • Магнитофон

  • Компьютер

  • Сканер

  • Фото и видеокамера цифровая

Экранно- звуковые пособия

  • Аудиозаписи

  • Видеофильмы

Формы реализации программы:

  • фронтальная;
  • парная;
  • групповая;
  • индивидуальная.
Методы реализации программы:
  • практический;
  • объяснительно - иллюстративный;
  • частично - поисковый;
  • исследовательский;
  • наблюдение;
  • проблемно - поисковый;
  • информативный.
Способы и средства:
  • модели и таблицы;
  • технические средства;
  • рисунки;
  • дидактические материалы.

Интернет ресурсы:

"Умник" Всероссийский детский интернет-фестиваль: farosta.ru.

Интернет-ресурсы для школьника: eurekanet.ru

Сайт для учеников младших классов: nachalnyclass.ucoz.ru

Первая помощь - shkola.edu.ru

Школьный портал - portalschool.ru
Используемый учебно-методический комплекс.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  • Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва, 2011

  • Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2012
  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник в 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.
  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир: тетради для самостоятельной работы №1 и №2. 3 класс. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.
  • Федотова, О. Н. Окружающий мир. 3 класс : методическое пособие для учителя / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2013.
  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Хрестоматия. - М: Академкнига/ Учебник 2013.



© 2010-2022