Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению на тему Юный патриот для 2 класса

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ "Малинская средняя общеобразовательная школа"

«РАССМОТРЕНО» « СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МБОУ

______________ цикла ________________ «Малинская СОШ»

Протокол № ______ ________________ _________Семёнова Н.А.

«___» ______20__ г. «____»_______20__ г. Приказ №______

Председатель ШМО от «___»______ 20___г.

____________________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по социальному направлению

«Юный Патриот»

на 201_/201__ учебный год

2 класс





Учитель: Кузьмин В.А.







Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный Патриот» представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

  1. пояснительную записку, где раскрывается статус документа, специ­фика курса, цели и задачи программы, используемая литература и источники.
  2. основные содержательные линии программы, здесь указывается основное со­держание внеурочной программы, мониторинговая карта результатов освоения курса, раскрывают необходимый уро­вень предмет­ных зна­ний-умений, методиче­ское обеспечение программы и др.
  3. календарно-тематическое планирование, где наглядно показана ча­со­вая рас-
пла­нировка тем уроков и дата их прове­дения.

1. Пояснительная записка. Рабочая программа учебного предмета «Юный Патриот» для 2 класса разработана на основе примерной программы начального и основного образова­ния, разрабо­танной на основе стандарта второго поколения под редакцией В.А. Горского. - М.: Просве­щение, 2011. Cовременная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго по­коления (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятель­ность рассматривается как специально организованная деятельность обу­чающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Предполага­ется, что занятия будут происходить в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых на­учных исследований и т.п. И если внеурочная деятельность определена об­разовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность. Актуальность. Государственный стандарт второго поколения (ФГОС) предусматривает несколько направлений по внеурочной деятельности учащихся младших классов. Одним из главных таких направлений является патриотическая деятельность. Значение раз­вития патриотических знаний у учащихся велико, ведь они дают не только определенные знания, но и воспитывают будущего гражда­нина и защитника с морально-нравственными качествами и патрио­тической любовью к своей стране. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Данная программа направлена на воспитание нравственных чувств и этиче­ского сознания у младших школьников как направ­ление духовно нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоцио­нально-ценностного постижения действительности и обществен­ного действия в контексте становления идентичности гражданина и патриота России. В федеральном базисном учебном плане на изучение социального направ­ления в 2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в учебный год. Про­грамма детализирует и раскрывает содержание учебного стандарта, опреде­ляет стратегию обучения, воспитания и развития детей. Основная цель программы: формирование основ патриотизма (вос­пита­ние качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, граж­данской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспита­ние уваже­ния к культуре и истории своей родины).
Задачи преподавания курса:

  • Образовательные задачи - подача учебной информации как можно бо­лее эф­фективнее с помощью различных методов обучения. Вызвать интерес к пат­риотическому направлению внеурочной работе. Расширять кругозор уча­щихся.
  • Познавательные задачи - формирование у детей и их родителей инте­реса к изу­чению истории своей страны.
  • Практические задачи - формирование у учащихся представлений и об отечест­венных ис­то­риче­ских событиях и фактов через знания о своих предков и националь­ных героев.
  • Воспитательные задачи - сформировать ценностные ориентации и нрав­ст­вен­ные убеждения на основе исторических знаний, тем самым воспитать дос­той­ного гражданина и защитника.

Используемая литература и источники: - Моя страна Россия: пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста / Н.Ф. Виногра­дова, Л.А. Соколова. - М.: Просвещение, 2007. - Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное обра­зование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). - История России в историческом музее. Культурный фонд «Кинокомпания «Православная Энциклопедия», 2007 г. (DVD диск.) - Иллюстративная история российского государства. Полная версия в IV томах. «Дивайс», 2007 г. (4 DVD диска.) - proshkolu.ru.

2. Основные содержательные линии программы.



Основное содержание дополнительной образовательной про­граммы вне­урочной дея­тельности «Юный Патриот». Историческая личность: В истории личностями называют людей, обладающих ярко выраженной инди­видуально­стью, отличающихся от других людей в каком-либо отноше­нии и сделавших определенный вклад в истории. В данной программе будут представлены следующие российские историче­ские лично­сти: - Правители и самодержцы - Великие полководцы - Национальные герои Учащиеся узнают о каждой исторической личности чем она известна и зна­менита, её сделанный вклад в определенный период в истории развития страны. Исторические события: Исторические события - это историческое время, которое движется только вперед. Каждый отре­зок движения в историче­ском времени соткан из тысяч связей, мате­риаль­ных и духовных. События, сле­дующие одно за дру­гим, обра­зуют временные истори­ческие циклы и периоды. Каждое историческое событие насыщенно своими историческими лично­стями и ге­роями, войнами, конфликтами, датами, цифрами.

