- Преподавателю
- Начальные классы
- КТП по технологии 2 класс. УМК «Начальная школа 21 века»
КТП по технологии 2 класс. УМК «Начальная школа 21 века»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Клюшкина А.С. |
Дата | 17.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
(общеобразовательный уровень)
Класс: 2
Учитель:
На I полугодие - 16 ч.
На II полугодие - 18 ч.
Всего: из расчета на 34 учебные недели 34 ч.
В неделю: 1 ч.
на 2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии (труду) составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закон об образовании.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009г., №373).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с внесенными изменениями (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 26.11.2010г., №1241).
- Примерная образовательная программа начального общего образования, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ
- Федеральный перечень учебников (утверждён Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. №2080)
Тип класса: общеобразовательный
По учебному плану - 1 ч в неделю
в том числе
по федеральному базисному плану - 1 ч.
Кол-во часов по программе за год - 34ч
в том числе
по федеральному базисному плану - 34 ч.
Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединёнными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Однако, эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.
В связи с этим задачами курса являются:
- Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, профессий и важности правильного выбора профессии;
- Формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
- Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
- Использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
Содержание учебного предмета 2 класс (34ч) 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (10 ч) Значение трудовой деятельности в жизни человека: труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения их работ во времена средневековья и сегодня. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты). Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники). Природа - источник сырья. Природное сырье, природные материалы. Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление). Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы. Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы. схемы). Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности - изделия, выставки. Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества. Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных инструментов). Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 ч) Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы ми обращения с колющими и режущими инструментами. Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертеж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием. Сборка изделия: подвижное проволочное и ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
- Конструирование и моделирование (9 часов)
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения предмета во 2 классе
Личностные результаты изучения курса «Технология» У второклассника продолжат формироваться умения:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты изучения курса «Технология» Регулятивные универсальные учебные действия У второклассника продолжат формироваться умения:
- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- учиться предлагать (из числа освоенных) конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные универсальные учебные действия У второклассника продолжат формироваться умения:
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
- находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
- с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия У второклассника продолжат формироваться умения:
- слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты освоения курса «Технология» Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Второклассник узнает (на уровне представлений): - об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия. Асимметрия, равновесие, динамика); - о гармонии предметов и окружающей среды; - о профессиях мастеров родного края, характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства. Второклассник научится: - самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы; - готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; - выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности; - самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения; делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими; - уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Второклассник узнает: - обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка; - названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе; - происхождение натуральных тканей и их виды; - способы соединения деталей, изученные соединительные материалы; - основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие; - линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов; - названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль). Второклассник научится: - читать простейшие чертежи (эскизы); - выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз); - оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами; - решать несложные конструкторско-технологические задачи; - справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
Конструирование и моделирование Второклассник узнает: - неподвижный и подвижный способы соединения деталей; - отличия макета от модели. Второклассник научится: - конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу; - определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
Учебно-тематический план № п/п Содержание программного материала Количество часов 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание 10 2. Технологии ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты 15 3. Конструирование и моделирование
9
ИТОГО: 34
Используемые образовательные технологии для реализации данной программы: 1. Технология модульного обучения (деятельностный подход, системный подход). 2. Технология оценивания учебных достижений. 3. Информационные технологии.
Учебно-методический комплект: Технология: Ступеньки к мастерству: 2 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ/ Е.А. Лутцева; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012. Технология: учимся мастерству: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2012. Технология: Ступеньки к мастерству: 2 кл.: методическое пособие/ Е.А. Лутцева; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2011. Средства обучения: • Инструкционные карты • раздаточный материал (шаблоны) • образцы работ
Материально-техническое обеспечение:
Специфическое сопровождение (оборудование)
- Индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
- Инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы со скруглёнными концамии ножницы с острыми концами в чехле, линейка. Угольник, циркуль, иглы в игольнице, дощечки для лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками;
- Материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, цветная односторонняя и двусторонняя, бумажные салфетки), картон (обычный, цветной, гофрированный), пластилин или пластика, природные материалы (плоские и объёмные), «бросовый» материал, набор «Конструктор»
Прохождение программы по окружающему миру, 2 класс
за 2013-2014 учебный год
Четверти
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Учебный год
Класс
2
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
8
8
8
8
7
11
34
Реализация в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса:
1 четверть 2012-2013 учебного года (02.09.2013-26.10.2013г)
предмет
Сентябрь
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
4
предмет
Октябрь
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
4
предмет
1 четверть
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
8
2 четверть 2013-2014 учебного года (05.11.2013- 30.12.2013г.)
