- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Золотая хохлома» (3 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Золотая хохлома» (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фризоргер Т.О. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок изобразительного искусства.
Тема урока: «Золотая хохлома»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: формирование представления о хохломской росписи.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с изделиями мастеров хохломской росписи;
- воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать;
- развивать в детях патриотические чувства.
Оборудование:
- Рабочая тетрадь О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская «Изобразительное искусство» 3 класс.
- Наглядный материал (поэтапное выполнение хохломской росписи)
- Презентация
Ход урока.
-
Организационный момент.
Цель: мотивация к действиям на уроке.
- Здравствуйте ребята! Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами. Эти вещи радуют нас своей красотой.
2. Актуализация знаний. Проверка усвоения предыдущих знаний.
- Представьте себе, что художников нет. Какими бы стали все вещи, предметы которыми мы с вами пользуемся? (Скучными, серыми, невзрачными)
- Вот нарядные ткани. Кто придумал для них рисунок? (Художники по тканям)
- На заводе, где делают посуду тоже не обойтись без художника. Кто нарисует красивые узоры для кастрюль, тарелок, чашек и чайников? (Художник)
- Без художников не обойтись. Почему? (Потому что все, чем пользуются люди, все, что нас окружает, обязательно должно быть не только полезным и удобным, но и красивым.)
3. Подготовка к изучению новой темы. Создать мотив к учебному исследованию.
- Где сделано большинство предметов с красивыми узорами, которые вы видите в школе, дома, в магазине? (Большинство предметов сделано на заводах и фабриках)
- Ребята, а как художники на фабриках и заводах создают узоры? Они, что рисуют на каждом предмете? (Там художники создают образец, и по нему на машинах и станках изготовляют много одинаковых предметов.)
- Ребята, а где мы можем увидеть такие предметы? (Такие предметы мы может увидеть у друзей, на полках разных магазинов)
- А что это за предметы? (Различные коробки конфет одинаковой окраски, громадные рулоны тканей с одинаковым рисунком…)
- Верно, но есть и другие красивые предметы, (1слайд) которые расписаны отдельно, вручную народными художниками. (2слайд)
- Дымковская игрушка, (3слайд) гжельская посуда - эти все вещи сделаны из глины. А сегодня мы начнем знакомство с работой мастеров изготовляющих свои изделия из дерева.
Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. (4слайд)
Художественная резьба и (5 слайд) роспись по дереву являются едва ли не самыми древними видами русского народного творчества.
4. Открытие нового знания.
Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село под названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, березы). Посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда на ярмарки для продажи. Потому и называется посуда хохломской. (7слайд) Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Очень важным было использование металлического порошка, которым изделие как бы припудривалось. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет. Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое. (8слайд) Вначале основой узор напоминал детское изображение солнца. Он назывался «рыжик», «ярило», «красное» и сохранился ещё с языческих времён. Основной рисунок - колосья, ягоды, листья, цветы и, главное трава. «Травка» - чёрно-красная трава по золотистому фону - считается классической для хохломского художника. (9слайд) Другой традиционный узор получил название «кудрины» (от слова «кудри» - вьющиеся волосы).
-Давайте рассмотрим, какие узоры рисовали хохломские мастера.
Откройте стр.69. Какие цвета использовал художник? (Черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)
-Теперь вы понимаете почему говорят «Золотая Хохлома»?
-А какие узоры использовали художники? (В узорах есть ягоды, листья, декоративные цветы)
-Ещё есть элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». -Ребята, мы сегодня побываем в роли хохломских художников. Откройте стр.30. Посмотрите на рисунок слева.
-Из каких элементов состоит орнамент? (Орнамент состоит из плавно изогнутых веток с ягодами, листьями, цветами)
-Какие цвета мы будем использовать? (Желтый, черный, красный)
5. Первичное закрепление.
-Ребята, посмотрите на этапы выполнения хохломской росписи.
-
Сначала мы работаем простым карандашом (на бумаге желтого цвета рисуем простым карандашом плавно изогнутую ветку, затем все остальные элементы, т.е. листочки, цветы и ягоды.)
-
На втором этапе мы работаем в цвете (тон раскрашиваем в черный цвет). Ждем пока высохнет краска.
-
На третьем этапе мы работаем с красным и желтым цветом (раскрашиваем ягоды в красный цвет, делаем заготовки для цветков и обводим желтым цветом плавно изогнутую ветку). Ждем, пока высохнет краска.
-
На четвертом этапе мы работаем с красным и черным цветом. Оживляем наш рисунок. (Работа тонкой кистью)
6. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось: какие элементы у вас получились хорошо, а над чем надо еще поработать.
7. Задание на дом. Дать установку на тренировку определенных умений.
- Ребята, кто не успел сделать задание, то нужно доделать дома и принести рисунок завтра.
- Все хорошо поработали! Спасибо за урок!