Разработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык, 3 класс

Тема урока: Правописание суффиксов и приставок.

Правописание суффиксов -ик, -ек.

Цели урока:

- познакомить учащихся с правилом написания суффиксов -ек, -ик;

- учить учащихся писать слова с суффиксов -ик, -ек;

- расширять представление учащихся о правописании приставок и суффиксов;

- продолжать работу по развитию орфографической зоркости и слуха;

- продолжать развивать умения работать в парах;

- совершенствовать умения в оформлении письменных работ и отработки

каллиграфического навыка;

- воспитывать интерес к изучению родного языка.

Оборудование: учебник «Русский язык» для 3 класса (авт. В.П.Канакина),

карточки с заданиями.

Ход урока.


I. Организационный момент.

- Начинаем урок русского языка.

- Чему мы учимся на уроках русского языка? (красиво и грамотно

писать)

- Для чего мы этому учимся? (чтобы быть грамотными, а значит

культурными.)

- Откройте тетради.

II. Чистописание.

- Как всегда, начинаем урок с минутки чистописания.

- Посмотрите на ряд слов.

- Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовете букву,

Разработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классРазработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классРазработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классРазработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классРазработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классРазработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 класскоторую мы будем писать на минутке чистописания.

Разработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классРазработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классНорка дочка книжка

- Пропишите букву «К» и буквосочетания с ней.

Кк кк к к к к ка рк чк жк

- Кто догадался, какой частью слова является буква -к в этих словах?

- Что такое суффикс?

- Какое значение придает суффикс - к этим словам? (уменьшительно-ласкательное)

-Запишите слова, выделите суффикс. Придумайте и запишите одно слово с таким же суффиксом.(берёзка, осинка).

- Какая еще часть слова служит для образования новых слов? (приставка).

- Чем она отличается от суффикса? (стоит перед корнем).

-Разработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классРазработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 класс Посмотрите на доску.

Разработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 класс

Разработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 класс

Разработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классРазработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классРазработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классРазработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 класс

Разработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классРазработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классРазработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классРазработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 класс

- Какие из данных значимых частей слов являются суффиксами, а

какие - приставками? Выпишите сначала приставки, потом

суффиксы.

Проверка.

- Назовите приставки, которые вы выписали.

( Приставки: за, под, по, над, на, про).

- Перечислите суффиксы, которые вы записали.

( Суффиксы: -еньк, -очк, -ость, -чик, -ек, -ик).

- Что нужно знать, чтобы правильно писать приставки и

суффиксы? (знать, какие бывают приставки и какие бывают

суффиксы, знать правописание этих значимых частей слова).

III. Введение в тему урока. Постановка проблемы.

- У меня для вас есть слова. Прочитайте их.

Смел_сть, бел_нький, ваз_чка, ключ_к.

- Определите, в какой части слова пропущена буква? (в суффиксе).

- Вставьте пропущенную букву и объясните ее написание.

Разработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классРазработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классРазработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классРазработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классРазработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классРазработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классСмелость, беленький, вазочка, ключ?к.

- Почему возникло затруднение? (есть суффикс -ек, а есть и -ик).

- Сегодня на уроке мы должны разобраться, в каком случае

пишется -ек, а в каком -ик.

Разработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 класс

ключ _к

?

Разработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классРазработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 класс

-ек -ик

IV. Работа по теме урока.

- У вас на партах лежат карточки со словами.

- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.

(существительное)

- На какие две группы можно разделить слова? (ед. и мн. число)

- Разделите слова в два столбика.

- В каждой паре слов выделите суффикс.

- Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно их разделить?

(слова с гласной в суффиксе и слова с гласной в суффиксе).

Расположите слова в 2 группы.

Назовите слова 1 группы. Назовите слова 2группы.

Кузнечик кузнечики Орешек орешки

Птенчик птенчики Разработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 класс Горошек горошки

- Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса?

(при изменении формы слова гласная суффикса или остается в нем, или исчезает).

- Действительно, посмотрите на группу слов с гласной .

- Гласная есть в суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в

суффиксе слов во мн. числе.

А в словах 2 группы что происходит?

(гласная есть в словах ед.числа, но исчезла в словах мн. числа).

- Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?

Суффикс -ик пишется, если … при изменении формы слова гласная сохраняется. (Кузнечик - кузнечики).

Суффикс -ек пишется, если… при изменении формы слова гласная исчезает. (орешек - орешки).

- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники на с. 125.

- Прочитаем правило.

Физминутка.

V. Закрепление нового материала.

- Ребята, кто запомнил, когда пишется -ек, а когда -ик?

- Давайте на основе этого правила попробуем объяснить написание слов.

- Найдите упр. 243.

- Прочитайте 1 пару слов. Объясните написание суффикса -ек.

Запишите эту пару в тетрадь, обозначьте орфограмму.

- Дальше продолжим также.

- Итак, давайте сформулируем, какие действия надо выполнять, чтобы выбрать нужный суффикс.

  1. Изменяем форму слова (один, много)

  2. Смотрим на гласную в суффиксе.

  3. Если сохранилась, то пишем -ик;

Если исчезла, то пишем -ек.

- Эти знания нам помогут выполнить упр. 244 на с. 120.

- Вы видите слова с пропущенными буквами в суффиксе.

Поработайте в парах: обсудите, какие из данных слов имеют суффикс -ек, а какие - суффикс -ик. Какое значение вносят эти суффиксы в слово?

- Назовите слова, в которых вы напишите суффикс -ик. Почему?

- Назовите слова, в которых вы напишете суффикс -ек. Докажите.

- Какие действия вы выполняли, когда решали, какой суффикс нужно

вставить?

- Теперь я убедилась, что вы справитесь с домашним заданием.

- В начале урока перед нами встал вопрос…

Разработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 класс

ключ _к

?

Разработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 классРазработка урока по теме Приставки и суффиксы, 3 класс

-ек -ик

…Какую букву нужно писать в слове ключик?

- Кто может теперь ответить на этот вопрос? Почему ты так думаешь?

Молодцы.

Итак,

Мы отыскали секрет_к, и замоч_к открылся.

- Посмотрите на предложение. Докажите, какую букву нужно вставить в слова. Запишите предложение, выделите суффикс.

Какой суффикс выделили?

VI. Итог урока.

- Чему учились сегодня на уроке?

- Поднимите руку, кто считает, что он понял, какую букву нужно писать в

словах с суффиксами -ик, -ек?

- Кто испытывал трудности? В чём?

- На следующем уроке мы продолжим учиться писать эти суффиксы в словах.



© 2010-2022