Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Золотая хохлома» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства.

Тема урока: «Золотая хохлома»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование представления о хохломской росписи.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с изделиями мастеров хохломской росписи;

- воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать;

- развивать в детях патриотические чувства.

Оборудование:

- Рабочая тетрадь О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская «Изобразительное искусство» 3 класс.

- Наглядный материал (поэтапное выполнение хохломской росписи)

- Презентация

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Цель: мотивация к действиям на уроке.

- Здравствуйте ребята! Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами. Эти вещи радуют нас своей красотой.

2. Актуализация знаний. Проверка усвоения предыдущих знаний.

- Представьте себе, что художников нет. Какими бы стали все вещи, предметы которыми мы с вами пользуемся? (Скучными, серыми, невзрачными)

- Вот нарядные ткани. Кто придумал для них рисунок? (Художники по тканям)

- На заводе, где делают посуду тоже не обойтись без художника. Кто нарисует красивые узоры для кастрюль, тарелок, чашек и чайников? (Художник)

- Без художников не обойтись. Почему? (Потому что все, чем пользуются люди, все, что нас окружает, обязательно должно быть не только полезным и удобным, но и красивым.)

3. Подготовка к изучению новой темы. Создать мотив к учебному исследованию.

- Где сделано большинство предметов с красивыми узорами, которые вы видите в школе, дома, в магазине? (Большинство предметов сделано на заводах и фабриках)

- Ребята, а как художники на фабриках и заводах создают узоры? Они, что рисуют на каждом предмете? (Там художники создают образец, и по нему на машинах и станках изготовляют много одинаковых предметов.)

- Ребята, а где мы можем увидеть такие предметы? (Такие предметы мы может увидеть у друзей, на полках разных магазинов)

- А что это за предметы? (Различные коробки конфет одинаковой окраски, громадные рулоны тканей с одинаковым рисунком…)

- Верно, но есть и другие красивые предметы, (1слайд) которые расписаны отдельно, вручную народными художниками. (2слайд)

- Дымковская игрушка, (3слайд) гжельская посуда - эти все вещи сделаны из глины. А сегодня мы начнем знакомство с работой мастеров изготовляющих свои изделия из дерева.

Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. (4слайд)

Художественная резьба и (5 слайд) роспись по дереву являются едва ли не самыми древними видами русского народного творчества.

4. Открытие нового знания.

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село под названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, березы). Посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда на ярмарки для продажи. Потому и называется посуда хохломской. (7слайд) Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Очень важным было использование металлического порошка, которым изделие как бы припудривалось. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет. Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое. (8слайд) Вначале основой узор напоминал детское изображение солнца. Он назывался «рыжик», «ярило», «красное» и сохранился ещё с языческих времён. Основной рисунок - колосья, ягоды, листья, цветы и, главное трава. «Травка» - чёрно-красная трава по золотистому фону - считается классической для хохломского художника. (9слайд) Другой традиционный узор получил название «кудрины» (от слова «кудри» - вьющиеся волосы).

-Давайте рассмотрим, какие узоры рисовали хохломские мастера.

Откройте стр.69. Какие цвета использовал художник? (Черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)

-Теперь вы понимаете почему говорят «Золотая Хохлома»?

-А какие узоры использовали художники? (В узорах есть ягоды, листья, декоративные цветы)

-Ещё есть элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». -Ребята, мы сегодня побываем в роли хохломских художников. Откройте стр.30. Посмотрите на рисунок слева.

-Из каких элементов состоит орнамент? (Орнамент состоит из плавно изогнутых веток с ягодами, листьями, цветами)

-Какие цвета мы будем использовать? (Желтый, черный, красный)

5. Первичное закрепление.

-Ребята, посмотрите на этапы выполнения хохломской росписи.

  1. Сначала мы работаем простым карандашом (на бумаге желтого цвета рисуем простым карандашом плавно изогнутую ветку, затем все остальные элементы, т.е. листочки, цветы и ягоды.)

  2. На втором этапе мы работаем в цвете (тон раскрашиваем в черный цвет). Ждем пока высохнет краска.

  3. На третьем этапе мы работаем с красным и желтым цветом (раскрашиваем ягоды в красный цвет, делаем заготовки для цветков и обводим желтым цветом плавно изогнутую ветку). Ждем, пока высохнет краска.

  4. На четвертом этапе мы работаем с красным и черным цветом. Оживляем наш рисунок. (Работа тонкой кистью)

6. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось: какие элементы у вас получились хорошо, а над чем надо еще поработать.

7. Задание на дом. Дать установку на тренировку определенных умений.

- Ребята, кто не успел сделать задание, то нужно доделать дома и принести рисунок завтра.

- Все хорошо поработали! Спасибо за урок!



© 2010-2022