Из опыта работы с детьми-инвалидами

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы с детьми -инвалидами В своей деятельности я стараюсь все время идти в ногу со временем и с потребностями общества. Данное стремление касается не только работы с одаренными детьми, но и с детьми инвалидами. Каждый представитель этой категории так же уникален, как и одаренный ребёнок. Инвалиды - особые дети, имеющие в рамках одного диагноза совершенно разные качества, которые делают ребенка неповторимым и сложным. К каждому из таких детей требуется персональный подход, который найти непросто. На отдельном примере из своей практики могу поделиться опытом работы с ребёнком-инвалидом Владиславом К., диагноз - умственная отсталость. Когда мы стали с ним работать в рамках надомного обучения, он закончил 1 класс. За это время мальчик научился аккуратно разукрашивать картинки и срисовывать буквы и цифры, совершенно не понимая их значения. Читать и писать не умел, не говоря уже о решении задач и примеров. Счёт тоже не был сформирован. Словарный запас скудный. К тому же Владик совершенно не хотел учиться. У него часто болела голова, и занятия приходилось прерывать. С первого дня я поняла, что нам будет очень трудно придерживаться плана прохождения программы. Мне надо было уделить большое внимание развитию общей мелкой и речевой моторики, воспитанию слухового внимания, восприятию, памяти, учитывать особенности протекания психических процессов (замедление темпа и сужение поля восприятия, неустойчивость внимания, качественное своеобразие памяти, мышления, слабость мотивации и интересов). Стала искать решение этих проблем. Для того, чтобы заинтересовать мальчика в учёбе, побудить к выполнению заданий, использовала свою систему поощрений. Перед ним лежала картинка, закрытая квадратиками, по мере выполнения заданий, квадратики убирались, и постепенно появлялось изображение конфеты, или игрушки, или наклейки, которую я потом вручала мальчику за хорошую работу. Постепенно Владик привык заниматься, у него выработалась усидчивость, и наши занятия стали проходить с большим успехом. Чтобы выучить буквы, я применяла ассоциативный метод. Например, изучая букву У, рисовала улитку и обводила её таким образом, чтобы получилась данная буква. Когда ученик забывал букву, я напоминала ему про картинку. Сначала он часто подглядывал в нашу самодельную азбуку, потом всё чаще и чаще представлял её в уме, пока не сформировался навык чтения. Примечательно, что первые две буквы А и У мы учили около 3-х недель. А читать и понимать текст стали уже в начале второй четверти, т.е. через три месяца. Вся наша учебная деятельность протекала на фоне резких перепадов настроения, с которыми так же приходилось считаться. Я общалась с мальчиком только спокойным, убедительным тоном и хвалила за любое достижение. Поговорила с родителями, и они тоже стали по-семейному поощрять Владика за успехи в учёбе. У мальчика появилась обязанность старшего брата - читать сестрёнке перед сном книгу. Постепенно, регулярно создавая ситуацию успеха, я добилась того, что Владик овладел навыками чтения, счёта, письма, выучил таблицу сложения и вычитания, у него появилось желание учиться, он стал проявлять самостоятельность в освоении знаний. Таким образом мы занимались в течение пяти лет. Чтобы мальчик общался со сверстниками, я постоянно приглашала его на все школьные мероприятия, в наши поездки и экскурсии. В этом учебном году Владик учится в специальном образовательном учреждении для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Я поддерживаю связь с ним и его родителями, слежу за его успехами. Владика назначили старостой класса. Он постоянно участвует во всех внеклассных мероприятиях, у него есть грамоты и дипломы за достижения в урочной и внеурочной деятельности. Думаю, что за пять лет нашего с ним сотрудничества смогла научить его главному: не бояться трудностей, всегда справляться с поставленной задачей.


© 2010-2022