- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Память о прошлом»
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Память о прошлом»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хикматуллина Л.М. |
Дата | 01.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Хикматуллина Лена Мадехатовна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 22»
г. Набережные Челны
Республики Татарстан
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3 класс
Тип урока: Открытие нового знания
Технологическая карта урока
-
Тема
Память о прошлом.
Цели и задачи
Образовательная цель: - помочь осознать важность изучения и использования в современной жизни опыта, накопленного поколениями предков. Задачи: - формировать первичное представления об истории - науке о прошлом, исторических источниках; - подчеркнуть значение изучения прошлого.
Формировать УУД: - обнаруживать и формулировать учебную проблему самостоятельно; формулировать цель урока самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы (Регулятивные УУД); - оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; извлекать информацию, представленную в разной форме (текст, рисунок) (Познавательные УУД).
Основные понятия
История, исторические источники.
Оборудование
- Вахрушев А.А. Окружающий мир. Моё отечество. 3 класс. Часть 2. Стр. 22-24
- презентация по теме
- листы А 4 со статьёй (15 штук)
- индивидуальные задания на листах А4 (28 штук)
-электронная физкультминутка «Египет»
Организация пространства
Индивидуальная, фронтальная работа.
-
Этапы урока
Задания для учащихся
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Слайд 2.
Проговорить и объяснить девиз урока:
«Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не научится».
- Девизом нашего урока будут слова: «Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не научится».
- Значит, что мы сегодня будем делать на уроке?
- А о чём могут быть наши вопросы?
- А отвечать на вопросы мы будем?
- Спрашивать, задавать вопросы. - О предках, об исторических событиях, … - Будем. II. Определяем основной вопрос урока (8 мин) Цель: - организовать постановку проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог (приём 1 - предъявление противоречия). Прочитать статью на стр. 22. Примечание: диалог напечатан на отдельных листочках.
Найти противоречие, задать проблемный вопрос. - Однажды между Илюшей и папой состоялся вот такой разговор. - Алиса нам прочитает вслух, а остальные следят и читают про себя. Слайд 3. - Ребята, вот памятник, о котором идёт речь.
- С чем не согласен Илюша? Вывешивает табличку. Приложение 1. - Как он считает? - А что такое история? Слайд 4. - В толковом словаре Дмитрия Николаевича Ушакова даётся такое толкование этого слова. - История - совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества; прошлое. Вывешивает табличку. Приложение 1. - Прошлое - это то, что было раньше. - Свидетели событий прошлых столетий живы? Примечание: иметь ввиду 100 и больше лет назад. Вывешивает табличку. Приложение 1. - А мы можем узнать о прошлом?
- Какое заметили противоречие?
- Какой возникает вопрос?
- Перед вами памятник «Тысячелетие России»…
- С тем, что история живая.
- История не может быть живой. Высказывают свои предположения.
- Нет.
- Можем.
Живых свидетелей событий нет, но мы о прошлом узнаём. - Как (откуда) мы узнаём о прошлом, если нет живых свидетелей событий? III. Формулировка темы, постановка цели урока (2 мин)
Определить цель урока. Сформулировать тему.
- Вот на этот главный вопрос мы с вами и попробуем найти ответ. - Это может быть целью нашего урока? - Прочитайте слова древнеримского философа Марка Цицерона. Слайд 5. - Эти слова могут быть темой нашего урока?
- Может.
- История - свидетель прошлого, живая память …
- Могут. IV. Открытие нового знания (8 мин) Цель: - организовать поиск решения учебной проблемы через подводящий от проблемы диалог.
Физкультминутка «Египет» (2 мин).
Найти ответ на основной вопрос урока.
- Как называется то место, где мы смогли побывать вместе с героями физкультминутки? - Кто посещает музей? - Зачем? - Какие предметы помогают узнать о прошлом? Слайды 6, 7 Показывает слайды и спрашивает. - Мы ответили на основной вопрос урока?
- Проверим наше предположение. - Откройте учебник на стр. 22 и найдите статью «Родники истории». Слайд 8. - Родник - это водный источник, бьющий, текущий из глубины земли; естественный выход подземных вод на земную поверхность. - Если родник - это водный источник. - То можно предположить, что родники истории - тоже источники? - Только какие? - Так, о чём мы будем читать статью? - Настя нам прочитает вслух. А остальные следят. - Оправдалось наше предположение? - Что такое исторические источники?
- Какие исторические источники вы видите на стр. 23.
- Назовите основной вопрос урока.
- Как мы на него ответим?
- Музей.
- Люди? - Чтобы узнать о прошлом. - Орудия труда, человеческие останки, деньги, предметы быта, одежда, украшения.
- Ответили.
- Можно.
- Исторические. - Мы будем читать об исторических источниках.
- Оправдалось. - Это предметы, которые помогают нам узнать о прошлом. - Военные доспехи, сумки …
- Откуда мы узнаём о прошлом, если нет живых свидетелей событий? - Узнать о прошлом нам помогают исторические источники. VI. Применение нового знания (7 мин)
Найти исторические источники.
Договориться о критериях оценивания.
Самопроверка по образцу.
Самооценка по алгоритму.
- А сейчас проверим, как мы умеем распознавать исторические источники. - Задание: рассмотреть фотографии и зачеркнуть те, на которых нет исторических источников. - Давайте договоримся, как мы будем оценивать свою работу. - За что мы поставим отметку «5»? Вывешивает критерии.«5» - без ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки - На выполнение задания даю 1 минуту.
- А теперь проверим. Если верно - «+».
Вывешивает те фотографии, на которых есть исторические источники.
- Слайд 9.
- Используя алгоритм самопроверки, оцените свою работу.
- Кто желает вслух проговорить?
- Поднимите руки, кто поставил отметку «5»?
- Кто поставил «4»?
- После урока сдадите свои листочки.
- Тройки ставить в журнал не будем.
Предлагают критерии оценивания.
Выполняют задание самостоятельно.
2 ученика проговаривает алгоритм.
VII. Итог урока. Домашнее задание. (3 мин)
Проговорить основной вопрос урока. - На какой главный вопрос мы искали ответ?
- Как мы на него ответили?
- А зачем нам знать о прошлом? - Проверить свои предположения вы сможете, прочитав статью на стр. 24-25. - А желающие получить отметку на следующем уроке могут подготовить выступление по теме «История моего города». Форму выступления выбираете самостоятельно. - Откуда мы узнаём о прошлом, если нет живых свидетелей событий? - Узнать о прошлом нам помогают исторические источники. Высказывают свои предположения.
Приложение 1.
ЖИВАЯ ИСТОРИЯ
ПРОШЛОЕ
НЕТ ЖИВЫХ СВИДЕТЕЛЕЙ СОБЫТИЙ
МОЖЕМ УЗНАТЬ О ПРОШЛОМ
НИКТО НЕ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ О ПРОШЛОМ
ОТКУДА ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ, ЕСЛИ ЖИВЫХ СВИДЕТЕЛЕЙ НЕТ