- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка с презентацией на тему Может ли в слове быть два корня (3 класс)
Конспект урока русского языка с презентацией на тему Может ли в слове быть два корня (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Веретенникова С.А. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 3 классе
Тема урока: «Может ли в слове быть два корня» Цель: познакомить учащихся со словами, состоящими из двух корней. Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (слова, состоящие из двух корней) Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Задачи: Образовательные: - познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных) - способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков; повторить значимые части слова. Воспитательные: - воспитывать интерес к языку, слову. - формировать умение слушать одноклассника и учителя, понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения иобщения. Развивающие: - развивать орфографическую зоркость; - обогащать письменную и устную речь учащихся; - формировать навыки самоконтроля и самопроверки; - формировать умение работать с ЭОР
Планируемые результаты: Предметные: Уметь находить и записывать сложные слова. Знать правописание соединительных гласных в сложных словах. Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Тип урока: открытие новых знаний. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, (подключенный к сети Интернет), проектор.
Ход урока
-
Организационный момент. (Слайд 1)
- Я очень рада видеть вас на уроке, ваши сияющие глаза и улыбки! Думаю, что на нашем сегодняшнем занятии все вы получите новые знания и много радости от общения друг с другом. Готовы к уроку? (Да, готовы) - Составим план нашего урока. (Дети, с помощью преподавателя, составляют план действий) - С чего начнём? (С проверки домашнего задания) - А теперь посмотрите на экран - я тоже составила план урока. Совпадает ли он с вашим? (Слайд 2)
II. Проверка домашнего задания. - Какие орфографические задачи вы решили, выполнив домашнее задание? (Учащиеся называют орфограммы, которые им встретились при выполнении упражнения 66). - Как решить любую орфографическую задачу? (Нужно определить место орфограммы в слове, ее вид и подобрать нужное правило) - Как решить орфографическую задачу безударных гласных в корне слова? - Обратимся к ЭОР. Обобщим знания.(Слайд 3. Флеш-анимация)
III. Орфографическая минутка. (Слайд 4)
- Перед вами на экране - слова. Напишите эти слова в своих тетрадях, решая орфографические задачи. - Давайте, сравним выполненное вами задание с образцом. (Слайд 5)
- Каким способом образовались слова? (Приставочным и суффиксальным.) - Какое слово является словарным? (Слово «берёза») - Какое слово отличается от других слов своим образованием? (Пароход.) - Как оно образовалось? (?)
IV. Изучение новой темы. - Послушайте шуточное стихотворение о том, как образовалось это слово (Слайд 6): Жил да был на свете «пар», С виду был он сед и стар, Но с кипящею водой Он плясал, как молодой. Жило-было слово «ход» В слове «выход», в слове «вход», В слове «ходики» стучало И в «походе» вдаль шагало. Так и жили пар и ход. Жили врозь они, но вот Вместе их соединили - По воде они поплыли. Паром ходит пароход, В паре ходят пар и ход. Е. Измайлов
- Прочитайте правило образования сложных слов (Слайд 7) (Это правило находится в учебнике на с. 25.)
- Давайте поможем гному разобраться в строении слов. (Слайд 8)
- Рассмотрим слово «Книголюб». От каких слов оно образовано? А как образовалось слово «Пылесос»? (Двое учащихся поочередно работают у доски, выделяют корни в словах). - Что мы узнали о словах? - Какие слова будем называть сложными? - Сколько пунктов нашего плана мы уже выполнили? (4. Выполняем пункт 5 «Изучение новой темы») - Давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Погрузи слова в машины». (Слайд 9)
Лед..кол, птиц..вод, земл..мер, сам..свал, снег..пад, стал..вар. - Определите, в какую машину нужно погрузить каждое слово. - Сколько слов мы погрузили на каждую машину? Давайте посчитаем! (По 3 слова). (Слайд 10)
- Когда же в сложных словах пишем соединительную гласную о, а когда е ? (Учащиеся формулируют правило написания соединительных гласных) - Кто может объяснить, что такое снегопад? (Ответы учащихся) (Слайд 11)
- А в какое время года он бывает? (Зимой) - Давайте, составим предложения с данным словом. (Самостоятельная работа в рабочих тетрадях) - Прочитайте, что у вас получилось. (Несколько учащихся зачитывают свои предложения)
Раз, два, три, четыре, пять - Очень трудно нам писать. Ну, а если мы устали - Сели - встали, сели - встали. И похлопаем в ладошки, И потопаем немножко. И не стоит нам лениться Надо дальше нам трудиться. Чтобы больше нам узнать - Надо слушать и писать.
V. Закрепление пройденного материала. 1. Составьте и запишите сложные слова, выделите корни. Сталь варит, сам катится, разводит птиц, рубит мясо, ловит мышей. 2. Работа по вариантам: Запишите слова, получившиеся в результате соединения основ: I вариант: - делать, владеть, пахать. (Земледелие, землевладелец, землепашец) II вариант: - качать, раздел, хранить. (Водокачка, водораздел, водохранилище) 3. К о л л е к т и в н а я р а б о т а: (Слайд 12)
VI. Итог урока. - Как еще образуются слова в русском языке, что об этом вы узнали сегодня? - Какова же была цель нашего урока? - Достигли ли мы её?
- Можем теперь ответить на вопрос: «Может ли быть в слове два корня?»
- Были ли у вас затруднения?
- Смогли ли мы их преодолеть?
- Чем же мы будем заниматься на следующем уроке?
- А теперь оцените себя, каким был для вас урок? (Самооценка учащихся)
- Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. (Учитель выставляет оценки за урок) - А теперь, давайте просмотрим, все ли пункты плана мы использовали на уроке? (Ребята обращают внимание на пункт в плане «Объяснение домашнего задания»)
VII. Домашнее задание. (Слайд 13)
Учитель даёт комментарий к домашнему заданию.
- Придумайте свои сказочные сложные названия необычных овощей, а мы постараемся их отгадать на следующем уроке.
- Ребята, все вы - молодцы! Спасибо вам за урок! (Слайд 14)