Открытый урок по самопознанию 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки

Республики Казахстан

КГУ «Средняя школа Бакырчик»

Открытый урок

по самопознанию

на тему:

«Щедрость и великодушие»

3 класс



Открытый урок по самопознанию 3 класс

Омартаева А.А

Учитель начальных классов

КГУ СШ Бакырчик



п.Ауэзов

2015 год Цель урока:

  • расширять представление о щедрости и великодушии.
Задачи урока:
  • раскрыть значение понятий «щедрость»», «скупость», «великодушие»;
  • развивать стремление совершать добрые поступки;
  • воспитывать чуткое и внимательное отношение к окружающим оюдям.
Тип; комбинированный Методы: словесный, наглядный, практический. Оборудование: учебник, мультфильм «Просто так», фонограмма песни «От улыбки», листочки для рисования, карандаши.

Ход урока.

1. Позитивный настрой. (под музыку) (Слайд 1-2).

- Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как частичка космоса, как маленькое солнышко: светит и озаряет светом, согревает всех своим теплом. Радуйтесь, удивляйте и удивляйтесь миром, в котором живёте.

- А сейчас, ребята, поприветствуйте наших гостей.

Учащиеся: Здравствуйте!
Миг.
Не привыкайте к чудесам,-
Дивитесь им, дивитесь.
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг,
За шагом шаг,
Впадайте в изумленье.
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье!
- Так давайте же увеличивать добро на земле, хотя бы вокруг нас. А иначе нельзя!
- А сейчас сожмите ладошку в кулак. Как вы думаете, на что похож наш кулачок? Оказывается наш кулак - это размер нашего сердца, которое находится у нас в груди.

(Слайд 3)
Сердце я своё открою,
Счастьем поделюсь с тобою.
Все хорошие слова,
Говорю я для тебя!

2. Проверка домашнего задания. (Слайд 4)

- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (О доброжелательности)

- Что вам было задано на дом? (Написать на лепестках цветка, как можно проявить доброжелательность по отношению к окружающим)

- Расскажите, что же вы написали?

- Радуетесь ли вы успехам друга? Расскажите об этом.

- Как проявляется доброжелательность в дружбе?

- Молодцы, с домашним заданием вы справились. Ну а сегодня на уроке мы продолжаем наше знакомство с человеческими ценностями и будем говорить о щедрости и великодушие.

3. Чтение стихотворения учеником. (Слайд 5)

Не для себя деревья плодоносят,

И реки чистых вод своих не пьют.

Не просят хлеба для себя колосья,

Дома не для себя хранят уют.

Себя мы с ними сравнивать не будем,

Но каждый знает, эту жизнь любя,

Что чем щедрее отдаешь ты людям,

Тем краше, радостней живешь ты для себя.

4. Высказывание к уроку. (Слайд 6)

Цитатой нашего урока станет сегодня народная мудрость.
Настоящая щедрость - делать что-нибудь хорошее так, чтобы об этом не узнали.

- Как вы понимаете смысл изречения? (ответы учащихся)

- Что такое бескорыстие?
- Что значит быть щедрым, быть великодушным?

- Как мы называем людей, которые не умеют проявлять щедрость? Щедрость - свойство человека, охотно оказывать помощь. (слайд 7) Великодушие - свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствие злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. Бескорыстие - отсутствие стремления к личной выгоде, корысти.

5. Чтение. (Слайд 8)
Сорок золотых.

Притча. Один падишах собрал самых выдающихся зодчих и приказал им выстроить такой дворец, в котором размещалось бы огромная золотая кладовая с сорока окнами. Спустя некоторое время такой дворец, благодаря усилиям зодчих и строителей, появился на самом видном месте его столицы. Падишах приказал заполнить размещавшуюся в нем кладовую золотыми монетами и сделать ее государственной казной. Со всей страны в столицу потянулись повозки с золотыми монетами. Когда работа была закончена и казна была заполнена, глашатаи объявили указ падишаха: «Слушайте все! По воле царя царей, фонтана щедрости, выстроена новая казна-дворец с сорока окнами. С этого дня сам падишах через окна будет раздавать золото всем нуждающимся. Прославляйте же деяния самого щедрого царя!». Неудивительно, что к дворцу потекли бесчисленные толпы народа. Изо дня в день падишах появлялся в одном из сорока окон и одаривал каждого просителя золотой монетой. Раздавая милостыню, он обратил внимание на одного дервиша, который каждый день подходи к окну, получал золотую монету и уходил. Поначалу монарх решил, что дервиш берет золото для какого-нибудь бедняка, который не в состоянии прийти за милостыней сам. Затем, увидев его снова, он подумал: «Может быть, он следует дервишскому принципу тайной щедрости и одаривает золотом других». И так каждый день, завидев дервиша, он придумывал ему какое-нибудь оправдание. Но когда дервиш пришел на сороковой день и, по своему обыкновению, опять молча взял золотую монету, терпению падишаха пришел конец. Схватив его за руку, монарх в страшном гневе закричал: - Неблагодарное ничтожество! Ты еще ни разу не поклонился мне, не произнёс ни одного благодарного слова за мое благодеяние. Ты что же, копишь эти деньги или даешь их в рост? Ты только позоришь высокую честь дервиша! Только разгневанный падишах умолк, дервиш достал из рукава сорок золотых монет, которые он получил в течении сорока дней и сказал: - Знай, о падишах, что щедрость только тогда воистину щедрость, когда проявляющий ее соблюдает три условия…

  • Подумайте и скажите, какие три условия необходимы для человека, который стремится стать щедрым и великодушным по-настоящему?

