Исследовательская работа по окружающему миру на тему Органы чувств (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ п. Васильково

Гурьевского района

Калининградской области

Органы чувств



Исследовательская работа

по окружающему миру

ученицы 3 класса "Б"

МБОУ СОШ п. Васильково

Кириченко Елизаветы





п. Васильково



Исследовательская работа по окружающему миру в 3 классе "Органы чувств"

Предмет моего исследования:

человек, вернее, его организм.

Гипотеза:

я предположила, что органы чувств - наши помощники, они позволяют нам воспринимать окружающий мир во всём его многообразии.

Цель:

исследовать путем проведения опытов, как органы чувств помогают (или не помогают) получать информацию из окружающего мира,

сравнить органы чувств человека с органами чувств животных.

Ход исследования:

Зрение

Как работает наш глаз? Каковы его чудесные возможности?

Опыт 1. Волшебная шкатулка

Оборудование:

  • бумажный стакан

  • игла

  • листок кальки

  • скотч

  • фломастер

  • чёрная краска

  • свеча

  • спички

  • тёмная комната

Проведение опыта:

  1. Внутреннюю часть стакана мы закрасили чёрной краской

  2. В центре донышка стакана сделали маленькое отверстие иглой.

  3. Плотно накрыли стакан калькой и закрепили её скотчем.

  4. Затемнили комнату и зажгли свечу.

  5. Держим стакан перед собой так, чтобы донышко было обращено к свече, находящейся на расстоянии около 50 см, а перед нами находился экран из кальки.

Результат:

на кальке появляется перевёрнутое изображение свечи.

Это потому…

…что свет от свечи проникает в сделанное нами отверстие в донышке стакана и упирается в кальку, закрывающую стакан, воспроизводя изображение свечи. Оно перевёрнуто, так как луч света распространяется по прямой линии. Поэтому лучи, идущие от верхней части пламени свечи, попадают на нижнюю часть экрана, а те, которые идут снизу, попадают на верхнюю его часть. Если свечу погасить, изображение на стакане исчезнет.

В нашем глазу есть есть маленькая лупа, хрусталик. Всё, на что мы смотрим, хрусталик изображает на задней стенке глаза. Оттуда зрительный нерв передаёт увиденное в наш мозг.

Слайд. Строение глаза.

Вывод:

В глазах находятся зрительные рецепторы, которые передают в мозг изображения из внешнего мира.

Сравнение с животными.

Наш глаз может видеть только в том случае, когда в него попадает свет. Некоторые животные, например, кошки, видят в темноте, ночью, лучше, чем днём. Внутри их глаза имеются особые клетки, способные улавливать световые импульсы. А ещё их глаза, как маленькие зеркала, которые отражают даже самый слабый луч света. Это тоже улучшает ночное зрение. Слайд. Глаза кошки.

А кобра, чтобы видеть ночью, использует специальную систему:

между глазами и ноздрями у неё есть особые ячейки, способные улавливать инфракрасное излучение, то есть тепловые лучи. Поэтому даже в темноте кобра в состоянии обнаружить жертву, излучающую тепло. Слайд. Кобра.

Системы видения в инфракрасных лучах используются военными. Существует специальная аппаратура (очки, бинокли), улавливающая в темноте тепловые лучи от тел и предметов и таким образом обнаруживающая их присутствие. Слайд. Очки, бинокли.

Опыт 2. Слабое зрение

Оборудование:

  • лист бумаги

  • карандаш

  • ручка с колпачком

Проведение опыта:

  1. Ставим на листе точку.

  2. Встаём от листа на расстоянии 75 см.

  3. Закрываем один глаз и пробуем попасть карандашом в нарисованную точку.

Результат:

при первой попытке карандаш коснётся листа далеко от точки.

  1. Возьмём в руки ручку и колпачок от неё.

Закрываем один глаз и пробуем надеть колпачок на ручку.

Результат:

при первой попытке ручка и колпачок не встретятся.

Это потому…

…что наши глаза передают в мозг два несколько отличных друг от друга изображения одного и того же предмета, так как видят его под разными углами. Мозг объединяет эти два изображения в одно объёмное. Именно благодаря стереоскопическому зрению мозг способен определять расстояние до предметов. Когда один глаз закрыт, очень трудно скоординировать движения - в частности, попасть в точку или надеть колпачок на ручку.

Вывод:

зрение двумя глазами позволяет нам определять размер предмета и расстояние до него.

Сравнение с животными.

У человека изображения, передаваемые двумя глазами, накладываются одно на другое. При этом получается объёмное стереоскопическое изображение. Такой вид зрения распространён у хищников, которым очень важно оценить расстояние до добычи. Для травоядных, наоборот, очень важно в целях безопасности иметь панорамный обзор местности. Поэтому глаза у них расположены по бокам головы, и поле зрения становится намного шире.

Слайд. Лев. Кролик.