предмет
Ноябрь
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
4
предмет
Декабрь
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
4
предмет
2 четверть
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
8
3 четверть 2013-2014 учебного года(13.01.2014- 22.03.2014 г.)
предмет
Январь
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
3
предмет
Февраль
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
4
предмет
Март
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
-
предмет
3 четверть
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
7
4 четверть 2013-2014 учебного года ( 31.03.2014- 28.05.2014)
предмет
Март
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
3
предмет
Апрель
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
4
предмет
Май
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
4
предмет
4 четверть
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
11
предмет
2013-2014 учебный год (34 учебных недели -
объем образовательной программы 34 ч.)
Кол-во часов
Из них
план
факт
Контр. работ
Практических работ
план
факт
план
Факт
Технология
34
Календарно-тематическое планирование по предмету "Технология" |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Основные вопросы рассматриваемые на уроке | Планируемые результаты обучения | Тип урока | Вид контроля |
| |||||||||||||||||||||||
план | факт | план | факт |
| предметные | метапредметные | личностные |
| |||||||||||||||||||||||
Технологии ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (5ч) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Материалы и их свойства. Экскурсия. | 1 |
| 5/09 |
| Создание условий для наблюдения за окружающим миром и материалами, которые нас окружают. Наблюдение за свойствами некоторых материалов. | Получение знаний (на уровне представлений) о гармонии предметов и окружающей среды. Знание названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе. | Называть используемые для рукотворной деятельности материалы. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. | Объяснять свои ощущения от восприятия объектов природы, результатов трудовой деятельности человека-мастера. | Урок вхождения в новую тему | Текущий |
| |||||||||||||||||||
2. | Изделия из природного материала. Аппликация "Давай дружить" | 1 |
| 12/09 |
| Создание условий для получения знаний (на уровне представлений) об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия. Равновесие, динамика). | Получение знаний (на уровне представлений) об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность,удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика). | Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Вступать в беседу и обсуждение на уроке. | Положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Воспитание и развитие внимательного и доброжелательного отношения к сверстникам. | Урок изучения нового материала | Индивидуальный |
| |||||||||||||||||||
3. | Разные материалы - разные свойства. "Чайная посуда" | 1 |
| 19/09 |
| Создание условий для самостоятельного отбора материалов и инструментов для работы. Знание названий и свойств некоторых материалов (пластилина). | Самостоятельный отбор материалов и инструментов для работы. Знание названий и свойств материалов, которые учащиеся используют в своей работе. | Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. | Урок-исследование | Текущий |
| |||||||||||||||||||
4. | Инструменты-помощники. "Пирожные к чаю" | 1 |
| 26/09 |
| Создание условий для формирования знания некоторых особенностей применения инструментов и правил безопасной работы с ними, знания названий, устройства и назначения чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль); знания основных характеристик простейшего чертежа и эскиза и их различие. | Знание особенностей применения инструментов и правил безопасной работы с ними. Знание названий, устройства и назначения чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль). Знание основных характеристик простейшего чертежа и эскиза и их различие | Учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения; вступать в беседу и обсуждение на уроке. Под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи). | Понимать исторические традиции ремесел. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. | Комбинированный урок | Индивидуальный |
| |||||||||||||||||||
5. | Каждому делу - свои инструменты. "Образы природы" | 1 |
| 3/10 |
| Создание условий для формирования способности справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту. | Получение знаний (на уровне представлений) о профессиях мастеров родного края. Способность справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту. | Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке. | Уважительно относиться к результатам труда мастеров. Воспитание и развитие внимательного и доброжелательного отношения к сверстникам. | Урок применения знаний на практике. | Фронтальный |
| |||||||||||||||||||
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (2ч) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Симметрично - несимметрично. | 1 |
| 10/10 |
| Создание условий для получения знаний об обобщенных названиях технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. | Получение знаний об обобщенных названиях технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Умение выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж. (эскиз). | Учиться предлагать (из числа освоенных) конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике). Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. | Уважительно относиться к чужому мнению. Умение участвовать в диалоге, сотрудничать в паре. Воспитание и развитие внимательности и доброжелательности. | Урок-исследование | Фронтальный |
| |||||||||||||||||||
7. | Композиция из симметричных деталей | 1 |
| 17/10 |