(Ответы учащихся)

Окончание …Дервиш продолжал: - Первое условие - давать, не думая о своей щедрости. Второе условие - не ждать ничего взамен. И третье - доверять, не питать в душе подозрений. Но падишаху так и не удалось стать воистину щедрым, ведь он стремился к щедрости только потому, что хотел прославиться среди людей. - Щедрость - бесценное качество человека, оказание бескорыстной помощи. Проявлять щедрость - значит стремиться помогать тем, кто нуждается в помощи.

Вопросы
- Что значит быть щедрым человеком?
- Что значит быть великодушным?
(ответы детей)

Зодчий -

Дервиш - мусульманский нищенствующий монах.

6.Игра «да-нет». (Слайд 9)
Учащиеся хором отвечают словами «да» или «нет» на вопрос:
Является ли щедрым человек, который ….
- всегда делится всем, что имеет?
- ждет ответной благодарности?
- радуется, когда делает подарки?
- замечает, что кому-то нужна его помощь?
- подсчитывает, сколько добра он сделал другим людям?
- всегда напоминает о том, что кому-то что-то подарил?
- счастлив, когда у других появляется что-то хорошее?

7. Просмотр отрывка из мультфильма «Просто так» (слайд 10)

  • Кого из героев мультфильма можно назвать щедрым и бескорыстный?

  • В чем это проявлялось?

Задание. (Слайд 11)
Чтение стихотворения из учебника стр.67 (учащимися).
Вишня
М.Исаковский
В ясный полдень, на исходе лета
Шел старик дорогой полевой,
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами на поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память у дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь, и в высоту,
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят, экая досада,
Я об этом вовсе не тужу».
И решил он:
«Все равно на память
У дороги вишню посажу».
Вопросы:
- Как вы думаете, в чем проявились щедрость и великодушие пожилого человека?
(ответы учащихся)
- Человеку от природы свойственно быть щедрым и великодушным, дарить радость людям.
- Ребята, в вашей жизни бывали случаи, когда приходилось делиться чем-либо, а может и прощать, просить прощения?

8. Творческая деятельность. (Слайд 11)
Учащимся предлагается изготовить подарок для гостя в классе, просто так!- Нарисуйте самый красивый букет, и напишите на нем добрые пожелания. А в конце урока подарите этот букет кому - нибудь из наших гостей.

Лучистое солнце не делится на части. (Слайд 14)

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям своим подарить.

9. Домашнее задание.

Учащиеся должны написать, какие поступки своих родных, друзей, знакомых они считают проявлением щедрости и великодушия.

10. Минутка тишины. (Слайд 15)под музыку

- А сейчас я вас приглашаю побыть наедине со своими мыслями. Если хотите, можете закрыть глаза. Послушайте музыку и представьте себе, что вы пришли на зеленую поляну (пауза). Светит нежное ласковое солнце. Солнышко прикасается к вам своими нежными лучиками, и вам становится хорошо и приятно (пауза). На поляне много красивых цветов, над которыми летают красивые бабочки (пауза). Этих бабочек послали родители Вики, Алисы, Жени, Насти, Жалгаса, Алема, Кати, Светы, Айбека. (перечисляет имена всех присутствующих детей). Бабочки покружились и сели вам на руку (пауза). Почувствуйте, как приятно, когда бабочка прикасается к вам и остается с вами навсегда (пауза). Почувствуйте, как ваше сердце любит окружающий мир, родную семью (пауза). Почувствуйте, как хорошо вам в вашей семье (пауза). Поднимите бабочку руками высоко - высоко к солнцу и отпустите ее (пауза). Пусть она полетит и всему миру расскажет, какая у вас замечательная, прекрасная и счастливая семья. Скажите бабочке «спасибо». Пожелайте вашей семье, вашему дому счастья и благополучия. Берегите свою семью. Дорожите своим домом. Откройте глаза. Потянитесь. Вздохните. Молодцы!

- Ребята, что можете сделать вы, чтобы ваша семья была счастливой?

- Я думаю, каждому из вас уже в таком возрасте есть за что сказать «спасибо» своим родителям.

Обобщение (под музыку) (Слайд 16)
- Щедрость и великодушие - это ценности, живущие в сердце человека, который бескорыстно, из самых лучших побуждений спешит на помощь, ничего не требуя взамен. Щедрость человека проявляется не только в умении дарить материальные блага, но и в умении быть добрым, отзывчивым, поддерживать добрым словом, теплым взглядом.
- Посмотрите на доску: корабль, плывущий по волнам. Это - корабль жизни. Я вам желаю, чтобы ваши маленькие кораблики, которые только сейчас начинают свое большое плаванье, плыли по волнам «доброты», «любви», «щедрости», «великодушия» (учитель прикрепляет на доску волны, на которых написаны данные слова). В добрый вам путь по волнам вашей счастливой жизни.
(Слайд 17)

- На этом наш урок самопознания окончен, благодарю вас за внимание и работу на уроке. До скорой встречи!


© 2010-2022