Конспект открытого урока по литературному чтению «С. А. Есенин «Стихи о Родине» 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по УМК «Школа 21 века»

Тема: «С.А. Есенин «Стихи о Родине»

Цель урока:

1.Познакомить с творчеством великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, определить главную тему его произведений (тему Родины).

2. Совершенствовать умение выразительного чтения стихотворных произведений, как результат понимания текста; развивать умение сопоставлять словесное описание в произведении с картинным, музыкальным, устанавливая межпредметные связи.

Планируемые результаты:

предметные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение, выполнение анализа;

личностные УУД: самоопределение; нравственно-этическая ориентация; формирование национального самосознания (любовь к Родине), гражданской идентичности;

регулятивные УУД: целеполагание, формирование учебной проблемы, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивание результатов деятельности (рефлексирование);

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, развитие навыков совместной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, портрет С.А. Есенина, плакат «Год литературы в России»,

(ИКТ); учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» (часть 2); тетрадь Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» (часть 2).

Эпиграф урока:

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине».

«Чувство Родины - основное в моем творчестве».

С. Есенин





Ход урока:

I. Орг. момент.

- Тихо в классе, тихо в школе.

Все на месте?

Все готовы?

Ну-ка улыбнитесь!

Здравствуйте, садитесь.


  • Ребята, сегодня урок литературного чтения у вас буду вести я, напомню, меня зовут Татьяна Николаевна.


  • И сразу начну с проблемы! Дело в том, что

«Наше общество стало катастрофически мало читать»,- об этом президент РФ В.В. Путин говорил на прошлогоднем Российском литературном собрании, тогда же было заявлено о необходимости повышать интерес к чтению у подростков. Глава государства подчеркнул, что снижение читательского интереса регистрируют во всем мире, но это вовсе не значит, что Россия должна следовать такой моде.

И вот 12 июня 2014 года Владимир Путин подписал Указ о проведении Года литературы в России в 2015 году.

Цель - существенно повысить интерес российских граждан к классической и современной литературе и чтению.

- Запомните это, пожалуйста. А напоминать вам об этом целый год будет вот такой плакат.

  • Ну а мы эту проблему будем разрешать через уроки литературного чтения.

  • Начнем?!


  1. Введение в тему урока. Целеполагание.

1. Вступительное слово учителя.

Аудиопрослушивание.

- Ребята сейчас вы прослушаете фрагменты песен. Ваша задача определить на чьи стихи написаны эти песни .

*Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись под метелью белой?..



*Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблок дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым…



*Отговорила роща золотая,

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

- А вот еще одна подсказка для тех, кто не догадался или не уверен в своем ответе.

- Попробуйте услышать в стихотворении фамилию русского поэта.

(читаю, выделяя голосом созвучия с фамилией поэта Есенин).

В этом имени слово "есень",
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…

- Услышали ли вы эту фамилию?


Только скажут - " Сергей Есенин "
Всей России встают черты!

(Н. Браун)



2. Определение темы и цели урока.

  • Итак, какую-же фамилию вы услышали? (Есенин)

  • Правильно! А произведения какого жанра он писал? Кем был?

  • А теперь послушайте внимательно: С. Есенин, поэт........

  • Возможно вы догадались, какой будет тема нашего урока?

  • Правильно, сегодня мы будем читать стихи С. Есенина.

  • Подумайте, что бы вы хотели узнать сегодня на уроке, чему учиться? Т.е. какие цели поставим перед собой в начале урока?

(узнать что-то новое о жизни и творчестве поэта, научиться выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворения).


  1. Работа по теме урока.

1. Подготовка к восприятию.

- Когда мы говорим о С. Есенине, то представляем портрет светловолосого, синеглазого юноши, ласково смотрящего на мир.

(показ портрета).

- Сергей Александрович Есенин- русский народный поэт. Родился 3 октября 1895 года в селе Константиново под Рязанью, на берегу красивой реки Оки. Отец - крестьянин Александр Никитич Есенин, мать - Татьяна Федоровна. Отец много лет работал в Москве, а мать занималась воспитанием троих детей.