| Создание условий для развития умения решать несложные конструкторско-технологические задачи, умения читать простейшие чертежи (эскизы). | Знание (на уровне представлений) о существовании гармонии предметов и окружающей среды. Умение оформлять изделия, соединять детали. Умение решать несложные конструкторско-технологические задачи. Умение читать простейшие чертежи (эскизы). | Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | Урок применения знаний на практике. Практическая работа | Индивидуальный |
| |||||||||||||||||||
Технологии ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (1ч) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Панно из круглых деталей "Слон" | 1 |
| 24/10 |
| Создание условий для формирования умения готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок. Выполнение практической работы по разметке деталей. | Умение готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок. Знание обобщенных названий технологических операций: разметеа, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Знание основных характеристик простейшего чертежа и эскиза и их различие. | С помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектоыв Уметь вести познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. | Воспитание и развитие готовности прийти на помощь. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | Комбинированный урок | Индивидуальный |
| |||||||||||||||||||
Конструирование и моделирование (3ч) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
9. | Способы соединения деталей. "Открытка с сюрпризом" | 1 |
| 7/11 |
| Создание условий для формирования знаний о наподвижном и подвижном способах соединения деталей. Развитие умения определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. | Умение убирать рабочее место. Умение выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности. Знание неподвижного и подвижного способов соединения деталей. Умение определять способ соединения деталей | С помощью учителя искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Вступать в беседу и обсуждение на уроке. | Воспитание и развитие заботливости. Умение сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. | Комбинированный урок | Индивидуальный |
| |||||||||||||||||||
10. | Собираем изделие. "Игрушки-подвески" | 1 |
| 14/11 |
| Создание условий для развития умения самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту: соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими. | Умение самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту; соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими. | Учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельнсти на уроке. | Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | Урок закрепление полученных знаний | Фронтальный, индивидуальный |
| |||||||||||||||||||
11. | Украшаем изделие. "Подносы" | 1 |
| 21/11 |
| Создание условий для развития умения применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности. | Знание (на уровне представлений) о гармонии предметов и окружающей среды. Умение применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности. | называть используемые для рукотворной деятельности материалы. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций.. Умение сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. | Урок применения знаний на практике. Практическая работа | Индивидуальный |
| |||||||||||||||||||
Технологии ручной обработки материалов (9ч) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
12. | Линейка-труженица. Линии, виды линий | 1 |
| 28/11 |
| Создание условий для развития умения вычерчивать различные линии в рабочей тетради и на нелинованной бумаге. | Знание названий, устройства и назначения чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль). Знание линий чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемов построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментоа | Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жихни. | Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее; объяснять свои чувства и ощущуния от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | Урок-исследование | Индивидуальный |
| |||||||||||||||||||
13. | Работа с линейкой. Складывание бумаги по чертежу. | 1 |
| 5/12 |
| Создание условий для развития практических навыков работы с чертежными инструментами. | Знание обобщенных названий технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Знание линий чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемов построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов. | Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления). | Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | Урок применения знаний на практике. | Текущий |
| |||||||||||||||||||
14. | Работа с линейкой . "Домино" | 1 |
| 12/12 |
| Создание условий для закрепления знаний о линиях чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемах построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов. | Знание линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с апомощью контрольно-измерительных инструментов. Умение решать несложные конструкторско-технологические задачи. Умение читать простейшие чертежи (эскизы). | Учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения; Под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи). | Умение сотрудничать в малых группах, положительноотноситься к труду людей ремесленных профессий. | Комбинированный урок | Фронтальный, индивидуальный |
| |||||||||||||||||||
15. | Чертежи и эскизы. Поздравительная открытка | 1 |
| 19 |
| Создание условий для формирования знаний основных характеристик простейшего чертежа и эскиза и их различия, для знания линий чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемов построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов. Развитие умения читать простейшие чертежи (эскизы). | Знание основных характеристик простейшего чертежа и эскиза и их различия. Знание линий чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемов построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов. Умение читать простейшие чертежи (эскизы). | Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке. | Умение участвовать диалоге, высказывать свое мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудвой деятельности человека-мастера. | Урок-исследование | Индивидуальный |
