Программа внеурочной деятельности Математика и конструирование (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Артёмовского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 56


СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол №1 заседания Директор МАОУ СОШ № 56 Методического совета МАОУ СОШ № 56 ___________________ _______________________ М.В.Пономарева Т.Н. Новокрещенова «___»_______________ 20 г. «___»_______________ 20 г.



Рабочая программа

по курсу «Математика и конструирование» в 1-Б классе начального общего образования

общеинтеллектуальное направление


на 2015-2016 учебный год


СОСТАВИЛА:

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

Борисова Наталия Брониславовна


Пояснительная записка Рабочая программа курса «Математика и конструирование» для 1 класса начальной школы разработана на основе авторской программы Н.Б. Истоминой, утверждённой Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Основная цель состоит в том, чтобы сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие. Задачи курса

1. Расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей.

2. Формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами.

3. Овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.

В целом курс «Математика и конструирование» будет способствовать

  • математическому развитию младших школьников;

  • развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений;
  • формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду;
  • развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.

Методическая основа курса - деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности обучающихся. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей.

Ценностные ориентиры программы

Достижение поставленной цели при изучении курса «Наглядная геометрия» обеспечивается комплексным использованием принципов организации деятельности учащихся (приоритета самостоятельной деятельности учащихся; приоритета практической деятельности учащихся; включения в деятельность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения; установления соответствия между формой окружающих предметов, геометрическими моделями и их графическими изображениями; продуктивного повторения; вариативности учебных заданий) в процессе выполнения учебных геометрических заданий.

Эффективными методическими приемами для развития пространственного мышления и формирования у учащихся представлений о геометрических фигурах являются: приемы сравнения (форм реальных объектов; форм геометрических фигур реальных объектов; предметных моделей геометрических фигур (выделение их сходства и различия); графических изображений геометрических фигур, предметных моделей и их изображений); приемы выбора (реальных объектов заданной формы; геометрической фигуры на основе представления и практической деятельности; развертки геометрического тела на основе соотнесения с предметной моделью или ее изображением); приемы конструирования (разных геометрических фигур при определенных условиях; предметных моделей по их изображению; реальной ситуации по ее изображению; геометрических фигур по представлению; приемы преобразования: (переход от развертки к геометрической фигуре (предметные модели); переход от изображения объемной фигуры к изображению ее развертки; поворот или вращение геометрических фигур на уровне практических действий).

Общая характеристика курса Курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения, но эффективно дополняющих друг друга школьных предмета: математику и технологию. Объединение этих предметов позволяет повысить результаты обучения по каждому из этих предметов, так как создаются условия для одновременного и взаимосвязанного развития мыслительной и практической деятельности учащихся. Интеграция учебных предметов определяет содержание и структуру курса, основными положениями которого являются:

- преемственность с действующим в настоящее время курсом математики (Программа Н.Б. Истоминой, З.Б. Редько), который обеспечивает числовую грамотность учащихся, умение решать текстовые задачи и т. д., и курсом технологии (Программа Н.М. Конышевой) , особенно в той его части, которая обеспечивает формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами, в том числе с бумагой, картоном, тканью, пластилином, проволокой, а также формирование элементов технических умений и технического мышления при работе с конструктором; - усиление геометрической линии начального курса математики, обеспечивающей развитие пространственных представлений и воображения учащихся и включающей в себя на уровне практических действий изучение основных линейных, плоскостных и некоторых пространственных геометрических фигур, и формирование на этой основе базы и элементов конструкторского мышления и конструкторских умений; - усиление графической линии действующего курса трудового обучения, обеспечивающей умение изобразить на бумаге, сконструировать модель и, наоборот, по чертежу собрать объект, измерить его в соответствии с изменениями, внесенными в чертеж, - все это призвано обеспечить графическую грамотность учащихся начальных классов. Курс «Математика и конструирование» дает возможность дополнить учебный предмет «Математика» практической конструкторской деятельностью учащихся. Изучение курса предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности учащихся во всем многообразии их взаимного влияния и дополнения одного вида деятельности другими; мыслительная деятельность и полученные математические знания создают основу, базу для овладения курсом, а специально организованная конструкторско - практическая деятельность, в свою очередь, не только обуславливает формирование элементов конструкторского и технического мышления, конструкторских и технических умений, но и способствует актуализации, закреплению в ходе практического использования математических знаний, умений, повышает уровень осознанности изученного математического материала, создает условия для развития познавательных способностей, логического мышления и пространственных представлений учащихся.

Специфика целей и содержания курса «Математика и конструирование» определяет и своеобразие методики его изучения, форм и приемов организации занятий. Одновременно с изучением арифметического и геометрического материала и в единстве с ним выстраивается система задач заданий конструкторского характера, расположенных в порядке нарастания трудностей и постепенного обогащении новыми элементами по моделированию и конструированию, основой освоения которых является практическая деятельность детей; предполагается поэтапное формирование навыков самостоятельного выполнения заданий, включающих в себя не только воспроизведение, но и выполнение самостоятельно некоторых элементов, а также включение элементов творческого характера; создаются условия для формирования навыков контроля и самоконтроля в ходе выполнения заданий. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.


Место курса в учебном плане

Программа реализуется во время внеурочной деятельности в 1 классе и составляет 66 часов.

Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности

  1. Взаимное расположение предметов. (Уточняются пред­ставления детей о пространственных отношениях «справа - сле­ва», «перед - за», «между», «над - под» и т, д.)

  2. Целое и части. (Расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур. Геометрическая фигура рассматривается как целое, которое мож­но составить из нескольких других фигур - её частей.)

  3. Поверхности. Линии. Точки. (У школьников формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умения проводить на них линии и изображать их на рисунке. Первокласс­ники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: сосед­ние, несоседние области, граница области.)

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- проявлять творческое отношение к действительности и творческие способности;

- проявлять познавательный интерес к способам решения новой учебной задачи;

- способность к рефлексии;

- проявлять готовность к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу, активно включаться в деятельность;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

- использовать знаково-символические средства;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы.

Предметные результаты:

- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (линии, точки);

- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Календарно-тематическое планирование

1-й класс (66 часов)

п/п 33

Дата

Количество часов

Тема

Цель

Задания

1-2

2

Представления о пространственных отношениях «справа- слева», «между»

Подготовка к решению задач

Уточнить представления первоклассников о пространственных отношениях «справа - слева», «между»

1-3

3-4

2

Ориентирование по «схеме тела» относительно произ­вольной

точки отсчёта.

Подготовка к решению задач

Учить младших школьников ориентировать­ся по «схеме тела» и относительно произ­вольной точки отсчёта

4-7

5-8

4

Ориентирование по «схеме тела» относительно произ­вольной

точки отсчёта.

Простые задачи на нахождение суммы

Продолжить формировать у первоклассни­ков умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.

8-17

9-12

4

Отношения «слева-справа», «за - перед», «над - под», «ближе -даль­ше». Видимые и невидимые части фигур.

Простые задачи на нахождение суммы

Продолжить формировать у учащихся пред­ставления об отношениях «слева-справа»;

уточнить их представления об отношениях «за - перед», «над - под», «ближе - даль­ше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке

18-20; 26-28

13-16

4

Квадрат, прямоугольник, треугольник.

Конструирование фигурок из

палочек.

Простые задачи на нахождение суммы

Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике, Обучать конструированию этих фигур из палочек. Про­должить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке

21-25; 29,30

17-20

4

Отношения «слева - справа», «на под»,

«между». Квадрат, треугольник, круг.

Простые задачи на нахождение суммы

Проверить усвоение учащимися отношений «слева -- справа», «на под», «между», их представления о круге, квадрате, треуголь­нике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы

31-37

21-22

2

Ориентироваться на плоскости и в

пространстве.

Простые задачи на нахождение суммы

Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы

38-41

23-24

2

Форма, размер. Конструирование

прямоугольника.

Простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

Проверить представления детей

о форме, размере. Формировать

умение конструировать

прямоугольник из двух

фигур

42, 45,

48

25-26

2

Конструирование геометрических фигур.

Простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

Продолжить работу, направленную на при­обретение учащимися опыта конструирова­ния геометрической фигуры из ее частей

43, 47

27-28

2

Конструирование треугольников.

Простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого

Формировать у первоклассников умение конструировать треугольники из двух дан­ных фигур

44, 52

29-32

4

Конструирование прямоугольника из

данных фигур.

Простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого

Обучать конструированию прямоугольника из данных фигур

46, 49, 50, 51,53

33-34

2

Конструирование и составление фигур.

Простые задачи на нахождение остатка

Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (це­лое) из других фигур (её частей)

54-56

35-38

4

Плоская и кривая поверхность.

Простые задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

Формировать у первоклассников представ­ления о плоской и кривой поверхностях

57-61

39-42

4

Плоская и кривая поверхность.

Распознавание на геометрических телах.

Простые задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

Продолжить формирование представлений о плоской и кривой поверхностях и уме­ние распознавать их на изображениях гео­метрических тел

62-65

43-46

4

Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая

линия», «ломаная линия». Положение

поверхностей в пространстве.

Простые задачи на разностно сравнение

Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; рас­ширить представления первоклассников о поверхностях; учить их определять взаим­ное положение плоских поверхностей в про­странстве

66-73

47-50

4

Невидимые линии на рисунке.

Простые задачи на разностно сравнение

Познакомить детей с изображением на ри­сунке невидимых линий; продолжить фор­мировать умение распознавать плоские и кривые поверхности

74-82

51-54

4

Понятия «об­ласть», «граница области».

Простые задачи с косвенными вопросами

Познакомить школьников с понятиями «об­ласть», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях

83-86

55-58

4

Со­седние и несоседние области.

Простые задачи с косвенными вопросами есоседнихе.в

фигурок из палочек.999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999

Формировать у ребят представления о со­седних и несоседних областях

87-90

59-62

4

Деление области на части с помощью линий.

Область с «дыркой».

Учить первоклассников выполнять деление области на части с помощью линий. Форми­ровать представление об области с «дыр­кой»

91-96

63-64

2

Повторение и закрепление пройденного


65-66

2

Резерв





Учебно-методическое обеспечение

1. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 - 4 классов на сайте a21vek.ru., umk-garmoniya.ru/matemat/

2. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Тетрадь по математике «Наглядная геометрия» 1 класс М., Линка-Пресс, 2014

3. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова Большой задачник по математике 1-2 классы М., АСТ: Астрель, 2014




© 2010-2022