Осязание

Осязание - это способность чувствовать прикосновения.

А что мы можем узнать с помощью осязания?

Опыт 3. Экзамен для кожи.

Оборудование:

  • ватный тампон

  • чайная ложка

Проведение опыта:

  1. Прикоснёмся ватным тампоном сначала к наружной стороне кисти, а потом к ладони.

  2. Коснёмся тампоном разных частей тела: лица, головы, руки, ноги, живота, спины.

  3. Коснёмся чайной ложкой языка, дёсен, внутренней части щёк.

Результат:

Все части тела способны ощущать прикосновение того или иного предмета.

Это потому…

… что разведчики осязания расположены по всему телу. Они способны воспринимать прикосновение и передавать этот сигнал в мозг.

Вывод:

Осязательные рецепторы расположены по всему телу.

Опыт 4.

Оборудование:

стеклянный стакан

Проведение опыта:

  1. Берём в одну руку стакан.

  2. Подышим на ладонь другой руки.

Результат:

Руки различают ощущения холода (от контакта со стаканом) и тепла (от дыхания).

Это потому…

…что некоторые рецепторы чувствительны к изменениям температуры и позволяют нам ощущать горячее и холодное.

Разведчики осязания разные:

тельца Мейснера находятся ближе всего к поверхности кожи и дают нам ощущение самого нежного контакта кожи с предметами. Слайд.

пластинчатые тельца Пачини расположены глубже, они отвечают за давление. Они привыкают к лёгким нагрузкам на наше тело: к тяжести одежды или весу наручных часов. Слайд.

тельца Руффини и Краузе реагируют на повышение или понижение температуры. Благодаря им мы чувствуем тело и холод. Слайд.

свободные нервные окончания с помощью боли сигналят нам о заболевании (например, зубная боль, укол…) Слайд.

Везде ли чувство осязания у нас одинаковое?

Опыт 5. Один или два карандаша?

Оборудование:

  • Два остро заточенных карандаша

  • Скотч

Проведение опыта:

  1. Соединяю два карандаша так, чтобы заточенные грифели были на одном уровне.

  2. Попрошу подругу закрыть глаза и повожу повожу карандашами о её руке. Спрошу, что она ощущает: одно или два касания?

  3. Попробую провести двумя карандашами по ноге, ступне, по пальцам, по губам, по локтю, по голове и по спине.

Результат:

Подруга не всегда может дать правильный ответ, но обязательно почувствует два кончика карандаша на губах и на руках.

Это потому…

…что разведчики осязания, отвечающие за давление и боль гуще расположены в самых важных местах: в подушечках пальцев, губах, ступнях ног. На спине их меньше и чувствительность там тоже меньше.

Вывод:

разведчики осязания распределены неравномерно по различным частям тела.

Сравнение с животными

У некоторых хищных млекопитающих вибриссы (усы) являются очень важным органом осязания. Слайд. Кошка.

Слух

Какие звуки воспринимает человеческое ухо?

Опыт 6.

Оборудование:

  • две линейки разной длины

  • скотч

  • стол

Проведение опыта:

  1. Линейки прикрепим к столу так, чтобы они выступали за его край.

Заставим вибрировать сначала короткую линейку. Потом длинную. Вывод:

Звуки достигают нашего уха благодаря колебаниям воздуха. Уши - разведчики звука. Ушная раковина собирает звук и направляет его в слуховой канал. Внутри уха находится сложный механизм. От звука он начинает дрожать. Эта дрожь по слуховому нерву передаётся в мозг.

Слайд. Строение человеческого уха.

Результат:

Длинная линейка при вибрации издаёт низкий звук, а короткая - более высокий.

Это потому…

… что звуки возникают при вибрации воздуха. Вибрация бывает разная и звуки поэтому разные. Звуки различаются по частоте, то есть по количеству колебаний в одну секунду. Высокие звуки появляются при большом числе колебаний в секунду, а более низкие - при меньшем.

Звук, который издают линейки, отличается ещё и по громкости.

Человеческое ухо воспринимает только звук с частотой от 20 до 20 тысяч колебаний в секунду.

Оно не улавливает ни слишком высокие, ни слишком низкие звуки. Самый низкий звук, который мы слышим, - это звук барабана, а высокого - это пение некоторых птиц.

Звук с частотой ниже 20 колебаний в секунду называется инфразвуком (например, гул при землетрясении).

Звук с частотой выше 20 тысяч колебаний в секунду называется ультразвуком (такие звуки издают при полёте летучие мыши, определяя таким образом препятствия на своём пути).

Сравнение с животными.

Дельфины и касатки очень чувствительны к ультразвуку.

Собаки тоже. Для обучения собак используются специальные ультразвуковые свистки. Их звук человеческое ухо не воспринимает.

Летучая мышь издаёт ультразвуковые сигналы. Она может обнаружить препятствие и добычу по времени, через которое звук возвращается, оттолкнувшись от дерева или от ночной бабочки.