| |||||||||||||||||||
16. | Чертежи и эскизы. Поздравительная открытка | 1 |
| 26 |
| Создание условий для формирования знаний основных характеристик простейшего чертежа и эскиза и их различия, для знания линий чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемов построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов. Развитие умения читать простейшие чертежи (эскизы). | Знание основных характеристик простейшего чертежа и эскиза и их различия. Знание линий чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемов построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов. Умение читать простейшие чертежи (эскизы). | Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке. | Умение участвовать диалоге, высказывать свое мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудвой деятельности человека-мастера. | Урок-исследование | Индивидуальный |
| |||||||||||||||||||
17. | Образцы тканей из растительного сырья (хлопок, лен). "Помпон" | 1 |
| 16/01 |
| Создание условий для выполнения практической работы по выявлению свойств пряжи и изготовления помпона. | Знание происхождения натуральных тканей и их видов. | Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Осуществлять контроль точности выполнения операций | Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Воспитание и развитие чуткости. Воспитание и развитие доброжелательности, общительности. | Урок вхождения в новую тему | Фронтальный, индивидуальный |
| |||||||||||||||||||
18. | Образцы тканей из животного сырья (шерсть, шелк). "Игрушка из помпона". | 1 |
| 23 |
| Создание условий для формирования знаний (на уровне представлений) нескольких профессий мастеров родного края. | Знание (на уровне представлений) нескольких профессий мастеров родного края. Знание происхождения некоторых натуральных тканей и их видов. | С помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектоыв (графических и реальных). Уметь коллективно анализировать изделия. Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | Урок-исследование | Фронтальный, индивидуальный |
| |||||||||||||||||||
19. | Изготовление лекала. Разметка деталей. Выкройка деталей футляра. | 1 |
|
|
| Создание условий для создания разметки, выкройки футляра. | Знание названий, устройства и назначения чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль). | С помощью учителя искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Вступать в беседу и обсуждение на уроке. Учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем | Умение сотрудничать в малых группах, положительноотноситься к труду людей ремесленных профессий. | Урок изучения нового материала | Фронтальный |
| |||||||||||||||||||
20. | Изготовление футляра. | 1 |
|
|
| Созлание условий для выполнения практической работы по оформлению футляра. | Знание (на уровне представлений) некоторых характерных особенностей изученных видов декоративно-прикладного искусства. Знание обобщенных названий технологических операций: разметка, получение деталейиз заготовки, сборка изделия, отделка. | Учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельнсти на уроке. | Воспитание и развитие готовности прийти на помощь. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | Урок применения полученных знаний на практике. | Индивидуальный |
| |||||||||||||||||||
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (5ч) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
21. | Что любят и что не любят растения | 1 |
|
|
| Создание условий для осознания некоторых особенностей жизнедеятельности растений и формирования умений ухаживать за некоторыми комнатными растениями. | Знание некоторых особенностей жизнедеятельности растений. Умение ухаживать за комнатными растениями. | Называть используемые для рукотворной деятельности материалы. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Умениесотрудничать в соместном решении пролемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | Урок-диалог. | Фронтальный |
| |||||||||||||||||||
22. | Влияние освещенности, температуры, влаги на комнатные растения. | 1 |
|
|
| Создание условий для проведения практической работы по наблюдению за влиянием освещенности, температуры и влаги на развитие растения (переносная лаборатория). | Умение самотоятельноотбирать материалы и инструменты для работы. Знание некоторых особенностей жизнедеятельности растений. Умение ухаживать за комнатными растениями. | Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира., результаты творчества мастеров родного края. Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. | Воспитание и развитие толерантности. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | Урок-исследование. | Текущий |
| |||||||||||||||||||
23. | Как вырастить растение | 1 |
|
|
| Создание условий для организации наблюдений за развитием растений с применением переносной лаборатории. | Знание некоторых особенностей жизнедеятельности растений. Умение ухаживать за комнатными растениями. | Понимать особенности декоративно-прикладных изделий. Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Работать по составленному совместно с учителем плану, | Воспитание и развитие трудолюбия. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | Урок-проект. | Фронтальный, индивидуальный |
| |||||||||||||||||||
24. | Как размножаются растения | 1 |
|
|
| Создание условий для выполнения практической работы по размножению растений (в переносной лаборатории). | Знание некоторых особенностей жизнедеятельности растений. Умение ухаживать за комнатными растениями. | Учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения; вступать в беседу и обсуждение на уроке. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Умение сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. | Урок-путешествие. | Текущий |
| |||||||||||||||||||
25. | Уход за комнатными растениями | 1 |
|
|