- Продолжат вас знакомить с интересными фактами из жизни поэта мои помощники.

1/ Раннее детство Сергея Есенина прошло в доме деда Федора Андреевича Титова. По его настоянию Сергей начал изучать грамоту по церковным книгам с 5 лет. Он очень любил читать книги всю свою жизнь. В школу пошел с 9 лет. Она находилась недалеко от дома, на пригорке, в центре села. Окончил школу Сергей Есенин с похвальным листом в 1909 году.

2/Стал писать стихи с 9 лет, но сознательное творчество он сам относил к 16-17 годам. В раннем детстве полюбил С.А.Есенин родную русскую природу- он чувствовал себя частью этой природы. Рязанская земля- колыбель поэзии С.А.Есенина. Это село прекрасный уголок нашей огромной Родины, « маленькой родины» Есенина.


-И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника. Необъятная небесная синь и голубая гладь озер- вся красота родного края с годами отлилась в стихах. Поэтому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. - Но кроме этой темы в творчестве С. Есенина есть еще одна центральная, очень важная тема. - Прочитайте эпиграфы к уроку. Догадались, какая тематика стихов Есенина отражена в них? - Конечно же это тема Родины! - Тематика сегодняшних стихотворений - Родина. - Все свои стихотворения он посвятил Родине. - Россия была для поэта самой большой любовью в жизни, его особой философией и миропониманием. Всеми жизненными принципами можно было поступиться, от всего отказаться, но только не от России. - Так, в стихотворении «Русь Советская» Сергей Есенин заявляет, что весь свой талант, все, что у него есть, он направит на воспевание своей Родины. 2. Работа по учебнику. - Мы с вами познакомимся с отрывком. Само стихотворение (а точнее маленькая поэма) очень большое по объёму. У вас поместили только его концовку. - Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 68 . - Послушайте внимательно, как я его вам прочитаю. /Чтение стихотворения учителем/. - В каких словах слышится гордость поэта за свою Родину? - Всё ли понятно в стихотворении? (Пройдёт вражда племён - значит, народы разных национальностей перестанут враждовать и на планете наступит мир; Воспевать - славить; Шестую часть земли - площадь России). - Он написал это произведение в 1924 году, когда вернулся в Россию после поездки по Европе, Америке. Не каждый из писателей того времени смог устоять и не покинуть Родину. - Следующий отрывок из стихотворения «Гой ты , Русь моя родная..» Чтение учителем Беседа: - Какое чувство передает этот отрывок? Словарная работа - В этом небольшом отрывке тоже встретились незнакомые слова (они выделены курсивом). Давайте обратимся к словарику на 69 стр. и выясним их смысл. (чтение слова и его значения в словаре, нахождение и прочтение слова в тексте)

  1. Физкультминутка. (Стихотворение декламируется с выполнением движений под народную музыку).

«Клён»

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз - наклон, два - наклон,

Зашумел листвою клен. ( кружатся, руки вверх)

Ветер сильно вдруг подул,(руки верх - наклоны)

Листья с дерева смахнул.( взмахи вытянутыми вперед руками)

Закружились листья все,( покружиться)

Полетели все к земле.(присесть)