Исторический факт: Исторический факт - это реальное, действительное событие, которое подтвер­ждено рядом исторических источников. Все прошлое человечества соткано из ис­торических фактов, их множество. Пример исторического факта - наши предки славяне, существование Первой и Второй мировых войн. В исторической науки условно выделяют три группы фактов: факт - событие, характеризующий уни­кальное, неповторимое; факт - явление, отражающий типичное, общее; факт - процессы, определяющий всеобщее. Каждый исторический факт непосредственно связан с историческим временем, поэтому ему также свойственны исторические лично­сти и ге­рои, войны, кон­фликты, даты, цифры.

Данная рабочая программа со­стоит из следующих разделов

(распланировка внеурочной программы):


№ раздела Наименование раздела Количество всего часов

Теоретич.

часть

Практич.

часть

1 Наши предки.

4 3 1

2

Древнерусское государство и первые её правители.

6 5 1

3 Русь в период татаро-монгольского

ига. Русь Москов­ская.

5 4 1

4 Царская Русь.

4 3 1

5 Императорская Россия.

10 9 1

6

Герои СССР и Великой отечественной Войны.

4 3 1

7 Итоговый обобщающий урок по всем разделам, «Кто такой патриот».

1 1 1



Содержание курса:

раздела

Наименование

раз­дела Кол-во ча­сов

Основное содержание, что должны изу­чить учащихся

1. Наши предки

4

  • история возникно­вения на­ших предков сла­вян

  • занятия наших предков
  • верования наших предков


2. Древнерусское госу­дар­ство и первые её прави­тели.

6

  • история возникновения Древнерусского госу­дар­ства

  • первые и дальнейшие пра­вителями Древ­нерус­ского госу­дарства

  • важнейшие исторические события и факты

  • формирование раздроблен­ности Древне­рус­ского госу­дарства

3.

Русь в период та­таро-монголь­ского ига. Русь Мо­сков­ская.

5

  • татаро-монгольское наше­ствие и его влия­ние на Русь

  • исторические личности

  • национальные герои

  • важнейшие исторические события и факты

  • формирование независимо­сти Руси от та­таро-монгольского ига

  • усиление роли Москов­ского княжества

4. Царская Русь.

4


  • формирование царской Руси

  • исторические личности

  • национальные герои

  • важнейшие исторические события и факты

  • «Смутное время» в исто­рии России

5. Российская империя.

10

  • формирование Российской империи

  • исторические личности

  • национальные герои

  • важнейшие исторические события и факты

  • усиление роли России на международ­ной арене

  • Первая Мировая Война

6.

Герои СССР и Вели­кой отечественной Войны.

4

  • СССР и Великая Отечест­венная Война

  • исторические личности

  • национальные герои

  • важнейшие исторические события и факты

  • значение Великой Отечест­венной Войны для нашей истории

7.

Итоговый обобщаю­щий урок по всем разделам, «Кто такой патриот».

1

  • характерные особенности отдельной ис­торической личности и героев

  • значение и роль историче­ской личности в нашей истории

  • имена и подвиги нацио­нальных героев

  • важнейшие исторические события и факты

  • вывод учащимся, кто та­кой патриот и ка­кими ка­чествами он должен обла­дать



Мониторинговая карта результатов освоения курса: Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколе­ния значительное внимание уделяют метапредметным и личностным обра­зовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами уча­щихся, развитием их личностных компетенций, профориента­цию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной дея­тельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, фор­мирующих миро­воззрение, содействующих социализации, позволяющих углуб­лять знания в определённой области. При разработке рабочей программы внеурочной деятельности необходимо учесть, что главными результатами обучения и воспитания является формирова­ние универсальных учебных действий (УУД), направленных на способность вос­питанников самостоя­тельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компе­тентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.









Личностные и метапредметные результаты

образова­тельного процесса в 2-м классе.

результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обуче­нию, о помощи им в само­организации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навы­ков учащихся, умений само­стоятельно конструировать свои знания, ориен­тироваться в информационном про­странстве, развитие критического и твор­ческого мышления.


организация на уроке

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учите­лем ори­ентиры действия в но­вом учебном мате­риале в сотрудни­честве с учителем;

• планировать свое действие в соответ­ствии с поставленной зада­чей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и по­шаговый контроль по резуль­тату;


  • в сотрудничестве с учите­лем ста­вить новые учебные за­дачи;

  • преобразовывать практи­ческую задачу в познаватель­ную;

  • проявлять познаватель­ную ини­циативу в учебном со­трудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках ре­шения творческих задач и навы­ках поиска, ана­лиза и интерпрета­ции информации.

  • добывать необходимые зна­ния и с их помощью проделывать конкретную ра­боту.

