- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа элективного курса «Обучение жизненно важным навыкам в школе»
Программа элективного курса «Обучение жизненно важным навыкам в школе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гурова Т.А. |
Дата | 13.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА
по элективному курсу
«ОБУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМ НАВЫКАМ В ШКОЛЕ»
Пояснительная записка
В современной педагогике особое внимание уделяется комплексу поведенческих навыков, которые формируются у ребенка в процессе его социализации. Уже для младшего школьника необходимо наличие собственных взглядов, моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от воздействий социальной среды. Необходимо учить детей 1 - 4 классов сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменяя ее в своих целях, а также изменять сообразно цели самого себя. Ребенок младшего школьного возраста чаще всего самостоятельно не способен участвовать в такой работе, поэтому необходимо закладывать основы его будущих успехов, предлагая определенный курс упражнений по обучению жизненно важным навыкам. Жизненно важные навыки - комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни. Ориентироваться и действовать в различных условиях может человек, имеющий представление о данной ситуации. Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности - способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они также являются базой для формирования чувства собственного достоинства. Навыки позитивного общения - способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые взаимоотношения в семье. Навыки самооценки и понимания других - способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознавая возможность принять людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно себя вести в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми. Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями - осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей. Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях - способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас. Навыки продуктивного взаимодействия - способность конструктивно и «цивилизованно» выстраивать отношения с другими людьми. Навык самостоятельного принятия решений - способность принимать конструктивные, взвешенные решения. Человек, обладающий этим навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом. Навык решения проблемных ситуаций - помогает справиться с проблемами. Владение этим навыком дает человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях. Навыки работы с информацией - способность объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида. Навыки творчества - способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей. Целью данного курса является развитие у школьников социально значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
- Воспитание у детей активной позиции как по отношению к своей жизни, к своей судьбе, так и ко всем сторонам современной жизнедеятельности, к окружающему миру.
- Воспитание ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей.
- Развитие способности ребёнка к сотрудничеству с другими людьми, коммуникативности.
- Обучение детей пониманию себя и умению « быть в мире с собой».
- Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения.
Учебно-тематический план
1 класс (14 часов)
№
Тема
Количество часов
«Я - особенный»
Знакомство.
1 ч.
Что такое чувство.
1 ч.
Делимся чувствами.
2 ч.
Я такой разный.
1 ч.
«Нравится-не нравится»
Что мне нравится.
1 ч.
Учусь находить новых друзей и интересные занятия.
1 ч.
Какое бывает время.
1 ч.
Время - пространство для встреч
1 ч.
Ценности.
1 ч.
Что мне нравится
1 ч.
Привычки полезные и бесполезные, вредные
2 ч.
Нравится - не нравится каждый день.
1 ч.
2 класс
14 часов
«Как устанавливать отношения с людьми».
О дружбе и друзьях.
1 ч.
Такие разные друзья.
1 ч.
Способы знакомства.
1 ч.
Что мешает дружбе?
2 ч.
Просим прощения.
1 ч.
Помогаем сами и просим помощь.
1 ч.
Я член команды.
1 ч.
Прощальное.
1 ч.
Учусь понимать друзей.
1 ч.
Учусь взаимодействовать
1 ч.
Когда на меня оказывают давление.
1 ч.
Учусь настаивать на своем
1 ч.
Как научиться преодолевать трудности вместе.
1 ч.
3 класс.
(10 часов)
Я и другие
Я и другой, не похожий на меня.
1 ч.
Другой - не значит плохой.
2 ч.
Мы похожи.
1 ч.
Мы разные и это здорово.
1 ч.
Открытие себя
Я - уникальный человек.
1 ч.
Мои способности.
1 ч.
Мой характер.
1 ч.
Мои привычки.
1 ч.
4 класс.
(10 часов)
Психология общения.
Как научиться разговаривать с людьми.
1 ч.
Умею ли я дружить?
1 ч.
Я умею понимать другого.
1 ч.
Я умею договариваться с людьми.
1 ч.
Трудности в отношениях с друзьями.
1 ч.
Как разрешать конфликты мирным путем.
Я умею просить прощение.
1 ч.
Что такое сотрудничество.
1 ч.
Самоуважение и уважение других.
1 ч.
Учусь сопротивляться давлению.
1 ч.
Мой внутренний мир. Кого я могу впустить в свой внутренний мир.
1 ч.
Учебно-тематический план
№
Темы
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Я особенный.
8 ч.
Нравится - не нравится каждый день
6 ч.
Дружба. Как установить отношения с людьми.
9 ч.
Я и другие. Мир начинается с меня. Опыты принятия.
5 ч.
Открытие себя.
10 ч.
Психология общения.
10 ч.
Итого
14 ч.
14 ч.
10 ч.
10 ч.
Примерное содержание курса
СОДЕРЖАНИЕМ программы стали не высшие психологические функции и не учебные умения, а чувства, потребности, переживания и пристрастия, - то есть субъективный мир человеческой души. В основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребёнка. Курс учит серьёзно относиться к своим и чужим чувствам, понимать этот мир. Весь курс можно поделить на шесть блоков. На первый и второй классы рассчитано по два блока, на третий и четвертый классы - по одному блоку. В каждый блок входят определенные темы. 1 класс. Я особенный. Знакомство. Что такое чувство. Делимся чувствами. Я такой разный. Я - особенный. Нравится - не нравится каждый день. Что мне нравится. Какое бывает время. Время - пространство для встреч. Ценности. Что мне нравится. Нравится - не нравится. 2 класс. Как устанавливать отношения с людьми. О дружбе и друзьях. Такие разные друзья. Знакомство. Что мешает дружбе. Просим прощения. Помогаем сами и просим помощь. Я - член команды. Прощальное.
Я и другие. Мир начинается с меня. Опыты принятия.
Я и другой, не похожий на меня. Другой - не значит плохой. Мы похожи. Мы - миротворцы. Мы разные и это здорово. 3 класс. Открытие себя. Оттенки настроений. Полезное и бесполезное. Моя уникальность. Мои способности. Я умею… Я могу… Волшебная сила этикета. Культура чувств. Что я жду от других? Что я могу сделать для других. 4 класс. Психология общения. Межличностное взаимодействие. Пространство и его организация в межличностном общении. Эмоции и чувства. Самопомощь в ситуациях эмоционального дискомфорта. Личное обаяние и общение. Помехи в общении. Конфликт и его диагностика. Стратегия сотрудничества в конфликте. Взаимоотношения в семье. Система взаимосвязей в семье. Новые люди. Интересные друзья. Взаимоотношения взрослых и детей.
Методическое обеспечение Основной метод, с помощью которого учитель транслирует данные навыки - групповой психологический тренинг. Занятия организуются в самых разных формах, способных заинтересовать любого ребенка: уроки-беседы, ролевые игры, дидактические игры, практикумы по общению, групповые и индивидуальные творческие работы и т.д. Важно сделать любое занятие интересным, занимательным, достаточно наглядным и доступным, сочетающим различные виды активности ребенка.