  1. Продолжение работы по теме урока.
- Ребята, а сейчас мы с вами познакомимся еще с одним стихотворением С. Есенина, которое называется «Я покинул родимый дом». - Как вы думаете, о чем будет в нем говорится? - А у вас какое чувство возникает, кода вы долго не были дома?
- Послушаем чтение этого стихотворения в исполнении самого актера - Вслушайтесь в него, постарайтесь почувствовать настроение, которое хотел передать автор.….(звучит аудиозапись). ПАУЗА Беседа: - Какое же настроение передал автор? (Стихотворение проникнуто любовью к родному дому, к родной природе. Настроение грустное, печальное, тоскливое) Задание 4, стр.69
  • Дело в том, что будучи еще семнадцатилетним юношей Есенин оставил свой родительский дом в селе Константиново, и уехал жить в Москву, но навсегда, где бы потом он не жил, поэт сохранил светлые и волнующие воспоминания о днях, проведённых под отчим кровом.
  • Задание 3, стр. 69 (Сравнения: «словно яблонный цвет седина», «старый клен головой на меня похож», «листьев дождь»).
  • Задание 6, стр. 70 - Прочитайте рубрику «Подсказка», она поможет вам выполнить задание. (Олицетворения: «луна распласталась», «седина пролилась», «клен стережет», «петь, звенеть пурге», «клен на одной ноге», «клен похож головой»).
  • Ребята, сколько строф в этом стихотворении? Что представляет собою каждая строфа?
Коллективная работа. 1 строфа.
  • Каким настроением проникнута первая строфа?
  • Д: Грустное, герой покинул родимый дом.
2 строфа.
  • Каким настроением окрашена вторая строфа?
Д: Продолжается настроение предыдущей строфы, можно уточнить - тихое, тоскливое, герой тоскует по отцу, прервана родственная связь. 3 строфа.
  • Каким настроением проникнута третья строфа?
Д: Настроение героя становится более беспокойным и тревожным. Это передаётся восклицательным предложением в первой строке (Я не скоро, не скоро вернусь!), одушевлённым пейзажем с помощью олицетворения: «Долго петь и звенеть пурге.» 4 строфа.
  • Каким настроением окрашена четвёртая строфа?
Д: печальное, герой вдали от Родины, он одинок, сравнивает себя с одиноким и старым клёном («Головой на меня похож». ) Обобщение о герое есенинского стихотворения. - Если Есенин переживает и передает такое настроение, что можно сказать о таком человеке ? Д: У этого человека глубокие, сильные чувства к своей малой родине, к своей « голубой Руси». Он предан своей Родине. - Как можно назвать такого человека ? Д: Патриот. - Ребята, преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, называется патриотизм, а человек, проникнутый патриотизмом - патриот.

Работа над выразительностью чтения стихотворения. - Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно определить: темп чтения (быстрый, медленный); громкость чтения (пониженная, повышенная), но в конце громче - тревожные переживания поэта. - Выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения (восхищённая или грустная).
  • Не забывайте обращать внимание на знаки препинания.
  • Я думаю, что теперь вы сможете прочитать выразительно текст стихотворения.
  • Читать будем по цепочке, по строфам. Кто желает?
( 4 человека читают по цепочке стихотворение выразительно под звучание лирической мелодии)
  • Молодцы!
  • Так что же для С. Есенина Родина?
VI. Подведение итогов урока.
  • Что вы скажете о человеке и поэте Сергее Александровиче Есенине? (патриот, преданный своему Отечеству, малой родине, семье)
  • Какие темы являются основными в его поэзии? (Родины, природы родного края)
  • В каком стихотворении поэт говорит о своей семье? (я покинул родимый дом)
VII. Оценивание. VIII. Домашнее задание: учебник с. 70, задание 5.

Рефлексия.
  • Продолжите высказывание «Я могу похвалить себя и своих одноклассников за …»
- А у всех ли после нашего урока осталось хорошее впечатление и позитивное настроение? Сейчас мы это узнаем. Прикрепите к веточке березовый листик, если вам понравился наш урок и вы покидаете его в хорошем настроении.
  • Надеюсь, березка получится пышной! Кстати, это одно из любимых деревьев Есенина, о нем он даже писал стихи, с одним из которых вы познакомитесь очень скоро.

  • Ребята, вы сегодня действительно хорошо поработали и мне бы хотелось на память о нашем уроке, о Сергее Есенине подарить каждому из вас этот кленок. Я думаю, что и вы будет любить и чтить свою большую и малую Родину, так же как и Есенин и вырастите настоящими патриотами.....
(вручение памятных сувениров ученикам и присутствующим)
  • Спасибо за урок и приятных вам встреч с гениальным поэтом Сергеем Есениным на последующих уроках литературного чтения.
  • Урок окончен. Можете идти на перемену.
© 2010-2022