Урок окружающего мира Твои помощники - органы чувств (деятельностный метод)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока окружающего мира

Тема: «Твои помощники - органы чувств»

Цели урока: Образовательная: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека; расширение и углубление знаний о работе органов чувств; расширение и углубление знаний о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств. Воспитательная: содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; воспитание умения работать в коллективе. Развивающая: способствовать развитию логического мышления; мыслительных операций анализа и синтеза, навыков личной гигиены, содействовать развитию органов чувств.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;

  • Ноутбуки;

  • Экспертные наборы (мешочки с различным содержимым, перчатки, пробирки, перфокарты)

  • Карточки со словарными словами;

  • Словарь Ожегова

Дифференцированный подход был при распределении детей на группы по видам деятельности.

Ход урока:


1 Оргмомент.

2. Актуализация знаний. - Внимание на экран (театр теней, последний слайд фигура человека). - Что вы можете сказать о том, что сейчас увидели на экране? - Почему в заключение показа появилась фигура человека? Вывод: человек - часть живой природы. - Благодаря чему мы с вами смогли узнать, что было на экране? - Чтобы выяснить, над какой темой урока будем работать, я предлагаю вам отгадать кроссворд.

  1. У зайчишки - на макушке,
А у нас чуть ниже глаз (ухо) Почему? 2. Брат с братом через дорогу живут, А один другого не видит (глаза) Почему? 3. У двух матерей по пять сыновей, Одно имя всем (пальцы)
  1. Вот гора, а у горы, две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит, То заходит, то выходит (нос) 5. Всегда во рту, а не проглотишь (язык) Почему?
- Какое ключевое слово получилось? (органы). - У человека есть разные органы. Какие органы вы знаете? - Тема нашего урока: «Твои помощники - органы чувств» - Мы с вами к концу урока должны решить, почему органы чувств можно назвать помощниками человека? (на доске проблемный вопрос).
- Опираясь на тему урока, давайте сформулируем цели. Познакомиться - с органами чувств и их значением для человека; Узнать - о работе органов чувств; Научиться - беречь органы чувств, соблюдать правила гигиены. - Сегодня вы будете не просто школьниками, Мы сегодня вступаем в научное общество «Юный исследователь». Каждый из вас будет его научным сотрудником. - Как вы считаете, какой из органов самый важный и дает больше информации об окружающем мире? - Этот вывод мы сделаем, когда познакомимся подробно со всеми органами чувств. - Итак, первый орган - глаза. - Кто из вас знает, как называется чувство, связанное с этим органом? (ответы детей). - Научное название этого чувства - зрение. - Чтобы выяснить значение данного слова обратимся к словарю Ожегова. (1 ученик читает, у остальных на столе выписка из толкового словаря). - Как называется специалист в области зрения? (окулист, офтальмолог) -Значение этих слов одинаково, различие состоит в том, что 1-устаревшее, 2- современное, 1-латинское, 2- греческое. - Приглашаю экспертов в области зрения. (выступления детей, готовивших доклады). - Что запомнили из того, что рассказали дети? - Вы не задумывались, почему человек моргает? (ответы детей) - Внимание на экран. (схема, диктор) - Что окружает глаз? (веки, брови, ресницы). - Зачем они нужны? (Веки и ресницы защищают от пыли и яркого света. Брови - задерживают капельки воды и пота, и не дают им попасть в глаза.) - Сам человек тоже должен заботиться о своем зрении. Открыли ноутбуки.
Задание: Опираясь на свой жизненный опыт, определите: что вредно, что полезно для зрения? (1 вариант - на компьютере, 2 вариант - на бумаге) - Проверьте правильность выполнения. Внимание на экран. (самопроверка) - Кто допустил ошибки? - Молодцы, справились! Прикрыли мониторы. - Что же собой представляет орган зрения?
Проблема: есть люди, которые плохо видят или не видят совсем. - Как им ориентироваться в окружающем мире? (трость, собака-поводырь, светофоры с сигналом) - Каким образом такие люди получают образование? (СПЕЦИАЛЬНЫЕ КНИГИ ДЛЯ СЛЕПЫХ, они читают с помощью пальцев). Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза. На ощупь, с помощью пальцев прочитайте написанное слово. (КОЖА) -Какое слово вы прочитали? - Откройте глаза, проверьте. - При помощи чего вы прочитали слово?