Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Память о прошлом»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хикматуллина Лена Мадехатовна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 22»

г. Набережные Челны

Республики Татарстан

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

Тип урока: Открытие нового знания

Технологическая карта урока

Тема

Память о прошлом.

Цели и задачи


Образовательная цель: - помочь осознать важность изучения и использования в современной жизни опыта, накопленного поколениями предков. Задачи: - формировать первичное представления об истории - науке о прошлом, исторических источниках; - подчеркнуть значение изучения прошлого.
Формировать УУД: - обнаруживать и формулировать учебную проблему самостоятельно; формулировать цель урока самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы (Регулятивные УУД); - оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; извлекать информацию, представленную в разной форме (текст, рисунок) (Познавательные УУД).

Основные понятия

История, исторические источники.

Оборудование

- Вахрушев А.А. Окружающий мир. Моё отечество. 3 класс. Часть 2. Стр. 22-24

- презентация по теме

- листы А 4 со статьёй (15 штук)

- индивидуальные задания на листах А4 (28 штук)

-электронная физкультминутка «Египет»

Организация пространства

Индивидуальная, фронтальная работа.



Этапы урока


Задания для учащихся


Деятельность

учителя


Деятельность

учеников I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Слайд 2.

Проговорить и объяснить девиз урока:

«Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не научится».

- Девизом нашего урока будут слова: «Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не научится».

- Значит, что мы сегодня будем делать на уроке?

- А о чём могут быть наши вопросы?

- А отвечать на вопросы мы будем?

- Спрашивать, задавать вопросы. - О предках, об исторических событиях, … - Будем. II. Определяем основной вопрос урока (8 мин) Цель: - организовать постановку проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог (приём 1 - предъявление противоречия). Прочитать статью на стр. 22. Примечание: диалог напечатан на отдельных листочках.



Найти противоречие, задать проблемный вопрос. - Однажды между Илюшей и папой состоялся вот такой разговор. - Алиса нам прочитает вслух, а остальные следят и читают про себя. Слайд 3. - Ребята, вот памятник, о котором идёт речь.
- С чем не согласен Илюша? Вывешивает табличку. Приложение 1. - Как он считает? - А что такое история? Слайд 4. - В толковом словаре Дмитрия Николаевича Ушакова даётся такое толкование этого слова. - История - совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества; прошлое. Вывешивает табличку. Приложение 1. - Прошлое - это то, что было раньше. - Свидетели событий прошлых столетий живы? Примечание: иметь ввиду 100 и больше лет назад. Вывешивает табличку. Приложение 1. - А мы можем узнать о прошлом?
- Какое заметили противоречие?
- Какой возникает вопрос?



- Перед вами памятник «Тысячелетие России»…



- С тем, что история живая.
- История не может быть живой. Высказывают свои предположения.






- Нет.

- Можем.
Живых свидетелей событий нет, но мы о прошлом узнаём. - Как (откуда) мы узнаём о прошлом, если нет живых свидетелей событий? III. Формулировка темы, постановка цели урока (2 мин)
Определить цель урока. Сформулировать тему.




- Вот на этот главный вопрос мы с вами и попробуем найти ответ. - Это может быть целью нашего урока? - Прочитайте слова древнеримского философа Марка Цицерона. Слайд 5. - Эти слова могут быть темой нашего урока?

- Может.
- История - свидетель прошлого, живая память …
- Могут. IV. Открытие нового знания (8 мин) Цель: - организовать поиск решения учебной проблемы через подводящий от проблемы диалог.

Физкультминутка «Египет» (2 мин).
Найти ответ на основной вопрос урока.



- Как называется то место, где мы смогли побывать вместе с героями физкультминутки? - Кто посещает музей? - Зачем? - Какие предметы помогают узнать о прошлом? Слайды 6, 7 Показывает слайды и спрашивает. - Мы ответили на основной вопрос урока?
- Проверим наше предположение. - Откройте учебник на стр. 22 и найдите статью «Родники истории». Слайд 8. - Родник - это водный источник, бьющий, текущий из глубины земли; естественный выход подземных вод на земную поверхность. - Если родник - это водный источник. - То можно предположить, что родники истории - тоже источники? - Только какие? - Так, о чём мы будем читать статью? - Настя нам прочитает вслух. А остальные следят. - Оправдалось наше предположение? - Что такое исторические источники?
- Какие исторические источники вы видите на стр. 23.
- Назовите основной вопрос урока.
- Как мы на него ответим?

- Музей.
- Люди? - Чтобы узнать о прошлом. - Орудия труда, человеческие останки, деньги, предметы быта, одежда, украшения.
- Ответили.








- Можно.
- Исторические. - Мы будем читать об исторических источниках.
- Оправдалось. - Это предметы, которые помогают нам узнать о прошлом. - Военные доспехи, сумки …
- Откуда мы узнаём о прошлом, если нет живых свидетелей событий? - Узнать о прошлом нам помогают исторические источники. VI. Применение нового знания (7 мин)

Найти исторические источники.


Договориться о критериях оценивания.








Самопроверка по образцу.

Самооценка по алгоритму.
- А сейчас проверим, как мы умеем распознавать исторические источники. - Задание: рассмотреть фотографии и зачеркнуть те, на которых нет исторических источников. - Давайте договоримся, как мы будем оценивать свою работу. - За что мы поставим отметку «5»? Вывешивает критерии.

«5» - без ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки - На выполнение задания даю 1 минуту.

- А теперь проверим. Если верно - «+».

Вывешивает те фотографии, на которых есть исторические источники.

- Слайд 9.

- Используя алгоритм самопроверки, оцените свою работу.

- Кто желает вслух проговорить?

- Поднимите руки, кто поставил отметку «5»?

- Кто поставил «4»?

- После урока сдадите свои листочки.

- Тройки ставить в журнал не будем.





Предлагают критерии оценивания.



Выполняют задание самостоятельно.




2 ученика проговаривает алгоритм.
VII. Итог урока. Домашнее задание. (3 мин)
Проговорить основной вопрос урока. - На какой главный вопрос мы искали ответ?
- Как мы на него ответили?
- А зачем нам знать о прошлом? - Проверить свои предположения вы сможете, прочитав статью на стр. 24-25. - А желающие получить отметку на следующем уроке могут подготовить выступление по теме «История моего города». Форму выступления выбираете самостоятельно. - Откуда мы узнаём о прошлом, если нет живых свидетелей событий? - Узнать о прошлом нам помогают исторические источники. Высказывают свои предположения.


Приложение 1.

ЖИВАЯ ИСТОРИЯ

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Память о прошлом»

ПРОШЛОЕ

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Память о прошлом»

НЕТ ЖИВЫХ СВИДЕТЕЛЕЙ СОБЫТИЙ

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Память о прошлом»

МОЖЕМ УЗНАТЬ О ПРОШЛОМ

НИКТО НЕ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ О ПРОШЛОМ

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Память о прошлом»Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Память о прошлом»

ОТКУДА ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ, ЕСЛИ ЖИВЫХ СВИДЕТЕЛЕЙ НЕТ

© 2010-2022