| Создание условий для обобщения, закрепления умений и применения знаний по уходу за комнатными растениями. | Знание некоторых особенностей жизнедеятельности растений. Умение ухаживать за комнатными растениями. | Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке. | Воспитание и развитие эмпатии, самостоятельности, ответственности. Умение участвовать в дилоге, высказывать свое мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию, перерабатывать ее. | Урок применения полученных знаний на практике. | Фронтальный |
| |||||||||||||||||||
Конструирование и моделирование (6ч) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
26. | Делаем макеты. Автомобиль. | 1 |
|
|
| Создание условий для развития умений конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу. | Умение конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу. Знаниеотличий макета от модели. Знание обобщенных названийтехнологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия,отделка. | Понимать особенности декоративно-прикладных изделий. Умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями, . участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. | Урок-проект. | Индивидуальный |
| |||||||||||||||||||
27. | Делаем макеты. Самолет. | 1 |
|
|
| Создание условий для осознания неподвижного и подвижного способов соединениядеталей, для формирования умения определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. | Умение конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу.. Умение определять способ соединениядеталей и выполнять подвижное и неподвидное соединенияизвестными способами.Знание отличий макета от модели. Умение решать несложные конструкторско-технологические задачи. | Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Осуществлять контроль точности выполнения операций | Умение сотрудничать в малых группах, положительноотноситься к труду людей ремесленных профессий. | Урок-проект. | Индивидуальный |
| |||||||||||||||||||
28. | Делаем макеты. Лодочка. | 1 |
|
|
| Создание условий для формирования умения конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу. | Умение конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу. Знание отличий макета от модели. Умение решать несложные конструкторско-технологические задачию | С помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектоыв (графических и реальных). | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | Урок-проект. | Индивидуальный |
| |||||||||||||||||||
29. | Мини-проект "Улицы моего города" | 1 |
|
|
| Создание условий для формирования умения решать несложные конструкторско-технологические задачи. | Знание (на уровне представлений) о гармонии предметов и окружающей среды. Знание отличий макета от модели. Умение решать несложные конструкторско-технологические задачи. | С помощью учителя искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Вступать в беседу и обсуждение на уроке. Учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий). | Умение сотрудничать в малых группах, положительноотноситься к труду людей ремесленных профессий. | Урок-проект. |
|
| |||||||||||||||||||
30. | Мини-проект "Праздник авиации" | 1 |
|
|
| Создание условий для осознания неподвижного и подвижного способов соединениядеталей, для развития умения определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. | Умение конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу. Знание неподвижного и подвижного способов соединения деталей. | Учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. | Воспитание и развитие желания трудиться, умения уважительно относиться к чужому мнению. | Урок-проект. | Фронтальный, индивидуальный |
| |||||||||||||||||||
31. | Мини-проект "Наш флот" | 1 |
|
|
| Создание условий для развития умений конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу. | Умение конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу. Знание неподвижного и подвижного способов соединения деталей. Умение определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. Знание отличий макета от модели. | Понимать особенности декоративно-прикладных изделий. Умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления). | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. | Урок-проект. | Фронтальный, индивидуальный |
| |||||||||||||||||||
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (3ч) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
32. | Макет "Как жили древние люди" | 1 |
|
|
| Создание условий для формирования знаний названий и свойств материалов, которые учащиеся используют в своей работе, для развития умения решать несложные конструкторско-технологические задачи. | Знание отличий макета от модели. Знание названий и свойств материалов, которые учащиеся используют в своей работе. Умение решать несложные конструкторско-технологические задачи. | вступать в беседу и обсуждение на уроке. Под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи). | Воспитание и развитие уважительного отношения к своему и чужому труду и результатам труда. | Урок-путешествие. |
|
| |||||||||||||||||||
33. | Жилище первобытного человека. | 1 |
|
|
| Создание условий для формирования знаний (на уровне представлений) об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика). | Знание (на уровне представлений) об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика). Знание отличия макета от модели. | Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке. | Понимать исторические традиции ремесел. Уметь сотрудничать в малых группах. Положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. | Урок применения полученных знаний на практике. | Текущий |
| |||||||||||||||||||
34. | Изготовление одежды первобытного человека. | 1 |
|
|
| Создание условий для формирования знаний (на уровне представлений) об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика). | Знание (на уровне представлений) об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика). Знание отличия макета от модели. | Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке. | Понимать исторические традиции ремесел. Уметь сотрудничать в малых группах. Положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. | Урок применения полученных знаний на практике. | Текущий |
|