(пальцы, кожа) - Научное название этого чувства - ОСЯЗАНИЕ. - Снова обратимся к словарю Ожегова и узнаем значение данного слова. Работа со словарем. - Как называется специалист, который занимается проблемами кожи? (дерматолог) - Я приглашаю к демонстрационному столу 1 группу экспертов-криминалистов. Предлагаю вам на одну руку надеть перчатку, вторую оставить свободной. - Определите, что в мешочках, и заполните инструкционную карту. (3-4 человека) 1-2 минуты. Дети работают, а в это время слайд схема кожи. - Пока ребята работают, внимание на экран. В энциклопедии я прочитала, что среди клеток кожи находятся миллионы микроскопических нервных окончаний, которые помогают нам почувствовать высокую температуру, боль, и даже легкое дуновение ветерка. На 1кв. см кожи имеется около 150-200 чувствительных нервных окончаний. - Теперь слово экспертам. Проведя данный опыт, мы обнаружили…. - Какой рукой вам было легче определить, что находится в мешочках? (без перчатки) - Какой вывод сделаем о таком органе чувств - как кожа? (ответы детей) - Правильно сказали, а я еще хочу добавить: Лучше всего мы ощущаем подушечками пальцев, потому что в них сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний. - Теперь приглашаем 2 группу экспертов-криминалистов. (3-4 человека) - Вам предстоит определить содержимое емкостей по запаху. (пробирки) - Обратите внимание, как правильно улавливать запахи. Вещества бывают разные, некоторые могут повредить слизистую носа. Показ учителя. - Не забудьте заполнить инструкционные карты. -Пока дети работают:
Большинство людей могут распознать около 4000 различных запахов, а некоторые - даже до 10000. Когда запах достигает задней стенки носа, нервы, реагируя на него, сообщают об этом мозгу.
- Готовы наши эксперты? Вам слово. (Проанализировав содержимое пробирок, мы установили что……..) - Прекрасно, вы справились!
- Какой орган чувств сейчас помогал нашим криминалистам? (НОС) Ученые называют это чувство - обонянием. -Обратимся к словарю.
Всегда ли запахи, которые мы ощущаем нам приятны? Приведите примеры. - Но ведь могут быть и вредные запахи (выхлопы газа, заводы, мусор, краска)
Открыли ноутбуки. Задание: выберете из предложенных предметов средства защиты органов дыхания. (1 вариант - на бумаге, 2 вариант - на компьютере) Самопроверка с большим экраном. Кто допустил ошибки? - Прикрыли мониторы. -
- Приглашаю следующую группу экспертов, которые будут исследовать следующее, не мало важное чувство - вкуса (карточка на доску) - Узнаем значение данного слова в словаре. - Проведем опыт: перед вами 4 стакана. Определите вкус. - Какие ощущения? (вода сладкая, соленая, кислая, чистая) Вопрос классу: При помощи какого органа чувств дети определили, что находится в стакане? (с помощью языка) - Тысячи маленьких выступов покрывают весь язык. Они называются вкусовыми сосочками. Существует 4 основных вкуса: сладкий, соленый, горький и кислый. Каждый из них мы ощущаем различными участками языка. Кончик языка определяет сладкое, боковые стороны чувствуют соленое и кислое, задняя зона различает горькое. Язык также различает горячее, холодное и боль. Какой вывод можете сделать о таких органах чувств как нос и язык?
- А теперь я предлагаю немного расслабиться. Закройте глаза, устройтесь поудобнее. - Определите, что это? (идут звуки: ливень с громом, море с чайками, мурлыканье кошки,) - Какой орган чувств помог определить эти звуки? (ухо) - В научной среде это - орган слуха. ( карточка на доску) - Обратимся к словарю за значением этого слова. - Как мы слышим звук? Внимание на экран. (схема уха, диктор)
- Для слуха нет ничего вреднее, чем шум. Слишком громкие звуки приводят к разрушению рецепторов звука. Сегодня в городах проблема шума стала острой, как никогда. Наш город не исключение. Громкость звука оценивается в специальных единицах - децибелах. Посмотрим, как влияет громкий звук на ухо человека. (таблица децибелов) - Ребята, есть еще одна проблема. В нашем обществе встречаются слабослышащие и совсем глухие люди. - Как же им общаться друг с другом и с нами? (решение проблемы) Существует язык жестов. Возьмите лист-приложение. Давайте попробуем с помощью языка жестов показать слово МАМА. - Молодцы! Дома обязательно научитесь показывать свое имя. Работа с компьютером.
- Открыли мониторы: Работа вам уже знакома. Самопроверка. Вывод. Что собой представляет орган слуха - ухо? - Как называется специалист, занимающийся лечением уха, горла, носа? (ЛОР - отоларинголог)
Встали. Повторяем за мной: Очень трудно так стоять, Ножку на пол не спускать. И не падать, не качаться, За соседа не держаться. - Наш организм - это набор тончайших и сложноустроенных механизмов, благодаря которым мы не только слышим, видим, но и поддерживаем равновесие, которое обычно называем 6 чувством. - Посмотрите на схему и сделайте вывод о том, как должны работать органы чувств? - Возможна ли полноценная работа организма при отсутствии хотя бы одного из этих органов? - Чтобы все органы были здоровы, необходимо соблюдать гигиену. - Сейчас поработаем в группах. 1 группа- окулисты, 2 группа- дерматологи, 3 группа- лор-врачи. Работа с карточками «Правила личной гигиены»

- Сели на свои места. Мы познакомились со всеми органами чувств. - Как вы считаете, какой из органов чувств является главным? (ВСЕ) - Теперь вернемся к проблеме поставленной в начале урока. Почему органы чувств можно назвать помощниками человека?
Дома составьте в творческой форме памятку по гигиене одного из изученных сегодня органов чувств.
© 2010-2022