Конспект урока Зимние слова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Зимние словаКонспект урока Зимние словаКонспект урока Зимние словаТехнологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема урока « Зимние слова»

Ф.И.О. учителя: Орешкина И.Ю., Котина О.А.

Предметная область: русский язык

Класс: 3 класс

Автор УМК: Русский язык 3 класс («Школа 2100»), автор: Пронина О., (Система Занкова Л.В.) автор: Нечаева Н.В.

Тип урока: урок -проект (урок систематизации и обобщения знаний и умений)

Тип проекта:

По деятельности учащихся - творческий проект;

По комплексности - монопроект;

По характеру контактов - межклассный;

По дидактической характеристике - групповая деятельность учащихся;

По доминирующей деятельности уч-ся - практико-ориентированный проект;

По продолжительности - краткосрочный.

Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных; учащимися 3 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Закрепление знаний об имени существительном»

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

-Усвоить общие способы анализа предмета проектной деятельности,

-уметь превращать общий замысел в упорядоченную систему проектных учебных действий,

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

-формировать умения подбирать текстовую информацию;

-выделять из большого количества информации главное;

-представлять свой проект.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Проектные цели:

  • развивать умение строить монологическую речь;

  • умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;

  • умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения различать части речи, умения работать со словарями,

Планируемые результаты.

В ходе работы над проектом учащиеся научатся:

  • находить пути решения поднимаемой проблемы;

  • пользоваться толковым, фразеологическим словарями, словарём антонимов, синонимов;

  • находить полезную информацию в словарях;

  • совершенствовать умения находить однокоренные слова;

  • собирать материал в дополнительной литературе, в Интернете;

  • сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;

  • оформлять страницу журнала;

  • презентовать проект;

  • оценивать результаты работы;

  • пользоваться результатами собственной деятельности.

Средства (оборудование):

1)План проведения проекта

2)листы А4

3)проектор-компьютер

4)Словари

5) Инструкционные карты, листы самооценки.

Содержание взаимодействия с учащимися

п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

Организационный этап.

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Приветствие гостей.

Какое у нас настроение?

- А ваше настроение я предлагаю выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на столе:

  • красная фишка - настроение отличное,

  • желтая - хорошее,

  • синяя - так себе.

- И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель показывает фишку).

Сегодня вы будете исследователями, а кто такой исследователь?

Составим наш девиз. (Ужасно интересно всё то, что неизвестно)

Что пригодится нам для открытия новых знаний?

- Я вижу не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.

Учащиеся поднимают сигнальные фишки


Открывает новые знания

На столах выкладывают девиз

(внимание, активность, умение слушать и самостоятельно работать)

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

2)

Самоопределение к деятельности

Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

И так мы начинаем урок….

Вы уже догадались, что урок у нас не совсем обычный, потому, что у нас гости, а гости бывают не на каждом уроке.

Урок у нас не простой, а урок - проект, а что мы будем с вами исследовать, вам предстоит сейчас определить самим.

В повседневной жизни нас окружает множество предметов, вещей, явлений, настолько привычных, что мы редко задумываемся над вопросами: что же обозначают слова, обозначающие их? Какова история их вхождения в нашу жизнь и язык?

(русского языка).

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

- выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признаку.

3)



4)


Актуализация знаний.



Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Вы творчески подошли к выполнению проектов, а именно работали над словами Зимними словами и проявили максимум своей фантазии и заинтересованности. В результате были выбраны самые лучшие проекты и те, кто их представил. Так получились наши команды. А сейчас мы поменяем вам слова и проверим ваши умения, знания в самостоятельном нахождении информации.

О словах мы можем узнать из словарей. Словари бывают разные : Из Толкового словаря С.И Ожегова мы узнаём лексическое значение, из этимологического словаря (историю происхождения слова), словари словообразовательные, фразеологические, морфологические - все важны.

Сейчас члены каждой группы представят часть своих проектов







Теперь обменяйтесь материалами и возвращайтесь на рабочее место: пора приступать к работе.

В конце работы вам надо выполнить творческое задание - составить акротекст с вашим словом.

Презентация 3 «Б» угадайте загадку и узнаете, о чём наш проект. Читают загадку. (Другой класс отвечает)

1 ученик. В Этимологическом словаре русского языка мы узнали, что слово Снег происходит от Общеславянского - snegъ.

Старославянское, древнерусское - сънегъ.

Слово «снег» известно с древнерусской эпохи (встречается в памятниках XI в.). В словарях - с 1731 г., глагол «снежить» - с 1704 г.

Древнерусская форма «сн(ять)гъ» заимствована из старославянского, где существительное восходит к общеславянскому snegъ.

К этому же корню восходят: древнепрусское snaigis (снег), древнеирландское snecht (снег), латинское nivit (снег идет) и др.