Вкус и обоняние

Опыт 7.

Какие вкусовые ощущения определяет язык?

Оборудование:

  • пипетка

  • соль

  • мёд

  • лимонный сок

  • кофе

  • вода

  • хлеб

  • лист бумаги

  • карандаш

  • фломастеры

Проведение опыта:

  1. Срисуем на бумагу очертания языка и разделим на зоны, как показано на рисунке.

  2. С помощью пипетки капаем разные вещества на разные части языка. Соль и мёд разведём водой.

Попрошу подругу мне помочь.

  1. После каждого продукта промываем пипетку, съедаем кусочек хлеба или прополощем водой.

  2. Когда определим часть, наиболее чувствительную к сладкому, закрасим её на рисунке красным цветом. Жёлтым закрасим зону, наиболее чувствительную к лимонному соку, фиолетовым - к горькому кофе и, наконец, зелёным - зону, наиболее чувствительную к соли.

Результат:

Не все зоны языка одинаково чувствуют все вкусы. Каждая из них чувствительна к одному, определённому вкусовому раздражителю. В результате у нас получается схема вкусовых рецепторов, показанная на рисунке.

Это потому…

… что вкусовые сосочки, разведчики вкуса, покрывающие наш язык, не одинаковы: одни из них чувствуют сладкое (они находятся на кончике языка), другие особо чувствуют горькое (это задняя часть языка). По бокам языка находятся рецепторы, чувствительные к солёному и кислому. Ото всех них идут нервы в мозг. Слайд. Язык. Сосочки.

Вывод:

Язык - разведчик вкуса, настоящая химическая лаборатория, в которой анализируется пища.

Он различает 4 основных вкуса: сладкий, солёный, кислый и горький.

Ощущает ли наш нос вкус?

Опыт 8. С закрытым носом.

Оборудование:

  • миксер

  • яблоко

  • одна варёная картофелина

  • одна варёная морковка

  • чайная ложка

  • повязка на глаза

  • три стакана

Проведение опыта:

  1. По отдельности размельчу в миксере яблоко, картофелину, морковь и разложи по трём разным стаканам.

  2. Завяжу подруге глаза, попрошу её зажать нос пальцами.

  3. Дам ей попробовать по очереди три приготовленных пюре и попрошу отгадать, что она пробует.

Результат:

Подруга определит с трудом или вообще не различит предложенные образцы пюре.

Это потому…

… что обоняние помогает определить вкус. Когда нос не работает, вся еда кажется нам безвкусной и очень однообразной. Мы, конечно, отличим сладкое от солёного, кислое от горького, но с трудом определим весь букет хорошо приготовленного блюда. Именно поэтому еда не доставляет нам удовольствия во время насморка, когда у нас заложен нос.

Наш нос - разведчик запахов. Внутри его сидят маленькие клеточки с чувствительными волосками, которые обнаруживают разные запахи. От них идут нервы в мозг. Вот такая у нас разведка!

У человека обоняние имеет меньшее значение, чем зрение или слух. Но для некоторых людей нос служит дорогим рабочим инструментом. Это дегустаторы вин и парфюмеры. Они могут различать большое количество запахов вин и духов в отличие от обычного человека. Перед тем, как попробовать вино на вкус, дегустатор тщательно изучает его аромат.

Слайд. Дегустаторы. Парфюмеры.

Вывод:

Мы воспринимаем запах с помощью носа - органа обоняния (способность человека чувствовать запахи). Вкус и обоняние работают вместе.

Сравнение с животными

Пчёлы и бабочки определяют запах бугорками, которые находятся у них на лапках. Слайд.

Змеи с помощью языка выслеживают свою добычу: они постоянно высовывают язык в поисках молекул запаха. По ним они находят место, где затаилась добыча. Слайд.

Некоторые рыбы чувствуют запах всей поверхностью своего тела. Слайд.

Почтовые голуби в своих перелётах ориентируются в основном по обонянию. Они запоминают запахи по всему маршруту перелёта и составляют для себя навигационную карту запахов. Когда их лишали возможности использовать обоняние, они находили обратную дрогу с большим трудом. Слайд.

Обоняние собаки развито несравнимо сильнее, чем у человека. Но это касается не всех запахов. Например, собака не очень чувствительна к запахам цветов и духов, зато она очень чувствительна к запаху животных жиров, а особенно к человеческому поту. Поэтому для розыска людей часто используют обученных собак. Собаки участвуют в поиске заваленных людей при стихийных бедствиях (снежных лавинах, землетрясениях). Слайд.

Заключение

Таким образом, проведённое исследование подтвердило нашу гипотезу на опытном уровне. Благодаря работе органов чувств мы получаем необходимую информацию об окружающем мире. Мозг перерабатывает эту информацию, и в результате мы видим, слышим, ощущаем прикосновения, запахи и вкус.



© 2010-2022