- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Математика и конструирование (1 класс)
Программа внеурочной деятельности Математика и конструирование (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Борисова Н.Б. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Управление образования Артёмовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 56
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол №1 заседания Директор МАОУ СОШ № 56 Методического совета МАОУ СОШ № 56 ___________________ _______________________ М.В.Пономарева Т.Н. Новокрещенова «___»_______________ 20 г. «___»_______________ 20 г.
Рабочая программа
по курсу «Математика и конструирование» в 1-Б классе начального общего образования
общеинтеллектуальное направление
на 2015-2016 учебный год
СОСТАВИЛА:
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Борисова Наталия Брониславовна
Пояснительная записка Рабочая программа курса «Математика и конструирование» для 1 класса начальной школы разработана на основе авторской программы Н.Б. Истоминой, утверждённой Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Основная цель состоит в том, чтобы сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие. Задачи курса
1. Расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей.
2. Формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами.
3. Овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.
В целом курс «Математика и конструирование» будет способствовать
-
математическому развитию младших школьников;
- развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений;
- формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду;
- развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.
Методическая основа курса - деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности обучающихся. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей.
Ценностные ориентиры программы
Достижение поставленной цели при изучении курса «Наглядная геометрия» обеспечивается комплексным использованием принципов организации деятельности учащихся (приоритета самостоятельной деятельности учащихся; приоритета практической деятельности учащихся; включения в деятельность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения; установления соответствия между формой окружающих предметов, геометрическими моделями и их графическими изображениями; продуктивного повторения; вариативности учебных заданий) в процессе выполнения учебных геометрических заданий.
Эффективными методическими приемами для развития пространственного мышления и формирования у учащихся представлений о геометрических фигурах являются: приемы сравнения (форм реальных объектов; форм геометрических фигур реальных объектов; предметных моделей геометрических фигур (выделение их сходства и различия); графических изображений геометрических фигур, предметных моделей и их изображений); приемы выбора (реальных объектов заданной формы; геометрической фигуры на основе представления и практической деятельности; развертки геометрического тела на основе соотнесения с предметной моделью или ее изображением); приемы конструирования (разных геометрических фигур при определенных условиях; предметных моделей по их изображению; реальной ситуации по ее изображению; геометрических фигур по представлению; приемы преобразования: (переход от развертки к геометрической фигуре (предметные модели); переход от изображения объемной фигуры к изображению ее развертки; поворот или вращение геометрических фигур на уровне практических действий).
Общая характеристика курса Курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения, но эффективно дополняющих друг друга школьных предмета: математику и технологию. Объединение этих предметов позволяет повысить результаты обучения по каждому из этих предметов, так как создаются условия для одновременного и взаимосвязанного развития мыслительной и практической деятельности учащихся. Интеграция учебных предметов определяет содержание и структуру курса, основными положениями которого являются:
- преемственность с действующим в настоящее время курсом математики (Программа Н.Б. Истоминой, З.Б. Редько), который обеспечивает числовую грамотность учащихся, умение решать текстовые задачи и т. д., и курсом технологии (Программа Н.М. Конышевой) , особенно в той его части, которая обеспечивает формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами, в том числе с бумагой, картоном, тканью, пластилином, проволокой, а также формирование элементов технических умений и технического мышления при работе с конструктором; - усиление геометрической линии начального курса математики, обеспечивающей развитие пространственных представлений и воображения учащихся и включающей в себя на уровне практических действий изучение основных линейных, плоскостных и некоторых пространственных геометрических фигур, и формирование на этой основе базы и элементов конструкторского мышления и конструкторских умений; - усиление графической линии действующего курса трудового обучения, обеспечивающей умение изобразить на бумаге, сконструировать модель и, наоборот, по чертежу собрать объект, измерить его в соответствии с изменениями, внесенными в чертеж, - все это призвано обеспечить графическую грамотность учащихся начальных классов. Курс «Математика и конструирование» дает возможность дополнить учебный предмет «Математика» практической конструкторской деятельностью учащихся. Изучение курса предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности учащихся во всем многообразии их взаимного влияния и дополнения одного вида деятельности другими; мыслительная деятельность и полученные математические знания создают основу, базу для овладения курсом, а специально организованная конструкторско - практическая деятельность, в свою очередь, не только обуславливает формирование элементов конструкторского и технического мышления, конструкторских и технических умений, но и способствует актуализации, закреплению в ходе практического использования математических знаний, умений, повышает уровень осознанности изученного математического материала, создает условия для развития познавательных способностей, логического мышления и пространственных представлений учащихся.
Специфика целей и содержания курса «Математика и конструирование» определяет и своеобразие методики его изучения, форм и приемов организации занятий. Одновременно с изучением арифметического и геометрического материала и в единстве с ним выстраивается система задач заданий конструкторского характера, расположенных в порядке нарастания трудностей и постепенного обогащении новыми элементами по моделированию и конструированию, основой освоения которых является практическая деятельность детей; предполагается поэтапное формирование навыков самостоятельного выполнения заданий, включающих в себя не только воспроизведение, но и выполнение самостоятельно некоторых элементов, а также включение элементов творческого характера; создаются условия для формирования навыков контроля и самоконтроля в ходе выполнения заданий. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
Место курса в учебном плане
Программа реализуется во время внеурочной деятельности в 1 классе и составляет 66 часов.
Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности
-
Взаимное расположение предметов. (Уточняются представления детей о пространственных отношениях «справа - слева», «перед - за», «между», «над - под» и т, д.)
-
Целое и части. (Расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур. Геометрическая фигура рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур - её частей.)
-
Поверхности. Линии. Точки. (У школьников формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умения проводить на них линии и изображать их на рисунке. Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области.)
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- проявлять творческое отношение к действительности и творческие способности;
- проявлять познавательный интерес к способам решения новой учебной задачи;
- способность к рефлексии;
- проявлять готовность к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу, активно включаться в деятельность;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- использовать знаково-символические средства;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (линии, точки);
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Календарно-тематическое планирование
1-й класс (66 часов)
№
п/п 33
Дата
Количество часов
Тема
Цель
Задания
1-2
2
Представления о пространственных отношениях «справа- слева», «между»
Подготовка к решению задач
Уточнить представления первоклассников о пространственных отношениях «справа - слева», «между»
1-3
3-4
2
Ориентирование по «схеме тела» относительно произвольной
точки отсчёта.
Подготовка к решению задач
Учить младших школьников ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта
4-7
5-8
4
Ориентирование по «схеме тела» относительно произвольной
точки отсчёта.
Простые задачи на нахождение суммы
Продолжить формировать у первоклассников умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.
8-17
9-12
4
Отношения «слева-справа», «за - перед», «над - под», «ближе -дальше». Видимые и невидимые части фигур.
Простые задачи на нахождение суммы
Продолжить формировать у учащихся представления об отношениях «слева-справа»;
уточнить их представления об отношениях «за - перед», «над - под», «ближе - дальше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке
18-20; 26-28
13-16
4
Квадрат, прямоугольник, треугольник.
Конструирование фигурок из
палочек.
Простые задачи на нахождение суммы
Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике, Обучать конструированию этих фигур из палочек. Продолжить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке
21-25; 29,30
17-20
4
Отношения «слева - справа», «на под»,
«между». Квадрат, треугольник, круг.
Простые задачи на нахождение суммы
Проверить усвоение учащимися отношений «слева -- справа», «на под», «между», их представления о круге, квадрате, треугольнике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы
31-37
21-22
2
Ориентироваться на плоскости и в
пространстве.
Простые задачи на нахождение суммы
Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы
38-41
23-24
2
Форма, размер. Конструирование
прямоугольника.
Простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
Проверить представления детей
о форме, размере. Формировать
умение конструировать
прямоугольник из двух
фигур
42, 45,
48
25-26
2
Конструирование геометрических фигур.
Простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
Продолжить работу, направленную на приобретение учащимися опыта конструирования геометрической фигуры из ее частей
43, 47
27-28
2
Конструирование треугольников.
Простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого
Формировать у первоклассников умение конструировать треугольники из двух данных фигур
44, 52
29-32
4
Конструирование прямоугольника из
данных фигур.
Простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого
Обучать конструированию прямоугольника из данных фигур
46, 49, 50, 51,53
33-34
2
Конструирование и составление фигур.
Простые задачи на нахождение остатка
Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (целое) из других фигур (её частей)
54-56
35-38
4
Плоская и кривая поверхность.
Простые задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
Формировать у первоклассников представления о плоской и кривой поверхностях
57-61
39-42
4
Плоская и кривая поверхность.
Распознавание на геометрических телах.
Простые задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
Продолжить формирование представлений о плоской и кривой поверхностях и умение распознавать их на изображениях геометрических тел
62-65
43-46
4
Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая
линия», «ломаная линия». Положение
поверхностей в пространстве.
Простые задачи на разностно сравнение
Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; расширить представления первоклассников о поверхностях; учить их определять взаимное положение плоских поверхностей в пространстве
66-73
47-50
4
Невидимые линии на рисунке.
Простые задачи на разностно сравнение
Познакомить детей с изображением на рисунке невидимых линий; продолжить формировать умение распознавать плоские и кривые поверхности
74-82
51-54
4
Понятия «область», «граница области».
Простые задачи с косвенными вопросами
Познакомить школьников с понятиями «область», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях
83-86
55-58
4
Соседние и несоседние области.
Простые задачи с косвенными вопросами есоседнихе.в
фигурок из палочек.999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999
Формировать у ребят представления о соседних и несоседних областях
87-90
59-62
4
Деление области на части с помощью линий.
Область с «дыркой».
Учить первоклассников выполнять деление области на части с помощью линий. Формировать представление об области с «дыркой»
91-96
63-64
2
Повторение и закрепление пройденного
65-66
2
Резерв
Учебно-методическое обеспечение
1. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 - 4 классов на сайте a21vek.ru., umk-garmoniya.ru/matemat/
2. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Тетрадь по математике «Наглядная геометрия» 1 класс М., Линка-Пресс, 2014
3. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова Большой задачник по математике 1-2 классы М., АСТ: Астрель, 2014