2 ученик В словаре фразеологизмов мы нашли фразеологизмы со словом снег:

«Как снег на голову» - неожиданно, внезапно.

Нужен как прошлогодний снег» -

совсем не нужен.

« Искать прошлогодний снег» -

надеяться вернуть то, что прошло.

« Зимой снега не выпросишь» - о скупом, жадном человеке.

3 ученик : Мы нашли пословицы и поговорки с этим словом : Не то снег, что метет, а то, что сверху идет.

С неба снег звездой, а на ладошку -водой.

Как не мойся, белее снега не будешь.

Снег холодный, а от стужи укрывает.

4 ученик: мы также нашли приметы о снеге.

Много снегу - много хлеба; много воды - много травы.

Снег глубок - год хорош.

На полях снег волнистый - к урожаю.

Вороны каркают, сидя на деревьях, ожидается снегопад.

Выпадет снег, станет теплее.

Зимой воробьи чирикают - к снегу.

Презентация проекта 3А

Теперь отгадайте наше слово. (Читает загадку.) Мы нашли значение слова Зима. Слово пришло из старославянского языка. В древнерусском языке слово употреблялось с XI в. Оно перешло из старославянского языка. Прилагательное зимний известно с X-XII вв. В русском языке ударение падает на 2 слог, а в других славянских языка на 1 слог

болг. зи́ма сербохорв. зи́ма, вин. зи̑му, словен. zíma, чеш., слвц., польск. Zima

У нашего слова есть устойчивые обороты -фразеологизмы: Не первая зима волку зимовать. О бывалом человеке, привыкшем к неудобствам, тяготам

Орать ни зиму ни лето. Говорить что-л. бессмысленное.

Среди зимы льду взаймы не выпросишь (снегу не купишь) у кого. О скупом человеке.

Сколько лет, сколько зим! (разг.; радостное приветствие при встрече с тем, кого давно не видели).

Мы нашли поговорки: Соколу лес не в диво, волку зима за обычай.

Помни это: зима не лето!

Зимой волка бойся, а летом мухи.

В зиму шубы не занимают. Что летом ногою (толкаешь), то зимой рукою (подберешь).

Что лето ни урожается, все зимой сгожается. Лето собирает, а зима поедает.

Лето собериха (припасиха), зима подбериха (прибериха).

В зимний холод всякий молод.

Примет о зиме очень много:

Без воды зима не станет.

Зима в одну ночь становится.

После большого урожая строгая зима. Хлебу урожай, так зима холодна.

С осени зелено, а в зиму, молись Богу!

Каков Платон, Роман, такова и зима, 18 ноября.

Коли на Михайлов день (8 ноября. ) закует, то на Николу раскует

На Лаврентия смотрят в полдни на воду: коли тиха, то осень будет тихая, а зима без вьюг, 10 августа.

Регулятивные:

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.

Познавательные:

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения.

- осознают личное отношение к малой родине.

Регулятивные

- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.

5.)



Работа над проектом

Применение знаний и умений в новой ситуации



Инструктаж учителей.

Мы - ваши консультанты. Если возникнет затруднение, поднимайте сигнал. По мере выполнения проектного задания, не забывайте вывешивать его на доску под соответствующим названием.

На доске вывешены названия этапов проекта.

Лексическое значение слова

Однокоренные слова

Синонимы

Антонимы

Сочетаемость слова

Предложение со словом

Акротекст

Познавательные:

- выявлять сходство и различие объектов, классифицировать объекты.

Коммуникативные:

- аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач

.- умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

- строить высказывания, понятные для других.

Регулятивные:

- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Личностные:

-знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству.

IV.Физминутка (музыкальная)

6)

Презентация проекта

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель Все задание выполнены. Сейчас состоится презентация проекта по слову Снег. Группа 3 А класса.

Теперь свою работу представляет группа 3 Б класса

Учащиеся снимают лист с доски, зачитывают, складывают листы в папку.

Коммуникативная:

- умение вести диалог, знать правила поведения в гостях, приветствие друг друга.

- воспринимать текст,

-находить нужную информацию

- проявлять активность во взаимодейтсвии.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

Регулятивные:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками.

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

7)

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

узнал, открыл для себя…

Сегодня на уроке Я научился, смог

могу похвалить себя и своих одноклассников за …


Делают самооценку работы в группе над проектом. (Приложение4)

Регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль

- уметь оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме,

- понимать на слух ответы обучающихся

- осуществлять взаимный контроль.

Домашнее задание

Продолжить работу над проектом:

Исследовать другие «Зимние слова»

Сани, пороша, метель, мороз.

Личностные:

- демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки.



© 2010-2022