• осуществлять поиск необходимой инфор­мации для вы­полнения учеб­ных заданий с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художе­ственных и познава­тельных текстов, выде­лять существенную информацию из текс­тов разных ви­дов;

  • осуществлять анализ объек­тов с выде­лением существен­ных и несуще­ственных при­знаков;

• осуществлять расширен­ный по­иск информации с ис­пользованием ресурсов библио­тек и Интернета;

коммуникативные

  • Учиться выполнять различ­ные роли в группе (лидера, исполнителя, кри­тика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к об­щему решению в совме­стной дея­тельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ре­сов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность суще­ствова­ния у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собствен­ной, и ориентироваться на по­зицию партнера в общении и взаи­модействии;

  • учитывать разные мнения и стре­миться к координации различных по­зиций в сотруд­ничестве

  • учитывать разные мне­ния и ин­тересы и обосно­вывать соб­ственную по­зицию;

  • понимать относитель­ность мне­ний и подходов к реше­нию проблемы;

  • аргументировать свою по­зи­цию и координиро­вать ее с по­зициями партнеров в сотруд­ниче­стве при выработке об­ще­го решения в совмест­ной дея­тельности;

  • продуктивно разрешать кон­фликты на основе учета инте­ресов и пози­ций всех его участ­ников;

  • с учетом целей коммуни­кации достаточно точно, по­следова­тельно и полно передавать партнеру не­обходимую ин­фор­мацию как ориентир для по­строения действия;













В результате обучения дети должны: Знать/ понимать:  основные исторические факты и события по истории России  хронологические рамки событий;  историю наших предков;

  • достижения и имена русских правителей и национальных героев
уметь:
  • пересказывать основное в исторических событиях;
  • давать характеристику историческим деятелям;
  • ориентироваться в исторической хронологии событий;
  • самим искать информацию

Выше перечисленные навыки, которые учащиеся должны приобрести в ходе обучения, способствуют приобретению не только социокультурных знаний, но и патриотических знаний, которые в общем расширяют кругозор ребенка. Наряду с традиционными, в программе используются современные техноло­гии и методики, которые соответствуют формам работы с детьми: технология разви­вающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.













Методическое обеспечение программы осуществляется по сле­дующим направлениям:

РАЗДЕЛ

Формы ра­боты

Формы под­ве­де­ния ито­гов

Дидактический мате­риал, механиче­ское ос­нащение 1 Наши предки.



  • Показ презентаций

  • Просмотр видео и ау­дио файлов

  • Беседы с эле­мен­тами опроса



- Ролевые игры
- Итоговое по­вторение по раз­делу

- DVD диски - Аудио файлы - Презентации
- емонстрационный мате­риал (портреты, картинки, схемы, карты) 2

Древнерусское госу­дарство и первые её прави­тели. 3

Русь в период та­таро-монголь­ского ига. Русь Мо­сков­ская. 4 Царская Русь. 5 Императорская Рос­сия. 6

Герои СССР и Вели­кой отечест­венной Войны 7

Итоговый обоб­щаю­щий урок по всем разделам, «Кто та­кой пат­риот».

  • Показ презентаций

  • Беседы с эле­мен­тами опроса

- Итоговое по­вторение. - Ролевая игра.
- Проведения конкурса луч­шего знатока ис­тории.


- Презентации
- Демонстрационный мате­риал (портреты, картинки, схемы, кар­точки)











ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной работы «Юный Патриот» для 2 классов

на 201_ - 201__ учебный год (34 часа)


урока

Название разделов, тем уроков

Кол-во

часов

Дата

2 А

2 Б

Раздел 1. Наши предки.

4 часа

1.

Наши передки - славяне.

1

2.

Чем занимались славяне.

1

3.

Во что верили славяне.

1

4.

Итоговое повторение по разделу.

1

Раздел 2. Древнерусское государство и первые её прави­тели.

6 ча­сов

5.

Образование Древнерусского государства и первые её

русские князья (Рюрик, Олег, Игорь).

1

6.

Святослав и Ольга.

1

7.

Ярослав мудрый

1

8.

Владимир Мономах.

1

9.

Юрий Долгорукий.

1

10.

Итоговое повторение по разделу.

1


Раздел 3. Русь в период татаро-монгольского ига. Русь Московская.

5 ча­сов

11.

Александр Невский. Ледовое побоище.

1

12.

Иван I Калита.

1

13.

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

1

14.

Иван III. Конец татаро-монгольского ига.

1

15.

Итоговое повторение по разделу.

1

Раздел 4. Царская Русь.

4 часа

16.

Иван IV Грозный.

1

17.

Смутное время. Минин и Пожарский.

1

18.

Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы

1

19.

Итоговое повторение по разделу.

1

Раздел 5. Императорская Рос­сия.

10 ча­сов

20.

Петр I.

1

21.

Екатерина II.

1

22.

Полководец Суворов Александр Васильевич

1

23.

Адмирал Ушаков Фёдор Фёдорович

1

24.

Полководец Кутузов Михаил Илларионович

1

25.

Александр II.

1

26.

Адмирал Нахимов Павел Степанович

1

27.

Николай II.

1

28.

Генерал Брусилов Алексей Алексеевич

1

29.

Итоговое повторение по разделу.

1

Раздел 6. Герои СССР и Великой отечественной Войны.

4 часа

30.

Герои Панфиловцы

1

31.

Дети - герои Великой отечественной Войны

1

32.

Маршал Советского союза Жуков Георгий

Константинович

1

33.

Итоговое повторение по разделу.

1

34.

Итоговый обобщающий урок по всем разделам, «Кто такой патриот».

1 час



© 2010-2022