Программа элективного курса «Обучение жизненно важным навыкам в школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПРОГРАММА

по элективному курсу

«ОБУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМ НАВЫКАМ В ШКОЛЕ»








































Пояснительная записка
В современной педагогике особое внимание уделяется комплексу поведенческих навыков, которые формируются у ребенка в процессе его социализации. Уже для младшего школьника необходимо наличие собственных взглядов, моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от воздействий социальной среды. Необходимо учить детей 1 - 4 классов сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменяя ее в своих целях, а также изменять сообразно цели самого себя. Ребенок младшего школьного возраста чаще всего самостоятельно не способен участвовать в такой работе, поэтому необходимо закладывать основы его будущих успехов, предлагая определенный курс упражнений по обучению жизненно важным навыкам. Жизненно важные навыки - комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни. Ориентироваться и действовать в различных условиях может человек, имеющий представление о данной ситуации. Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности - способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они также являются базой для формирования чувства собственного достоинства. Навыки позитивного общения - способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые взаимоотношения в семье. Навыки самооценки и понимания других - способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознавая возможность принять людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно себя вести в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми. Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями - осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей. Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях - способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас. Навыки продуктивного взаимодействия - способность конструктивно и «цивилизованно» выстраивать отношения с другими людьми. Навык самостоятельного принятия решений - способность принимать конструктивные, взвешенные решения. Человек, обладающий этим навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом. Навык решения проблемных ситуаций - помогает справиться с проблемами. Владение этим навыком дает человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях. Навыки работы с информацией - способность объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида. Навыки творчества - способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей. Целью данного курса является развитие у школьников социально значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

  1. Воспитание у детей активной позиции как по отношению к своей жизни, к своей судьбе, так и ко всем сторонам современной жизнедеятельности, к окружающему миру.
  2. Воспитание ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей.
  3. Развитие способности ребёнка к сотрудничеству с другими людьми, коммуникативности.
  4. Обучение детей пониманию себя и умению « быть в мире с собой».
  5. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  6. Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения.
Развитие творческих способностей в процессе коммуникативной деятельности

Учебно-тематический план

1 класс (14 часов)

Тема

Количество часов

«Я - особенный»


Знакомство.

1 ч.

Что такое чувство.

1 ч.

Делимся чувствами.

2 ч.

Я такой разный.

1 ч.

«Нравится-не нравится»

Что мне нравится.

1 ч.

Учусь находить новых друзей и интересные занятия.

1 ч.

Какое бывает время.

1 ч.

Время - пространство для встреч

1 ч.

Ценности.

1 ч.

Что мне нравится

1 ч.

Привычки полезные и бесполезные, вредные

2 ч.

Нравится - не нравится каждый день.

1 ч.

2 класс

14 часов

«Как устанавливать отношения с людьми».

О дружбе и друзьях.

1 ч.

Такие разные друзья.

1 ч.

Способы знакомства.

1 ч.

Что мешает дружбе?

2 ч.

Просим прощения.

1 ч.

Помогаем сами и просим помощь.

1 ч.

Я член команды.

1 ч.

Прощальное.

1 ч.

Учусь понимать друзей.

1 ч.

Учусь взаимодействовать

1 ч.

Когда на меня оказывают давление.

1 ч.

Учусь настаивать на своем

1 ч.

Как научиться преодолевать трудности вместе.

1 ч.



3 класс.

(10 часов)

Я и другие

Я и другой, не похожий на меня.

1 ч.

Другой - не значит плохой.

2 ч.

Мы похожи.

1 ч.

Мы разные и это здорово.

1 ч.

Открытие себя

Я - уникальный человек.

1 ч.

Мои способности.

1 ч.

Мой характер.

1 ч.

Мои привычки.

1 ч.





4 класс.

(10 часов)

Психология общения.

Как научиться разговаривать с людьми.

1 ч.

Умею ли я дружить?

1 ч.

Я умею понимать другого.

1 ч.

Я умею договариваться с людьми.

1 ч.

Трудности в отношениях с друзьями.

1 ч.

Как разрешать конфликты мирным путем.

Я умею просить прощение.

1 ч.

Что такое сотрудничество.

1 ч.

Самоуважение и уважение других.

1 ч.

Учусь сопротивляться давлению.

1 ч.

Мой внутренний мир. Кого я могу впустить в свой внутренний мир.

1 ч.



Учебно-тематический план

Темы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Я особенный.

8 ч.




Нравится - не нравится каждый день

6 ч.




Дружба. Как установить отношения с людьми.


9 ч.



Я и другие. Мир начинается с меня. Опыты принятия.


5 ч.



Открытие себя.



10 ч.


Психология общения.




10 ч.

Итого

14 ч.

14 ч.

10 ч.

10 ч.






Примерное содержание курса


СОДЕРЖАНИЕМ программы стали не высшие психологические функции и не учебные умения, а чувства, потребности, переживания и пристрастия, - то есть субъективный мир человеческой души. В основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребёнка. Курс учит серьёзно относиться к своим и чужим чувствам, понимать этот мир. Весь курс можно поделить на шесть блоков. На первый и второй классы рассчитано по два блока, на третий и четвертый классы - по одному блоку. В каждый блок входят определенные темы. 1 класс. Я особенный. Знакомство. Что такое чувство. Делимся чувствами. Я такой разный. Я - особенный. Нравится - не нравится каждый день. Что мне нравится. Какое бывает время. Время - пространство для встреч. Ценности. Что мне нравится. Нравится - не нравится. 2 класс. Как устанавливать отношения с людьми. О дружбе и друзьях. Такие разные друзья. Знакомство. Что мешает дружбе. Просим прощения. Помогаем сами и просим помощь. Я - член команды. Прощальное.

Я и другие. Мир начинается с меня. Опыты принятия.

Я и другой, не похожий на меня. Другой - не значит плохой. Мы похожи. Мы - миротворцы. Мы разные и это здорово. 3 класс. Открытие себя. Оттенки настроений. Полезное и бесполезное. Моя уникальность. Мои способности. Я умею… Я могу… Волшебная сила этикета. Культура чувств. Что я жду от других? Что я могу сделать для других. 4 класс. Психология общения. Межличностное взаимодействие. Пространство и его организация в межличностном общении. Эмоции и чувства. Самопомощь в ситуациях эмоционального дискомфорта. Личное обаяние и общение. Помехи в общении. Конфликт и его диагностика. Стратегия сотрудничества в конфликте. Взаимоотношения в семье. Система взаимосвязей в семье. Новые люди. Интересные друзья. Взаимоотношения взрослых и детей.

Методическое обеспечение Основной метод, с помощью которого учитель транслирует данные навыки - групповой психологический тренинг. Занятия организуются в самых разных формах, способных заинтересовать любого ребенка: уроки-беседы, ролевые игры, дидактические игры, практикумы по общению, групповые и индивидуальные творческие работы и т.д. Важно сделать любое занятие интересным, занимательным, достаточно наглядным и доступным, сочетающим различные виды активности ребенка.
































































© 2010-2022