Выбор профессии - с 1 класса. Статья

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Новомихайловская СШ» учитель

начальных классов Давыденко Тамара Ивановна

Выбор профессии - с первого класса.

Если оглянуться и посмотреть на выпускников нашей школы хотя бы нескольких последних лет, то удивляться разнообразию выбора не приходится: стоматолог, ветеринар, металлург, гидроэнергетик, эколог, а в основном - юристы, психологи, социальные работники. Это, конечно, неплохо. Но где же инженеры, агрономы, архитекторы? Ведь наша Хакасия «не стоит на месте», она развивается, строится и хорошеет. Чтобы это продолжалось, нужны специалисты. А у наших детей должно быть сформировано представление о мире профессий, понимание роли труда в жизни человека уже в начальных классах.

Когда дети пришли ко мне в первый класс, я провела опрос, кем они хотят быть. К сожалению, выбор невелик: два парикмахера, шофёр, два врача, строитель, пожарный и полицейский, а остальные - художники. Причём знания о профессиях очень поверхностны( «Рисуй себе да рисуй в своё удовольствие») . Стало понятно, что необходима профориентационная работа.

Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению должна осуществляться последовательно и непрерывно. Поэтому мной была продумана система работы на все четыре года. Она предусматривает взаимодействие с психологом, с учащимися и их родителями. Цель: формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности; воспитание трудолюбия, дисциплинированности, умение и желание работать сообща; организация разнообразных видов познавательной, игровой, поисковой, общественно полезной трудовой деятельности, побуждающих школьников проявлять интерес к профессиям родителей, работников ближайшего окружения и профессиям вообще.
Работа проводится как во внеурочное время, так и на уроках. Формы работы с учащимися начальных классов могут быть самые разные: «Карнавал профессий», утренники, экскурсии на предприятия региона ( например, Саяногорский Алюминиевый завод или страусовую ферму в п. Майна), оформление альбомов «Люди разных профессий», конкурсы рисунков, ролевые игры, классные часы, беседы. Я веду внеурочное занятие «Театр и Я», в тематике которого запланированы и реализуются игры и театрализованные представления. Очень интересна игра «Самый главный», когда детям учитель раздаёт предметные картинки и рассказывает сказку о том, как спорили представители разных профессий, кто из них самый главный. Дети описывают предмет от первого лица и заканчивают рассказ словами «Я самый главный». Используя данную тему, хорошо формировать у ребёнка навыки описательного рассказа, работать над накоплением его словаря. Знакомство со словарным материалом темы удобно проводить и с помощью рифмованного материала, который хорошо воспринимается детьми и делает занятие более увлекательным. В моей работе мне очень помогает книга «Мир человека. Профессии» Васильевой С.А., Мирясовой В.И.

Важным звеном в профориентационной работе является работа с родителями. В начальной школе важны встречи, беседы на данную тему с психологом, который может протестировать ребёнка в целях профориентации. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих учащихся, так и их родителей. И, конечно, хочется, чтобы профориентационная работа пошла на пользу нашему региону, а, значит, из наших учеников получились нужные Хакасии высокопрофессиональные и востребованные специалисты своей профессии.

Рецензия

на статью "Выбор профессии - с первого класса" учителя начальных классов Давыденко Тамары Ивановны.

Статья Т.И.Давыденко посвящена профориентационной работе в начальных классах.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку действительно очень важно правильное самоопределение ребёнка в выборе будущей профессии, его желание быть полезным обществу. А у региона одной из важных и трудных задач является кадровая обеспеченность.

Автором проведена диагностическая работа, в результате которой выявлено то, что у детей плохо сформировано представление о мире профессий. Особое внимание автор статьи уделяет методам и формам в своей профориентационной работе с детьми начальной школы и их родителями. Выражает надежду на то, что его работа пойдёт на пользу детям, а значит будущему нашего региона.

Научная статья Т.И.Давыденко " Выбор профессии - с первого класса" соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Заместитель директора по УВР / В.И.Веженко/

© 2010-2022